Главные вкладки

    Бодрящая гимнастика после сна в старшей группе
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Агапова Валентина Ивановна

    Бодрящая гимнастика проводится в дошкольном учреждении после дневного сна. Оказывая общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, облегчает пробуждение после сна, стимулирует деятельность внутренних органов. Бодрящая гимнастика, как правило, имеет три части.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bodryashchaya_gimnastika_posle_sna.docx19.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Бодрящая гимнастика после сна в старшей группе

    Бодрящая гимнастика проводится в дошкольном учреждении после дневного сна. Оказывая общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, облегчает пробуждение после сна, стимулирует деятельность внутренних органов. Бодрящая гимнастика, как правило, имеет три части.

    Первая часть: проводится сразу после сна. Ее задача - помочь ребенку перейти от состояния сна к бодрствованию. В этой части проводятся упражнения «типа потягивания», движение конечностей в медленном темпе.

    Вторая часть: спальная одежда снимается, дети остаются в трусах и майке, босиком. Задача этой части способствовать активизации нервной, мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем организма детей, содействовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Содержит упражнения обще-развивающего характера, которые можно проводить, например, стоя у кроватей, сидя на стульчиках, используя комплексы ритмичной гимнастики под музыку и т.д. в зависимости от поставленных задач, а так же проводятся упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

    Третья часть: содержит процедуры закаливания. Требования к проведению гимнастики после сна:

    - ровная постель, подушка не мешает ребенку вытянуться во весь рост;

    - и.п.: лежа на спине (на животе) выполняется ровно (голова, туловище, ноги составляют прямую линию) , воспитатель, если требуется, поправляет каждого ребенка;

    - темп выполнения упражнений спокойный, рекомендуется использовать фиксацию правильных положений и поз (от 2 до 6 секунд);

    - количество повторений двигательных действий в среднем 4 раза, дозировка индивидуальна для каждого ребенка, в зависимости от его самочувствия и желания, воспитатель стимулирует детей к выполнению упражнений, но не заставляет;

    - заканчивать бодрящую гимнастику рекомендуется закаливающими процедурами. Это может быть ходьба по влажной солевой дорожке (коврику) с переходом на сухой (байковый); умывание рук до локтей водой комнатной температуры. Примерные комплексы упражнений бодрящей гимнастики для детей среднего дошкольного возраста:

    Комплекс №1

    1. Первая часть (2-3 мин.)

    «Мы проснулись»

    Наконец – то мы проснулись, (Протирают глаза кулачками)

    Сладко, сладко потянулись, (Потягиваются).

    Чтобы сон ушел, зевнули,( Зевают).

    Головой слегка тряхнули. (Покачивают головой из стороны в Сторону).

    Плечи поднимали,( Поднимают плечи).

    Ручками махали,( Руки перед грудью, «ножницы»).

    Коленки сгибали, (Согнуть ноги в коленях).

    К груди прижимали.( Обхватить руками ноги, прижать).

    Носочками подвигали, ( Носки на себя, от себя поочередно).

    Ножками подрыгали.( Вытянуть ноги, потрясти ими).

    Не хотим мы больше спать (Пальчиками или ладошками показать).

    Будем весело играть (Хлопки в ладоши).

    2.Вторая часть

    - Ходьба друг за другом (босиком)

    «На огород мы наш пойдём. Овощей там наберём».

    - (Ходьба на носках) «Дорога коротка, узка. Идём, ступая мы с носка!

    - (Приставной шаг боком с « пружинкой»)

    «По бордюру мы идём .Приседаем мы на нём».

    - (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед).

    «Усталые ножки шли по дорожке».

    - (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола.)(6- 8 раз) «На камушек мы сели, Сели, посидели».

    (Погладить мышцы ног и ступни)

    «Ножки отдыхают, Мышцы расслабляют»

    3. Третья часть.

    Ходьба по влажной солевой дорожке (коврику) с переходом на сухой байковый коврик.

    Комплекс №2

    1.Гимнастика в постели (2-3 мин.)

    «Солнечные зайчики».

    Встало солнышко с утра( Соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх.)

    Детям тоже встать пора! (Разводим руки в стороны).

    Ручки к солнышку протянем, С лучиками поиграем.

    Руки поднимаем вверх,( вращаем кистями «фонарики», смотрим на руки).

    Вдруг сквозь наши пальчики к нам прискачут зайчики.

    (Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица).

    Солнечные, не простые, зато скачут как живые:

    ( Изображаем зайчиков: руки в кулачки , указательный и

    средние пальцы вверх) - ушки, (пошевелим «ушками»).

    По лобику к височкам, по носику, по щечкам

    По плечикам, по шейке, и даже по коленкам!

    Легко постукиваем кончиками пальцев.

    Ладошками мы хлопали и зайчиков хватали,

    Хлопаем в ладошки, (хватательные движения).

    Но к солнышку лучистому (Руки поднимаем вверх, пальчик «растопыриваем» )

    Зайчишки ускакали! (вращаем кистями).

    2. Вторая часть

    - Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

    - И.п.:- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах (6-8раз).

    - И. п.: сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками (6-8раз).

    - И.п.: - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) ( 6-8 раз).

    - И.п.:- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).

    3. Третья часть.

    Умывание, обливание рук прохладной водой.

    Комплекс №3

    1. Первая часть (2-3 мин.)

    - (Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)

    А у нас котята спят. Мур - мур, мур - мур!

    Просыпаться не хотят. Мур - мур, мур - мур!

    Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

    Мур - мур, мур - мур! .мур – мур - мур !

    - (Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)

    Вот на спинку все легли. Мур - мур, мур - мур!

    Расшалились все они. Мур - мур, мур - мур!

    Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

    Мур - мур, мур - мур! Мур – мур - мур !

    2. Вторая часть(2-3 мин.)

    - (Бесшумная ходьба на цыпочках)

    «Вам покажем мы немножко,

    Как ступает мягко кошка

    Еле слышно: топ-топ-топ,

    Хвостик снизу: оп-оп-оп»

    – (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)«Но, подняв свой хвост пушистый,

    Кошка может быть и быстрой»

    - (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше).

    «Ввысь бросается отважно.

    Скок да скок, еще подскок».

    - (Громко мяукают и убегают на стульчики)

    «А потом мяукает «Мяу»!

    Я в свой домик убегаю!»

    И.п.:- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы,

    делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с

    правой ноги.

    - «Поза сердитой кошки» И.п.: встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник (10-15 секунд).

    - «Поза доброй кошки» И.п.:- то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице (0-15 секунд).

    - « Хвостик» И.п.: - то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.

    - «Кошка - царапушка». И. п.:- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос – кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-…) - выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.

    - Массаж спины «Дождик»

    Дождик бегает по крыше - Бом-бом, бом-бом!

    По весёлой звонкой крыше - Бом-бом, бом-бом! (встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)

    - Дома, дома посидите - Бом-бом, бом-бом!

    Никуда не выходите - Бом-бом, бом-бом! (постукивание пальчиками)

    - Почитайте, поиграйте - Бом-бом, бом-бом!

    А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом! (поколачивание кулачками)- Повторение 1 куплета (поглаживание ладошками)

    3. Третья часть.

    Умывание лица и рук до локтя прохладной водой.

    Комплекс №4

    1. Первая часть (2-3 мин.)

    1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперёд

    2. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.

    3. И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны,

    4. «Переход». И.п.: то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с

    выпрямлением ног.

    5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пятки об пол.

    2. Вторая часть.

    - Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

    - И.п.- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах (6-8раз).

    - И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками (6-8раз).

    - И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) (6-8 раз).

    - И.п.- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).

    3. Третья часть.

    Ходьба по влажной солевой дорожке (коврику) с переходом на сухой байковый коврик. Умывание.

     Комплекс №5

    1. Первая часть (2-3 мин.)

    - Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»)

    И.п.- лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза

    закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами.

    - Игра « Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц»).

    И.п.- лёжа на спине. На сигнал « Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.

    2. Вторая часть

    «У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

    - «У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» (наклоны вперед).

    - « Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» (действия в соответствии с

    текстом).

    - « Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два!» ( повороты туловища - руки на поясе).

    - « Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте).

    - « Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища).

    - « Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом).

    - « Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!» (наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).

    3. Третья часть.

    Умывание, обливание рук прохладной водой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект проведения бодрящей гимнастики «Снежный колобок» в старшей группе /после дневного сна /

    Конспект  проведения бодрящей гимнастики «Снежный колобок» в старшей группе /после дневного сна / ...

    Методическая разработка "Комплекс бодрящей гимнастики после сна для старшей группы "

    Методическая разработка "Комплекс бодрящей гимнастики после сна для старшей группы". Подготовила: Большакова Елена Ивановна, воспитатель ГБДОУ № 105        ...

    Конспект бодрящей гимнастики после сна в старшей группе

    Конспект бодрящей гимнастики после сна...

    Картотека «Бодрящая гимнастика после сна в старшей группе»

    Гимнастика после сна по праву считается одним из самых важных режимных моментов в ДОУ. Она имеет  оздоровительную направленность: повышает адаптивные возможности детского орг...