Доклад для родителей
занимательные факты (старшая, подготовительная группа) по теме

Захарова Наталья Николаевна

Доклад для родителей, в котором излагаются принципы построения оздоровительной работы в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sobraniya.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для родителей

«Здоровье - есть высочайшее богатство человека»

В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации (законопроект от 17 января 2012 г.) здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей» [1].

Важность такой ориентации очень высока, поскольку в настоящее время можно говорить о многолетней стойкой тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения.  Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях  актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

 В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как «одна из приоритетных задач образования». Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» подтверждает беспокойство государства за будущее страны. Значимость данной проблемы определена в Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

        В современном обществе проблема здоровья, развитие двигательного творчества, эмоциональной отзывчивости детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны.

Среди детей всех возрастов наиболее заметно повысилась частота заболеваний крови и кроветворных органов, эндокринной системы, мочеполовой системы, системы кровообращения и опорно-двигательного аппарата. С каждым годом данная проблема становится все более значимой, так как стремительно усугубляется жизненное пространство вокруг ребенка: наблюдается резкое снижение жизненного уровня, ухудшение экологии, ускорение темпов жизни, дефицит семейного воспитания и т.д. Год от года растет заболеваемость детей. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней начинают развиваться в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25 % ослабленных детей, то сейчас число "физиологически незрелых" новорожденных растёт, каждый четвертый дошкольник болеет до 9 раз в год, (т.е. является частоболеющими).

        За последнее 10-летие в Российской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. По результатам Всероссийской диспансеризации, только 32% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,3% - хронические заболевания. Высокий уровень заболеваемости на территории страны, растущая социальная и психологическая дезадаптация семей, неблагоприятная экологическая обстановка, ослабление в связи с этим защитных сил организма дошкольника, определили содержание данного педагогического исследования.

        В  крае складывается  крайне тревожная ситуация по состоянию здоровья дошкольников: 86%   детей рождаются с различными формами патологии. Особую тревогу вызывают увеличение числа невротических реакций у детей 4-6 лет. У 50% дошкольников отмечены различные формы задержки психического развития. Мониторинг уровня физического состояния дошкольников показал, что низкий уровень физической подготовки имеют 50% ослабленных детей, 39% средний и 11% выше среднего. Результаты выборочных научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только  10% детей 5-7 – летнего возраста можно считать абсолютно здоровыми.

  Сегодня ни для кого не является секретом, что «крепость» здоровья детей становится всё ниже, защитные силы организма – всё слабее, а услуги медицины – всё дороже. Выход из этого положения очевиден:

  1. с раннего детства обеспечить детям здоровый образ жизни;
  2. в раннем возрасте сформировать у детей понятие, что каждый человек должен быть хозяином своего здоровья;
  3. научить бережно относиться к своему здоровью.

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье». Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования учёные, как: Т.И. Алиева, В.Г. Алямовская, О.М.Дьяченко, М.Н.Кузнецова С.М.Мартынов, Л.А.Парамонова, Е.А. Сагайдачная и др. Положения о сущности здорового образа жизни и теории формирования здоровья, отражены в трудах Н.А. Амосова, М.В. Антроповой, И.А. Аршевского, Э.   Бокка, К.Н.  Венцеля, Ю.П. Лисицына, М.И. Покровской, В.Л. Фармаковского и др.

Физическое развитие дошкольников представляет собой образовательный процесс, а непосредственно образовательная деятельность как основная форма физического воспитания детей - педагогическую систему с иерархической вертикалью основных компонентов. Такими авторами, как Е.Г. Леви - Гориневская, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Д.В. Хухлаева, Е.И. Тимофеева, Ю.Ю. Рауцкис, Л.В. Карманова, Н.Н. Кильпио, Н.Г. Кожевникова, М.А. Васильева были теоретически обоснованы значение, содержание непосредственно образовательной деятельности, отработаны вопросы методики проведения непосредственно образовательной деятельности разных типов и форм. Все это легло в основу реализуемых современных программ дошкольного образования и обеспечило решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей в соответствии с требованиями общества на определенном этапе его развития в соответствии с новыми ФГТ.

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утверждено следующее:

1. «Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании»;

2. «Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»[2].

Анализ научно-методической литературы по физическому воспитанию дошкольников, особенно последнего десятилетия, показывает, что на современном этапе внедряются в систему дошкольного воспитания различные инновационные программы и здоровьесберегающие технологии.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. По мнению исследователей именно этот возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных, творческих, познавательных. Творческие способности помогают будущим первоклассникам адаптироваться к школьной жизни.

         Для развития и воспитания дошкольников в МБДОУ   реализуются следующие программы: «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой и М.А.Васильевой;   программа Ефименко Н.Н. "Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста". Автором опыта используются такие образовательные педагогические технологии: Маханёвой Н.В."Здоровый дошкольник ", Глазыриной Л.Д. "Физическая культура - дошкольникам" и другие. Для приобщения детей к таким видам спорта, как художественная гимнастика, ритмика и развитию творческого потенциала дошкольников, в нашем дошкольном учреждении создана студия танцевально - игровой гимнастики, разработана рабочая программа "Гимнастика для дошколят" для детей от 5 до 7 лет

В рамках Концепции деятельности нашего образовательного учреждения  разработана концептуальная модель с учетом современных здоровьесберегающих технологий, в основу которых положены такие общеметодологические принципы, как:

- принцип активности и сознательности, который  предполагает участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей, развитию творческого потенциала дошкольников. Оздоровительная работа предполагает формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения, осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера;

- принцип, систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса, который  предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, творческих способностей, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;

- «Не навреди» - данный принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду (все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка);

- принцип доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Создаются индивидуальные оздоровительные программы и программы по дополнительному образованию, учитывающие особенности здоровья и развития ребенка;

- принцип системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина);

- принцип оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения, т.е. оздоровительную направленность имеют не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду;

      - принцип воспитывающего и развивающего обучения - правильно определять ведущие цели обучения:  познание, воспитание, развитие; формирование у дошкольников интереса к различным видам танцевально - игровой деятельности и развитию творческих способностей.

Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья дошкольников в нашем детском саду способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возложена основная нагрузка по формированию культуры здорового образа жизни.

С первых дней пребывания в нашем детском саду с детьми- дошкольниками в комплексе проводится следующая профилактико – оздоровительная работа:

  • разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы;
  • формируются навыки самомассажа, в том числе, в стихотворной игровой форме;
  • разучиваются стихи, пословицы, поговорки  о здоровье, правильном питании, о безопасности жизнедеятельности, о правилах дорожного поведения (совместные целевые прогулки, спортивные досуги, конкурсы и развлечения).

   Все педагоги нашего ДОУ понимают значение эффективности использования утренней гимнастики, зарядки, ритмических упражнений, физкультминуток, бодрящей гимнастики после дневного сна. Вышеперечисленные мероприятия в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми компонентами физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду. Старшей медсестрой совместно с врачом разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению заболеваемости в детском саду.

Педагогами совместно с узкими медицинскими специалистами  разработана система оздоровительной работы с дошкольниками по следующим направлениям:

  1.  Использование вариативных режимов дня пребывания ребёнка в ДОУ.
  2.  Индивидуальное психологическое сопровождение ребёнка.
  3. Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка.
  4. Работа по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни.
  5. Работа по организации правильного полноценного питания.
  6. Оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение воспитанников.


[1] Закон об образовании в Российской Федерации (законопроект от 17 января 2012 г.), статья 64.

[2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада для родителей "Речь будущего первоклассника".

Доклад для родителей по проблемам речи и звукопроизношения....

Доклад для родителей "Роль семьи в воспитании ребёнка".

Чтобы семья успешно справилась с воспитательными задачами,нужно,чтобы родители знали основные требования и необходимые условия семейного воспитания.Задача воспитателя-лучше узнать условия  жизни,...

Доклад для родителей: "Физическая культура в жизни дошкольника"

Физкультурно - оздоровительная работа в детском саду...

Доклад для родителей "Переход от дошкольника к школьнику и кризис семи лет"

Пока мамы и папы с нетерпение ждут 1 сентября, к малышу подкрался очередной психологический кризис. Как же выглядит этот самый кризис и как его преодолеть? Давайте поможем родителям оказать необходиму...