Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий.
статья (старшая группа) на тему

Петухова Ирина Юрьевна

В статье представлена технология развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий. Экспериментально доказана ее эффективность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://fitness.esrae.ru/23-111209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий

Смирнова Ю.В.

к.п.н., доцент кафедры физической культуры и спорта

Петухова И.Ю.

студентка 5 курса заочной формы обучения

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирной организацией здравоохранения здоровье определено в качестве полного физического, психического и социального благополучия ребенка. Ведь чем активнее вовлекается ребенок в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.

В период дошкольного детства осуществляется закладка фундамента здоровья детей, они интенсивно растут и развиваются, у них происходит формирование основных движений, осанки, а также необходимых навыков и привычек, дети приобретают базовые физические качества, вырабатывают черты характера, способствующие формированию здорового образа жизни (Э.Я. Степаненкова, 2007)

Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Высокий уровень двигательной активности – важнейшее условие не только физического, но и умственного развития детей. Однако в детском саду образовательный процесс, не связанный с усвоением образовательной области «Физическое развитие», чаще организован так, что подача новых знаний происходит на фоне минимальной двигательной активности. Постоянно возрастающие требования к уровню умственного развития и образованности детей, необходимость усваивать большое количество информации в условиях острого дефицита времени привели к поиску новых форм организации образовательной работы, среди которых наибольшее распространение получили технологии, основанные на основе интеграции образовательных областей (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013)

Факторами, определяющими особенности возрастных и индивидуальных особенностей двигательной активности детей, являются как условия организации деятельности, так и ее характер, и содержание. Особенно значимо будет целенаправленное руководство двигательной активностью детей, которые воспитываются в старших возрастных группах детского сада по причине того, что в старшем дошкольном возрасте дети имеют высокую потребность в двигательной активности, но не всегда могут ее реализовать на должном уровне. Причина тому – ограничение двигательной активности, посредством увеличения продолжительности образовательных занятий с преобладанием статических поз, а также за счет возрастающих познавательных интересов детей (занятия компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач и пр.) (М.А. Никитина, П.И. Храмцов, 2009)

        Исходя, из вышеизложенного, актуальным является применение новых эффективных методик, программ, технологий, инновационных средств, которые будут способствовать решению этих проблем.

        В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ (Е.Г. Сайкина, 2008). Однако большинство инноваций разрабатывается в сфере фитнеса.

Одним из возможных путей решения, которое повышает уровень двигательных способностей детей, может являться внедрение фитнес-технологий в образовательный процесс, так как в современном мире занятия с использованием фитнес-технологий стали популярны и значительное количество исследований (С.В. Кузьмина, Е.Г. Сайкина, 2007; С. Рыжова, 2008) подтверждает их эффективность. Детский фитнес является прекрасным дополнением к содержанию материала, предусмотренного государственными программами.

Фитнес – это своеобразное, современное направление массовой оздоровительной физической культуры, со своей философией, историей, методическими принципами и правилами, которые помогают людям быть красивыми, молодыми, здоровыми и успешными в жизни (Е.Г. Сайкина, 2008).

В процессе опытно-экспериментальной деятельности по физическому воспитанию с применением фитнес-технологий в МОУ «СОШ «ТЦО» дошкольное отделение № 2 были выработаны новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников.  

Двигательная деятельность детей, организованная в соответствии с требованиями ФГОС и интегрированным использованием фитнес - технологии, стала не только разнообразной, доступной, но и увлекательной, и полезной. Данная педагогическая деятельность по сохранению здоровья подрастающего поколения в МОУ «СОШ «ТЦО» дошкольное отделение № 2 основана на дидактике здоровья, т.е. использовании на практике разнообразных форм организации образовательного процесса, приемов профилактики утомляемости воспитанников, активных форм обучения и воспитания, построение новых моделей деятельности.

На основании данных научных исследований, согласования с руководством ДОУ, разработана технология развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики.

Целью использования ритмической гимнастики в дошкольном учреждении является повышение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, развитие их двигательных способностей и приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями средствами ритмики, музыки и танца. Особенностью проведения ритмической гимнастики является непрерывность выполнения упражнений под музыкальное сопровождение в различном темпе. Танцевальные, образные упражнения способствуют повышению эмоционального состояния занимающихся, содействуют развитию их творческих способностей и воображения.

 Степ-аэробика – комплекс разнообразных упражнений отличающиеся по темпу и интенсивности. При ритмичном подъёме и спуске с помощью специальной платформы – степа, выполняя упражнения по спет-аэробики,  идёт работа всех мышц и суставов. Упражнения выполняются под ритмическую музыку, сочетаются с движениями различных частей тела (руками, головой). Упражнения для степ-аэробики подбираются обычно преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба).

Выбор фитбол-аэробики объясняется следующими факторами: упражнения можно выполнять в различных исходных положениях: сидя на фитболе, лежа на полу, лежа на фитболе на спине или на животе с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом с мячом, упражнения в движении, различные виды бросков, развитие интереса к выполнению физических упражнений и игр.

При выполнении упражнений по ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики реализуются следующие задачи:

  • оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
  • совершенствование физических способностей (развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скорости, координации);
  • развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения, умственной способности;
  • развитие и функционального совершенствования органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
  • воспитание умения выражать эмоции и творчество в движении;
  • повышать интерес к физкультурным занятиям.

Как и любое занятие по физической культуре, фитнес-тренировка состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность занятия от 30 до 35 минут.

Первая (подготовительная 3-5 минут) часть фитнес-занятия направлена на организацию занимающихся, сосредоточение их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя. Применяются различные виды ходьбы, бега, прыжков, а также заранее разученных и хорошо освоенных танцевальных композиций и с помощью ритмических упражнений.

Вторая (основная 15-20 минут) часть включает силовую тренировку – важную составляющую любого фитнес-режима. Силовая тренировка включает упражнения с предметами, на степ-платформе, на фитбольных мячах.

Подвижные игры – одна из составляющих основной части занятия. Они подбираются с учетом двигательных действий и интереса детей. Подвижная игра – игра умеренной психофизической нагрузки, они является развитием мышления, памяти, внимания и коммуникативных способностей детей.

Целью третьей (заключительной 3-5 минут) части занятия – восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Здесь используются дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, упражнения на растяжку. Они помогают снять напряжения в мышцах.  

В соответствии с вышеизложенным представлена структура занятия по физической культуре.

        

Рис.1 Структура занятия по физической культуре с применением фитнес-технологий в экспериментальной группе

Для определения эффективности технологии развития двигательных способностей детей средствами ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики был проведен эксперимент, продолжительностью 7 месяцев.

В эксперименте участвовали дети старшей разновозрастной группы (экспериментальная) и дети старшей разновозрастной группы (контрольная).  В каждом группе общее количество детей - 10.

Результаты тестирования были рассчитаны по среднему значению (по критерию Стьюдента).

В начале эксперимента было проведен тестирование.

Координационные способности, по результатам теста «Челночный бег 3х10м», показывает, что дети из контрольной группы (10,73 с) справились с заданием чуть лучше, чем дети из экспериментальной группы (11,35 с).

Результаты «Прыжка в длину с места» 81,1 см у детей из контрольной группы, 63,5 см – экспериментальной.

Результаты теста «подъем туловища в сед из положения лежа за 30 секунд.» у детей контрольной группы составили 13,1 раз, а у экспериментальной группы – 13 раз.

Определяя ловкость у детей по тесту «Отбивания мяча удобной рукой за 30 сек», определено, что дети из экспериментальной группы справились с заданием лучше – 16,9 сек, чем дети из контрольной группы – 13,9 сек.

Таким образом, мы видим, что при сравнении результатов тестирования в экспериментальной и контрольной группах у девочек и мальчиков на начало педагогического эксперимента статистически значимых различий не выявлено, полученные данные соответствовали средним возрастным показателям (p> 0,05) (Таблица 1).

Таблица 1.

Показатели двигательных способностей мальчиков в экспериментальной

и контрольной группах до и после педагогического эксперимента

Дети старшего дошкольного возраста

Двигательные

способности

До эксперимента

КГ

ЭГ

t

Р

± m

± m

Челночный бег 3ч10м,с

10,73±0,32

11,35±0,31

1,55

p>0,05

Прыжок в длину с места,см

81,1±4,13

63,5±4,9

3,45

p>0,05

Подъем туловища в сед из положения лежа за 30 с.,кол-во раз

13,1±0,63

13±0,6

0,13

p>0,05

Бег 60 метров, с

13,36±0,34

12,03±0,26

0,6

p<0,05

Наклон туловища вперед, см

7,2±0,81

8,4±0,63

1,2

p<0,05

Отбивание мяча удобной рукой за 30 с, кол-во раз

13,9±1,43

16,9±1,6

1,43

p>0,05

Двигательные

способности

После эксперимента

КГ

ЭГ

t

Р

± m

± m

Челночный бег 3ч10м,с

10,31±0,3

10,33±0,16

0,05

p<0,05

Прыжок в длину с места,см

90,7±4,73

75,1±4,6

2,7

p<0,05

Подъем туловища в сед из положения лежа за 30 с.,кол-во раз

15,6±0,73

15,8±0,6

0,2

p<0,05

Бег 60 метров, с

13,02±0,35

11,67±0,28

3

p<0,05

Наклон туловища вперед, см

9,1±0,84

11,1±0,67

1,9

p<0,05

Отбивание мяча удобной рукой за 30 с, кол-во раз

16,9±1,63

20,8±1,76

1,6

p>0,05

Число степеней свободы  k = n1 + n2 – 2 = 10 + 10 – 2 = 18

Tкрит = 2,23  при уровне значимости p = 0,05

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование и сравнивались результаты.

Выявлено, что средний прирост показателей развития двигательных способностей, как в контрольной, так и в и экспериментальной группах достоверно улучшился. Однако, в экспериментальной группе показатели оказались выше (Рис. 1).

Рис.1 Прирост показателей у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах после педагогического эксперимента (%)

Показатели гибкости (тест «Наклон туловища вперед») средний прирост в контрольной группе составил 23,31%, в экспериментальной – 27,96%.

В тесте для определения ловкости «Отбивание мяча удобной рукой за 30 с.» средний прирост в экспериментальной группе оказался самым незначительным и составил 20,69, а в контрольной группе - 19,48 %.

В тесте «Подъем туловища в сед из положения лежа за 30 секунд.» средний прирост в контрольной группе составил 17,42 %, а у экспериментальной группы – 19,44%.

В тесте «Прыжок в длину с места» показатели скоростно-силовых способностей так же улучшились, в контрольной группе на 11,17 %, а в экспериментальной группе на 13,65 %.

Прирост показателей координационных способностей в тесте «Челночный бег 3х10м» составил в ЭГ 9,41 %, тогда как в КГ - лишь 3,99 %.

В тесте «Бег на дистанцию 60м.» средний прирост в контрольной группе составил 1,2%, в экспериментальной – 3,04%.

Наибольший прирост оказался при определении уровня гибкости. Такой прирост связан с тем, что большинство детей дополнительно занимаются гимнастикой.

Показатели силовых способностей показали менее значимый результат. Исходя из этого следует провезти анализ и дальнейшую доработку использованных технологий развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики

Исходя из полученных результатов развития двигательных способностей можно утверждать, что разработанная технология развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитнес-технологий (ритмической гимнастики, степ-аэробики и фитбол-аэробики) эффективна.

Список литературы:

  1. Сайкина, Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: монография / Е.Г Сайкина. – СПб, 2008. – 291 с.
  2.  Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Танцы на мячах. - С-Пб., 2008. – 160 с.
  3.  Сайкина Е.Г., Пономарев Г.Н. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-4. – С. 890-894;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фитодизайна

Актуальность и новизна предлагаемого проекта велика.•      Во-первых, усиливает вариативную составляющую общего образования в сфере пограничных с биологией прикладных, художес...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста, происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.Для детей старшего дошкольного возраста основными фа...

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фитбола

Данная статья посвящена основе нового направления оздоровительной аэробики, которая служит  развитию силы, гибкости, выносливости, координации движений  детей....

Методический семинар «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии».

«Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии».Слайд 2. Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – эт...