Главные вкладки

    Здоровьеформирующие технологии в ДОУ. Современные здоровьеформирующие технологии. Виды здоровьеформирующих технологий
    консультация (старшая группа) на тему

    В последние годы сохранение и поддержание здоровья человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие личной мотивации сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее время большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.

    В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям - интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

    Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача оздоровительной технологии заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zdoroveformiruyushchie_tehnologii_v_dou.docx24.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровьеформирующие технологии в ДОУ. Современные здоровьеформирующие технологии. Виды здоровьеформирующих технологий

    В последние годы сохранение и поддержание здоровья человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие личной мотивации сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее время большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.

    В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям - интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

    Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача оздоровительной технологии заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника.

    Здоровьеформирующие технологии в ДОУ

    Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В МБДОУ детском саду «Слоненок» используются психолого-педагогические приёмы, методы, подходы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития.

    Их можно выделить в три подгруппы:

    • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
    • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
    • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников. Целью здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья воспитанников. Совокупность воздействий и взаимодействий, т.е. технологий в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья.

    Педагоги нашего ДОУ используют в своей работе следующие здоровьеформирующие  педагогические технологии:

    - стретчинг;

    - ритмопластика;

    - динамические паузы;

    - подвижные и спортивные игры;

    - релаксация;

    технологии обучения здоровому образу жизни:

    - физкультурное занятие;

    - проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) игры;

    - коммуникативные игры;

    - занятия из серии «Здоровье»;

    коррекционные технологии:

    - арттерапия;

    -технологии музыкального воздействия;

    -сказкотерапия;

    -технологии воздействия цветом;

    -технологии коррекции поведения;

    -психогимнастика.

    Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

    № п/п

    Технология

    Время проведения в режиме дня

    Особенности методики проведения

    Ответственный

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

    1

     СТРЕТЧИНГ

    Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

    Со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.  Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.

    Руководитель физ. воспитания.

    2

     РИТМОПЛАСТИКА

    Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

    со среднего возраста. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.

    Руководитель физ. воспитания, муз. руководитель, педагоги ДОУ.

    3

     ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

    Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

    Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

    Педагоги ДОУ.

    4

     ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

    Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. 

    Игры подбираются е соответствие с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. 

    Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания.

    5

      РЕЛАКСАЦИЯ

    После физ. нагрузки.

    В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

    Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, психолог.

      Технологии эстетической направленности  

    1

     ГИМНАСТИКА ПАЛЬЧИКОВАЯ

    Ежедневно, в любой удобный отрезок времени.

    С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

    Педагоги ДОУ.

    2

    ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

    Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время

    В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки можно использовать с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

    Педагоги ДОУ.

    3

    ГИМНАСТИКА ДЫХАТЕЛЬНАЯ

    В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

    Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

    Педагоги ДОУ.

    4

     ГИМНАСТИКА БОДРЯЩАЯ

    Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

    Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

    Педагоги ДОУ.

    5

    ГИМНАСТИКА КОРРИГРУЮЩАЯ

    В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. 

    Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

    Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания.

    6

    ГИМНГАСТИКА ОРТПЕДИЧЕСКАЯ

    В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

    Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

    Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания.

    Технологии обучения здоровому образу жизни  

    1

    ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ

    3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

    Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

    Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания.

    2

    ИГРОТРЕНИНГИ И ИГРОТЕРАПИЯ

      В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. 

     Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

    Педагоги ДОУ, психолог.

    3

      КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

    1-2 раза в неделю по 30 мин.

    Со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

    Педагоги ДОУ, психолог.

    4

    Занятия из серии «ЗДОРОВЬЕ»

    1 раз в неделю по 30 мин.

    Со ст. возраста.  Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

     

    Педагоги ДОУ.

    5

    САМОМАССАЖ

    В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

     Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

    Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, ст. мед. сестра.

    6

    ТОЧЕЧНЫЙ САМОМАССАЖ

    Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста.

     Проводится строго по специальной методике.  Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов.  Используется наглядный материал.  

    Педагоги ДОУ, руководитель физ. воспитания, ст. мед. сестра.

    7

    БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (БОС)

    От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении

    Рекомендуется со старшего возраста.  Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников.

    Педагог-валеолог, специально обученный педагог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Весна пришла". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Материал разработан в соответствии с требованиями ФГТ. С использованием современных образовательны...

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Путешествие по заколдованным островам". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.

    В конспекте непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР в игровой форме закрепляются знания детей о временах года: зиме и весне, и о зимующих и перелётн...

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Зимушка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.

    В непосредственно-образовательной деятельности с детьми активизируются, обобщаются и систематизируются представления детей о зиме. Используя игровой материал педагог совершенствует грамматический стро...

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Составление загадок-описаний о насекомых". Использование современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающая технология.

    Лексическая тема: "Насекомые". Цель: Расширение и углубление представлений детей о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического...