Пальчиковая гимнастика для развития речи детей
картотека (средняя, старшая группа) на тему

Картотека пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                           

 «Зайчик»                                                                         

Зайчик скачет по лужайке,

Поднять средний и указательный пальцы вверх, остальные сжать в кулачок

Прыг-скок, прыг-скок, Чередовать движения: сжать кулачок и «зайчик»

Испугался волка зайчик

Сжать руки в кулачки и прижать к груди

И пустился наутек.

Руки вытянуть вперед, чуть поднимать и

  опускать попеременно

 «Новый год»

В зале елка появилась,

Выпрямленные пальцы переплетаем между собой – «елка»

И огнями засветилась,

Ритмичные касания подушечек одинаковых пальцев 2 рук

Скоро Дед Мороз придет,

Соединение пальцев правой руки с большим

Всем подарки принесет.

Соединение пальцев левой руки с большим

             

 «Сапожки»

Надеваю я сапожки,

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Вниз по лесенке бегу,

(указательный и средний пальчики «шагают»)

Сосчитаю все ступеньки,

(загибаем пальчики на правой руке)

Ни одной не пропущу.

(загибаем пальчики на левой руке)

                       

«Компот»

Я у бабушки в деревне фрукты собираю:

(Поочередно соединяем пальцы правой руки с большим пальцем)

Груши, яблоки и сливы с дерева срываю.

(Поочередно соединяем пальцы левой руки с большим пальцем)

Будем мы варить компот, фруктов много. Вот:

(Левую ладонь держим «ковшиком», а указательным правой руки «мешают»)  

«Гусь»

Есть у нас драчливый гусь,

(поочередно «щиплем»  большим и

 указательным пальчиками

   2,3,4,5 пальчики другой руки)

Очень я его боюсь,

(сжать руки в кулаки и прижать к груди)

Выгнет шею и гогочет,

(правая рука поднята вверх – «шея гуся»,

  пальчики соединяем в щепоть – «гусь»,

 «открываем клюв»)

Ущипнуть меня он хочет.

(«щипать» большим и указательным пальцем

  правой руки пальчики левой)

«Много мебели у нас»

Раз, два, три, четыре,

Загибаем пальчики правой руки

Много мебели в квартире.

Загибаем пальчики левой руки

В шкаф повесили рубашку,

Соединяем пальчики правой руки с большим пальцем

А на стол поставим чашку,

Соединяем пальчики левой руки с большим пальцем

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

«Посуда»

Раз, два, три, четыре, Сжимаем и разжимаем кулачки

Мы посуду перемыли: Трут одной ладошкой о другую

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку. Загибаем пальчики по одному

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили, «Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий, Чертим руками круг

Очень гладкий, Одной рукой гладим другую

И совсем, совсем не сладкий. Грозим пальчиком

«По грибы»

В лес пойду я по грибы,                                                                                                         Левую сжать в кулак, а правую ладошку округлить и положить сверху на левый кулак, получился «грибок»

Соберу боровики,                                                                                                       Сжимать и разжимать кулаки

Принесу я их домой,                                                                                            Соединить одинаковые пальцы обеих рук в «домик»

Мама сварит суп грибной.                                                                                        Правым указательным пальцем делаем круговые движения по левой ладошке

«Мячик»

Раз, два, прыгай мячик,

Соединяем пальчики правой руки с большим пальцем.

Раз, два, и мы поскачем.

Соединяем пальчики левой руки с большим пальцем.

Девочки и мальчики,

Соединяем пальчики правой руки с большим пальцем.

Прыгают как мячики.

Соединяем пальчики левой руки с большим пальцем.

 «Домашние животные»

Кусается сильно котенок-глупыш,

(Смена рук)

Он думает:  это не палец, а мышь.

(Смена рук)

Но я, же играю с тобою, малыш,

(Смена рук)

А будешь кусаться-

Скажу тебе: «Кыш!»

Указательным и большим пальцами правой руки

«кусаем» (щипаем) ногтевые фаланги другой руки.

Каждый палец поочередно, на каждое слово.

Затем смена рук.

 «Детки»

У мамы кошки есть котенок, «Кошка» - указательный и мизинец вытянуты и чуть

согнуты, средний и безымянный сжаты в кулак)

У мамы козы - козленок,

«Коза» - указательный и средний

У собаки есть сынок-

«Собака» - выпрямить ладонь, согнуть указательный и

отогнуть дольшой в сторону

Не собачонок, а щенок!

Показываем «Собака» левой рукой.  

«Перчатки»

Я перчатку надеваю,

Я в нее не попадаю.

Соединяем пальчики на правой руке с большим

Сосчитайте-ка, ребятки,

Сколько пальцев у перчатки?

Соединяем пальчики на левой руке с большим

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибаем пальчики на правой руке

                               

 «Одежда»

В таз воды я наливаю,         

сжимаем и разжимаем кулачки

Свои вещи достаю, 

делаем хватательные движения руками

Их сама я постираю,                   

 трем кулачком о кулачок

И в порядок приведу,               

 «стряхиваем воду» с рук

Мама очень удивится,               

разводим руки в стороны

Будет мной она гордиться.       

 поднимаем два больших пальца вверх

«Ежик»

Выполняется на столе.

Ежик, спрячь свои иголки –

(Разводим в стороны и сводим пальчики правой руки)

Мы же дети, а не волки!

(Разводим в стороны и сводим пальчики левой руки)

Мы хотим тебя погладить,

(Отрываем пальчики правой руки от стола, начиная с указательного)

Мы хотим с тобой поладить.

(Отрываем пальчики правой руки от стола, начиная с указательного)

 «Осень»

Осень, осень, непогода,

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья по ветру летят,

(Круговые движения кистями рук)

Лужи прямо у порога,

(Положить ладошки-«лужи» перед собой)

Мокнут ножки у ребят.

(Стряхнуть «воду» с кистей рук)

Рассказываем медленно, а ребенок одновременно

показывает движения руками. Пытаемся запомнить

и повторить стих и движения.

«Кормушка»

Мы кормушку смастерили,

(Стучим кулачками друг о дружку,

 Меняя их местами)

И к окошку прикрепили,

(Стучим кулачком о ладошку)

Будут птицы прилетать,

(Соединяем большие пальцы,

Остальные расставляем в стороны)

Корм клевать

(Стучим «клювом» о ладошку)

И щебетать

(Открываем и закрываем «клюв»)

                                     

«Огород»

Огород у нас большой,                                                                      Положить руки на стол ладонями вниз.

Урожай здесь не плохой,                                                                 Положить руки на стол ладонями вверх.

Овощами называют,                                                                             Прищипывать подушечки пальцев левой руки, начиная с большого.

То, что с грядок собирают.                                                            Прищипывать ….. правой руки ….

«23 февраля»

Подарите мне фуражку,

/Ритмичное касание одинаковых пальцев

обеих рук, начиная с большого/

Сапоги и автомат.

/Разводить одинаковые пальцы, начиная

 с больших/

Стану воином отважным

/Сжимание рук в кулаки/

Защищать вас буду рад.

/Пальцы сцепить в замок/

«Цветы»

Наши красные цветочки

 (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки.

 (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит,

 (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. 

(кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки

 (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки,

(показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают, И головкою кивают.

 «Цветы»

Посадили в землю зернышко,

("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)

На небе выглянуло солнышко.

Свети, солнышко, свети!

(сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

Расти, зернышко, расти!

(ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)

Появляются на стебельке листочки,

(соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)

Распускаются на стебельке цветочки,

 (сжимаем кисти и по-очереди разжимаем)

 «Рыбки»

Рыбки, где вы?

Где вы, где вы, рыбки, рыбки?

Рыбки воду полюбили.

Вы живете, рыбки, сами?

Двигаете вы плавниками.

На вашем теле чешуя.

Блестит она, как жар горя.

Вы не спите, рыбки, рыбки

Вы плывите! Вы плывите!

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять,

(ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца - левой рукой, с большого пальца — правой рукой)

Дождик вышел погулять.

(беспорядочные удары)

По привычке шел неспешно,

(указательным и средним пальцами шагаем вперед)

Ведь спешить ему куда?

На табличке вдруг читает:

 (ударяем то кулачками, то ладонями)

"Не ходите по газону!"

Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!» 

(часто и ритмично хлопаем в ладоши)

И ушел. Засох газон. (ритмично хлопаем по коленям)

«Детки»

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,

Все такие нужные...

(3. Александрова)

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя руками.

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

(М. Кальцова)

Уточка, уточка,
По реке плывет.
Плавает, ныряет,
 (плавные движения кистями рук справа налево)
Лапками гребет. (имитация движения лапок утки в воде)

Сидит белочка в тележке,
Подает она орешки:
 (сжать пальчики в кулачок)
Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)
Воробью, синичке, (разогнуть указательный и средний пальцы)
Мишке толстокожему, (разогнуть безымянный палец)
Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)

На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)
Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)
Хозяев поджидал.

Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью)
А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью)
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик)
Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу)
Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы)
Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
 (пальцами пробегают по голове)

Раз, два, три, четыре, пять,(ладони лежат на коленях или столе)
Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)
Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами)
Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)
Каркает: «Вот и обед!» (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)
Глядь — (развести руками)
А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...