Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях интернатного типа
учебно-методический материал на тему

Назаркина Елена Владимировна

технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx54.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                    СОДЕРЖАНИЕ.

Введение .

1.Теоретические основы  здоровьесберегающей системы в дошкольных учреждениях .

2.Создание здоровьесберегающих технологий  в ДОУ :

а) Актуальность создания здоровьесбережения в дошкольных учреждениях интернатного типа ;

б)Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях интернатного типа .

Заключение .

Приложение .

                                                                                                                                                                                                                     

                                                ВВЕДЕНИЕ.

В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается . Уже к 6-7 годам лишь каждый пятый ребенок может считаться абсолютно здоровым . Может существовать достаточно много объяснений складывающейся ситуации . Это и неблагоприятное обстановка , снижение уровня жизни , нервно- психические перегрузки , от которых сегодня страдают даже малыши . Это неумение самих детей быть здоровыми , незнание ими элементарных законов здоровой жизни , несформированность  основных навыков сохранения здоровья .

«Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции дошкольного воспитания, является поиск эффективных средств  совершенствования и развития двигательной сферы  детей  дошкольного возраста на основе формирования у  них потребности в движениях».Оздоровительную направленность  должна иметь вся организация  жизнедеятельности ребенка ДОУ . Усиление работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка -  дошкольника , культивирование здорового образа жизни . Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств  решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс в детском учреждении.

                                                              1.                                

   Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового)

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия (рост, вес, окружность грудной клетки, состояния осанки, жизненная емкость легких.) В широком понимании это - физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер.

                                                                     

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.

Физическая подготовка - это профессиональная направленность физического воспитания.

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие  дефектов (ВОЗ).

Технология - строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития . В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. детей, педагогов и родителей.

                                                                   

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

Приобщение детей к физической культуре

Использование развивающих форм оздоровительной работы.

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение , но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников .

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ , начиная с дошкольного возраста ,поскольку в этот период у ребенка  закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы ориентированы  на формирование у ребенка позиции  призвания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего  здоровья , расширение знаний и навыков по гигиенической культуре .

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования все средств физического воспитания . Физическое воспитание – педагогический процесс , направленный на достижение хорошего здоровья , физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития ( умственного, нравственного , эстетического , трудового) . Физические упражнения – это спортивные игры , праздники , развлечения . Закаливание – специальные меры закаливания , беседы . Гигиенические факторы-  режим питания , гигиенические процедуры ( по М.Д Маханевой ).

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста  . В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов  на ребенка , на закономерности   его развития  , а следовательно, и на создание условий , которые способствуют становлению личности , оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника.                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                         

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Например :  Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни .

Основное содержание  работы по программе должно строиться , по мнению авторов , по нескольким направлениям.

1)Ребенок и другие люди.

2)Ребенок и природа .

3)Ребенок дома.

4)Эмоциональное благополучие ребенка.

5)Ребенок на улицах города .

6)Здоровье ребенка.

Содержание последнего раздела –«Здоровье ребенка»- направлена на формирование у ребенка представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни . Считаем важным сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своём теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и ценность жизни другого человека; формировать потребность в физическом и                                     нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро– и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли. Педагог  рассказывает детям , как работают основные системы органов( опорно – двигательная ,мышечная , пищеварительная , выделительная , нервная система , кровообращения ,дыхание , органы чувств .) Важно сформировать  у ребенка умение вовремя реагировать на сигналы , говорящие о состоянии все органов и систем .

                                                  2а.

Наиболее ценными являются пособия , которые мы реализуем в своей работе  при организации здоровьесберегающих технологий  в нашем учреждении – Рузаевском  детском доме:

Программа оздоровления в ДОУ: «Здоровый малыш» под ред. З.И.Бересневой ;

«Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей ДОУ»: Пособие для медицинских работников и воспитателей под ред. М.Н.Кузнецовой;

«Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах» Под ред. Л.В.Игнатовой , О.И.Волик и др.

Использовать данные программы  в воспитательно - образовательном процессе  сподверг нас контингент детей нашего дошкольного учреждения . Исследование отмечают значимые различия «домашних»  детей и детей воспитывающихся  в интернатных учреждениях . Дети – сироты отличаются не только снижением умственного развития , но и  состоянием здоровья .

 Состояние здоровья детей-сирот характеризуется высокими показателями заболеваемости, особенно на этапе устройства в государственное учреждение 

Отмечается высокий уровень госпитализаций детей-сирот (в 8,4 раза выше, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях).

У детей-сирот старшего возраста в структуре заболеваемости преобладают болезни органов пищеварения и дыхания, а у детей раннего возраста - врожденные аномалии и отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (43,7%).

Дети-сироты имеют худшие показатели физического здоровья за счет дефицита массы тела и низкого роста, большинство из них относятся к третьей и четвертой группам здоровья.

 Уровень заболеваемости в домах ребенка увеличивается в 2 раза, отмечается нарастание количества воспитанников с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии, происходит рост хронической заболеваемости.

У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается высокий уровень распространенности психических и поведенческих расстройств (около 100 заболеваний на 100 детей). В структуре выявленных отклонений в психическом здоровье у всех детей первое место принадлежит расстройствам психологического развития

Тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, среди сирот выявлялась в 4 раза чаще, чем у детей, воспитывающихся в семьях.

Около 11% детей-сирот страдают умственной отсталостью

 У 30% детей-сирот диагностированы эмоциональные расстройства и расстройства поведения; треть отклонений приходится на гиперкинетическое расстройство поведения, которое проявляется гиперактивностью и нарушенным вниманием

Результаты  исследований показывают, что картина личностного развития ребенка-сироты отличается от развития ребенка, воспитывающегося в семье

Одной из основных характеристик личности таких детей называют агрессивность

Негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям является следствием дефицита теплоты и принятия в общении и нередко распространяется даже на братьев и сестер

Самыми важными профессиональными умениями являются умение разговаривать с детьми, слушать и слышать их, умение в каждом случае, с каждым отдельным ребенком находить (или разрабатывать) адекватные формы диагностической, развивающей или коррекционной работы.

                                             2б.

Учитывая умственные  и физические показатели детей нашего учреждения , наиважнейшей задачей ,стоящей перед  нашими педагогами , является  использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном  процессе , использование методов коррекции психофизических отклонений .

Сегодня не у кого не возникает сомнения  положение о том , что формирование здоровья – не только и не столько задач медицинских  работников , сколько психолого - педагогическая проблема . Поэтому выделим основные направления здоровьесберегающей модели :

1)Психологическое (произвольность мотивации личности , наличие и выраженность  субъективной активной позиции деятельности .

2)Медико – оздоровительное ( организация педагогического процесса в ДОУ.

 3)Социально – педагогическое ( создание предметно – развивающей  среды,построение на принципах личностно – ориентированного подхода , научно –педагогической , методической базы .)

4)Собственно педагогическое ( модернизация  воспитательно  - образовательного процесса , внедрение инновационных технологий , изменение организованной и управленческой структуры.)

Комплексная система оздоровления предполагает  решение задач :

1)Охранять и укреплять здоровье детей , совершенствовать их физическое развитие , повышать свойства организма , улучшать физическую и умственную  работоспособность .

2)Формировать у всех участников  образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

3)Воспитывать в детях , потребность в здоровом образе жизни  как показателе общечеловеческой культуры .

4)Приобщать детей  к традициям  большого спорта ( футбол , ритмика)

5)Развивать  основные физические способности (силу , быстроту , ловкость , выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях .

6)Формировать  и совершенствовать  двигательные   умения и навыки, обучать новым видам движений , основанных на приобретенных знаниях  и мотивациях физических упражнений .

7)Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта , связывая воедино элементы анатомических , физиологических и гигиенических знаний.

8)педагогам организовать с детьми оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу жизни, поведенческих навыков здорового образа жизни.

9)Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

Для реализации задач здоровьесбережения в нашем учреждении созданы следующие условия:

-Физкультурный зал оборудован необходимым инвентарем: нескольких гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, мячи , обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое необходимое оборудование.

-Спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена ямой для прыжков в длину ,гимнастической стенкой и бревном.

-имеется картотека подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами.

-Имеется картотека для развития основных видов движения ,картотека физкультминуток и пальчиковых игр.

-В каждой возрастной группе имеются уголки движения ,где дети занимаются как самостоятельно ,так и под наблюдением педагогов.

-Имеется оздоровительный комплекс: сауна ,бассейн ,фитобар .Здесь предлагают детям лечебные чаи, настойки для профилактики заболеваний.

-Наш детский дом находится на окраине леса ,куда мы каждый день ходим с детьми  гулять ,наблюдать за животным и растительным миром, проводим опытно-исследовательскую деятельность.

-В нашем учреждении работают узкие специалисты :психолог ,учитель- логопед.

-В каждой возрастной группе имеются зоны уединения для снятия эмоционального напряжения.

Работа с детьми включает в себя:

1.Диагностика.

2.Полноценное  воспитание.

3.Система эффективного закаливания.

4.Организация рациональной двигательной активности.

5.Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.

6.Создание представлений о здоровом образе жизни.

7.Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов .

8.Коррекционная работа .

9.Лечебно – профилактическая работа.

10.Летнеоздоровительные мероприятия.

1.Диагностика.

Диагностика – комплекс  мероприятий ( наблюдение , анкетирование ,тестирование , и др.) ,которые помогают глубоко узнать ребенка «во всех отношениях», определить исходные показатели психического и физического здоровья .Медицинские работники (врач-педиатр и медсестра),изучая анамнез развития ребенка ,выявляют часто болеющих детей , страдающих хроническими заболеваниями. Учитель-логопед обследует звукопроизношение  ребенка, состояние его  фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь; педагог- психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов , особенно поведения и эмоционально-волевой сферы .Воспитатели  группы диагностируют знания , умения, навыки , осуществляют контроль за уровнем двигательной активности; музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития. При организации оздоровительной , лечебно- профилактической и коррекционной работы , учитывая  физиологическое и психологическое состояние детей , в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем , что некоторые дети занимаются индивидуально , по щадящему режиму.

2.Полноценное питание

В организации питания следует придерживаться естественных потребностей ребенка , исключить насилие.

Объясняем детям , что пищу, которую взял, выбрасывать аморально.

Принципы организации питания:

-выполнение режима питания;

-гигиена приема пищи;

-ежедневное соблюдение норм потребления продуктов калорийности питания .

-эстетика организации питания

-индивидуальный подход к детям во время питания ;

-правильность расстановки мебели.

3.Система эффективного закаливания.

В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

1.Соблюдение температурного режима в течение дня.

2.Правильная организация прогулки и ее длительность.

3.Соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального  состояния здоровья детей.

4.Облегченная одежда для детей в детском саду.

5.Сон в трусах.

6.Дыхательная гимнастика после сна.

7.Мытье прохладной водой рук по локоть , шеи.

8.Полоскание рта лечебными настоями.

9.Комплекс контрастных закаливающих процедур по  «дорожке здоровья».

Методы оздоровления:

1)Ходьба по сырому песку (летом)

2)Контрастное обливание ног ( летом)

3)Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года ),в том числе по дорожкам препятствий.

4)Переступание из таза с холодной водой  в таз  с теплой водой ( летом)

5)Хождение босиком по спортивной площадке

6)Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона

5.Организация рациональной двигательной активности

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка , ход его физического развития , содействует овладению необходимыми движениями. Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребёнка, тем интенсивнее идёт его развитие. Ребёнок может осуществлять непрерывную деятельность в течение 12–15 минут, после чего необходим отдых или смена деятельности. А вынужденную статическую позу ребёнок старшего возраста может сохранять в течение 3–4 минут, после чего необходима её смена. Исходя из этого, организуем детей так, чтобы их динамическая поза во время занятия менялась на всём её протяжении – дети сидят за столом, полукругом на стульях, на ковре и так далее. Они работают малыми подгруппами, в паре, индивидуально и коллективно. Кроме того, учитывая небольшую протяжённость непрерывной деятельности детей, во время занятий проводим физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме занятия.

Укрепление здоровья средствами физического воспитания :

-повышение устойчивости организма к  воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды.

-совершенствование  реакций терморегуляции организма , обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям.

- повышение физической работоспособности .

-нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем , также возможная коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития .

-повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций , способствующих охране  и укреплению психического здоровья.

Важно , чтобы физическая нагрузка для детей дошкольного возраста была адекватна возрасту , полу ребенка  уровню его физического развития, биологической зрелости  и здоровья.

В учреждении используется формы организации физического воспитания:

-физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики ;

-туризм(прогулки – походы)

-дозированная ходьба;

-оздоровительный бег;

-физкультминутки;

-физкультурные досуги, праздники, «дни здоровья»;

-утренняя гимнастика ;

-индивидуальная работа с детьми.

В отличие от нормально  развивающихся дошкольников , которые любят заниматься  часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Возможным объяснениям этой особенности данных детей является тот факт , что большинство из них живут в условиях дефицита родительского тепла .

Поэтому проводим физкультурные занятия                                         разнообразные  по форме и содержанию, чтобы как-то заинтересовать детей:

1).Традиционные.

2).Игровые :  в форме подвижных игр малой , средней и большой интенсивности .

3).Сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления , например ,»Путешествие в весенний лес» и др.

4).Тематические занятия :»Осень  в гости к нам пришла»; они могут быть с одним  предметом , например , «Поиграй со мной дружок»

5).Занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр .

6).Занятия-походы.

7).Занятия в форме оздоровительного бега.

5.-Режим дня- прекрасный друг нашего здоровья! если мы всегда в одно и тоже время встаем с кровати, завтракаем, обедаем ,ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать ,то у нас вырабатывается биологический ритм ,который помогает сохранять здоровье и бодрость. Не надо забывать правило:»Рано в кровать, рано вставать-горя и хвори не будете знать! Организация  режима дня ребенка должна соответствовать с особенностями  индивидуально складывающегося биоритмологического профиля

-Стереотипно повторяющиеся режимные моменты : время приема пищи (желательно четырехразовое ),укладывание на дневной и ночной сон ; общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении  физических упражнений. Остальные  компоненты оздоровительного режима динамические .

-Полная реализация ( по возможности ежедневная ) следующей триады: оптимальная  индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений , достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений .

-Достаточный по продолжительности  дневной и ночной сон детей. Его длительность определяется не возрастом , а индивидуальным проявлением деятельности ряда структур головного мозга .

-Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями, поэтому в детском саду должно быть четыре сезонных режима дня с постепенными переходами от одного к другому . Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования , двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.

-Санитарно-просветительная работа с сотрудниками .

6.Создание представлений о здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий .Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению  этой задачи , которая осуществляется по следующим направлениям:

1)Привитие стойких культурно- гигиенических навыков

.Прохладная чистая вода , которой мы умываемся , обливаемся  или обтираемся утром закаливает наш организм , прогоняет сон , очищает кожу , смывая с нее грязь , пот и болезнетворные микробы .

2)Обучение уходу за свои телом , навыкам оказания элементарной помощи. Считаем важным сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своём теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и ценность жизни другого человека; формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро– и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

3) Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

4)Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

5)Развитие представлений о  строении собственного тела ,назначении органов формируем через занятия , беседы ,игры , наблюдения .Для

этого разработаны  конспекты , подобран наглядный материал .

6)Формирование представлений о том , что полезно  и что вредно для организма.

7)Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью , умения определить свои состояние и ощущение .

8)Обучение детей правилам дорожного движения  , поведению на улицах и дорогах.

9)Вести систематическую работу по ОБЖ , выработке знаний и умений действовать  в опасных жизненных ситуациях. К детям часто приходят медицинский персонал , инспекторы ГосПожНадзора , ведут беседы об оказании первой неотложной  помощи , опасных ситуациях , подстерегающих в жизни . Дети вспоминают жизненные ситуации .Знания детей  , полученные на занятиях и в совместной деятельности , закрепляются в игровой нерегламентируемой деятельности.

Для решения этих задач в детском доме созданы следующие условия:

-Каждая группа имеет отдельную раздевальную комнату .Это дает возможность  педагогам  уделять внимание детям по привитию культурно-гигиенических навыков .Каждого ребенка педагог  и помощник воспитателя обучает тщательно вытирать ноги перед входом в помещение , учит самостоятельно раздеваться и одеваться , при этом аккуратно складывать свою одежду в шкаф.

-В группах имеются отдельные спальные комнаты , где каждый ребенок имеет свою кровать , которую ежедневно заправляет самостоятельно в старшем возрасте , следит за тем ,чтобы она аккуратно и эстетично выглядела .

-Перед сном дети стараются бесшумно заходить в спальню , не создавая сутолоки , тихо раздеваются и аккуратно складывают одежду на стулья , не мешая засыпающим детям .

-Ежедневно педагоги прививают детям стойкие культурно – гигиенические навыки по уходу  за своим телом , зубами ,носом. Решая данную задачу, я применяю в своей работе игровой массаж Уманской. Например «Поиграем с носиком» - этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт . «Поиграем с ручками»- интенсивное воздействие на кончики пальцев  стимулирует прилив крови к рукам . Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Массаж волшебных точек ушек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний . «Поиграем с ножками» - этот вид массажа основан на стимуляции активных точек , расположенных на подошвах ног.

7. Дети нашего учреждения характеризуются повышенной раздражительностью и утомляемостью , нарушением сна , сниженной работоспособностью . Поэтому важно применение психологических и психопрофилактических средств и методов . Но важно придерживаться следующих принципов :

-выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний  у детей;

-применение психолого-педагогических приемов , направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений . В комплекс этих приемов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком , применение подвижных , сюжетно – ролевых, особенно режиссерских  игр , использование и анализ продуктивных видов деятельности детей.

отдельные приемы рациональной психотерапии ;

-создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом ;

- обучение детей приемам мышечного расслабления ;

-организация уголка «уединения» в группе;

-использование психоаналитических  и личностно – ориентированных бесед  с детьми с аффективными невротическими проявлениями ;

-рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции ;

-использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики. Для осуществления данных принципов в нашем учреждении созданы необходимые условия:

-в детском доме работает психолог, который выявляет факторы ,способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей ;помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей;

-сотрудники внимательны и отзывчивы к детям ;уважительно относятся к каждому ребенку;

-отношения между работниками детского дома строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания;

-Развивающая среда организована с учетом потребностей и интересов детей Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя в уютной обстановке.          

Среда, окружающая детей в группах, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника. Большое значение придаём оборудованным совместно с  детьми физкультурно-оздоровительным зонам, которые включают в себя не только спортивный инвентарь, но и нетрадиционное оборудование, иллюстрации, дидактические игры, тренажёры для развития дыхания, формирования правильной осанки. Занятия в этих  уголках помогают детям снять агрессию, напряжение, негативные эмоции, у детей появляется интерес к своему здоровью;

-в группах оборудованы уголки уединении, где дети могут поиграть с любимой игрушкой ,отдохнуть от шума.

Эмоциональное благополучие ребенка в детском доме достигается за счет проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов ,праздников .Большой вклад вносит в это музыкальный руководитель и воспитатели групп. Проводим празднования дней рождения, ярмарки, посиделки ,спортивные праздники и развлечения :»Масленица», »Веселые старты» и др.

Но высокая степень истощаемости детей детского дома может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения .В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности .Снижение утомляемости ребенка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятия на интересе ребенка и индивидуальный подход к каждому ребенку ,совместная деятельность взрослого и ребенка.

В качестве ведущих характеристик детей нашего учреждения выделяют особую эмоциональную устойчивость агрессивность и поведения и его провоцирующий характер, частую смену настроения. Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно-ролевые игры-драматизации, режиссерские игры, театрализованная деятельность Но для игровой деятельности многих детей нашего учреждения характерно неумение (без помощи взрослого )развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны .поэтому необходимо дробить задания на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно ,формулируя задачу предельно четко и конкретно. Большая роль в психокоррекциоонной  работе отводится  музыкотерапии, которая может оказывать оздоровительное влияние на психику ребенка.

8.Многие дети детского дома характеризуются прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. У них наблюдаются проблемы  в сфере социальных эмоций: дети  не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками у них нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. У таких детей часто наблюдается отсутствие правильного  понимания социальной роли и положения. Таким детям свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовать и направлять внимание детей. Указанные особенности детей создают дополнительные трудности для коррекционной работы с ними. Работа по достижению целей коррекции обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных ,коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедом и воспитателями на специальных индивидуальных ,фронтальных занятиях, а также создание единого речевого режима детского дома(контроль за речью в течение всего дня)

9.Лечебно-профилактическая работа направлена на профилактику заболеваний детей. В профилактике гриппа и  других ОРЗ  важным  является как специфическое формирование  невосприимчивости  к определенным инфекционным вирусам, так и стимуляция неспецифических факторов защиты организма. Для успешной работы в этом направлении медицинский работник намечает план мероприятий по оздоровлению каждого ребенка индивидуально,  план лечебно-профилактических процедур. Лечебно-профилактическую работу осуществляет педиатр, медицинская сестра, врачи – специалисты ЦРБ. Физкультурно-оздоровительную работу осуществляет педиатр, старший воспитатель воспитателей.

У многих детей находящихся в детском доме, страдает мелкая моторика  и зрительно-моторная координация,  что затрудняет  овладение навыками  самообслуживания и письма отражаются эти недостатки  и на продуктивной  деятельности (рисование, лепка ). Поэтому  ежедневно организуем пальчиковые игры, так как они позволяют удовлетворить потребность в движении не только крупных групп мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. Широко используются пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх предлагаем детям выполнять упражнения с предметами: пробками, счётными палочками, пуговицами, платочками и так далее. Используем в работе с детьми элементы ароматерапии. Натуральные природные ароматы положительно воздействуют на нервную систему и головной мозг.

10.  В летний период наших детей  вывозят в летние оздоровительные лагеря, находящиеся в сосновых борах Мордовии. Мордовия, где дети весь день проводят на свежем воздухе. Воздух в сосновых борах особенно полезен. Этот воздух – настоящий целительный настой  благоухающий ароматами смолы и хвои. В этих борах в воздухе содержится  много фитонцидов – особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Но дети в лагере оздоравливаются не только «свежим воздухом», они имеют возможность  искупаться в реке, походить босиком по песку , позагорать на солнышке , просто поиграть с мечом . Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма , На сопротивляемость заболевания , создание положительных эмоций

В летний-оздоровительный период используем следующие формы организации оздоровительной работы:

-закаливание  организма средствами природных факторов-солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;

-физкультурные занятия в лесной зоне;

-туризм;

-физкультурные досуги и развлечения; утренняя гимнастика на воздухе;

-купание в реке;

-витаминизация: соки, фрукты, сбор ягод на полянке

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, дошкольные учреждения являются центром пропаганды здорового образа жизни, формирования знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья. И только при условии реализации целенаправленной совместной деятельности педагогов и узких специалистов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Поэтому занятия, проводимые в нашем  ДОУ, обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации адаптированных к условиям нашего учреждения оздоровительных технологий. При организации оздоровительной работы ориентируюсь на становление мотивационной сферы гигиенического  поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Занятия познавательного цикла провожу в сочетании с практическими заданиями(оздоровительные минутки-упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.).На занятиях сказочные и игровые сюжеты и персонажи. Занятия включают в себя вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Надо, чтобы уже с детства дети учились любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия по ОБЖ  провожу разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», »Доктора природы», »Вопросы-ответы»).

                           ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                  Поиграем с носиком .

1.Организованный момент .

а)»Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются  и показывают  свой носик взрослому.

2.Основная часть

Игры упражнения с носиком .

б)»Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет  носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

В) Взрослый предлагает детям крепко закрыть  рот , чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям  можно предложить выключить дыхание  ртом , поджав кончик языка к твердому  небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

Г)»Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указанным пальцем одной руки на крылья носа.

Д)»Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов – выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем .

Е)»Носик  поет песенку»

На выдохе ребенок постукивает  указательным пальцем  по крыльям носа и поет :»Ба –бо-бу»

Ж)»Погреем носик»

Ребенок располагает  на переносице указательные пальцы ими движение к крыльям носа , затем вверх и обратно . Таким образом делается как бы растирание .

3.Заключить этап.

З)»Носик возвратился домой»

Дети  убирают платки и салфетки. Показывают  взрослому  , что их носик вернулся.

Примечание.  Игровые упражнения можно сопровождать  стихами:

-Подходи ко мне , дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди ,

Тете Маше покажи .

-Надо носик очищать ,

На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

-Вот так носик – баловник!

Он шалить у нас привык

-Тише , тише, не спеши ,

Ароматом подыши.

-Хорошо гулять в саду

И поет нос : «Ба – бо – бу»

-Надо носик нам погреть ,

Его немного потереть.

-Нагулялся  носик мой,

Возвращается  домой.

                     Массаж рук

Интенсивное  воздействие  на кончики  пальцев стимулирует прилив  крови к рукам . Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости  и физическому  здоровью , повышается функциональная деятельность головного мозга , тонизирует весь организм .

«ПОИГРАЕМ С РУЧКАМИ»

1)Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2)Основная часть  

А)Большим и указательным пальцем одной руки массируем – растираем  каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

Б)Массируем  тыльные стороны ладоней , имитируя мытье рук.

В)Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга,направляя ладони в противоположные стороны.

Г)Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди.Пауза.

Д)Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3.Заключительный этап.

Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй,ребята,все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж.

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойдую.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом  руки ,помочалю,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу .

Вытяну я пальчики ,

Пусть бегут , как зайчики .

Раз-2, раз -2,

Вот и  кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

«ПОИГРАЕМ С УШКАМИ».

1.Организационный  момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг .

2.Основная  часть.

Упражнения с ушками .

А)»Найдем и покажем ушки»(если  мешают  волосы , их закалывания вверху.)

Б)»Похлопаем  ушками»

Ребенок заводит  ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем , а  потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок  должен ощутить хлопок.

В)»Потянем ушки»

Ребенок захватывает кончиками большого и указательных пальцев обе мочки ушей , силой тянет из вниз , а затем отпускает.

Г)»Покрутим  козелком»

Ребенок вводит большой палец  в наружное слуховое отверстие , а  указательным пальцем прижимает  козелок- выступ ушной раковины спереди захватив козелок , он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 сек.

Д)»Погреем  ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно  трет ими всю раковину .

3.Заключительный момент.

Дети расслабляются  и слушают тишину .

Примечание .

Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем  это составляло 7-8 раз; для  малышей – 5-6р

Действия можно сопровождать стихами:

-Подходи ко мне , дружок,

И садись скорей в кружок ,

-Ушки ты свои найди

И скорей их покажи

-Ловко с ними мы играем ,

Вот так хлопаем ушами .

-А сейчас все тянем вниз.

Ушко , ты не отвались!

                                    ЛИТЕРАТУРА.

1.Ананьев , В .А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников , 2000;

2.Программа оздоровления в ДОУ  «Здоровый малыш» под ред. З.И.Бересневой;

3. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей ДОУ»:

Пособие для медицинских работников и воспитателей . Под ред. М.Н. Кузнецовой.

4. «Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах» Под ред. Л.В.Игнатовой , О.И.Волик и др.

5. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» М.А.Павлова  ,М.В.Лысогорская , 2012.

6. «Физические упражнения и подвижные игры дошкольников» Т.И.Осокина.

7. «Право на охрану здоровья» (текст) Доронова Т./  Дошкольное воспитание.- 2001.-№9 – стр.5-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...

Использование здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР

Упражнения и занятия для Коррекции особенностей моторного развития детей с тяжелым недоразвитием речи (ТНР), с условием его здоровьесбережения, осуществляется путем специальных упражнений и общепринят...