Консультация для воспитателей «Реализация программы «Росинка» раздел «Расту здоровым»
методическая разработка на тему

Неничас Виктория Ивановна

В консультации представлено краткое содержание программы Зимониной "Расту здоровым" и методические рекомендации по ее реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastu_zdorovym.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №41 «Росинка»

Консультация для педагогов

«Реализация программы «Росинка»

раздел «Расту здоровым»

Подготовила: Неничас В.И.,

инструктор по физической культуре

Программа «Воспитание ребёнка-дошкольника. Росинка»

В.Н. Зимониной

- «Расту здоровым» -

Пояснительная записка

В настоящее время система дошкольного образования переживает

переходный период: создаются дошкольные учреждения разных видов в соответствии с их направленностью, в работе с детьми используются вариативные программы и технологии, открываются группы кратковременного пребывания детей и т.д. Родители все больше интересуются проблемами образования детей, хотят, чтобы в детском саду детей учили читать и писать. Стремление родителей начать раннее обучение ребенка без учета его реальных возрастных возможностей, с одной стороны, и желание учителей школы получить подготовленного ученика, с другой, подтолкнули педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Детский сад постепенно приобретает облик мини-школы с ее целями, задачами, формами и методами работы.

В результате ценности каждого возрастного периода жизни дошкольника необоснованно забыты педагогами и родителями, не учитываются и закономерности психического и физического развития ребенка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интерес к игровой деятельности.

Для более успешного решения задач по укреплению физического,

интеллектуального и эмоционального здоровья дошкольников в помощь руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений разработан модуль «Расту здоровым» программы «РОСИНКА» и методическое обеспечение к нему.

Автор опирался на исследования ученых (Л.С. Выготский, А.В. За-

порожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева,А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненкова, М.А. Рунова, Е.А. Сагайдачная),

   Актуальность программы обусловлена необходимостью создания

эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка. Программа апробировалась в дошкольных учреждениях разного вида в течение 8 лет. Она обеспечивает выполнение Государственного стандарта по развитию, воспитанию и обучению ребенка без дополнительных учебных занятий в условиях динамичного, эмоционально-комфортного режима жизнедеятельности.

Практические материалы к программе разработаны с учетом возрастной активности ребенка.

Система «РОСИНКА» обеспечивает комплексный подход к воспитанию здорового ребенка, т.е. воспитание ребенка

Развитого,

Организованного,

Самостоятельного,

Инициативного,

Неболеющего,

Коммуникативного,

Аккуратного.

Дошкольник рассматривается не как объект педагогического воздействия, а как ЛИЧНОСТЬ, оберегаемая педагогами и родителями.

Организационно-методическое обеспечение

Физическому развитию и здоровью отводятся ведущие позиции, по-

этому для создания педагогической оздоровительной системы в любом дошкольном учреждении необходимо придерживаться следующих основных направлений:

- создать условия для двигательной деятельности, эмоционального,

интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка

и квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей;

- организовать систему повышения квалификации кадров к работе

в условиях здоровьесберегающей педагогики;

- создать целенаправленную систему по взаимодействию с родителями;

- разработать двигательный режим для каждой группы с учетом ее

специфики и возраста;

- совместно с медицинским персоналом организовать профилактическую, оздоровительную и лечебную (при необходимости) работу;

-обеспечить рациональное питание.

Для организации и проведения разнообразных видов деятельности

дошкольников автором предлагается гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Все это представлено в виде хорошо отработанных практикой рекомендаций.

В помощь руководителям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) предлагается:

-технология составления гибкого режима и сетки занятий для разных возрастных групп ДОУ с учетом их специфики, возраста и работоспособности детей;

- методика организации адаптационного периода;

-перечень необходимого оборудования для спортивного зала, спортивных уголков (в группах), зала лечебной физкультуры, ортопедического уголка, спортивной площадки.

Современная практика работы ДОУ показывает, что далеко не все

педагоги и родители знают особенности психофизиологического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка-дошкольника, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики. Для более эффективной совместной работы педагогов (всех категорий) и родителей по воспитанию здорового и развитого ребенка приводится примерное содержание семинаров-практикумов, бесед, консультаций, тренингов для педагогов и родителей, что позволит:

-определить единые подходы к организации питания, сна, средствам закаливания, воспитанию культурно-гигиенических навыков, обеспечению достаточного пребывания детей на свежем воздухе, проведению статичных занятий (в том числе просмотр телевизионных программ и действия с электронными средствами

информации), налаживанию эмоционального контакта (общения

с ребенком);

- привлечь родителей к активному участию в решении как организационных, так и педагогических задач;

-повысить (по возможности) педагогическую культуру родителей.

Одним из ключевых вопросов в системе управления дошкольным

учреждением, на что автор обращает особое внимание руководителей,является организация медико-педагогического контроля. В содержании работы раскрываются особенности его проведения.

Систематические медико-педагогические наблюдения позволяют

устранить недостатки в организации условий для жизнедеятельности детей, не допустить утомления детей, при проведении различных занятий определить оптимальную физическую и эмоциональную нагрузку с учетом индивидуальных возможностей детей, выявить отклонения в здоровье детей и наметить наиболее эффективные оздоровительные и профилактические мероприятия.

Здоровье

В содержание блока включены разделы: «Я узнаю себя», «Я люблю

солнце, воздух и воду» и «Школа моего питания» для каждого возраста. В этих разделах определены оптимальные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Сформулированы эти задачи от лица и с позиции ребенка.

Раздел «Я узнаю себя». Содержание представлено по нескольким

направлениям: «Знакомимся с собой и другими детьми», «Учимся беречь свое тело и здоровье», «Учимся понимать свое состояние», «Учимся быть осторожными».

При реализации этого раздела перед педагогами ставятся задачи не

только обеспечить необходимый уровень знаний детей по теме, но и воспитать у детей младших групп желание быть здоровыми, у старших — сформировать потребность в здоровом образе жизни. В то же время не рекомендуется давать детям дошкольного возраста сведения об анатомическом строении организма человека.

В помощь педагогам приводятся примерные конспекты практических занятий, педагогические ситуации, психологические этюды, дидактический материал для спонтанно возникающих ситуаций, перечень развивающих и дидактических игр для разных возрастных групп.

Раздел «Я люблю солнце, воздух и воду» раскрывает задачи, направленные на обеспечение тренировки защитных сил организма и повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, предлагаются разные варианты использования основных природных факторов окружающей среды (солнца, воздуха и воды). Отличительной особенностью этого раздела является включение в его содержание задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности при выборе средств закаливания и чувства ответственности за свое здоровье.

Кроме того, в разделе раскрывается комплексная система закаливания для разного возраста детей с учетом их индивидуальных особенностей и физического здоровья. Особо выделяется работа с детьми, пришедшими после болезни. Даны примерные схемы проведения закаливающих процедур (см. с. 97—98).

Раздел «Школа моего питания» раскрывает вопросы правильного

питания детей. Педагоги найдут достаточно полную и полезную информацию о причинах возникновения плохого аппетита у детей. Большое внимание уделяется созданию условий для полноценного питания как одного из факторов, способствующего улучшению аппетита детей, воспитанию у них соответствующих культурно-гигиенических навыков.

Особо подчеркивается необходимость тесного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и родителей, отрабатывается единство подходов в решении вопросов питания детей. Представлено большое число методических приемов, с помощью которых можно воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу. Эти приемы разработаны с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Например, даны рекомендации, как работать с вновь пришедшими детьми или с теми детьми, у которых разбалансировано питание в силу определенных причин и имеются проблемы со здоровьем и т.д.

Отличительной особенностью данного раздела является его методическая направленность. Вопросы режима питания, калорийности, витаминизации меню не раскрываются, так как они достаточно полно освещены в педагогической печати.

Азбука движений

В программу данного блока включены основные движения: ходьба,

бег, прыжки, лазанье, равновесие, метание — для всех возрастных

групп. Содержание программного материала предусматривает формирование у детей двигательных умений и навыков; развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости); формирование нравственных качеств личности (смелости, дисциплинированности, чувства коллективизма); проведение работы по профилактике и коррекции организма.

Для каждого возраста подобраны подвижные игры, направленные

на закрепление различных движений. В старшей и подготовительной

к школе группах предусмотрен материал элементарной спортивной

подготовки детей.

 Но в то же время особо подчеркивается, что этот материал не следует рассматривать в качестве специальной профессиональной подготовки детей к большому спорту. Цель данного материала — расширить кругозор детей, вызвать у них интерес к спорту, предоставить возможность испытать себя в спортивных играх и упражнениях.

Основной формой обучения детей движениям являются физкультурные занятия. Как правило, дети, впервые пришедшие в детский сад, не подготовлены к работе в коллективе, физически слабы и эмоционально заторможены. Снять их напряжение, включить в активную деятельность помогают образные ситуации, сюжеты сказок, игровые приемы, которые активно используются на занятиях с малышами. 

Для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей разработан двигательно-оздоровительный режим, который представляет собой систему развития движений детей в течение одного дня и недели. Предлагаются такие новые формы работы по развитию движений и оздоровлению детей, как «Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы». В разделе приведен практический методический материал по проведению данных форм работы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

Программа по здоровьесбережению "Расту здоровым" для детей старшего дошкольного возраста

Программа "Расту здоровым" способствует созданию условий для укрепления физического, психического и социвльного здоровья детей старшего дошкольного возраста....

Программа оздоровительного направления «Расту здоровым» (средняя, старшая группа)

Современные родители мотивированы к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение своего ребенка не учитывая его реальные возрастные возможности, и с другой стороны, желан...

Программа оздоровительного направления «Расту здоровым»

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях, организации инновационных форм взаимодействия с родителя...

Реализация проекта "Здоровые привычки" в рамках реализации программы дополнительного образования "Секреты здоровых привычек"

В данной статье раскрываются мероприятия, проводимые в рамках реализации проекта «Здоровые привычки»с детьми младшего дошкольного возраста. Рассматриваются задачи по формированию представ...