Роль физической культуры и спорта в формировании психофизического здоровья у детей и подростков
статья на тему

Спортивная, физкультурная деятельность влияет на развитие личности детей и подростков, формированию у них  чувства «взрослости», умение оценивать собственное поведение. В коллективных формах спортивной деятельности развивается умение действовать сообща, учитывать чувства, позиции других людей, согласовывать свои действия с действиями партнёра, что имеет большое значение в формировании социальных основ и психологического комфорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_statja_varkhangelsk2015_osen.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

    Н.А. Ажгибкова,

инструктор по физической культуре

детского сада «Ромашка»,
СП МОУ «Павловская СОШ»,

г. Каргополь

Роль физической культуры и спорта в формировании психофизического здоровья у детей и подростков

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие всех систем детского организма, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей знания и практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Движение - это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения и самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными.

Развитие таких  качеств как сила, быстрота, ловкость, выносливость являются основной задачей физического воспитания и показателем психофизического здоровья детей.

Спортивная, физкультурная деятельность влияет на развитие личности детей и подростков, формированию у них  чувства «взрослости», умение оценивать собственное поведение. В коллективных формах спортивной деятельности развивается умение действовать сообща, учитывать чувства, позиции других людей, согласовывать свои действия с действиями партнёра, что имеет большое значение в формировании социальных основ и психологического комфорта.

         Поэтому так важно формировать у детей и подростков положительную мотивацию и  интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Система физкультурно - оздоровительной работы  в нашем детском саду предполагает различные формы, средства и методы формирования психофизического здоровья у дошкольников. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.

В своей деятельности при организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей мы уделяем большое внимание внедрению инновационных форм работы с дошкольниками. И это оправдано, так как проведение только обычной, типовой структуры НОД приводит к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.

Нами используются такие варианты занятий по физической культуре как:

1) игровые занятия;

2) занятия с одним пособием;

3) круговая тренировка;

4) сюжетно-игровые;

5) занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях (на степах);

6) занятия на свободное творчество;

7) занятия с элементами спортивного ориентирования;        

8) занятия из серии М.Ю. Картушиной «Зелёный огонёк здоровья».

Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и инструктора по физической культуре. Результатом воспитания и обучения   являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций, а так же заинтересованность детей в физической культуре.

Не зависимо от формы проведения занятия, на каждом из них должны соблюдаться такие принципы как:

- обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

- содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

Остановимся кратко на каждой из нетрадиционных форм проведения занятий:

1) игровые занятия построены на основе игр и игр-эстафет с включением игр. Целесообразно их использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия состоит из игр малой или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть занятия должна обеспечить снижение нагрузки.

2) занятие с одним пособием (мячом) интересно уже тем, что на таком занятии у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании, лазании, равновесии). Оно включает в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц и способствует воображению, фантазии, дети учатся использовать один предмет в разных ситуациях.

3) круговая тренировка: принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводятся в традиционной форме. Во время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется круговая тренировка. В зависимости от степени нагрузки полученной на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ позволяет детям проявить творческую инициативу, придумывая способы выполнения упражнения.

4) сюжетно-игровые занятия построены на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая их уровень: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты и т.д.

5) занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях (на степах) применяются для успешного создания бодрого настроения у детей. Вводная часть состоит из разных видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики.   После неё можно предложить детям музыкальные игры и танцы. Эти занятия проводятся не менее двух раз в месяц.

6) занятия на свободное творчество: на таких занятиях надо уметь не только проявить интерес, но и уметь в свободной двигательной деятельности использовать полученный двигательный опыт, то есть все время находиться в творческом поиске.

7) занятия с элементами спортивного ориентирования проводятся на участке детского сада в летний период. Перед занятием 2 команды получают маршрутные листы. На них схематично изображен участок, где будет проходить занятие и путь следования команд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождении воспитателя и преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну и т.д. Заканчивают маршрут обе команды в одном месте, где их поджидает письмо или сказочный персонаж с предложением поиграть, провести эстафету и т.д.

8) занятия из серии М.Ю. Картушиной «Зелёный огонёк здоровья»: а этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу  (пальчиковые гимнастики, упражнения на дыхание,  массаж стоп ног, ушных раковин и.т.п.).  

Важную роль в формировании психофизического здоровья детей, их полноценного развития играет тесное сотрудничество родителей и педагогов.

В нашей дошкольной организации основным способом реализации сотрудничества инструктора по физкультуре и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники. И лишь при условии реализации преемственности и целенаправленной деятельности родителей и педагога может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая психофизическое  здоровье детей.

Содержательную сторону взаимодействия специалиста и родителей по проблеме физического развития ребенка мы определяем через различные его формы. А именно:

- анкетирование родителей с целью выявления знаний по воспитанию здорового ребенка;

- индивидуальные и групповые консультации;

- общие и групповые родительские собрания;

- совместное создание развивающей предметно-пространственной среды;

- Дни открытых дверей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале;

- организация дней  Здоровья;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

-  проведение НОД с совместным участием родителей и детей.

На сегодня одной из основных форм работы по взаимодействию с родителями остаются родительские собрания.  Традиционно осенью мы выходим на собрания в группы старшего возраста с темой «Здоровье и физическое развитие ребенка». На этих собраниях мы знакомим родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников, а так же рассказываем о том, какие двигательные навыки приобретают старшие дошкольники.

С 2013 года мы вводим в практику проведение НОД с совместным участие родителей и детей. В 2013 году было проведено занятие «Путешествие в город волшебных мячей» (средняя группа), в 2014 году - «Цирк зажигает огни» (старшая группа). Оба занятия были подготовлены инструктором по физической культуре и воспитателем группы. Как показывает практика, совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт.

Еще одной из эффективных форм работы по взаимодействию с семьей можно назвать и проектную деятельность. В этом учебном году нами был реализован проект «Будь здоров!» с детьми и родителями старшей и подготовительной групп. Во время проведения проекта было проведено анкетирование родителей, фотоконкурс «Моя спортивная семья», спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Данный проект был направлен на всестороннее психолого-педагогическое и санитарно-гигиеническое просвещение родителей.  

Неотъемлемой частью взаимосвязи инструктора по физической культуре и родителей является информационно-наглядная пропаганда. Это и буклеты с материалами для информированности об оздоровительной работе, и информационные листы, и папки-передвижки с практическим материалом для использования в играх с детьми, советы и рекомендации для родителей.  

Надо отметить, что от совместной деятельности с родителями, дети  ощущают психологический комфорт, что непосредственно влияет на их здоровье, а родители приобретают необходимые знания о физическом развитии ребенка.

Нельзя забывать о совместной деятельности инструктора по физкультуре по воспитанию здорового и развитого ребёнка с педагогами и специалистами детского сада. Это способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры.

Взаимодействие с медицинской сестрой предполагает проведение оздоровительных мероприятий (занятия М.Ю. Картушиной «Зелёный огонёк здоровья», уроки Айболита) и проведение санитарно-просветительской работы среди педагогов и родителей. Также в начале года совместно с медсестрой проводим оценку плантографии у детей старшего дошкольного возраста для проведения профилактических мероприятий при необходимости.

Взаимодействие с музыкальным руководителем находит свое отражение в музыкальном сопровождении в течение проведения физкультурно-оздоровительной работы. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, способствует двигательному развитию детей.    

         Взаимодействие с педагогом-психологом и учителем-логопедом заключается в консультативной методической помощи, которая направлена на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, познавательных процессов и речи. Это может методика проведения игр с детьми с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры речевого характера.

Таким образом, систематические занятия физкультурой и спортом, а так же   сотрудничество  родителей и  педагогов способствуют развитию личности детей  как социально значимых.

Физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство формирования психофизического и социального здоровья детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение на зарядку становись Конспект старшая группа Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни; интереса к физической культуре и спорту и желания заниматься физкультурой и спортом.

Развлечение на зарядку становисьКонспект старшая группаЦель: Формирование потребности в здоровом образе жизни; интереса к физической культуре и спорту и желания заниматься физкультурой и спортом...

Проект Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту путем формирования представления об Олимпийском движении «Мы-будущие олимпийцы!»

Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и сво...

Статья «Формирование у старших дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта»

Создание условий  для формирования у старших дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта....

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста "

Статья по физической культуре на тему "Подвижные игры как средство формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста ".При проведении подвижной игры имеются неограничен...

Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья у детей.

Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья у детей....

Роль физической культуры и спорта в поддержании оптимальной работоспособности

Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют боль...

Конспект открытого занятие по физическое культуре по ЗОЖ на тему: "Радуга здоровья" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект открытого занятие на тему: "Радуга здоровья" для детей старшего дошкольного возраста.Инструктор ФК- Поздняк Лариса Евгеньевна...