Фитбол -гимнастика для детей с ОВЗ (слабослышащие)
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему

Донцова Ольга Дмитриевна

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Перспективный план

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fitbol_s_ovz.docx50.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №10 «Жаворонок»

мастер-класс и перспективный план по теме

«Оздоровительная фитбол-гимнастика для детей с ОВЗ (слабослышащие)»

Музыкальный руководитель: Донцова О.Д.

1 часть (теоретическая)

В настоящее время отмечается ярко выраженная тенденция к росту детской инвалидности. Более полутора миллионов детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, в их числе и дети с нарушением слуха (Л. А. Добрынина, 2002; Т. С. Голозубец, 2005; Е. В.

Новичихина, 2005; Л. В. Шапкова 2006; Л. М. Хода, 2008).

В Российской Федерации только за последнее десятилетие число детей-инвалидов увеличилось более чем в два раза, 6,4% из них с нарушениями слухового анализатора. На учете в сурдологических кабинетах состоят более 150 тысяч на один миллион детей (Л. А. Добрынина, 2002; Т. Г. Богданова, 2002; С. А. Королев, 2004; Л. М. Хода, 2008).

С 2012 года наш детский сад посещают дети с нарушением слуха (слабослышащие и после кохлеарной имплантации). Для дошкольников с нарушенным слухом физическое воспитание играет еще большую роль, чем для их нормально развивающихся сверстников, потому что им свойственны разнообразные изменения в двигательной сфере. К наиболее характерным и ярко выраженным относятся:

  • недостаточно точная координация и неуверенность в движениях,
  • трудность сохранения статистического и динамического равновесия,
  • относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве.

Такие особенности в развитии детей связаны с нарушением работы вестибулярного аппарата. Поэтому

полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности слабослышащего ребенка. Очень популярны сейчас различные направления фитнеса и оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, суставная и дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений: ушу,

китайская гимнастика, йога и многое другое.  Детские фитнес-программы активно внедряются в систему работы ДО. Это такие программы как: «Танцевально-игровая гимнастика», «Лечебно-профилактический танец», «Фитбол-аэробика», «Детская аэробика» и др. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, повышение их функциональных возможностей и удовлетворение потребности ребенка в занятиях физической культурой. Внедрение фитнес — программ в физкультурно –оздоровительную работу детского сада, безусловно, способствует ее обновлению и модернизации.

Изучив материалы по разным направлениям фитнеса, я остановила свой выбор на методике фитбол-гимнастики, которая была представлена в 2002 году авторами: кандидатом педагогических наук, доцентом Т.С. Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом А.А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», и апробирована в течение пяти лет в детских садах города Санкт – Петербурга и «Ритмической мозаике» Т. Бурениной.

Разработанная авторами концепция детского фитнеса предусматривает повышение уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями, целенаправленное развитие двигательных способностей, содействие физическому развитию, укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний, формированию физической культуры личности, представлений о здоровом образе жизни.

Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. Данная методика заинтересовала меня тем, что она носит практическую и коррекционную направленность, влияет на развитие двигательных умений, координации движений, функций равновесия, а также вызывает положительные эмоции у детей. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость, повышается подвижность и гибкость позвоночника. Упражнения на мяче способствуют развитию силы, заряжают энергией, усиливают кровообращение и обмен веществ.

Работу по данной теме в детском саду я начала в 2015 годуПрежде чем приступить к внедрению комплексов фитбол-гимнастики, было приобретено достаточное количество гимнастических мячей (фитболов), затем я разработала методику адаптивного физического воспитания слабослышащих дошкольников на основе использования элементов фитбол-гимнастики, игр и дыхательной гимнастики. Упражнения на фитболах подобраны с учетом возрастных и двигательных особенностей детей с нарушением слуха. Они способствуют тренировке вестибулярного аппарата и формированию координационных способностей.

Основными компонентами разработки являются: «Упражнение»,  «Игра», «Дыхание», они представляют собой не просто сумму отдельных составляющих, а качественно новую систему, обладающую более высокими возможностями воздействия на двигательное развитие детей, с отклонениями в состоянии здоровья, а именно слабослышаших дошкольников.

1. Компонент «Упражнение» состоит из общеразвивающих упражнений, основных двигательных действий, упражнений на развитие физических качеств, упражнений фитбол-гимнастики.

2. Компонент «Игра». Использование этого компонента является необходимым, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В процессе игр у ребенка формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, осмысленная моторика, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение и выражать через него эмоциональное переживание.

3. Компонент «Дыхание» включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, которые направлены на выработку правильной речи и формирование речевого дыхания. Упражнения подбирались с учетом изучаемых действий в согласовании с несложными по координации двигательными заданиями.

Перечисленные компоненты методической разработки тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Использование в процессе занятий комплексов упражнений, входящих в компоненты «Упражнение», «Игра» и « Дыхание» способствовало решению основных задач формирования двигательных умений, коррекции имеющихся отклонений и развитию основных жизненно необходимых навыков слабослышащих дошкольников.

Упражнения фитбол-гимнастики представляют комплекс разнообразных движений и статических поз с опорой о специальный мяч из поливинилхлорида с воздушным наполнением тела различного диаметра. Специфика этих упражнений заключается в возможности:

 оказания избирательного воздействия на отдельные группы мышц;

 коррекции и профилактики нарушений осанки;

 высокой эмоциональности занятий;

Положительное влияние занятий заключается в возможности развития функции равновесия одновременно с развитием силы и гибкости.

На первых занятиях, главной моей задачей было вызвать у детей интерес к новому спортивному оборудованию, дать возможность самостоятельно поиграть с мячами, получить первое представление об их свойствах, поэкспериментировать с ними.

Следующим этапом работы было обучение детей умению правильно садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап проводился отдельно с каждым ребёнком, затем с подгруппой по 3 детей. Продолжительность занятий с фитболами постепенно увеличивала, в зависимости от  физической подготовленности и состояния здоровья детей.

Элементы фитбол-гимнастики я включала в разминку, например ходьба по кругу с мячом в руках, подбрасывание в ходьбе, перешагивание мяча, ходьба, держа мяч «за рожки» за спиной и тд., в комплексы ОРУ в подвижные игры «Догони мяч», «Быстрый и ловкий», а также в эстафеты, досуги и праздники. В конце месяца проводила итоговые занятия, которые в основном имели сюжетный характер, например: «В некотором царстве…», «Подводный мир», «Путешествие по степи», «Космос» и другие.

Опыт моей работы с фитбол – мячами позволяет мне рекомендовать их в качестве высокоэффективного и доступного средства в физическом развитии ребенка – дошкольника и родителям в домашней обстановке. Для включения родителей в образовательный процесс, мною проводились мастер-классы, консультации по данной проблеме, были подобраны комплексы фитбол — гимнастики для занятий в домашних условиях. Многие родители (особенно мамы), заинтересовались этими занятиями и приобрели мячи детям дома.

Подводя итог своего выступления, мне хочется отметить, что на данный момент существует множество методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом, но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования. Практическая работа по применению фитбол-гимнастики в нашем детском саду позволяет сделать вывод, что высокая эффективность занятий может быть достигнута только при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами. Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм:

  • происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
  • развивается творчество, детская фантазия и дети эмоционально раскрепощаются.

Таким образом,  музыкально-игровая фитбол-гимнастика,  являющаяся на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка. Если даже в каком-то дошкольном учреждении нет фитболов, то мой совет приобретите, и вы не пожалеете, ваши занятия станут интересными, занимательными и самое главное подарят здоровье,  радость и хорошее настроение детям.

2 часть (практическая)

1. Вводная часть:

Ходьба мяч перед грудью, на носках мяч над головой, на пятках мяч внизу, высоко поднимая колени, доставая ими мяч. «Пингвины» мяч между колен. Катим мяч двумя руками в одну сторону, «пружинка» и другую сторону.

2. ОРУ:

Упражнения на мяче,сидя:

1. Присесть-спрятаться за мяч, выглянуть, помахать руками

2. И.п. Стоя на коленях.

   Катать мяч вокруг себя двумя руками.

3. И.п.: сидя на мяче.

   Упражнение-пружинка

4. И.п.:сидя на мяче

    Руки вверх-вниз, «Деревья» качаются

5.  И.п.:сидя на мяче

   «Капельки» встряхнуть кисти рук.

6.   И.п.:сидя на мяче

   «Птицы»

7. Хлопки справа-слева, впереди-сзади.

8. «Ножницы»

3. ОВД

Упражнения на мяче лежа:

  1. «Лягушка»-качаться на животе
  2. «Осьминог»-ходить руками вперед, ноги вместе на мяче
  3. «Ласточка»- лежать вытянув голову, руки в стороны
  4. «Растяжка»- правая рука, левая нога-вытянуть, Затем л.р, пр.н.
  5. «Мостик»-качаться на спине
  6. «Собака виляет хвостиком»-сидя
  7. «Цапля»-упражнение на равновесие. Стоять на одной ноге, руки в стороны,вторая на мяче.
  8. Дыхательное упражнние «Самолет», выдыхать на звук «у»
  1. Игра «Сороконожка»
  2. Упражнение на внимание «Кошечка скребётся в дверь»

Релаксация «Ящерка на камушке» Дети лежат на мяче, шея расслаблена, глаза закрыты.

 

Приложение 1.

Перспективный план фитбол-гимнастики для детей с ОВЗ, (слабослышащие).

1 год обучения.

Старший дошкольный возраст

Месяцы

Основные задачи

Рекомендуемые упражнения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Обучить правильной посадке на фитболе.

Упражнения:

- «Колобок» прокатывания фитбола: по полу; по скамейке; змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров;

-«Стульчик» сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса, например:

 - повороты головы  вправо—влево;

- поочередное поднимание рук вперед-вверх — в сторону;

- поднимание и опускание плеч; 

 - сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;

- по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

 -«Бокс» руками. Сидя на мяче, руки прижаты к груди, поочередно выпрямлять правую, левую руку вперед..

-«Собачка виляет хвостиком» Исходное положение: сидя на мяче. Поднять одну руку вперед ладонью внутрь; поднять другую руку вперед ладонью внутрь; поднять одну руку вверх ладонью внутрь; поднять другую руку вверх ладонью внутрь; опустить руки вниз. Покачаться на мяче. Терапевтический эффект: укрепление мышечного корсета, тренировка вестибулярного аппарата. Правильная посадка на мяче, легкое покачивание вверх-вниз, не отрываясь от мяча.

ИГРЫ:«Сбор урожая». Все участники сидят на фитболах.  Водящий-«Садовник» ловит детей –«Собирает яблоки», задевая их рукой. Пойманные дети садятся на скамейку.

«Догони мяч» в исходных положениях сидя на коленях, стоя прокатывать мяч вперед на «Раз, два, три», бежать за мячом когда все дети прокатят мяч.

 «Толкай ладонями» -толкать мяч в исходном положении стоя,  стоя на коленях,  стоя на четвереньках.

 «Толкай развернутой ступней» толкать мяч вперед ногой.

Дыхательная гимнастика:

«Дышите тихо, спокойно и плавно»

И.п.: стоя, сидя, лёжа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз).

Декабрь Январь  

Февраль

Учить базовым положениям при выполнении упражнений в исходном положении (сидя, лежа, стоя на коленях).

 Упражнения:

-«Руки в стороны» и.п:. стоя лицом к мячу. На счет 1-2 присели, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая; на 3-4 встали, руки в стороны;

Бег в рассыпную» по сигналу все разбегаются врассыпную и бегают между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам и приседают. Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу;

Приседания «и.п.: — упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе. На счет 1 — присесть на пятки, фитбол прижать к коленям; на счет 2 — вернуться в и.п.;

-«Горка» и.п.: лежа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки.

- «Покачивание» Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально;

-«Шагаем по фитболу» и.п.: лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Упражнение можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально; Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад;

- «Переходы» переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в и.п.;

- «Подними фитбол» и.п.: лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же — в положении сидя;

- и.п.: лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги — на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем;

- «Передача» и.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол — в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот;

- «Перекат» и.п.: стоя на полу на коленях лицом к фитболу. Разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол.

«Лягушка» Исходное положение – лежа на мяче на животе, обхватив мяч согнутыми в коленях ногами, руки на полу. В первом куплете толчком перекат мяча вперед с упором на руки, затем вернуться в исходное положение. Выполнить три раза и на четвертую строчку перейти в положение сидя ноги скрестно, мяч перед собой. Во втором куплете выполнить покачивание бедер вперед – вниз, сохраняя правильную осанку. Терапевтический эффект: Упражнение увеличивает подвижность в тазобедренных суставах, корригирует деформацию стоп, формирует навык правильной осанки.

ИГРЫ:

«Лохматый пес». Все подобного типа игры проходят сидя на фитболе, играющие передвигаются по залу бегом, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится водящим.

«Бусины». В исходном положении сидя на мяче собраться в круг. По сигналу «Рассыпались» дети расходятся в разные стороны. По сигналу «Бусы» собраться в круг.

 «Замри». Прыжки друг за другом с остановкой по сигналу.

Дыхательная гимнастика:

«Подышите одной ноздрёй»

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 раз).

Март Апрель

Май

Научить сохранению правильной осанки, равновесия при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. 

Упражнения:

-«Веточка» Исходное положение – сидя на мяче, ноги на ширине плеч в опоре стопами на пол, руки перед грудью. Сидя на мяче выполняются наклоны вправо и влево. Руки подняты вверх: «веточка качается», ладони обращены друг к другу. Упражнение выполняется медленно, по четыре на каждую строфу, с фиксацией туловища в центральной позиции. Упражнение на боковые мышцы туловища. Следить за выполнением наклонов строго во фронтальной плоскости.

-«Покачаемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень;

-«Разминка для боксера» в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны — вверх — вперед — вниз. Выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах.

- «Качели» и.п.: сидя на фитболе. Выполнить: ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу, высоко поднимая колени;

-«Веселые ножки» поочередно выставлять ноги на пятку вперед в сторону, руки на фитболе;

- «Веселые ножки» поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

-«Веселые ручки» то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

-«Наклоны» наклоняться вперед, ноги врозь;

-«Достань носок» наклониться вперед к выставленной ноге вперед с различными положениями рук;

- «Наклоны» и.п:. сидя на фитболе, ноги на полу. Наклоняться в стороны: руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

- наклоняться к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

-«Пошагаем»  и.п:. сидя на фитболе. В медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в и.п.;

-«Переход» и.п:. лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии;

-«Выше ноги» и.п:. лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в стартовом положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать;

-«Махи ногами» и.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями;

- «Кит» и.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях;

- «Вверх ногу» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;

- «Лесенка» и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;

- выполнить два предыдущих упражнения из и.п. руки за голову.

- «Наклоны» и.п: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

Игры:

«Тоннель» - игроки делятся на пары, сидя на фитболе напротив друг друга, поднимают руки вверх и соединяют их, образуя тоннель. Последняя пара проходит через тоннель, прокатывая впереди свой мяч, и становятся первой парой. Так по очереди через тоннель должны пройти все пары.

Дыхательная гимнастика:

“Воздушный шар”

И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-10 раз)


2 год обучения.

Подготовительный дошкольный возраст

Месяцы

Основные задачи

Рекомендуемые упражнения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

 Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

Упражнения:

-«Крылышки»  и.п:. лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в стартовом положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед

«Махи ногами»- и.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали.

- и.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях;

- и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;

- и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;

-упражнения ранее разученные.

ИГРЫ

«Бусины» В исходном положении сидя на мяче собраться в круг. По сигналу «Рассыпались» дети расходятся в разные стороны. По сигналу «Бусы» собраться в круг.

Дыхательная гимнастика:

“Воздушный шар” в грудной клетке

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распирание грудной клетки. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).

Декабрь

Январь

Февраль

Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

Упражнения:

-«Растяжка» и.п: стоя в упоре на одном колене боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней. Выполнять медленные пружинистые покачивания;

-«Каток» и.п: стоя на одном колене спиной к фитболу, другое колено — на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;

- «Поворот» и.п.: лежа на животе на фитболе.  Перевернуться на спину;

-«Мостик» лежа на фитболе спиной, руки и ноги в упоре на полу;

ИГРы:

«Смена направления» Прыжки друг за другом со сменой направления по сигналу.

Дыхательная гимнастика:

“Ветер”

И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 секунды; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами на звук-ш-..

Март

Апрель

Май

Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

Совершенствовать технику выполнения упражнений в разных исходных положениях.

Упражнения:

-«Наклоны» и.п: сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу. Облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

- и.п: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

- «Подкати» и.п.: лежа на спине, на полу, ноги на фитболе. Поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в и.п.;

-«Юла»и.п. сидя на мяче. Делать круговые движения тазом.

-«Рыбка» - лёжа на мяче на животе, делается упор разведёнными руками и ногами о пол, голова опущена в низ, затем руки и голова одновременно поднимаются.

Игры:

«Пятнашки сидя» - сидя на фитболе, играющие передвигаются по залу бегом, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится водящим.

«Смена направления» Прыжки друг за другом со сменой направления по сигналу.

Дыхательная гимнастика:

“Радуга, обними меня”

И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук “с”, выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза).

Повторить 3-5 раз упражнение “Дышим тихо, спокойно и плавно”.

Игры с фитболами для детей дошкольного возраста.

1. «Догони мяч» в исходных положениях сидя на коленях, стоя прокатывать мяч вперед на «Раз, два, три», бежать за мячом когда все дети прокатят мяч.

2. «Докати мяч» катить мяч до цели ногами или руками.

3. «Толкай ладонями» -толкать мяч в исходном положении стоя,  стоя на коленях,  стоя на четвереньках.

4. «Толкай развернутой ступней» толкать мяч вперед ногой.

5. «Бусины». В исходном положении сидя на мяче собраться в круг. По сигналу «Рассыпались» дети расходятся в разные стороны. По сигналу «Бусы» собраться в круг.

6. «Сбор урожая». Все участники сидят на фитболах.  Водящий-«Садовник» ловит детей –«Собирает яблоки», задевая их рукой. Пойманные дети садятся на скамейку.

7. «Лохматый пес». Все подобного типа игры проходят сидя на фитболе.

8. «Замри». Прыжки друг за другом с остановкой по сигналу.

9. «Смена направления» Прыжки друг за другом со сменой направления по сигналу.

10. «Пятнашки сидя» - сидя на фитболе, играющие передвигаются по залу бегом, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится водящим.

         11.«Тоннель» - игроки делятся на пары, сидя на фитболе напротив друг друга, поднимают руки вверх и соединяют их, образуя тоннель. Последняя пара проходит через тоннель, прокатывая впереди свой мяч, и становятся первой парой. Так по очереди через тоннель должны пройти все пары.

Упражнения  на фитболе.

  1. «Веточка» Исходное положение – сидя на мяче, ноги на ширине плеч в опоре стопами на пол, руки перед грудью. Сидя на мяче выполняются наклоны вправо и влево. Руки подняты вверх: «веточка качается», ладони обращены друг к другу. Упражнение выполняется медленно, по четыре на каждую строфу, с фиксацией туловища в центральной позиции. Упражнение на боковые мышцы туловища. Следить за выполнением наклонов строго во фронтальной плоскости.

  1. «Качели» Исходное положение – сидя на мяче, руки опущены вниз. Прокатываясь на мяче вперед, поставить ноги на носки, одновременно подняв руки вверх, затем прокатываясь на мяче назад, поставить ноги на пятки, руки при этом максимально отвести назад, а туловище одновременно с этими движениями наклонить вперед. Упражнение выполняется в быстром темпе, с большой амплитудой движения энергично.

  1. «Лягушка» Исходное положение – лежа на мяче на животе, обхватив мяч согнутыми в коленях ногами, руки на полу. В первом куплете толчком перекат мяча вперед с упором на руки, затем вернуться в исходное положение. Выполнить три раза и на четвертую строчку перейти в положение сидя ноги скрестно, мяч перед собой. Во втором куплете выполнить покачивание бедер вперед – вниз, сохраняя правильную осанку. Терапевтический эффект: Упражнение увеличивает подвижность в тазобедренных суставах, корригирует деформацию стоп, формирует навык правильной осанки.

4.«Собачка виляет хвостиком» Исходное положение: сидя на мяче. Поднять одну руку вперед ладонью внутрь; поднять другую руку вперед ладонью внутрь; поднять одну руку вверх ладонью внутрь; поднять другую руку вверх ладонью внутрь; опустить руки вниз. Покачаться на мяче. Терапевтический эффект: укрепление мышечного корсета, тренировка вестибулярного аппарата. Правильная посадка на мяче, легкое покачивание вверх-вниз, не отрываясь от мяча.

5. «Кругосветное путешествие» Подпрыгивая на мяче, шагать вокруг него, высоко поднимая колени в одну, затем в другую сторону.

6. «Ножки танцуют» Сидя на мяче: ногу вперед на пятку, в сторону, вперед, приставить.

7.  «Бокс» руками. Сидя на мяче, руки прижаты к груди, поочередно выпрямлять правую, левую руку вперед..

8. «Клюем зернышки». Сидя на мяче, достать до пола руками, выпрямиться, руки в «крылышки».

9. «Юла». Сидя на мяче делать круговые движения тазом.

Дыхательная гимнастика

Примерные дыхательные упражнения (Казьмин В. Д., 2000)

Дышите тихо, спокойно и плавно

И.п.: стоя, сидя, лёжа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз)

Подышите одной ноздрёй

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 раз).

“Воздушный шар”

И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-10 раз)

“Воздушный шар” в грудной клетке

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распирание грудной клетки. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).

“Воздушный шар” поднимается вверх

И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4-8 раз).

“Ветер”

И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 секунды; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

“Радуга, обними меня”

И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук “с”, выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза).

Повторить 3-5 раз упражнение “Дышим тихо, спокойно и плавно”.

Подвижные игры с фитболом.

“Паровозик”

Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребёнок или педагог исполняет роль машиниста. Он “везёт” ребят по залу в разных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая свой мяч руками.

“Гусеница”

Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку. Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно

“Быстрый и ловкий”

Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только прекратится музыка, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок (победитель).

Литература

  1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Головчиц. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 303 с.
  2. Горбунова О. В. Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями средствами оздоровительной аэробики: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Хабаровск, 2008. - 24 с.
  3. Добрынина Л. А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2002. - 21 с.
  4. Королев С. А. Методика воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих детей 4-7 лет в специальных дошкольных учреждениях: Автореф. дис.... канд. пед. Наук. - Москва, 2004. - 19 c.
  5. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников/ Под ред. Л. А. Головчиц. - Москва.: Просвещение, 1991. - 120 с.
  6. Частные методики адаптивной физической культуры: Уч. пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий по фитбол-гимнастике для детей старшей, подготовительной группы.

занятия расчитаны на детей старших и подготовительных групп детского сада....

Презентация по теме:"Фитбол - гимнастика для детей"

Презентация была подготовлена для родителей по теме: "Фитбол - гимнастика  для детей"...

Фитбол гимнастика для детей старшего дошкольного возраста

Фитбол гимнастика для детей старшего дошкольного возраста...

Программа кружка по фитбол гимнастике для детей старшего возраста.

ЦЕЛЬ: популяризация здорового образа жизни; внедрение новых технологий для пробуждения интереса к занятиям физической культурой.ЗАДАЧИ:  обучение детей элементам фитбол- гимнастики; развитие выно...

ПРОГРАММА «Фитбол - гимнастика» для детей дошкольного возраста (5-7лет) (Кружковая работа для высокомотивированных детей)

В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране - около 8 лет. Программы по фитбол- гимнастике и фитбол- аэробике уникальны по ...

Фитбол - гимнастика для детей.

Занимательная фитбол - гимнастика для детей....

Конспект НОД по фитбол-гимнастике для детей подготовительной группы

Данный конспект показыват как можно оздоравливать детей с помощью фитбол-гимнастики. Такие занятия развивают координацию, учат детей держать равновестие, укрепляют мышцы всего тела, развивают гибкость...