проект на тему: "Будь здоров, малыш!"
проект (средняя группа) по теме

Задкова Ирина Павловна

Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребёнка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения.

Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  • Введение………………………………………………………………………………3
  • Актуальность………………………………………………………………………...3
  • Цели и задачи………………………………………………………………………..4
  • Основные формы реализации……………………………………………………..7
  • Ожидаемые  результаты реализации…………………………………………….9
  • Заключение……………………………………………............................................13
  • Литература…………………………………………….............................................14
  • Приложение………………………………………………………………………...15

Введение

Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребёнка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения.

Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка.

Привычка  к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использованная имеющихся средств физического  воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа  жизни, используя  различные формы работы.

Формирование привычек и навыков осуществляется непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране и здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни – стремление к самостоятельности.

Актуальность:  с раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.

Цели: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в режимных моментах и разных видах деятельности.

Задачи: 

1. Учить закатывать рукава, правильно намыливать руки, мыть руки аккуратно не разбрызгивая воду,  вытирать насухо своим полотенцем лицо и руки.

2. Научить детей последовательно одеваться и раздеваться. Аккуратно вешать или складывать на место вещи. Называть правильно вещи.

3. Во время приёма пищи есть аккуратно, кусать хлеб над тарелкой; правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, благодарить.

Продолжительность проекта: 1 год, (долгосрочный) с сентября по май.

Участники проекта: воспитатели, дети (10 человек), младший воспитатель, родители.

Перед началом работы над  проектом, нами было проведено исследование по выявлению уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (по Урунтаевой Г.А.)

 Исследовались следующие навыки:

-навыки мытья рук, умывание.

-навыки самообслуживания (одевание и раздевание).

-навыки культуры еды и поведения за столом.

-навык пользования носовым платком.

Навыки мытья рук и умывания включают умение:

1.Закатать рукава;

2.Смочить руки;

3.Взять мыло, намыливать до появления пены;

4.Мыть руки;

5.Смыть мыло;

6.Умыть лицо.

7.Сухо вытереть руки, лицо, аккуратно повесить полотенце и в свою ячейку;

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1.Расстегнуть пуговицы;

2.Снять платье (брюки);

3.Аккуратно повесить;

4.Снять обувь;

5.Снять колготки, носки

6.Надеть в обратной последовательности.

Навыки культуры еды включают умение:

1. Держать ложку;

                  2. Не крошить хлеб;

            3.  Не разговаривать за столом;

            4.  Благодарить;

            5.  Пользоваться салфеткой.

    Для показателя навыка сформированности пользования носовым платком:

  1. Достать платок из кармана.
  2. Развернуть.
  3. Использовать по назначению.
  4. Свернуть.
  5. Убрать в карман.

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за правильно выполненное действие он получает 2 балла.

Действие,  выполненное с небольшими неточностями и помощью   взрослого 1 балла.

Неумение выполнять действие (полностью помогает взрослый)  0 баллов.

      Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:

Высокий уровень (32-46 балла) - все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (16-31 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;

Низкий уровень (0-15 баллов) – один и более навыков не сформирован.

Так, закатать рукава полностью могут двое детей (20%), двое детей (20%) пытаются закатывать рукава, но справляются только с помощью взрослого. Шесть человек (60%) не могут закатать рукава.

Смочить руки водой сами могут трое детей (30%),пять человек (50%) справляются не полностью, и двое детей (20%) не могут сами смочить руки водой. Берёт мыло и намыливает до появления пены только один ребёнок (10%),пятеро детей (50%) берут мыло, но не могут хорошо намылить руки, четверо детей (40%) не могут взять мыло и намылить  руки.

Моют руки самостоятельно двое детей (20%), четверо детей (40%) не очень хорошо моют руки и четверо детей (40%) не могут сами мыть руки.

Трое детей (30%) хорошо смывают мыло с рук, четверо детей (40%) смывают мыло не достаточно хорошо, трое детей (30%) не могут смыть мыло с рук.

Один ребенок (10%) сам умывает лицо, четверо детей (40%) пытаются мыть лицо, но делают это не умело, пять человек (50%) не умеют мыть лицо.

Один ребёнок (10%) хорошо вытирает лицо и руки, вешает полотенце не место; четверо детей (40%)пытаются вытирать лицо и руки, но делают это не достаточно хорошо. Пять человек (50%) не знают, как вытирать руки и лицо, и не могут повесить полотенце на место.

Анализ результатов показал следующее, что 30% детей имею сформированные навыки, но они требуют совершенствования и закрепления, у 30% детей навыки находятся в стадии становления, у 40% детей навыки не сформированы. 

Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении  необходимо было организовать обстановку так, чтобы она максимально полно способствовала  этому процессу. Поэтому первым шагом в реализации проекта было:

1.Дизайнерское оформление  (яркость, красочность) оборудования.  Каждой вещи было отведено определенное место, доступное для детей. Далее проводилась работа по ознакомлению детей  с предметами личной гигиены. Дети знали где, что находится.

2.Вторым шагом было разделение осваиваемых детьми действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствовало более быстрому созданию прочных динамических стереотипов. На этом этапе усвоения навыка мы ни в коем случае не торопили детей, давая  им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволила  сохранить у них положительно-эмоциональный настрой.

3. Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий  был неизменным, формы - разные;

4. Далее - индивидуальная работа с каждым ребенком, с учетом уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

Основные формы реализации проекта:

  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Художественное слово.
  • Чтение художественной литературы.
  • Праздники и развлечения, беседы.
  • Работа с родителями.

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач,  и для их успешного решения мы использовали  целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:

1. Показ и объяснение.

В младшей группе показ  сопровождался пояснением, причем необходимо было четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового действия давалось  очень подробно, затем постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям.

2. Упражнение и контроль.

Только при многократном повторении какого-либо действия, закрепляется определенный навык. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков.  Соблюдая это требование, нами проверялось, как выполнены отдельные действия или задания в целом.

3. Пример взрослых.

Помня о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию,  мы старались  быть для них образцом. Примеры  были прямыми («делай, как я!») и косвенными (мы  использовали различные формы, которые вызывали интерес у детей, привлекали их внимание).

От природы у детей хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребёнок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.       

4. Игровые приемы.

Позволяли  воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.  Игровые приемы очень эффективны в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Хорошо помогали  закрепить имеющиеся навыки дидактические игры, игра «в ошибки».

5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок помогло уточнить представления детей о том, как надо выполнить тот или иной навык.

Ещё одно из условий, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда  соблюдали культурно-гигиенические навыки.

Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель  сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.

Ожидаемые  результаты реализации проекта: 

Дети от 2 до 3 лет должны:

1. Дети правильно моют руки (закатывают  рукава,  правильно намыливают   руки, моют руки аккуратно, не разбрызгивая воду,  вытирают насухо своим полотенцем лицо и руки).

2. Дети умеют последовательно одеваться и раздеваться. Аккуратно вешать или складывать на место вещи. Называть правильно вещи.

3. Во время приёма пищи едят аккуратно, кусают хлеб над тарелкой; правильно держат ложку, пользуются салфеткой, благодарят.

4. С помощью взрослого приводят себя в порядок (поправлять одежду, снять испачканную одежду);

5. Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской);

Формирование культурно-гигиенических навыков  не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания.

Работу с родителями мы начали со сбора информации о наличии у них необходимых знаний по данному вопросу. При изучении семей наших воспитанников, выявились типичные трудности, с которыми сталкиваются родители, при формировании культурно-гигиенических навыков у детей.

Многие родители из-за нехватки времени или терпения предпочитают сами быстренько умыть, одеть ребёнка, убрать за него игрушки, что мешает закреплению полученных в детском саду знаний, умений и навыков культурного поведения. Для этого были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

Для того  чтобы родители могли прививать навыки  в семье  в единстве  с детским садом мы систематически знакомили родителей  с содержанием и методами формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

Стремясь дать родителям квалифицированный совет, проводились тематические консультации по формированию культурно-гигиенических навыков: «Воспитан ли ваш ребёнок?», «Методы педагогического воздействия».

Результаты не заставили себя долго ждать. Многие родители включились в совместную работу по данному направлению, оценили ее важность и значимость для развития ребенка, делились своими успехами по формированию культурно-гигиенических навыков дома,  в семье.

Результаты работы

После проведённой работы, была проведена повторная диагностика навыков и стали видны следующие результаты.

     Диагностика навыка мытья рук и умывания.

Так, закатывать рукава научились все дети (100%), смочить руки водой также могут все дети (100%), взять мыло и намылить руки до появления пены могут почти все дети (96%), только один ребёнок (10%) берёт мыло, но затрудняется сам намылить руки. Мыть руки сами могут семь детей (70%), трое детей (30%) справляются недостаточно хорошо. Девять детей (90%) смывают сами мыло с рук, один ребёнок (10%) не может сам хорошо смыть мыло с рук. Все дети (100%) научились мыть лицо. Восемь детей (80%) научились  вытирать лицо и руки насухо, двое детей (20%) вытирают руки и лицо полотенцем недостаточно хорошо.

Диагностика навыков одевания и раздевания.

Семь детей (70%) могут уверенно расстегивать пуговицы, трое детей (30%) делают это с небольшим затруднением. Восемь детей (80%) умеют снимать платье (брюки), двое детей (20%) иногда затрудняются снять платье (брюки). Девять человек (90%) научились аккуратно вешать одежду на стульчик, а один ребёнок (10%) делает это не всегда хорошо. Почти все дети (90%) могут сами снять обувь, только один ребёнок (10%) иногда затрудняется. Семь человек (70%) могут сами одеться в обратной последовательности и трое детей (30%) иногда путают последовательность. 

Диагностика навыка культуры еды.

Держать правильно ложку научились все дети (100%). Не крошить хлеб, откусывать от куска научились восемь детей (80%), двое детей (20%) иногда крошат хлеб. Все дети (100%) научились правильно вести себя за столом, не разговаривать, а кушать молча. Также все дети (100%) всегда говорят «спасибо» после приёма пищи. Восемь детей (80%) уверенно пользуются салфеткой, у двоих детей (20%) не всегда получается использовать салфетку правильно.

Диагностика навыка пользования носовым платком.

Все дети (100%) могут достать платок из кармана. Восемь детей (80%) могут самостоятельно развернуть платок, двое детей (20%) разворачивают платок с небольшими затруднениями. Восемь человек (80%) уверенно используют платок по назначению, двое детей (20%) делают это недостаточно хорошо.

Свернуть платок могут семь человек (70%), у троих детей (30%)это не всегда получается качественно. Убрать платок в карман могут все дети (100%).

Анализ результатов диагностики после реализации проекта показал следующее  -  у 90% детей навыки прочно сформировались, у 10% детей  навыки сформировались, но требуют отработки, совершенствования и закрепления. Прослеживается четкая положительная динамика.

Заключение

Диагностический анализ  позволил предоставить результаты проектной работы, проведённой в группе детей младшего дошкольного возраста. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали мыть руки без напоминания взрослого, научились мыть лицо, опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Многие заметно улучшили свое поведение во время приема пищи; стали кушать аккуратнее. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

 Так как  деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, в дальнейшем необходимо,  продолжать  уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании. Необходимо, как можно чаще и эмоциональнее при проведении режимных процессов использовать художественное слово - различные стихи и потешки подходящие к действиям. Также нужно проводить занятия и игры по данной тематике, это очень нравится детям, и они лучше запоминают действия в игре.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо продолжать проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. В индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок, что  и как нужно продолжать закреплять дома.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: «Будь здоров, малыш!»

Краткосрочный прект для второй младшей группы....

Проект на тему "Будь здоров"

Ппоект  на тему "Будь здоров"...

Проект на тему: «Будь здоров!»

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий...

Проект на тему: «Будь здоров!»

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий...

Проект на тему: " Будь, здоров малыш"

Проект на тему "Будь, здоров малыш"...

Проект на тему «Будь здоров, малыш!»

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы ак...

Среднесрочный проект на тему: "Будь здоров малыш"

повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение своспитателями группы.  Укреплять и охранять здоровье детей....