ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА. ПРИНЦИПЫ ЕЁ ОРГАНИЗАЦИИ.
статья на тему

Воробьева  Ирина  Мухаметхановна

В статье рассказывается о роли гимнастики после дневного сна., её задачах и принципах организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_posle_sna.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

И ПРИНЦИПЫ ЕЁ ОРГАНИЗАЦИИ»

автор  Воробьева И.М.,

инсруктор физического воспитания

       Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей, обеспечить профилактику нарушений осанки.

Поднятию мышечного тонуса способствуют:

- физические упражнения;

- контрастная воздушная ванна;

- специальные водные закаливающие процедуры.

Настроение детей зависит:        

- от того, как они выспались;

- от эмоциональной обстановки, которую создаёт воспитатель.

В основе комплекса гимнастики лежит:        

- имеющийся у детей двигательный опыт,

- характер предыдущей физкультурной деятельности.

НАПРИМЕР:        

- если дети в этот день занимались с тренером в спортивной секции,        

то гимнастика после сна проводится в игровой форме, с небольшой нагрузкой;

- если днём проводилось сюжетно-ролевое занятие,          то гимнастика может проходить в форме мини-спортивной тренировки.

Как и утренняя гимнастика,        комплекс гимнастики после сна состоит из нескольких частей.

Бег во время гимнастики после сна        по длительности короче, чем днём.Это диктуется условиями проведения мероприятия в ограниченном пространстве зала и медицинскими обоснованиями:        

- нельзя давать большие физические нагрузки сразу после пробуждения,

- длительный бег по комнате утомителен для детей.

Предпочтительнее организовать бег как серию подвижных игр или игровых упражнений.

В любой вариант комплекса рекомендуется включать коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Их количество может варьироваться.

Для детей, просыпающихся раньше или позднее других или любящих заниматься самостоятельно,        готовится комплекс упражнений для выполнения в группе.

Это:        

- разминка в постели;

- самомассаж;

- упражнения на тренажёрах или спортивном комплексе.

После гимнастики согласно схеме закаливания группы проводятся водные закаливающие процедуры. Форма одежды различна. Как правило, дети занимаются в спортивных трусиках и босиком. Если в основу гимнастики         

положены танцевальные упражнения, то на ногах- чешки, носочки.

Если в комплекс включено лазание по канату, следует надевать хлопчато-бумажное трико, чтобы не повредить кожу. Большинство вариантов комплексов для детей старших и подготовительных групп рассчитаны         на большую самостоятельность детей, так как гимнастика после сна, кроме вышеуказанных целей, имеет ещё одну – ПРИУЧАТЬ РЕБЁНКА РАЗМИНАТЬСЯ ПОСЛЕ СНА.

Следует стремиться к тому:        

- чтобы дети помнили упражнения,

- их очередность,

- и осознанно выполняли комплекс.

                          Методика проведения гимнастики проста.        

Нужно, прежде всего:        

- правильно дозировать нагрузки;

- не забывать дать детям отдохнуть после очередного движения,

- придать комплексу соответствующую эмоциональную окраску.

У малышей гимнастика начинается        с различных упражнений в постели.

Старшие выполняют:        

- простой самомассаж,

- разминаются на тренажёрах,

- или под руководством воспитателя занимаются в спортивном зале.

Следует избегать         ВСЯКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.

Если ребёнок отказывается от гимнастики, не стоит настаивать, а лучше тактично выяснить причину.

Если гимнастика проводится в физкультурном зале,        то давать разминочные упражнения непосредственно перед бегом НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, так как они фактически проведены в группе.

В период карантина гимнастика проводится в группе, которая с помощью игрового спортивного оборудования,  превращается в забавный мини-стадион.

Нагрузки в этот период        следует несколько уменьшить по согласованию с врачом.

Можно использовать:        

- вариант танцевального занятия,

- или самостоятельной работы на тренажёрах.

В летнее время гимнастика проводится на улице. Комплексы строятся        в соответствии с этими условиями. Оборудуется        «дорожка здоровья»;выход на пляж; полоса препятствий; бассейн, катание на велосипедах. В некоторых группах, где в среднем более высокий уровень физического развития детей, их физической подготовленности, сформирована потребность в ежедневных физкультурных занятиях, дети могут заниматься гимнастикой после сна на свежем воздухе и в холодный период года. Также проводятся        беговые мини-тренировки. Разминка в таких группах        проводится в помещении, затем дети надевают соответствующую погоде спортивную одежду и выходят на улицу. Занимаются 15-20 минут, возвращаются и приступают к водным процедурам.

             Комплекс гимнастики после дневного сна для старшей группы.

1. В кровати.

 Под негромкую музыку воспитатель будит детей, дети потягиваются, воспитатель предлагает разбудить руки и напомнить им, что сегодня у них праздник.

 Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются), снимают и надевают колечки, браслеты, часы, застегивают замочки и браслеты на часах. Руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось – дети гримасничают языком, губами. Руки будят ноги; поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник. Ноги радостно делают “велосипед” в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу.

2. В зале. 

Воспитатель:“Пригласили руки и ноги на праздник. И вот наши ноги идут по дороге. Разные ноги идут по дороге”. Дети самостоятельно выбирают одно из двух движений, которые показывает им воспитатель, затем меняют его на другое.

Воспитатель:

 1. Длинные и короткие ноги идут по дороге – ходьба на носках и в приседе.

 2. Ловкие и неуклюжие ноги идут по дороге – ходьба на пятках и внешней стороне стопы.

 3. Руки играют в прятки, руки прячутся от ног – хлопки.

 4. Странные и заплетающиеся ноги идут по дороге – ходьба боком, приставными шагами, скользящим шагом, спиной вперед.

 5. Веселые ноги прыгают по дороге – прыжки кто как хочет.

6. Разные ноги бегут по дороге:

 – легкие ноги бегут по дороге – бег на носках 20 секунд,

 – забавные ноги играют в догонялки – галоп боком в одну сторону, затем в другую  10+10,

 – бесшумные ноги бегут по дороге – 20 секунд,

 – семенящие ноги бегут по дороге – 20 секунд,

 – озорные ноги бегут по дороге – бег, сгибая ноги назад, – 20 секунд,

 – медленные и уставшие ноги бегут по дороге – медленный бег 10 секунд.

 7. Уставшие ноги бегут по дороге – ходьба, врассыпную между стульчиков. На стульчиках лежат платочки.

Воспитатель:“Какие нарядные домики, наверное, сюда нас пригласили на праздник, нужно подойти и постучать 6 раз”.

 1. Дети подходят и стучат пятками об пол: “Кто в домике живет, кто в нарядном живет?”

 2. Воспитатель: “Никто не отвечает. Давайте поищем вокруг дома”. Дети выполняют ходьбу “винтики” вправо и влево вокруг стульчиков. Удивляемся, пожимаем плечами.

 3. Воспитатель: “Где же хозяин дома? Где праздник? Мы так спешили! Давайте войдем в дом и поищем там”.

 4. Дети садятся на стулья. Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз в медленном темпе.

 5. Воспитатель: “Руки ложатся на бедра и говорят ногам: “Это у нас сегодня праздник, мы у человека самые главные, он нас очень любит, часто хвалит, называет “золотыми”. Ноги спорят с руками: “Мы тоже нужны человеку, мы тоже ему помогаем”. Руки спорят: “А мы главнее, вот попробуйте сегодня обойтись без нас. Постирайте-ка платочки!”. Дети ногой снимают платочки со стула на пол, а сами садятся на стульчики.

 6. Соберем и постираем платочки в речке 6 раз.

И.п. – стоя на платочке, выполняются встречные движения ногами вперед-назад, не отрывая их от платочка.

 7. “Полощем платочки”. И.п. – сидя на стуле, ноги на полу, сжимают платок пальцами, руки держатся за сиденье стула. Приподнимая прямые ноги, несколько покачиваний вверх-вниз, вернуться в и. п., повторить 5–6 раз.

 8. Воспитатель: “Кто-то прыгнул в воде под мостик и напугал нас, ноги уронили платочки. Давайте посмотрим с мостика, кто же нас напугал?” И. п. – лежа на стуле животом, голова, руки и ноги внизу. Одновременное поднимание рук, головы и ног вверх 6–8 раз с паузами для отдыха.

 9. “Отожмем платочек” – встречные движения ногами в стороны – вместе.

 10. “Повесим сушиться” – пальцами ног кладем на колено другой ноги.

 11. Воспитатель: “Зашумел ветер, подул на платок, сдул его на землю”. Вдохнули через нос шумно и медленно, выдохнули, наклоняясь вперед на платок, при этом грудью ложась на колени. Выполнить 4–5 раз.

 12. Воспитатель: “Вот платок высох, погладим его и сложим”. Складывают его ногой вчетверо 1 раз.

 13. Воспитатель: “Ну и трудно же без рук стирать, даже уши вспотели. Вытрем уши платком”– 1 раз.

 14. Руки хвалят ноги (поочередно) – гладят, массируют, растирают, постукивают, похлопывают, щекочут... Говорят о том, что хотели бы подружиться.

Воспитатель: “Руки с ногами подружились. Им захотелось поиграть в новую игру “Ловишки с платочком”.

 Подвижная игра “Ловишки с платочком”.

 Считалкой выбирают ловишек, дети опускаются на четвереньки, захватив пальцами ног платочек. На слова “Раз, два, три – лови!” ловишка догоняет и отнимает платочки. В конце игры платочки считают и отмечают лучшего ловишку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна

Методическая разработка конспекта гимнастики после сна для средней  группы(из опыта работы с детьми)....

Проект "Организация гимнастики после дневного сна"

После дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная и др.) не подготовлены к ...

Организация гимнастики после дневного сна

Предлагаемый проект разработан для закаливания детей младшего дошкольного возраста....

Здоровье сберегающая технология по теме "Организация оздоровительной направленности гимнастики после сна"

Материал представлен в виде методических рекомендаций по организации гимнастики после сна в детском саду....

Проект «Организация гимнастики после дневного сна»

Проект «Организация гимнастики после дневного сна»...

Организация оздоровительной гимнастики после дневного сна с детьми дошкольного возраста

Оздоровительная работа с детьми  дошкольного возраста в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связанно со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том...

Статья на тему "Организация и проведение утренней гимнастики и коррекционной гимнастики после сна с детьми старшего дошкольного возраста"

Гимнастика - широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития. В детском саду, согласно утвержденному режиму дня, проводятся утренняя (гигиеничес...