Практические советы воспитателю, имеющему в группе слабовидящего ребенка
консультация на тему

Бадунова Ольга Михайловна

Последствия нарушении зрения, проявляющиеся

в учебно — воспитательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практические советы воспитателю, имеющему в группе слабовидящего ребенка.

1. Последствия нарушении зрения, проявляющиеся

в учебно — воспитательной деятельности.

1.1. На близком расстоянии.

Последствия

Методические советы

Нарушение зрения

Ребенок не узнает предметы

- увеличить время для обследования

- хорошо осветить рабочее место следить, чтобы не было отблисков

- подобрать такие же предметы, но больше по размеру

- подобрать контрастный фон для демонстрации

Ребенок не находит предмет среди других.

- увеличить расстояние между предметами

- наклеить на предмет какую-нибудь яркую этикетку

- уменьшить количество предметов

Ребенок не узнает игрушку

- игрушки должны быт натурального вида

- дать ребенку предварительно обследовать игрушку

- подбирать игрушки разных размеров и цветов

Не воспринимает рисунки большого формата (в следствии ограниченного поля зрения или слишком близкого расстояния до рисунка)

- дать рассмотреть

- рисунки постепенно, путем закрывания отдельных деталей

- дать больше времени для зрительного обследования

- разрешить ребенку выбрать расстояние до рисунка самому (близкое расстояние не повредит зрению)

- использовать подставки

- использовать дополнительные оптические приборы (лупы)

- подбирать аналогичные рисунки меньшего формата

Не воспринимает рисунки маленького формата

- обеспечить дополнительное освещение рабочего места

- дать ребенку больше времени для зрительного обследования

- разрешить ребенку самостоятельно выбрать расстояние до рисунка

- использовать подставки

- использовать дополнительные оптические средства

- подбирать аналогичные рисунки большого размера

Не различает (слабо различает) контурные изображения

- обвести контуры фломастером (подбор цвета фломастера сделает ребенок)

- позволять ребенку выбирать расстояние самому

- использовать подставки

- использовать дополнительные оптические средства (лупы)

Не воспринимает силуэты изображений

- четко выделить контур

- использовать соединения контрастных цветов

Не различает изображение с большим количеством

- уменьшить количество деталей

- выделить детали контрастными цветами

- дать больше времени

1.2. На дальнем расстоянии

Последствие нарушении зрения

Методические подходы

Различение  демонстрационного материала невозможно, или затруднено вследствие низкой остроты зрения

Требования к демонстрационному материалу:

- достаточное увеличение

- четкость контуров

- небольшое кол-во деталей

- размещение демонстрационного материала в поле зрения ребенка

- обеспечить необходимое освещение демонстрационного материала (следить, чтобы не было отблесков)

- подобрать оптимальное рабочее место

- ребенок в случае необходимости, может подойти к доске

- обязательное проговаривание того, что демонстрируется

- дать ребенку соответствующий образец, рисунок.

Рассматривание предметов на расстоянии невозможно (или практически не возможно)

- показ предмета осуществлять непосредственно перед ребенком

- позволить ребенку подойти и осмотреть предмет на близком расстоянии

- развивать восприятие другими анализаторами

Действия воспитателя (других детей) не распознаются на большом расстоянии

- проговаривать действия

- позволить ребенку наблюдать с близкого расстояния

Мимика, жесты, зрительный контакт с воспитателем не воспринимается ребенком на расстоянии

- сопровождать проговаривание

Ребенок не узнает с окруженного расстояния других детей

- дать ребенку возможность свободно передвигаться по группе

- учиться ориентироваться по голосу

1.3. В изобразительной и трудовой деятельности

При нарушении мелкой моторики вследствие несогласованных действий глаза и руки:

- при обведении контуров

- при штриховке

- при разукрашивании

- при работе с ножницами

- четко выделить контур

- использовать фломастера

- дать больше времени

- систематически повторять действия

- придерживаться четкой последовательности при выполнении задания

- увеличить время для тренировки

Слишком маленькое расстояние для листа бумаги при изобразительной деятельности

- использовать листы поперечного формата

Трудности при ориентировке на листе бумаги

- разделить бумагу (сгибом или линиями на 2-4 части)

- использовать оптически и тактильные отметки

- индивидуально дополнительно учить ориентироваться на листе бумаги

Трудности при ориентировке на рабочем месте

- придерживаться четких правил порядка

- индивидуальное осветление рабочего места

- использовать контрастные между собой поверхности и материалы

- использовать яркие орудие труда  

Возможное отсвечивание материала приборов

- устранить источники отсвечивания

- использование цветных пластиковых конструкторов

- использование матовой цветной бумаги

- не использование блестящих тканей

Если цвета материалов сливаются и это может привести к быстрому утомлению, неаккуратности в выполнении работы

- следить, чтобы материалы, поверхность или подставка были контрастными

- разные материалы, используемые в работе, должны быть контрастными

Важно придерживаться ровной линии при  ____

- нанести вспомогательные линии, специальные обозначенные

- использовать шаблоны

- использовать прищепки

- увеличить время работы

Трудности целостного восприятия действий

- проблемы содружественных движений глаза и руки

- проблемы зрительного контроля

- работать индивидуально с ребенком (ведущая рука воспитателя)

- осуществлять деление процесса работы на этапы

- проговаривание каждого этапа и последовательности

- проговаривание действий

Неуверенность при работе с инструментами:

приводят к неправильному оцениванию опасных ситуаций

- детальнее познакомтесь с инструментом:

- детально рассмотрите

- обследуйте на ощупь

- демонстрация в действии

- подбор соответствующего инструмента

- ножницы с тупыми концами и яркими пластиковыми ручками

- большие иголки с большим усиком

- карандаш, линейки

1.4. В физическом воспитании двигательной деятельности

Последствие нарушение зрения

Методические подходы 

Недостаточное восприятие пространства и предметов, детей, воспитателя

- использовать контрастные указки (неоловые краски, светлая клейкая лента и т.п.)

- привести в соответствие освещение

- использование разного покрытия для пола

Повторение упражнений показанных на расстоянии невозможно, или практически невозможно

- для сохранения интереса у ребенка, упражнения следует проговаривать, показ осуществлять вблизи

- подчеркивать успехи ребенка

Ребенок ощущает свое участие в игре нецелесообразным

- оградить игровое поле дополнительным средствами (кегли, предметы)

- дать ребенку возможность сориентироваться

- дать ребенку возможность самому выбрать соответствующий мяч

- использовать яркие повязки или яркие футболки, как детям так и воспитателю, ведущему

- процесс игры должен проговариваться

- возможно введение новых правил игры.

Поведение слабовидящего ребенка привлекает внимание:

- желание подойти поближе

- неуверенность, несобранность при выполнении упражнений, участие в игре

- трудности в координации

- потеря интереса, низкая мотивация

- проявлять полное понимание в определенных ситуациях

- осуществлять индивидуальный подход.

- повторить инструктаж

- помогать, предлагать дополнительную помощь

- подобрать более простое задание в групповой игре

- при необходимости обратиться к психологу

Самочувствие ребенка имеет негативные симптомы (утомление, головная боль, и т.д.)

- при необходимости использовать специальные, очки для занятий спортом

- противоударные

- с защитой отсвечивания

- со специальными  стеклами для плавания

- подбирать упражнения в соответствии с возможностями ребенка

- запрещенные резкие наклоны

- условием для занятий — заключение врача и разработанная на основе него индивидуальная программа

2. Общие трудности.

Последствия нарушения зрения

Методические подходы

Ребенок быстро утомляется

- придерживается правил гигиены труда и перерывов для отдыха глаз

- использование всех возможных (оптические и не оптические) средства с целью предупреждения быстрого утомления

Освещение в группе может влиять на зрение:

- мало света

- много света

- отсвечивание

- оптимально освещать рабочее место

- дети имеющие светобоязнь должны выбирать рабочее место вместе с педагогом (посредине, спиной к окну, возможно использование козырьков)

- детям, чувствительным к освещению следует избегать  источников возможного освещением

Препятствие при передвижении распознаются позже

- следить за порядком в группе

- предупреждать ребенка о препятствиях в незнакомом помещении, площадке

- предупреждать ребенка об изменениях места нахождения предметов

- двери, перила, лестницы должны быть контрастными

Ограниченная ориентировка в пространстве

- разучивать маршруты к соответствующим помещениям

- осуществлять последовательное ознакомление с новыми помещениями

- учиться использовать ориентиры

- детали помещения должны быть яркими  

Слабовидящему ребенку угрожает опасность оказаться в группе в особом положении

- ознакомить всех детей группы, с проблемами слабовидящих детей с целью понимания, а не жалости

- помогать ровно столько сколько это необходимо

- развивать самостоятельность

- слабовидящий ребенок не должен занимать особенного места в группе, он должен быть введен в коллектив естественно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Эта тема выбрана мною  неспроста, так как компьютеры заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, в том числе и в детских садах. Компьютерные технологии, являясь самым современным...

Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "

Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...

Памятка для воспитателей «В моей группе есть ребенок с заиканием»

Что же такое заикание и как вовремя помочь ребенку...

практические советы по формированию финансовой грамотности у ребенка

материал для создания папки передвижки в работе с родителями...