"Выходные дни с малышом"
консультация на тему

Бельская Ирина Петровна

Что возьмут с собой во взрослую жизнь наши дети, какие "картинки" останутся в их памяти? Во многом это зависит от взрослых, от того, чему мы сумеем их научить, какой пример покажем.

 

Лето.

 

Воспользуйтесь солнечными деньками и проведите выходной на природе. Если у ваших знакомых дети примерно такого же возраста, как и ваш малыш, пригласите их с собой. Выходной может получиться очень веселым, а общими усилиями организовать его будет легче. К тому же, у вашего чада появится свой круг друзей.

Участвуют все!

Заранее продумайте, чем будете заниматься (игры, конкурсы, эстафеты, инсценировки), выберите место, запаситесь продуктами, ведь обед на траве - неотъемлемая часть такой вылазки. Совсем необязательно тратить уйму времени и денег. Проявите находчивость и используйте уже имеющиеся предметы: для игр подойдет незатейливое спортивное оборудование (обручи, мячи, скакалки, серсо и т. д.), для инсценировок захватите любимые игрушки. Маму и папу, превратившихся в сказочников и волшебников, ребенок увидит другими глазами, и это будет большим открытием для малыша. А еще здорово, когда ребенок и родители - одна команда, и вы вместе участвуете в конкурсах, эстафетах и потом вместе получаете призы. Например, вся компания делится на две команды. Кольца и другие предметы разбрасываются на некоторой площади. Взрослые и дети должны быстро собрать их в сумку (мешок) своей команды. Чья команда соберет больше предметов, та и будет победителем. Восторгам малышей не будет предела!

 

В лесу

 

Как здорово бродить, шурша опавшей листвой, собирая оставшиеся орехи и грибы, наблюдая за изменениями в природе. Из гибких веток можно сделать лук и стрелы и посоревноваться за звание самого меткого лучника. Или насобирать шишек и метать их в цель или в какую-нибудь емкость или просто в ствол дерева.

Поиграйте в "голоса" животных. Каждый по очереди воспроизводит звуки, которые издают обитатели леса, а остальные их отгадывают.

Можно изображать, кто как ходит, кто что делает и т. д.

Покажите детям муравейник и расскажите о трудолюбии муравьев, обратите внимание на то, какой тяжелый груз (веточки, семена) тащат они к себе домой. А для общей пользы предложите "превратиться" всем в муравьев и отправиться собирать хворост для костра. Прихватите с собой удочки, наверняка среди вас найдутся любители рыбной ловли. Детишкам этот процесс тоже будет интересен, поэтому не забудьте удочки и для них. Объясните, что ловить надо большую рыбу, а мальков отпускать обратно в воду - пусть еще подрастут.

Если возле воды есть песок, можно устроить большое строительство. Только не забудьте захватить с собой лопатку, ведерко и формочки, а также грузовую машину.

Смастерив бумажные кораблики, можно пускать их по воде.

Собрав неподалеку немного камешков, можно посоревноваться, чей камешек большее количество раз подпрыгнет, когда его бросишь в воду. И круги на воде завораживают... Только не промочите ноги!

Поиграйте в обитателей озера: попрыгайте, как лягушки, постойте на одной ноге, как цапли, пройдитесь вперевалочку, как утки, покажите, как плывет рыбка и т. д.

Если же поблизости есть лодочная станция и вы уверены в своих способностях навигаторов, возьмите лодку напрокат и отправляйтесь в путешествие по "морю-океану".

 

 

"Театр".

 

Чтобы ребенок лучше познакомился с сюжетом, за день до мероприятия прочтите вслух сказку, которую вы будете показывать на празднике.

Если вы выбрали живописный уголок, вам подойдут сказки, где действие развивается на природе: про животных, птиц, насекомых. Кстати, сюжет вы легко можете придумать и сами! Например, про маленькую ласточку, которую птицы, бабочки и стрекозы учили летать, или про известного всем муравьишку, которому разные насекомые помогали добраться домой. В таком спектакле игрушечная птичка сядет на ветку настоящего дерева, игрушечная стрекоза - на настоящий цветок, а игрушечный муравьишка будет бежать среди высокой травы. Такая сказка получится очень реальной, в ней даже бумажная птичка сможет взлететь. Показать спектакль достаточно просто: взрослые заранее распределяют роли и читают их наизусть или с листа, держа в руках игрушку изображающую героя. Хорошо, если герой обратится за подсказкой или помощью к детям, тогда они почувствуют свою причастность к истории. Ведь "добро" в сказке побеждает благодаря их помощи. Хорошо подойдет для инсценировки на природе сказка "Теремок", ведь там собираются все подходящие герои - мышка, заяц, лиса, волк, медведь, лягушка, муха и комар. Теремок сделать очень просто: натяните веревку между деревьями или кустами и закрепите на ней прищепками куски ткани. Теремком может стать палатка и даже ваш автомобиль. Слова этой сказки знакомы всем, а прыгать, как зайка и лягушка, бежать, как мышка, красться, как лисичка и волчок, идти вперевалочку, как медведь, или лететь, как комар или муха, сможет любой малыш.

 

 

 

 

Приятные сюрпризы

 

Маленькие подарки, заранее и с душой подготовленные и торжественно или с выдумкой врученные в конце мероприятия, безусловно, порадуют малышей. Их нужно заслужить, а можно и поискать. Возьмите, например, длинную веревку и, обматывая ее вокруг деревьев, устройте лабиринт. Дети должны идти вдоль этой веревочки и в конце лабиринта найти мешочек с сюрпризами - конфетами, фруктами, новыми игрушками. А если вы решили спрятать сюрпризы в траве или на деревьях, то можно поиграть в следопытов - и по опознавательным знакам добраться до цели. Кульминацией выходного может стать салют, фейерверк, запуск воздушного змея.

А если вы ухитритесь вынести из укромного местечка связку "летающих" шариков с прикрепленными к их веревочкам разукрашенными картонными птичками, бабочками и божьими коровками и позволите детям отпустить их лететь в "сказочную страну", то сделаете доброе дело - малыш поймет, что каждый имеет право жить свободно.

 

Что на скатерти-самобранке?

 

Запаситесь достаточным количеством напитков (сок, компот, вода без газа) и продуктов, так как хороший аппетит на природе обеспечен. Что может быть вкуснее печеной картошки или ухи, приготовленных на свежем воздухе! Не забудьте салфетки и мыло, а одноразовая пластиковая посуда облегчит жизнь. Если же в намеченный день пошел дождь - не расстраивайтесь: мероприятие можно провести дома - по слегка измененному или даже по тому же сценарию.

 

На долгую память

 

Заранее приготовьте фотоаппарат или видеокамеру, чтобы запечатлеть веселые минутки приятного общения, а также красоты природы. Очень приятно будет вспомнить, как проводили время с семьей и в кругу друзей: вот мы играем с папой в футбол, а здесь мама - сказочница, а здесь мы с друзьями едим печеную картошку у костра...

О хорошо проведенном выходном напомнят не только фотографии, но и собранные красивые камешки, шишки, ракушки, засушенные цветы. Кроме того, все это можно использовать и для поделок. Приняв ваши уроки, дети перенесут во взрослую жизнь умение радоваться счастливым мгновениям, будут ценить свою семью.

 

 

Делай так!

 

Зайка-попрыгайка

Разложив обручи на земле, нужно по очереди перепрыгивать из одного в другой.

 

Строим туннель

Несколько взрослых поднимают обручи и держат их на некотором расстоянии. Так получается "туннель", через который можно пройти, наклонившись, или пролезть на четвереньках.

 

Сова и мышки

Мисочки (одноразовые тарелки), перевернутые вверх дном, превращаются в "норки" для мышек, которых будет ловить Сова. Днем она спит, а мышата бегают и пищат, но как только Сова проснется, мышата должны спрятаться в свои норки, т.е. запрыгнуть на мисочки. Кого Сова успела схватить, тот теперь становиться Совой.

 

Полгода плохая погода. Домашние игры в ненастный день.

 

Теплые деньки давно позади, и теперь все больше времени малышу приходится проводить дома. А здесь уже и все игры переиграны, и книжки перечитаны... Интересное занятие найдется наверняка. Нужно лишь подойти к вопросу творчески. Ведь для многих игр не нужно никакого особого оборудования, только то, что под рукой. Порисуем?

 

Рисование - занятие весьма полезное и увлекательное. Но когда на улице серо и сыро, настроения может не быть даже для рисования. Значит, нужно разнообразить этот процесс, чтобы вопреки тоскливой погоде на листе бумаги засверкал яркими красками настоящий праздник жизни. Глядишь, и настроение улучшится!

 

Веселый поезд.

Итак, нарисуйте на листе бумаги паровозик. И здесь вовсе не важно, насколько он будет похож на реальный. Даже весьма скромные художественные способности мамы неизменно приводят малышей в восторг. Ведь для крохи мама - самая лучшая, а значит, и рисует она лучше всех! Теперь начнем пририсовывать к паровозику вагончики, а в окошках по очереди с малышом изображать пассажиров. Может быть, в поезде едет вся ваша семья (и не забудьте про кошку, хомячка или попугайчика), или же это герои любимых сказок и мультфильмов - свирепые динозавры или симпатичные смешарики? Главное, чтобы всем им было весело, а вокруг, на зеленых лугах, цвели яркие цветы и порхали разноцветные бабочки. Можно и песенку спеть: "Хорошо на свете! Солнышко, свети! Пожелай нам, ветер, доброго пути..."

 

Строим город.

 Если у вас найдется большой лист ватмана или другой белой бумаги, он станет тем местом, где "будет заложен город". Расстелите его прямо на полу, прихватите карандаши и фломастеры и приступайте вместе с малышом к "строительству" своего собственного города. Какие здесь будут дома, магазины, машины, деревья? А кто здесь будет жить? Возможно, все будет самое обыкновенное и привычное, или наоборот - удивительное и сказочное? Но в любом городе непременно нарисуйте магазин со сладостями, зоопарк и цирк. Как же без них? Такая "рисовальная" игра хороша и тем, что играть в нее можно не один день. Надоело рисовать - свернули бумагу в рулон и убрали подальше. Зато через некоторое время интерес малыша разгорится с новой силой. А рисовать можно не только город, но и морское дно, космос, птичий рынок, детский сад, доисторическую землю с древними ящерами, Африку или Антарктиду - в общем, все, что в данный момент волнует и интересует маленького художника. А на большом листе да при мамином участии его фантазия и художественные способности раскроются в полной мере!

 

Яркое окошко.

 А еще можно порисовать на оконных стеклах обычной гуашью. Это тоже здорово поднимает настроение. Ведь можно раскрасить унылый осенний денек в яркие цвета и любоваться из окна своим творением.

Краски, ножницы, бумага...

 

Угощение для кукол.

А эта забава потренирует наблюдательность крохи, мелкую моторику рук и расширит его словарный запас. Предложите ему отыскать картинки, на которых изображены всякие вкусности, и вырезать их. Если дома найдутся одноразовые бумажные тарелки - хорошо. Если нет, вырежьте вместо тарелок кружки из белого картона или бумаги. Теперь приклеиваем наши угощения на тарелки и устраиваем кукольный праздник или "угощаем" пришедшего с работы папу. Кстати, на бумажных тарелках здорово рисовать. Их можно расписать орнаментом или даже изобразить пейзажи и натюрморты. А самые удачные детские работы украсят стену на кухне. И осенний вечер сразу станет теплее...

Но как часто мы забываем о простых, совершенно доступных и таких радостных забавах, как строительство домиков или полосы препятствий из подручных средств. Такие фантазийные игры вполне в духе малышей. Помните?

 

Игра по дороге в парк (2-7)

Если долго идти по улице, волей-неволей останавливаешь взгляд на проезжающих машинах. Папа предлагает игру: "Выбирай, какого цвета твои легковушки?" У папы за время пути набралось всего 4 синих машины, а у малыша - 8 красных. Часть их подарим маме и даже бабушке останется. С ребенком постарше можно играть по-другому. "Решай, кому отдашь машину, которая сейчас появится из-за поворота?" Папе достался грузовик, и он будет возить кирпич, чтобы строить дачу. Малышу - красивая голубая машина, а маме - целый автобус. Мама довольна - поедем в лес за грибами большой компанией. Или к бабушке в деревню. Там хорошо. А вот кого приглашать - пусть решает малыш, ему виднее. Ребенок сам перечислит, кого из родных он возьмет с собой в деревню, кого там встретит.

 

Кто бы это мог быть? (3-7)

Для полноценного развития ребенка очень важно включать в работу все органы чувств. Найдите дерево с самой гладкой и самой шершавой корой, погладьте его с закрытыми глазами и предложите ответить на вопрос: "Представь, что ты гладишь животное. Кто бы это мог быть?"

 

О чем думает дерево (4-7)

На протяжении всех времен года наблюдайте за одними и теми же объектами: поляной, деревом, кустарником, птицами. Как они меняются? Предложите ребенку зарисовывать все изменения в альбоме. Важно, чтобы при помощи карандашей или красок дети не только фиксировали свои наблюдения, но и выражали эмоции. Попробуйте, например, определить "настроение" дерева, кустарника в разную погоду. О чем "думает" дерево? Как мы можем с ним пообщаться?

 

Привал (1,5-5)

Не предлагайте ребенку напрямую отдохнуть. Вы же знаете - он запротестует, ему хочется двигаться вместе с вами все дальше и дальше, где непременно ждет неизведанное. Лучше скажите: "А теперь усядемся все дружно, откинем головы на спинку скамейки и посмотрим вверх". В пронзительно синем небе медленно плывут легкие белые облачка. На что они похожи?

Можно расстелить легкое одеяльце, посидеть или полежать под дубом. А папа опять задает вопрос: "Угадай, это лист березы или дуба? А теперь сложи руки лодочкой, я что-то вложу в них, а ты пощупаешь и скажешь: камешек я тебе вложил или желудь?" Оба гладкие, только камешек круглый, а желудь продолговатый. Так обогащаются тактильные ощущения ребенка, а с ними и его речь, память, внимание.

 

Что исчезло? (3-7)

Разложите на земле несколько разных камешков, шишки, сухие листья и другой подобный материал. Предложите ребенку их запомнить, а затем отвернуться или закрыть глаза. В это время вы уберете один из предметов или поменяете их местами. Задача ребенка - определить, что именно убрано или что изменилось. Чем больше предметов, чем меньше они различаются, тем сложнее задача.

 

А что у вас? (4-7)

Простые задания позволяют развивать наблюдательность ребенка. Предложите ему найти во время прогулки в лесу или на берегу реки несколько предметов сначала по одному признаку (например, отыскать несколько предметов зеленого цвета), затем по двум и по трем признакам.

Когда предметы будут найдены, вы можете сыграть в игру "А что у вас?": нужно угадать, какой предмет нашел один из игроков. При этом все играющие по очереди задают ведущему вопросы, на которые он может ответить только "да" или "нет" (Например: "Это движется?" - "Нет"; "Это зеленое?" - "Да" и т.д.). Угадавший сам становится ведущим.

 

Листья и медведь (1,5-4)

Осенью можно побродить, пошуршать листьями, подбрасывать их вверх, наблюдая, как они сыплются разноцветным дождем. Оглянитесь: медленно падают листья - это листопад.

Почему листья кружатся и медленно летят? - вопрос к ребенку 4 лет. Они легкие. Как узнал? Положи на скамейку и подуй. (Дыхательные упражнения нужны для укрепления здоровья).

А теперь вместе с папой соберем целый ворох сухих осенних листьев. Пусть медведь заберет их в берлогу, мягко ему будет зимовать, тепло на листьях. Предложите поиграть в какую-нибудь интересную игру. Вот под кустом берлога медведя (пусть медведем будет папа), а мы пришли в лес по ягоды:

У медведя во бору грибы, ягоды беру,

А медведь сидит и на нас рычит: "Р-р-р!"

И вся компания с визгом бежит от "берлоги". Можно взбираться на пенек и прыгать на ворох листьев. Это так интересно! Или даже поползать по этому пестрому шуршащему ковру на земле, если разрешит мама. Ползание, лазание, прыжки - это те упражнения, которые укрепляют тело ребенка, а их так не хватает в его жизни. Так что воспользуйтесь возможностью.

 

 

Красный шарфик (1,5-4)

У мамы красный шарфик - для нее найдется красивый красный лист; у малыша желтая курточка, у папы коричневые брюки - им тоже подберем листья по цвету. Собрав ворох самых ярких листьев, можно всем вместе выкладывать пестрый коврик, раскладывать разноцветные узоры. Мама для малыша смастерит из листьев шапочку, сумочку, пояс, венок. Самые красивые листья - в букет для бабушки. Каков букет? Пышный, роскошный, пестрый осенний букет. Пусть малышка повторяет эти эпитеты, запоминает их. Так исподволь обогащается словарный запас младшего дошкольника.

 

 

 

 Секрет хорошего настроения (4-7)

Когда в нашей жизни происходит что-то приятное, мы чувствуем себя хорошо. А, предположим, нам плохо - что-то расстроило, напугало или, может быть, рассердило. Сможем ли мы чувствовать себя спокойно в такой ситуации?

Научить ребенка управлять своими эмоциями можно. Это очень важно, когда он не может изменить ситуацию или исправить то, что уже произошло. Один из приемов - при помощи воображения улучшить настроение.

Вам поможет простое упражнение. Попросите ребенка назвать пять ощущений "чувствую-себя-хорошо", например, "солнечный летний день в лесу", "лето у бабушки в деревне", "купание на реке". Пусть ребенок воспроизведет их в своем воображении, запомнит чувства, которые при этом возникнут. Затем представит, что кладет эти ощущения в надежное место, откуда сможет достать их, когда пожелает. Кстати, этим простейшим приемом аутотренинга мы советуем пользоваться и взрослым, тем более что поводов для плохого настроения у них никак не меньше, чем у детей.

 

Как видите, весьма обширный объем новых знаний, наблюдений можно предлагать малышу на прогулке. Все сразу ему не усвоить. Не загружайте его массой разнообразных впечатлений. Малыш не в состоянии будет справиться с их лавиной, переутомится, начнет раздражаться. Поэтому в течение одной прогулки предлагайте 1-2 наблюдения, чередуя их с двигательной деятельностью.

 

Большую часть времени следует предоставить ребенку для самостоятельной деятельности. Чтобы ребенок не утомился, меняйте виды деятельности: слушает объяснения взрослого - сам говорит и активно действует, бегает - лежит, отдыхает.

 

Главный показатель - настроение малыша. Если ему интересно, если он деятелен, весел и бодр - значит, ваши усилия не пропали да

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyhodnye_dni_s_malyshom.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 359 Промышленного района г.Самары

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"Выходные дни с малышом"

Самара 2007г.


Что возьмут с собой во взрослую жизнь наши дети, какие "картинки" останутся в их памяти? Во многом это зависит от взрослых, от того, чему мы сумеем их научить, какой пример покажем.

Лето.

Воспользуйтесь солнечными деньками и проведите выходной на природе. Если у ваших знакомых дети примерно такого же возраста, как и ваш малыш, пригласите их с собой. Выходной может получиться очень веселым, а общими усилиями организовать его будет легче. К тому же, у вашего чада появится свой круг друзей.

Участвуют все!

Заранее продумайте, чем будете заниматься (игры, конкурсы, эстафеты, инсценировки), выберите место, запаситесь продуктами, ведь обед на траве - неотъемлемая часть такой вылазки. Совсем необязательно тратить уйму времени и денег. Проявите находчивость и используйте уже имеющиеся предметы: для игр подойдет незатейливое спортивное оборудование (обручи, мячи, скакалки, серсо и т. д.), для инсценировок захватите любимые игрушки. Маму и папу, превратившихся в сказочников и волшебников, ребенок увидит другими глазами, и это будет большим открытием для малыша. А еще здорово, когда ребенок и родители - одна команда, и вы вместе участвуете в конкурсах, эстафетах и потом вместе получаете призы. Например, вся компания делится на две команды. Кольца и другие предметы разбрасываются на некоторой площади. Взрослые и дети должны быстро собрать их в сумку (мешок) своей команды. Чья команда соберет больше предметов, та и будет победителем. Восторгам малышей не будет предела!

В лесу

Как здорово бродить, шурша опавшей листвой, собирая оставшиеся орехи и грибы, наблюдая за изменениями в природе. Из гибких веток можно сделать лук и стрелы и посоревноваться за звание самого меткого лучника. Или насобирать шишек и метать их в цель или в какую-нибудь емкость или просто в ствол дерева.

Поиграйте в "голоса" животных. Каждый по очереди воспроизводит звуки, которые издают обитатели леса, а остальные их отгадывают.

Можно изображать, кто как ходит, кто что делает и т. д.

Покажите детям муравейник и расскажите о трудолюбии муравьев, обратите внимание на то, какой тяжелый груз (веточки, семена) тащат они к себе домой. А для общей пользы предложите "превратиться" всем в муравьев и отправиться собирать хворост для костра. Прихватите с собой удочки, наверняка среди вас найдутся любители рыбной ловли. Детишкам этот процесс тоже будет интересен, поэтому не забудьте удочки и для них. Объясните, что ловить надо большую рыбу, а мальков отпускать обратно в воду - пусть еще подрастут.
Если возле воды есть песок, можно устроить большое строительство. Только не забудьте захватить с собой лопатку, ведерко и формочки, а также грузовую машину.

Смастерив бумажные кораблики, можно пускать их по воде.

Собрав неподалеку немного камешков, можно посоревноваться, чей камешек большее количество раз подпрыгнет, когда его бросишь в воду. И круги на воде завораживают... Только не промочите ноги!

Поиграйте в обитателей озера: попрыгайте, как лягушки, постойте на одной ноге, как цапли, пройдитесь вперевалочку, как утки, покажите, как плывет рыбка и т. д.

Если же поблизости есть лодочная станция и вы уверены в своих способностях навигаторов, возьмите лодку напрокат и отправляйтесь в путешествие по "морю-океану".

 

"Театр".

Чтобы ребенок лучше познакомился с сюжетом, за день до мероприятия прочтите вслух сказку, которую вы будете показывать на празднике.

Если вы выбрали живописный уголок, вам подойдут сказки, где действие развивается на природе: про животных, птиц, насекомых. Кстати, сюжет вы легко можете придумать и сами! Например, про маленькую ласточку, которую птицы, бабочки и стрекозы учили летать, или про известного всем муравьишку, которому разные насекомые помогали добраться домой. В таком спектакле игрушечная птичка сядет на ветку настоящего дерева, игрушечная стрекоза - на настоящий цветок, а игрушечный муравьишка будет бежать среди высокой травы. Такая сказка получится очень реальной, в ней даже бумажная птичка сможет взлететь. Показать спектакль достаточно просто: взрослые заранее распределяют роли и читают их наизусть или с листа, держа в руках игрушку изображающую героя. Хорошо, если герой обратится за подсказкой или помощью к детям, тогда они почувствуют свою причастность к истории. Ведь "добро" в сказке побеждает благодаря их помощи. Хорошо подойдет для инсценировки на природе сказка "Теремок", ведь там собираются все подходящие герои - мышка, заяц, лиса, волк, медведь, лягушка, муха и комар. Теремок сделать очень просто: натяните веревку между деревьями или кустами и закрепите на ней прищепками куски ткани. Теремком может стать палатка и даже ваш автомобиль. Слова этой сказки знакомы всем, а прыгать, как зайка и лягушка, бежать, как мышка, красться, как лисичка и волчок, идти вперевалочку, как медведь, или лететь, как комар или муха, сможет любой малыш.

Приятные сюрпризы

Маленькие подарки, заранее и с душой подготовленные и торжественно или с выдумкой врученные в конце мероприятия, безусловно, порадуют малышей. Их нужно заслужить, а можно и поискать. Возьмите, например, длинную веревку и, обматывая ее вокруг деревьев, устройте лабиринт. Дети должны идти вдоль этой веревочки и в конце лабиринта найти мешочек с сюрпризами - конфетами, фруктами, новыми игрушками. А если вы решили спрятать сюрпризы в траве или на деревьях, то можно поиграть в следопытов - и по опознавательным знакам добраться до цели. Кульминацией выходного может стать салют, фейерверк, запуск воздушного змея.

А если вы ухитритесь вынести из укромного местечка связку "летающих" шариков с прикрепленными к их веревочкам разукрашенными картонными птичками, бабочками и божьими коровками и позволите детям отпустить их лететь в "сказочную страну", то сделаете доброе дело - малыш поймет, что каждый имеет право жить свободно.

Что на скатерти-самобранке?

Запаситесь достаточным количеством напитков (сок, компот, вода без газа) и продуктов, так как хороший аппетит на природе обеспечен. Что может быть вкуснее печеной картошки или ухи, приготовленных на свежем воздухе! Не забудьте салфетки и мыло, а одноразовая пластиковая посуда облегчит жизнь. Если же в намеченный день пошел дождь - не расстраивайтесь: мероприятие можно провести дома - по слегка измененному или даже по тому же сценарию.

На долгую память

Заранее приготовьте фотоаппарат или видеокамеру, чтобы запечатлеть веселые минутки приятного общения, а также красоты природы. Очень приятно будет вспомнить, как проводили время с семьей и в кругу друзей: вот мы играем с папой в футбол, а здесь мама - сказочница, а здесь мы с друзьями едим печеную картошку у костра...

О хорошо проведенном выходном напомнят не только фотографии, но и собранные красивые камешки, шишки, ракушки, засушенные цветы. Кроме того, все это можно использовать и для поделок. Приняв ваши уроки, дети перенесут во взрослую жизнь умение радоваться счастливым мгновениям, будут ценить свою семью.


Делай так!

Зайка-попрыгайка

Разложив обручи на земле, нужно по очереди перепрыгивать из одного в другой.

Строим туннель

Несколько взрослых поднимают обручи и держат их на некотором расстоянии. Так получается "туннель", через который можно пройти, наклонившись, или пролезть на четвереньках.

Сова и мышки

Мисочки (одноразовые тарелки), перевернутые вверх дном, превращаются в "норки" для мышек, которых будет ловить Сова. Днем она спит, а мышата бегают и пищат, но как только Сова проснется, мышата должны спрятаться в свои норки, т.е. запрыгнуть на мисочки. Кого Сова успела схватить, тот теперь становиться Совой.

Полгода плохая погода. Домашние игры в ненастный день.

Теплые деньки давно позади, и теперь все больше времени малышу приходится проводить дома. А здесь уже и все игры переиграны, и книжки перечитаны... Интересное занятие найдется наверняка. Нужно лишь подойти к вопросу творчески. Ведь для многих игр не нужно никакого особого оборудования, только то, что под рукой. Порисуем?

Рисование - занятие весьма полезное и увлекательное. Но когда на улице серо и сыро, настроения может не быть даже для рисования. Значит, нужно разнообразить этот процесс, чтобы вопреки тоскливой погоде на листе бумаги засверкал яркими красками настоящий праздник жизни. Глядишь, и настроение улучшится!

Веселый поезд.

Итак, нарисуйте на листе бумаги паровозик. И здесь вовсе не важно, насколько он будет похож на реальный. Даже весьма скромные художественные способности мамы неизменно приводят малышей в восторг. Ведь для крохи мама - самая лучшая, а значит, и рисует она лучше всех! Теперь начнем пририсовывать к паровозику вагончики, а в окошках по очереди с малышом изображать пассажиров. Может быть, в поезде едет вся ваша семья (и не забудьте про кошку, хомячка или попугайчика), или же это герои любимых сказок и мультфильмов - свирепые динозавры или симпатичные смешарики? Главное, чтобы всем им было весело, а вокруг, на зеленых лугах, цвели яркие цветы и порхали разноцветные бабочки. Можно и песенку спеть: "Хорошо на свете! Солнышко, свети! Пожелай нам, ветер, доброго пути..."

Строим город.

 Если у вас найдется большой лист ватмана или другой белой бумаги, он станет тем местом, где "будет заложен город". Расстелите его прямо на полу, прихватите карандаши и фломастеры и приступайте вместе с малышом к "строительству" своего собственного города. Какие здесь будут дома, магазины, машины, деревья? А кто здесь будет жить? Возможно, все будет самое обыкновенное и привычное, или наоборот - удивительное и сказочное? Но в любом городе непременно нарисуйте магазин со сладостями, зоопарк и цирк. Как же без них? Такая "рисовальная" игра хороша и тем, что играть в нее можно не один день. Надоело рисовать - свернули бумагу в рулон и убрали подальше. Зато через некоторое время интерес малыша разгорится с новой силой. А рисовать можно не только город, но и морское дно, космос, птичий рынок, детский сад, доисторическую землю с древними ящерами, Африку или Антарктиду - в общем, все, что в данный момент волнует и интересует маленького художника. А на большом листе да при мамином участии его фантазия и художественные способности раскроются в полной мере!

Яркое окошко.

 А еще можно порисовать на оконных стеклах обычной гуашью. Это тоже здорово поднимает настроение. Ведь можно раскрасить унылый осенний денек в яркие цвета и любоваться из окна своим творением.

Краски, ножницы, бумага...

Угощение для кукол.

А эта забава потренирует наблюдательность крохи, мелкую моторику рук и расширит его словарный запас. Предложите ему отыскать картинки, на которых изображены всякие вкусности, и вырезать их. Если дома найдутся одноразовые бумажные тарелки - хорошо. Если нет, вырежьте вместо тарелок кружки из белого картона или бумаги. Теперь приклеиваем наши угощения на тарелки и устраиваем кукольный праздник или "угощаем" пришедшего с работы папу. Кстати, на бумажных тарелках здорово рисовать. Их можно расписать орнаментом или даже изобразить пейзажи и натюрморты. А самые удачные детские работы украсят стену на кухне. И осенний вечер сразу станет теплее...

Но как часто мы забываем о простых, совершенно доступных и таких радостных забавах, как строительство домиков или полосы препятствий из подручных средств. Такие фантазийные игры вполне в духе малышей. Помните?

Игра по дороге в парк (2-7)

Если долго идти по улице, волей-неволей останавливаешь взгляд на проезжающих машинах. Папа предлагает игру: "Выбирай, какого цвета твои легковушки?" У папы за время пути набралось всего 4 синих машины, а у малыша - 8 красных. Часть их подарим маме и даже бабушке останется. С ребенком постарше можно играть по-другому. "Решай, кому отдашь машину, которая сейчас появится из-за поворота?" Папе достался грузовик, и он будет возить кирпич, чтобы строить дачу. Малышу - красивая голубая машина, а маме - целый автобус. Мама довольна - поедем в лес за грибами большой компанией. Или к бабушке в деревню. Там хорошо. А вот кого приглашать - пусть решает малыш, ему виднее. Ребенок сам перечислит, кого из родных он возьмет с собой в деревню, кого там встретит.

Кто бы это мог быть? (3-7)

Для полноценного развития ребенка очень важно включать в работу все органы чувств. Найдите дерево с самой гладкой и самой шершавой корой, погладьте его с закрытыми глазами и предложите ответить на вопрос: "Представь, что ты гладишь животное. Кто бы это мог быть?"

О чем думает дерево (4-7)

На протяжении всех времен года наблюдайте за одними и теми же объектами: поляной, деревом, кустарником, птицами. Как они меняются? Предложите ребенку зарисовывать все изменения в альбоме. Важно, чтобы при помощи карандашей или красок дети не только фиксировали свои наблюдения, но и выражали эмоции. Попробуйте, например, определить "настроение" дерева, кустарника в разную погоду. О чем "думает" дерево? Как мы можем с ним пообщаться?

Привал (1,5-5)

Не предлагайте ребенку напрямую отдохнуть. Вы же знаете - он запротестует, ему хочется двигаться вместе с вами все дальше и дальше, где непременно ждет неизведанное. Лучше скажите: "А теперь усядемся все дружно, откинем головы на спинку скамейки и посмотрим вверх". В пронзительно синем небе медленно плывут легкие белые облачка. На что они похожи?

Можно расстелить легкое одеяльце, посидеть или полежать под дубом. А папа опять задает вопрос: "Угадай, это лист березы или дуба? А теперь сложи руки лодочкой, я что-то вложу в них, а ты пощупаешь и скажешь: камешек я тебе вложил или желудь?" Оба гладкие, только камешек круглый, а желудь продолговатый. Так обогащаются тактильные ощущения ребенка, а с ними и его речь, память, внимание.

Что исчезло? (3-7) 

Разложите на земле несколько разных камешков, шишки, сухие листья и другой подобный материал. Предложите ребенку их запомнить, а затем отвернуться или закрыть глаза. В это время вы уберете один из предметов или поменяете их местами. Задача ребенка - определить, что именно убрано или что изменилось. Чем больше предметов, чем меньше они различаются, тем сложнее задача.

А что у вас? (4-7)

Простые задания позволяют развивать наблюдательность ребенка. Предложите ему найти во время прогулки в лесу или на берегу реки несколько предметов сначала по одному признаку (например, отыскать несколько предметов зеленого цвета), затем по двум и по трем признакам.

Когда предметы будут найдены, вы можете сыграть в игру "А что у вас?": нужно угадать, какой предмет нашел один из игроков. При этом все играющие по очереди задают ведущему вопросы, на которые он может ответить только "да" или "нет" (Например: "Это движется?" - "Нет"; "Это зеленое?" - "Да" и т.д.). Угадавший сам становится ведущим.

Листья и медведь (1,5-4)

Осенью можно побродить, пошуршать листьями, подбрасывать их вверх, наблюдая, как они сыплются разноцветным дождем. Оглянитесь: медленно падают листья - это листопад.

Почему листья кружатся и медленно летят? - вопрос к ребенку 4 лет. Они легкие. Как узнал? Положи на скамейку и подуй. (Дыхательные упражнения нужны для укрепления здоровья).

А теперь вместе с папой соберем целый ворох сухих осенних листьев. Пусть медведь заберет их в берлогу, мягко ему будет зимовать, тепло на листьях. Предложите поиграть в какую-нибудь интересную игру. Вот под кустом берлога медведя (пусть медведем будет папа), а мы пришли в лес по ягоды:

У медведя во бору грибы, ягоды беру,

А медведь сидит и на нас рычит: "Р-р-р!"

И вся компания с визгом бежит от "берлоги". Можно взбираться на пенек и прыгать на ворох листьев. Это так интересно! Или даже поползать по этому пестрому шуршащему ковру на земле, если разрешит мама. Ползание, лазание, прыжки - это те упражнения, которые укрепляют тело ребенка, а их так не хватает в его жизни. Так что воспользуйтесь возможностью.

Красный шарфик (1,5-4)

У мамы красный шарфик - для нее найдется красивый красный лист; у малыша желтая курточка, у папы коричневые брюки - им тоже подберем листья по цвету. Собрав ворох самых ярких листьев, можно всем вместе выкладывать пестрый коврик, раскладывать разноцветные узоры. Мама для малыша смастерит из листьев шапочку, сумочку, пояс, венок. Самые красивые листья - в букет для бабушки. Каков букет? Пышный, роскошный, пестрый осенний букет. Пусть малышка повторяет эти эпитеты, запоминает их. Так исподволь обогащается словарный запас младшего дошкольника.

 Секрет хорошего настроения (4-7)

Когда в нашей жизни происходит что-то приятное, мы чувствуем себя хорошо. А, предположим, нам плохо - что-то расстроило, напугало или, может быть, рассердило. Сможем ли мы чувствовать себя спокойно в такой ситуации?

Научить ребенка управлять своими эмоциями можно. Это очень важно, когда он не может изменить ситуацию или исправить то, что уже произошло. Один из приемов - при помощи воображения улучшить настроение.

Вам поможет простое упражнение. Попросите ребенка назвать пять ощущений "чувствую-себя-хорошо", например, "солнечный летний день в лесу", "лето у бабушки в деревне", "купание на реке". Пусть ребенок воспроизведет их в своем воображении, запомнит чувства, которые при этом возникнут. Затем представит, что кладет эти ощущения в надежное место, откуда сможет достать их, когда пожелает. Кстати, этим простейшим приемом аутотренинга мы советуем пользоваться и взрослым, тем более что поводов для плохого настроения у них никак не меньше, чем у детей.

Как видите, весьма обширный объем новых знаний, наблюдений можно предлагать малышу на прогулке. Все сразу ему не усвоить. Не загружайте его массой разнообразных впечатлений. Малыш не в состоянии будет справиться с их лавиной, переутомится, начнет раздражаться. Поэтому в течение одной прогулки предлагайте 1-2 наблюдения, чередуя их с двигательной деятельностью.

Большую часть времени следует предоставить ребенку для самостоятельной деятельности. Чтобы ребенок не утомился, меняйте виды деятельности: слушает объяснения взрослого - сам говорит и активно действует, бегает - лежит, отдыхает.

Главный показатель - настроение малыша. Если ему интересно, если он деятелен, весел и бодр - значит, ваши усилия не пропали даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Выходной с малышом"

Статья знакомит родителей с тем, как грамотно и с пользой  для ребенка, провести выходной день в семье, не переутомив малыша, не нагрузив его ненужными эмоциями, а превратив выходной в настоящий ...

как провести выходной с малышом

Как известно, понедельник - день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут. Многи...

Советуем родителям как провести выходной с малышом

Советуем родителям как провести выходной с малышом      Как известно, понедельник - день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неде...

"выходные с малышом"

как провести выходные с малышом так, что выходные не только запомнились, но и что б ребёнок получил массу информации и позитива...

Выходной с малышом. Как избежать «тяжёлого понедельника»?

- встретьте проснувшегося малыша улыбкой, приласкайте его, вместе порадуйтесь заглянувшему в окно солнышку, поговорите на доступные темы, попросите «помочь» застелить постель, разбудите игрушки – это ...

Куда пойти с малышом в выходной

В Санкт - Петербурге множество интересных мест, где можно провести выходной с малышом. Одни из таких интересных и познавательных мест, которое я предлагаю посетить, является музей Игрушки. В музее соб...

Памятка для родителей: "Выходной с малышом"

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах это особенно чувствуется. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....