К вопросу о развитии физических качеств у детей 5-6 лет
методическая разработка на тему

Васильева Валентина Ивановна

Задачи развития физических качеств у детей дошкольного возраста указывают на актуальность совершенствования старых и поиск новых методов, средств и форм физического воспитания детей дошкольного возраста. Особенно важен правильный выбор методов развития физических качеств и оптимальное их сочетание. Роли методов в развитии физических качеств уделяли внимание такие авторы как Е. Н. Вавилова, М. Ю. Кистяковская, Е. Леви - Гориневская, Э. Я. Степаненкова, Ж. К. Холодов, Д. В. Хухлаева и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_1.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева В. И.

К вопросу о развитии физических качеств у детей 5-6 лет

ЧГПУ им. И. Я. Яковлева

                                                                   г. Чебоксары

       Среди многих факторов, оказывающих влияние   на     развитие   ребенка дошкольного возраста (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений [8].

       В настоящее время проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей выдвигается в число приоритетных. Об этом свидетельствует и Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования, в котором отмечается необходимость  «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств…» [6]. Как показал анализ образовательной области  «Физическое развитие», сегодня рекомендуется особое внимание уделять «развитию таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений…» [6].

       Следовательно, оптимальное развитие физических качеств является одной из основных задач физического воспитания детей в дошкольной образовательной организации.

        Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать деятельность детей по развитию двигательных умений и навыков, по развитию физических качеств именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем полноценное физическое развитие.

    Физические качества, как отмечает Э. Я. Степаненкова – это совокупность свойств организма, обеспечивающих ему возможность осуществлять активную двигательную деятельность [3]. В дошкольном возрасте они формируются и развиваются в разных видах двигательной деятельности. Наилучшие условия для развития устанавливаются в том случае, если величина физических нагрузок соответствует функциональным возможностям растущего организма ребенка каждого возрастного периода.

       Ссылаясь на мнение ученых Н. Н. Кожухова отмечает, что развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков подчинены следующим закономерностям:

-  уровень развития физических качеств обуславливает способность ребенка  осваивать новые упражнения, умения, навыки,

 - двигательный опыт ребенка, уровень усвоения двигательных умений и навыков обеспечивают развитие физических качеств» [5].

       По мнению Г. В. Ильиной,  основными средствами  развития физических качеств должны стать  физические упражнения и подвижные игры, сочетание различных форм физкультурной деятельности с познавательной, музыкальной, художественно-эстетической деятельностью [2].

       Показателями успешности работы по развитию силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешное развитие  в дошкольной организации.

       Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие какого-либо физического качества у детей дошкольного возраста оказывает влияние и на другие качества. Исследователи отмечают, что у детей в силу их возрастных особенностей по преимуществу развиваются быстрота и ловкость. Такие качества, как сила, выносливость, гибкость, имеют относительный характер и развиваются в связи с физическим развитием ребенка и усложнением его двигательной деятельности [4]. 

     Рассматривая быстроту, исследователи характеризуют ее как способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки [3]. Наибольшие темпы прироста быстроты отмечают у детей обоего пола в возрасте от 4 до 5 лет. Этот возраст следует считать сенситивным для развития данного физического качества [7].

       Для развития быстроты Н. Н. Кожухова предлагает  использовать упражнения выполняемые с ускорением, на скорость, с изменением темпа; скоростно-силовые упражнения; упражнения в размахивании, кружении, бросании и толкании легких предметов. Также автор рекомендует   использовать бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках, положения    стоя спиной к основному направлению, положения лежа на животе или спине), подвижные игры, в которых подача определенного  сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения [5].

      Характеризуя ловкость,  Э. Я. Степаненкова отмечает, что ученые В. С. Фарфель, Л. П. Матвеев, Л. Б. Кофман и др. определяют ее как способность быстро овладевать новыми движениями, иначе – способностью быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки [3].

       Как считает  С. О. Филиппова, развитие ловкости протекает на протяжении первых 7 лет жизни детей чрезвычайно активно. В структуре основных двигательных способностей у детей 3-6 летнего возраста ловкость составляет 52-57% [7]. «Развиваема и упражняема ловкость у всех, но не всякий вид ловкости  — в одинаковой мере  у каждого человека.  Одному человеку, легче удается развить в себе телесную ловкость,  другой лучше приспособлен к развитию ручной ловкости. Ловкость накапливается с двигательным опытом», отмечает Н. А. Бернштейн [1].

     Развитию ловкости у детей дошкольного возраста способствуют:

- многообразные физические упражнения в основных движениях;

- выполнение упражнений в изменяющихся условиях;

- систематическое разучивание с детьми новых упражнений;

- общеразвивающие упражнения, особенно с предметами;

- применение необычных исходных положений.

      Как считают специалисты,  ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества.

      Развивая ловкость, быстроту у детей 5-6 лет в условиях дошкольной образовательной организации необходимо учитывать эмоциональное отношение ребенка к предлагаемым двигательным заданиям, поддерживающее любознательность и творчество [2]. Воздействуя на одно из качеств, мы будем развивать и другие качества – физические и личностные.

Литература

1.Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 209 с.

2.  Ильина, Г. В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывном образовании : учеб.-метод. пособие / Г. В. Ильина, М. В. Овчинникова. – Магнитогорск : МаГУ, 2011. – 80 с.

3. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие / Э. Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2001. – 368 с.

4. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

5. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие / Н. Н. Кожухова, А. А. Рыжкова, М. М. Борисова / под ред. С. А. Козловой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155.

7. Филиппова, С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учебное  пособие  / С. О.Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др. / ; под ред. С. О. Филипповой. — М. : Академия, 2007. — 224 с.

8. Шебеко, В. Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры: автореф. дис. … докт. педаг. наук : 13.00.02 / В. Н. Шебеко. – М., 2011. - 53 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...

Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»

Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...

Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»

Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...

«Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста через подвижные игры и физические упражнения»

Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.Физические качества - это сложный комплекс морфофункциональных, б...

Индивидуальный план профессионального развития инструктора по физической культуре Неустроевой Анастасии Владимировны на 2019 -2024 учебные года Тема: «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный зак...