Бодрящая гимнастика после сна в старшей группе
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Агапова Валентина Ивановна

Бодрящая гимнастика проводится в дошкольном учреждении после дневного сна. Оказывая общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, облегчает пробуждение после сна, стимулирует деятельность внутренних органов. Бодрящая гимнастика, как правило, имеет три части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bodryashchaya_gimnastika_posle_sna.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Бодрящая гимнастика после сна в старшей группе

Бодрящая гимнастика проводится в дошкольном учреждении после дневного сна. Оказывая общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, облегчает пробуждение после сна, стимулирует деятельность внутренних органов. Бодрящая гимнастика, как правило, имеет три части.

Первая часть: проводится сразу после сна. Ее задача - помочь ребенку перейти от состояния сна к бодрствованию. В этой части проводятся упражнения «типа потягивания», движение конечностей в медленном темпе.

Вторая часть: спальная одежда снимается, дети остаются в трусах и майке, босиком. Задача этой части способствовать активизации нервной, мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем организма детей, содействовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Содержит упражнения обще-развивающего характера, которые можно проводить, например, стоя у кроватей, сидя на стульчиках, используя комплексы ритмичной гимнастики под музыку и т.д. в зависимости от поставленных задач, а так же проводятся упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Третья часть: содержит процедуры закаливания. Требования к проведению гимнастики после сна:

- ровная постель, подушка не мешает ребенку вытянуться во весь рост;

- и.п.: лежа на спине (на животе) выполняется ровно (голова, туловище, ноги составляют прямую линию) , воспитатель, если требуется, поправляет каждого ребенка;

- темп выполнения упражнений спокойный, рекомендуется использовать фиксацию правильных положений и поз (от 2 до 6 секунд);

- количество повторений двигательных действий в среднем 4 раза, дозировка индивидуальна для каждого ребенка, в зависимости от его самочувствия и желания, воспитатель стимулирует детей к выполнению упражнений, но не заставляет;

- заканчивать бодрящую гимнастику рекомендуется закаливающими процедурами. Это может быть ходьба по влажной солевой дорожке (коврику) с переходом на сухой (байковый); умывание рук до локтей водой комнатной температуры. Примерные комплексы упражнений бодрящей гимнастики для детей среднего дошкольного возраста:

Комплекс №1

1. Первая часть (2-3 мин.)

«Мы проснулись»

Наконец – то мы проснулись, (Протирают глаза кулачками)

Сладко, сладко потянулись, (Потягиваются).

Чтобы сон ушел, зевнули,( Зевают).

Головой слегка тряхнули. (Покачивают головой из стороны в Сторону).

Плечи поднимали,( Поднимают плечи).

Ручками махали,( Руки перед грудью, «ножницы»).

Коленки сгибали, (Согнуть ноги в коленях).

К груди прижимали.( Обхватить руками ноги, прижать).

Носочками подвигали, ( Носки на себя, от себя поочередно).

Ножками подрыгали.( Вытянуть ноги, потрясти ими).

Не хотим мы больше спать (Пальчиками или ладошками показать).

Будем весело играть (Хлопки в ладоши).

2.Вторая часть

- Ходьба друг за другом (босиком)

«На огород мы наш пойдём. Овощей там наберём».

- (Ходьба на носках) «Дорога коротка, узка. Идём, ступая мы с носка!

- (Приставной шаг боком с « пружинкой»)

«По бордюру мы идём .Приседаем мы на нём».

- (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед).

«Усталые ножки шли по дорожке».

- (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола.)(6- 8 раз) «На камушек мы сели, Сели, посидели».

(Погладить мышцы ног и ступни)

«Ножки отдыхают, Мышцы расслабляют»

3. Третья часть.

Ходьба по влажной солевой дорожке (коврику) с переходом на сухой байковый коврик.

Комплекс №2

1.Гимнастика в постели (2-3 мин.)

«Солнечные зайчики».

Встало солнышко с утра( Соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх.)

Детям тоже встать пора! (Разводим руки в стороны).

Ручки к солнышку протянем, С лучиками поиграем.

Руки поднимаем вверх,( вращаем кистями «фонарики», смотрим на руки).

Вдруг сквозь наши пальчики к нам прискачут зайчики.

(Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица).

Солнечные, не простые, зато скачут как живые:

( Изображаем зайчиков: руки в кулачки , указательный и

средние пальцы вверх) - ушки, (пошевелим «ушками»).

По лобику к височкам, по носику, по щечкам

По плечикам, по шейке, и даже по коленкам!

Легко постукиваем кончиками пальцев.

Ладошками мы хлопали и зайчиков хватали,

Хлопаем в ладошки, (хватательные движения).

Но к солнышку лучистому (Руки поднимаем вверх, пальчик «растопыриваем» )

Зайчишки ускакали! (вращаем кистями).

2. Вторая часть

- Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

- И.п.:- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах (6-8раз).

- И. п.: сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками (6-8раз).

- И.п.: - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) ( 6-8 раз).

- И.п.:- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).

3. Третья часть.

Умывание, обливание рук прохладной водой.

Комплекс №3

1. Первая часть (2-3 мин.)

- (Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)

А у нас котята спят. Мур - мур, мур - мур!

Просыпаться не хотят. Мур - мур, мур - мур!

Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

Мур - мур, мур - мур! .мур – мур - мур !

- (Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)

Вот на спинку все легли. Мур - мур, мур - мур!

Расшалились все они. Мур - мур, мур - мур!

Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

Мур - мур, мур - мур! Мур – мур - мур !

2. Вторая часть(2-3 мин.)

- (Бесшумная ходьба на цыпочках)

«Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик снизу: оп-оп-оп»

– (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)«Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой»

- (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше).

«Ввысь бросается отважно.

Скок да скок, еще подскок».

- (Громко мяукают и убегают на стульчики)

«А потом мяукает «Мяу»!

Я в свой домик убегаю!»

И.п.:- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы,

делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с

правой ноги.

- «Поза сердитой кошки» И.п.: встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник (10-15 секунд).

- «Поза доброй кошки» И.п.:- то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице (0-15 секунд).

- « Хвостик» И.п.: - то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.

- «Кошка - царапушка». И. п.:- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос – кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-…) - выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.

- Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше - Бом-бом, бом-бом!

По весёлой звонкой крыше - Бом-бом, бом-бом! (встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)

- Дома, дома посидите - Бом-бом, бом-бом!

Никуда не выходите - Бом-бом, бом-бом! (постукивание пальчиками)

- Почитайте, поиграйте - Бом-бом, бом-бом!

А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом! (поколачивание кулачками)- Повторение 1 куплета (поглаживание ладошками)

3. Третья часть.

Умывание лица и рук до локтя прохладной водой.

Комплекс №4

1. Первая часть (2-3 мин.)

1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперёд

2. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.

3. И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны,

4. «Переход». И.п.: то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с

выпрямлением ног.

5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пятки об пол.

2. Вторая часть.

- Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

- И.п.- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах (6-8раз).

- И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками (6-8раз).

- И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) (6-8 раз).

- И.п.- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).

3. Третья часть.

Ходьба по влажной солевой дорожке (коврику) с переходом на сухой байковый коврик. Умывание.

 Комплекс №5

1. Первая часть (2-3 мин.)

- Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»)

И.п.- лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза

закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами.

- Игра « Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц»).

И.п.- лёжа на спине. На сигнал « Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.

2. Вторая часть

«У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

- «У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» (наклоны вперед).

- « Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» (действия в соответствии с

текстом).

- « Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два!» ( повороты туловища - руки на поясе).

- « Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте).

- « Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища).

- « Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом).

- « Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!» (наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).

3. Третья часть.

Умывание, обливание рук прохладной водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Комплекс бодрящей гимнастики после сна для старшей группы "

Методическая разработка "Комплекс бодрящей гимнастики после сна для старшей группы". Подготовила: Большакова Елена Ивановна, воспитатель ГБДОУ № 105        ...

Конспект бодрящей гимнастики после сна в старшей группе

Конспект бодрящей гимнастики после сна...

Картотека «Бодрящая гимнастика после сна в старшей группе»

Гимнастика после сна по праву считается одним из самых важных режимных моментов в ДОУ. Она имеет  оздоровительную направленность: повышает адаптивные возможности детского орг...

Бодрящая гимнастика после сна в старшей группе

Бодрящая гимнастика после сна в старшей группеВидео применения гимнастики в группе "Жемчужинки" - СМОТРЕТЬ...