Главные вкладки

    Детское плоскостопие и косолапость
    консультация на тему

    Антонова Елена Николаевна

    профилактика и коррекция

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon detskoe_ploskostopie_i_kosolapast_.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детское   плоскостопие и косолапость

    ( профилактика и коррекция)  

     

     Для  правильной  осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава.

    Любое нарушение в области этого сустава может отрицательно повлиять на походку, осанку ребёнка.  Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольных учреждений хорошо знали особенности развития и формирования   опорно-двигательного аппарата, приёма и способы профилактики и устранения некоторых деформаций.

         Наиболее распространённой деформацией опорно-двигательного аппарата у детей  2 – 7 лет является плоскостопие и косолапость. 

           Эффективными способами предупреждения  косолапости и плоскостопия  являются укрепление косно-мышечного аппарата специальными упражнениями, гигиена и массаж ног с использованием особых предметов: камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, веревок, набивных мячей  и т. д. – и специальных приспособлений.

        Плоскостопие у детей этого возраста можно объяснить функциональной незрелостью

     косно-связочного аппарата, слабостью мышц.

       Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, при ходьбе жалуются на боль в области голеностопного сустава и позвоночника. Во время ходьбы, бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что  при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается.

        Ввиду дугообразного строения стопа выполняет  рессорную функцию, от ее развития зависит красота походки ребенка.

       Одним из способов  борьбы с утомлением,

    коррекции недостатков  и  деформации является закрепление  опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями, массирование рефлекторных зон стопы, именно где и сходятся  проекционные зоны внутренних органов и систем организма : нервной системы, сердечно-сосудистой,  лёгких, печени, желудка,  почек, тонкого кишечника и т.д..

        Как  средство эффективного  массирования  рекомендуется  Дорожку-массажер, которая оказывает достаточно мощное тонизирующее общеразвивающее действие .

         Проходя  по дорожке-массажёру  с ребристыми поверхностями, ребёнок под тяжестью тела перекатывает стопу от пятки до кончиков пальцев и тем самым массирует фактически  все рефлекторные зоны подошвы. Снимается утомляемость , восстанавливается  работоспособность.

           

     

    На  дорожке – массажер  целесообразно выполнять  следующие упражнения :

    - ходьба медленная с глубоким перекатом стопы,

    -  ходьба   на   носках,  

    -  на   наружных   краях  стопы, поочерёдное топтание ногами с высоким подниманием колен,

    приставные   пружинящие  шаги, лёгкие  поскоки  и  прыжковые  упражнения  и  т. д.

    Все вышеуказанные упражнения  проводятся  на дорожке – массажер  в  определённой последовательности  в игровой  форме.

     

     Профилактика   и   коррекция   детского   плоскостопия   и   косолапости  

      Для  предупреждения  и коррекции плоскостопия  и косолапости у дошкольников  необходимы  специальные приёмы и методы. Упражнения проводятся в  определённой   последовательности  в три этапа .  

                   

    На  первом этапе  

    дети выполняют упражнения без предметов. Носками  и пальцами ног делаются различные движения – вверх-вниз , вправо-влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносятся в разные части стопы , выполняются повороты , круги , пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот .

         С целью повышения тонуса и функции трёхглавой мышцы голени используют упражнения  с сопротивлением, отягощением, разнообразную  ходьбу по ровной и  наклонной местности . Для улучшения  периферического кровообращения  предлагаются разнообразные  общеразвивающие упражнения  на  укрепление  мышц бедра голени ,  охватывающие все группы мышц , тыльное и подошвенное сгибание стопы , пронация и супинация стопы  и  т. д. Всё это не только способствует развитию мышц конечностей , формированию дуги стопы, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

         

                  На  втором  этапе 

    детям  предлагаются  упражнения  с  предметами:

    захватывание  пальцами стопы  мелких предметов, удержание  и  выбрасывание  их  (камушки  разных  размеров, круглые  палки, прутья, верёвки разной толщины, мешочки  с песком  и  т. д.),

     перекатывание   стопой набивного  мяча ;

    кроме  того , давление  стопой на резиновый  массажёр и ходьба по резиновой дорожке – массажёру . Для  правильной и симметричной постановки  стоп используются деревянные дощечки , шаблоны с отпечатками стоп , которые изготавливаются с учётом возрастных особенностей , длины  и  ширины , глубина наружной  и внутренней дуги стоп , величины угла разворота носков , их  направленности  и  т. д.

           

               

          На  третьем  этапе 

     сравнительно усложняются  двигательные действия ребёнка , используются различные приспособления универсального типа , усложняется  также  способ  перемещения ребёнка  на этих снарядах :

    • дети  ходят  по  наклонной  доске (угол  наклона, который  постепенно  увеличивается),
    • по  дорожкам,
    • лесенке,
    • мостику-качелям ,
    • ребристым доскам,
    • рейкам  гимнастической  лестницы,
    • кирпичам,
    • по кочкам  и  т. д.

    Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости   и   плоскостопия.

       Для  детей, страдающих  косолапостью,  

    Целесообразно использовать дорожку с отпечатками  стоп  и специальные  универсальные приспособления выше указанные.

      В зависимости от степени искривления стопы вовнутрь на дорожке постепенно увеличивается угол разворота носков наружу, дети проходят, ставя ногу след в след.

      Опыт показывает , что косолапость у детей полностью исчезает , если они поднимаются по доске с углом наклона больше  10 градуса . В зависимости от увеличения угла наклона доски сравнительно  увеличивается разворот носков наружу . Систематическая тренировка детей на таких снарядах дает положительный результат в деле коррекции и исправления косолапости .

            

         

      Игра    «  гибкий носок  »  

      Инвентарь .  3  гимнастические  скамейки  и  стул  для воспитателя.

    Подготовка  к  игре. Вдоль  стен  зала расположить  3 гимн. Скамейки. У свободной  стены поставить стул для воспитателя , центр площадки оставить свободным .

    Ход   игры.  Сидя  лицом к воспитателю , дети руками  захватывают край скамейки, спиной касаясь стены , выпрямляют ноги .

           На счёт воспитателя дети притягивают носочки к себе и ставят их на пол (сначала в медленном темпе , потом в быстром). Вместе с воспитателем дети ногами делают различные движения вверх-вниз , повороты налево-направо , круговые движения , дети строятся за скамейкой , левую ногу ставят на скамейку , опираясь  на правую . Отталкиваясь правой ногой , поднимаются на носок левой и спускаются . После  6 – 8 движений по указанию воспитателя дети меняют  исходное положение ног и делают то же самое упражнение другой ногой . После чего даётся команда « Разойдись ! ». Ребята, высоко поднимая колени, бегают на носках  (45 – 50 с), а затем, команде  « По  местам!», занимают свои места  у стены  на скамейках.

          Во  второй половине игры дети одновременно  и последовательно  делают пружинящие движения носками, ходят с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Повторяют каждое упражнение  4 – 5 раз , после чего вновь раздаётся команда  « Разойдись ! », дети бегают врассыпную по всей  площадке .

       

     Методические   указания.

    В  конце игры целесообразно дать упражнения расслабляющего характера  с  исходным  положением  лёжа на спине  и животе.

                 

           

            Игра    «  Страус  »

       

          Инвентарь .  Две гимнастические  скамейки  или доски  длиной  3,5 – 4 м, шириной  20 – 25 см, маленькие деревянные  палочки длиной  8 – 10 см, диаметром  1,0 – 1,5 см, камушки и мешочки с песком по количеству детей .

         Подготовка  к  игре.  По  ширине зала на 1 – 1,5 м  от стены разложить верёвку , обозначая волчье логово . На другом конце площадки  на гимнастической стенке поставить наклонно ребристые доски .

         

               Ход  игры .

         1 часть . Страус (воспитатель) предлагает своим птенцам (детям) погулять бесшумно  в лесу . Участники игры ходят на носках , пятках с глубоким перекатом  стопы , поочерёдно полуприседая и выпрямляясь . Медленно они должны дойти до волчьего логова .  По сигналу   страуса  « Волк ! » птенцы бегом возвращаются домой (место для сбора), а волк старается их поймать . Пойманного птенца волк уносит к себе в логово . (Повторяется  4 – 5 раз.)

         2  часть . Страус   рассыпает   по  всей  площадке  мелкие  предметы , которые  предлагает  собрать  свои  птенцам ,  захватывая  пальцами  ног . Дети  собирают  предметы , потом  поднимаются  и спускаются по  наклонной  доске , после  чего  идут  врассыпную  с  глубоким  перекатом  стопы  до волчьего  логова . По команде  «  Волк ! »  бегом  возвращаются  домой , волк  старается  их  поймать . (Повторяется   3 – 4 раза).

          Методические   указания.  Захватывание   предметов  пальцами  ног  выполнять  одинаковое  число  раз  правой  и левой  ногой . При ходьбе  по  наклонной  доске  постепенно  увеличивать  угол  наклона  доски . Следить за  правильной  осанкой .

               

                 

              Игра   «  По   следам  »  

       Инвентарь .   Две  дорожки (длина  8 – 10 м,  ширина  60–70см), на одной из которых отпечатаны  следы правой ,  а  на  другой – левой стопы , где длина шага  75 – 80см, угол разворота носков  15 градуса (рис. 5 а) Три верёвки  по 4м . Для каждого играющего – два разноцветных носочка (красный  и  жёлтый).

          Две дорожки (длина 8 – 10м, ширина  60 – 70 см) с отпечатанными  следами стоп, где длина  шага  40 см (3-я  дорожка)  и  50см (4-я дорожка), угол  разворота носков  15 град.  

         Подготовка  к   игре.  По  длине зала  на расстоянии  3 – 4м  друг  от друга  параллельно расстелить  по полу дорожки  с отпечатанными  следами  стоп . По длине  дорожки  на  расстоянии  60 – 70 см  от неё разложить верёвку . Сидя на гимнастических  скамейках , дети должны надеть  носочки . На втором этапе игры на полу расстилают  другие дорожки .  

          Ход   игры. Воспитатель объясняет , что по первой дорожке дети должны пройти , ставя стопы на отпечатанные следы только левой ногой , по другой дорожке – только правой , по верёвкам расположенным на полу , нужно пройти то левой , то правой ногой (в зависимости от подаваемой команды).  Когда все дети пройдут по следам дорожки, раздаётся команда  

    « Разойдись!». Дети врассыпную бегают по всей площадке и через  35 – 40 с беспрерывного бега вновь собираются у дорожки. (Повторяется  4 – 5 раз.)

         На втором  этапе игры воспитатель объясняет детям, что они должны под музыку пройти по отпечатанным следам вначале третью, потом четвёртую  дорожки. (Повторяется  4 –5 раз.)

          Методические   указания.  Игру можно усложнять  за  счёт изменения элементов  шага : длины , ширины , угла  разворота  носков , за  счёт  увеличения  скорости , темпа , амплитуды , движения  рук  и  ног и т.д.  Следить, чтобы дети ставили стопы точно в след, голову вперёд при этом не наклоняли.

                   

         Игра   «  Турпоход  »

         Инвентарь . Дорожка – массажёр с ребристыми  поверхностями , длина  300 – 400 см , ширина  40 – 50 см ; мостик-качели , длина  200 см , ширина  50 см ; доска гладкая , длина 300 – 400 см , ширина  10 – 12 см; доска ребристая , длина  200 см , ширина 30 см ;  висячий стул к гимнастической стенке ; лестница подставная , длина  200 – 220 см,  ширина

    40 – 45 см; гимнастическая стенка из трёх секций.

       

           Ход   игры .  По краям площадки или зала по порядку разложены указанные выше предметы . Центр площадки остаётся свободным . Воспитатель объясняет детям , что все они туристы и должны переходить через речку , т. е. Дорожку-массажёр , а затем пройти по рейкам мостик-качели , по узкой  доске , затем подняться по наклонной ребристой доске , перейти через висячий стул , по подставной лестнице и спуститься  вниз . Проделав это несколько раз,  ребята собираются в месте сбора. По команде воспитателя  «Пошли  гулять !»  дети ходят врассыпную и делают специальные упражнения  для  укрепления мышц и связок голеностопного сустава :

    Ходьба на носках, ходьба с глубоким  перекатом стопы, пружинящие движения на носках, поскоки и подпрыгивания.  

     

     

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Детское плоскостопие и профилактика"

    Рекомендации для родителей по профилактике плоскостопия у детей....

    Доклад «Сколиоз и плоскостопие. Профилактика в детском саду» к педсовету «Предупреждение плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

    Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социо...

    Профилактика и коррекция детского плоскостопия и косолапости.

    В статье рассказывается о наиболее распространенном виде деформации опорно-двигательного аппарата: плоскостопии и косолапости. Говорится о методах и приёмах коррекции данного вида деформации, рекоменд...

    Профилактика нарушений осанки, плоскостопия и косолапости у детей в условия детского сада"

    1) Профилактика нарушений осанки, плоскостопия и косолапости в условиях детского сада2) Сравнительный анализ изменений ОДА выпускников СП "Д/с "Гномик"3) План-конспект занятия с детьми среднего дошкол...

    Профилактика плоскостопия и косолапости

    Профилактика плоскостопия и косолапости...

    «Профилактика плоскостопия у детей в детском саду и в семье»

    Привлечь внимание родителей к проблеме плоскостопия;познакомить с основами профилактики и специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы;вызвать у родителей осознание отношение к п...