Тема по самообразованию: «Взаимодействие с семьями воспитанников по физическому развитию и укреплению здоровья детей».
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Митасова Лилия Николаевна

Через движение и игру к воспитанию здорового ребенка. Играя оздоравливать, играя воспитывать, играя обучать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

                           

                               Тема по самообразованию:

 «Взаимодействие с семьями воспитанников по физическому развитию и укреплению здоровья детей».

Выполнила:  Митасова Л.Н

Москва 2016г.

Взаимодействие с семьями воспитанников по физическому развитию и укреплению здоровья детей.

Девиз: Через движение и игру к воспитанию здорового ребенка. Играя оздоравливать, играя воспитывать, играя обучать.

Цель: Воспитывать у детей и родителей потребность в здоровом образе жизни.

Задачи:

 1.Способствовать развитию межличностных отношений;

 2.Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности;

 3.Формировать жизненно необходимые навыки и умения в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.

 4.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников посредством формирование представлений о здоровом образе жизни.

   Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

Семья – очень важное, очень ответственное дело человека, семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение.

А. С. Сухомлинский

Всем хорошо известна печальная статистика состояния здоровья детей в стране. Данные свидетельствуют: в детский сад приходят дети с плохим здоровьем уже в раннем возрасте. И к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости детей.

Всестороннее гармоническое развитие детей начиная с самого раннего возраста требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий.

Своевременное воспитание той или иной положительной привычки важно, потому что, она в свою очередь способствует образованию других хороших привычек.

Если же требования, предъявляемые детям в детском саду и в семье, несогласованны, противоречивы, то формирование полезных навыков и привычек чрезвычайно затрудняется.

Необходимо, чтобы ЗОЖ (занятия физической культурой, гигиена, закаливание) стал привычкой. Нельзя, чтобы дети вели ЗОЖ только в детском саду, а за его приделами нарушали все его устои. Необходимо чтобы и окончив детский сад, воспитанники продолжали вести ЗОЖ. Поэтому необходимо тесное сотрудничество с родителями, потому, что именно они будут вести ребенка на протяжении всей его жизни.  

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.

Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо. Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада.

Цели работы ДОУ по взаимодействию с родителями:

1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.

2. Объединить усилия для развития и воспитания детей.

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Формы взаимодействия детского сада и семьи:

1) Традиционные.

1. Посещение семьи ребёнка.

2. Наглядная пропаганда.

3. Беседы.

4. Консультации.

5. Родительские собрания.

2) Нетрадиционные.

1. Семейные клубы

2. Интерактивная игра

3. Вечера вопросов и ответов

4. Встреча за круглым столом

5. Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.

6. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

Физическое воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста.

Целью образования дошкольников в области физической культуры является - формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребёнка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями.

Задачи физического воспитания:

1. Оздоровительные.

2. Образовательные.

3. Воспитательные.

Средства физического воспитания

1. Физические упражнения

2. Гигиенические факторы

3. Естественные силы природы

Формы занятий физическими упражнениями:

1. Занятия физическими упражнениями

2. Индивидуальные занятия

3. Самостоятельная двигательная деятельность детей

4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

- гимнастика после сна;

- физкультминутка;

- подвижные игры и упражнения между занятий и на прогулке.

4. Физкультурно-массовые мероприятия:

- физкультурный досуг;

- физкультурные праздники.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Анкета для родителей

«Путь к здоровью, силе, бодрости»

Какими видами спорта увлекаются члены вашей семьи?

Кто занимается физическим развитием ребёнка (зарядка, бег, спортивные игры на прогулке, туризм)?

Кому из членов вашей семьи спорт помог укрепить здоровье?

Есть ли у вас дома спортивный уголок? Что изготовлено своими руками?

Какие советы и практическую помощь вы можете предложить в создании спортивного уголка в группе, на участке детского сада?

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

         Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний,

но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня.

         Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.

         Режим – это рациональное четкое чередование сна, еды, отдыха различных видов деятельности в течение суток. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их  к определенному ритму.

         Огромное значение в поддерживании работоспособности дошкольника имеет сон. Для детей дошкольного возраста нормальная продолжительность сна 10-12 часов. Недостаточная продолжительность сна вредно отражается на нервной системе ребенка: понижается деятельность коры головного мозга в ответ на раздражение.

        Но для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную глубину сна. Для этого нужно следующее:

● приучать ребенка ложиться и вставать в одно и то же время. Когда

ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее готовится ко сну;

● время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих

нервную систему. Это могут быть спокойные игры, чтение;

● перед сном необходимо проветрить комнату. В момент засыпания

ребенка, а также во время его сна нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор, перестать громко разговаривать);

● ребенок должен спать в просторной, чистой, не слишком мягкой постели.

         Питание. Пища нужна ребенку не только для выработки энергии и восстановления разрушенных в процессе жизнедеятельности веществ и клеток, но и для построения новых клеток и тканей. В организме ребенка процессы роста происходят особенно интенсивно. В пище должны содержаться в правильном отношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

         Белки, содержащиеся в молоке, мясе, рыбе, яйцах, – основной источник материала для построения тканей.

         Жиры служат прежде всего для покрытия энергетических затрат, из них образуется жировая ткань в организме. Но избыточное количество жира в питании ведет к нарушению обмена веществ. В пище детей должны содержаться жиры животного и растительного происхождения.

         Углеводы, имеющиеся в сахаре, крупе, картофеле и мучных продуктах, в основном обеспечивают организм энергией.

         Минеральные вещества и витамины, способствуют нормальному росту, развитию и жизнедеятельности организма, обмену веществ.

         Полноценное питание детей предусматривает соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:3 (или 1:1:4). Если это соотношение нарушено, то даже высококачественная пища усваивается плохо.

         Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной. Тогда она возбуждает аппетит, съедается с удовольствием, лучше усваивается и приносит больше пользы. Ребенка учат есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу. Он не должен разговаривать во время еды и заниматься посторонними делами, так как все это неблагоприятно отражается  на выделении желудочного сока и последующим пищеварении.

         В распорядке дошкольника строго предусматривается режим питания, который не должен нарушаться.

         День дошкольника начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние, самочувствие. Проснувшийся ребенок сонлив, у него отмечается некоторая скованность движений. После утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность. Учитывая, что мышцы ребенка недостаточно развиты, характер о количество упражнений должны быть строго дозированы. Детям  дошкольного возраста рекомендуется не более 5 – 7 упражнений. Во время гимнастики ребенок должен  быть легко одет. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке. После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).

         Кожа детей нежна, легко ранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером  мыть лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.

                                                                   

  Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.

         Одним из существенных компонентов режима является прогулка. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться  в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий.  При  этом одежда и обувь должны соответствовать  погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности  и место игры. Хорошо сочетать прогулки  со спортивными и подвижными играми.  Дети должны гулять не менее 2 раз в день по 2 часа, летом – неограниченно.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей"

Цель сотрудничества детского сада с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей –  воспитывать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осо...

Презентация. «Физическое развитие и укрепление здоровья детей в 1 младшей группе»

Основными задачами педагога в области физического развития и укрепления здоровья являются 4 направления работы:Формирование представлений о ценностях здорового образа жизни;Работа по профилактике и сн...

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитании и укрепления здоровья детей.

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение           «Детский сад комбинированного вида № 2 «Солнышко»     ...

Доклад к педагогическому совету "Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей" на тему: "Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста".

Игра и двигательная активность в дошкольном возрасте являются необходимым условием полноценного и гармоничного развития ребенка. В движении постигаются все тайны мира. Исследовательская деятельность р...

Отчёт по самообразованию на тему: "Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»

В 2015-2016 учебном году я работала по теме самообразования: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»Важным направлением физического воспита...

Взаимодействие с родителями по совершенствованию физического развития и укрепления здоровья детей

Взаимодействие семьи и детского сада в созранении и укреплении здоровья ребенка...

Отчёт по самообразованию на тему: "Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»

В 2019-2020 учебном году я работала по теме самообразования: «Роль двигательного режима для здоровья дошкольников»Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного д...