Дыхательные упражнения и игры
статья по теме

Мухаджарова Эльмира Рустамовна

Упражнения для улучшения функции внешнего дыхания, освоения первичных приемов дыхательной гимнастики, увеличения силы дыхательных мышц у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnye_uprazhneniya_i_igry.doc2.19 МБ
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой гимнастики

Тема: «Водичка - водичка»

(Физкультминутка.)

Ручки мыли?                         Дети выполняют           

Ушки мыли?                         соответствующие

Щечки мыли?                           движения.

Всё помыли, ничего не забыли?

А теперь мы чистые, зайчики пушистые.

Тема: «Водичка - водичка»

(Физкультминутка.)

Льётся чистая водица

(руки вперёд, наклон, потянуться за руками).

Мы умеем сами мыться

(выпрямиться, круговые движения ладонями у лица).

Пасту белую берём

(наклон в правую сторону с вытянутой рукой),

Крепкой щеткой зубы трём

(движения, имитирующие чистку зубов).

Моем шею (руки за шею), моем уши (ладони к ушам)

После вытремся посуше

(присесть, встать, лицо нагнуть к ладоням).

Тема: «Зима, зимние развлечения»

(Физкультминутка.)

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

(идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком)

Стоит наша баба у самых ворот.

(рисуют руками три круга, начиная с маленького)

Никто не проедет, никто не пройдёт.

(грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.)

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»

(идут по кругу, последние слова говорит один ребёнок – «Жучка».)

 

Тема: «Зимняя одежда»

(Пальчиковая гимнастика)

Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела?

(сжать пальцы в кулачок)

Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал»

(все пальцы разжать, кроме одного)

Маша варежку сняла: «Поглядите – ка, нашла!

(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь и найдёшь, здравствуй пальчик, как живёшь?»

(сжать пальцы в кулачок)

 «Снеговик».

(Массаж биологически активных зон)

Раз - рука, два - рука.

(вытянуть вперёд одну руку, потом - другую).

Лепим мы снеговика.

(имитировать лепку снежков).

Три – четыре, три – четыре,

(погладить ладонями шею).

Нарисуем рот по шире.

Пять – найдём морковь для носа,

Угольки найдём для глаз.

(кулачками растереть крылья носа).

Шесть наденем шляпу косо,

Пять смеётся он у нас.

(приставить ладони ко лбу

 «козырьком» и растереть лоб).

Семь и восемь, семь и восемь -

Мы плясать его попросим.

(погладить колени ладошками).

( В. Степанов)

«Снеговик».

(Массаж биологически активных зон)

Раз - рука, два - рука.

(вытянуть вперёд одну руку, потом - другую).

Лепим мы снеговика.

(имитировать лепку снежков).

Три – четыре, три – четыре,

(погладить ладонями шею).

Нарисуем рот по шире.

Пять – найдём морковь для носа,

Угольки найдём для глаз.

(кулачками растереть крылья носа).

Шесть наденем шляпу косо,

Пять смеётся он у нас.

(приставить ладони ко лбу

 «козырьком» и растереть лоб).

Семь и восемь, семь и восемь -

Мы плясать его попросим.

(погладить колени ладошками).

( В. Степанов)

Тема: «Зима, зимние развлечения»

(Физкультминутка.)

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили,

(«лепят», меняя положение ладоней..)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони

вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем – совсем не сладкий.

(грозят пальчиком.)

Раз – подбросим.

(смотрят вверх, подбрасывают

 воображаемый снежок.)

Два – поймаем.

(ловят воображаемый снежок, руки прижимают к груди.

Три – уроним

( роняют воображаеый снежок, смотрят вниз)

И… сломаем.

(движения руками вправо – влево)

(Н. Нищева)

 

Тема: «Зима, зимние развлечения»

(Физкультминутка.)

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили,

(«лепят», меняя положение ладоней..)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони

вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем – совсем не сладкий.

(грозят пальчиком.)

Раз – подбросим.

(смотрят вверх, подбрасывают

 воображаемый снежок.)

Два – поймаем.

(ловят воображаемый снежок, руки прижимают к груди.

Три – уроним

( роняют воображаеый снежок, смотрят вниз)

И… сломаем.

(движения руками вправо – влево)

(Н. Нищева)


 «Снежинки»

(Упражнение на дахание)

Как подул Дед Мороз –    

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звёзды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

( Н. Нищева)

Тема: «Птицы: Снегири».

(Массаж биологически активных зон)

Ра-ра-ра – погляди-ка, детвора.

(приставить ладони ко лбу«козырьком» и растереть лоб движениями из стороны в сторону.)

Ря-ря-ря – взошла красная заря.

(раздвинуть указательный и большой палецы и растирать точки перед и за ушами.)

Ре-ре-ре – растёт рябина на горе.

(кулачками энергично провести по крыльям носа.)

Ри-ри-ри – клюют рябину снегири.

(пальчиками легко «пробежаться» по щекам.)

(М. Ю. Картушина)

Тема: «Птицы: Снегири».

(Физкультминутка.)

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках сегири.

(по 4 хлопка руками по бокам и

 по 4 наклона головы в стороны.)

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

(на первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе –

 один хлопок по бокам.)

Головой вертят,

Улететь хотят.

(по 2 поворота головы на каждую строку.)

- Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(дети взмахивают руками, как крыльями.)

(Н. Нищева.)

 

Тема: «Птицы».

 (Пальчиковая гимнастика)

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Две синицы, воробей,

Пять сорок и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

(на каждое название птицы загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Всем хватило зёрнышек.

(опять сжимают и разжимают кулачки.)

(Н. Нищева.)

Тема: «Одежда»

(Пальчиковая гимнастика)

Алёнка-малёнка       (Хлопок ладонями, удар кула-      

Шустра, быстра       ками друг о друга – 2 раза.)

Воды наносила,         (Загибают пальчики по

Сарафан дошила,      одному, начиная с большого)

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

Везде поспела.         (Хлопок ладонями, удар кула-      

В охотку ей дело.     ками друг о друга – 2 раза.)

Тема: «Обувь»

(Пальчиковая гимнастика)

Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас.

(Попеременные хлопки ладонями  

и удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки для нашей Валентинки,

А вот эти валенки для малышки Галеньки.

(На каждое название обуви загибают по

одному пальчику, начиная с большого.)

 

Тема: «Дикие животные».

(Физкультминутка.)

Сидели два медведя               (Раскачиваются из

На тоненьком суку.               стороны в сторону.)

Один читал газету.                (Читают газету.)

Другой мешал муку.             (Мешают муку.)

Раз ку-ку, два ку-ку –

Оба шлёпнулись в муку.

(Шлёпаются на пол на спину,

 болтают в воздухе руками и ногами.)

 

Тема: «Зимняя одежда».

(Пальчиковая гимнастика)

Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела?

(сжать пальцы в кулачок)

Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».

(все пальцы разжать, кроме одного)

Маша варежку сняла: «Поглядите–ка, нашла!

(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь и найдёшь, здравствуй пальчик, как живёшь?»

(сжать пальцы в кулачок)

Тема: «Водичка - водичка»

(Физкультминутка.)

Ручки мыли?                         Дети выполняют           

Ушки мыли?                         соответствующие

Щечки мыли?                           движения.

Всё помыли, ничего не забыли?

А теперь мы чистые, зайчики пушистые.

Тема: «Водичка - водичка»

(Физкультминутка.)

Льётся чистая водица

(руки вперёд, наклон, потянуться за руками).

Мы умеем сами мыться

(выпрямиться, круговые движения ладонями у лица).

Пасту белую берём

(наклон в правую сторону с вытянутой рукой),

Крепкой щеткой зубы трём

(движения, имитирующие чистку зубов).

Моем шею (руки за шею), моем уши (ладони к ушам)

После вытремся посуше

(присесть, встать, лицо нагнуть к ладоням).

Тема: «Зима, зимние развлечения»

(Физкультминутка.)

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

(идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком)

Стоит наша баба у самых ворот.

(рисуют руками три круга, начиная с маленького)

Никто не проедет, никто не пройдёт.

(грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.)

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»

(идут по кругу, последние слова говорит один ребёнок – «Жучка».)

 

Тема: «Зима, зимние развлечения»

(Пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре, пять,

 (загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идти»по столу указательным

 и средним пальчиками)

Бабу снежную слепили,

(лепить комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(крошащие движения всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(вести указательным пальцем правой

руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(положить ладошки на стол то

одной,то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(потрясти ладошками)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой;

руки под щёку)

Тема: «Посуда: Чашка».

(Физкультминутка.)

Чашка синяя для Мити,

(Присели, правая рука на поясе,

 как ручка чашки.)

Чтобы чая мог попить он,

Соку, сливок, лимонаду.

(Встали, на каждое название загибают

пальчики левой руки правой рукой.)

Нам украсить чашку надо.

(Показывают как украшают чашку точками)

(Н. Нищева.)

Тема: «Посуда».

(Пальчиковая гимнастика.)

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Так мы маме помогали.

(Присесть, встать, лицо нагнуть к ладоням).

(Н. Нищева.)

Тема: «Посуда: Тарелка».

(Пальчиковая гимнастика.)

Вот тарелка для Валерки –

(«Рисуют» руками большой круг.)

Желтые колечки.

(«Рисуют» в воздухе маленькие колечки)

Для котлеты, для пюре,

Для блинов и гречки.

(Загибают на левой руке пальчики правой

рукой, начиная с большого пальца.)

(Н. Нищева.)

 

Тема: «Посуда».

(Физкультминутка.)

Вот большой стеклянный чайник,  

Очень важный, как начальник.                        

                    (Надули животик: одна рука на

 поясе, другая изогнута, как носик.)         

Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки.                      

(Присели, одна рука на поясе.)

Вот фарфоровые блюдца, только стукни – разобьются.                        

(Рисуют кругами круги.)

Вот серебряные ложки, голова на тонкой ножке.

(Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой.)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

(Легли на ковёр, вытянулись.)

(Н. Нищева.)

Тема: «Мебель: Стул».

(Физкультминутка.)

Это стул. Сиденье, спинка,

(К прямой правой ладони прислоняют

согнутую левую, чтобы получился стульчик.)

А на спинке две картинки,

(Показывают два пальчика на правой руке).

А ещё четыре ножки,

(Показывают по два пальчика на обеих руках.)

Чтоб сидеть под стулом кошке.

(Приседают, делают из ладошек ушки)

(Н. Нищева.)

Тема: «Мебель».

(Пальчиковая гимнастика.)

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого,

 на обеих руках .)

Много мебели в квартире.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

 (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(Попеременно хлопают в ладоши и

 стучат кулачками).

(Н. Нищева.)

Тема: «Мебель: Кроватка».

(Физкультминутка.)

Вот Кирюшкина кроватка,

(Разводят руки в стороны.)

Чтобы спал Кирюшка сладко,

(Приседают, кладут сложенные

 ладони под левую щёчку.)

Чтоб во сне он подрастал,

(Медленно поднимаются.)

Чтоб большим скорее стал.

(Встают на носочки, тянутся руками вверх.)

(Н. Нищева.)

 

Тема: «Дома».

(Массаж тела и лица.)

Спинка, спинка.

(Закинуть руки за шею и помассировать спину).

Потолок.

(Пальцами помассировать голову).

Электрический звонок.

(Нажать указательным пальцем на кончик носа).

- Хозяин дома?

(Указательными  пальцами потереть крылья носа).

-Дома!

-Гармонь готова?

(Ладонями растереть уши).

- Готова!

- Можно играть?

(Погладить шею).

- Да!

(Ладонями погладить грудь, живот, ноги).

(Детская потешка)

Тема: «Мебель: Стул».

(Пальчиковая гимнастика.)

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим паль-цем к себе). Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно счёт раз.

(Н. Нищева.)

Тема: «Мебель: Стол».

(Пальчиковая гимнастика.)

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счёт раз.

(Н. Нищева.)

Упражнение на дыхание: «Снежинки».

                  Как подул Дед Мороз-

                 В воздухе морозном

                 Полетели, закружились

                Ледяные звёзды.

-Ребята, а теперь давайте положим снежинку на ладошку и подуем на неё. (Дети берут снежинки, кладут на тыльную сторону ладони и долго дуют на снежинку). Посмотрите, какая метель у нас поднялась. (Пока педагог читает стихотворение, дети наблюдают за кружением снежинок.)

      Кружатся снежинки в воздухе морозном.

      Падают на землю ледяные звёзды.

      Вот одна упала на мою ладошку.

     Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

(Н. Нищева.)

 

Упражнение на дыхание: «Пузырь».

Дети стоят на коленках тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя (наклоняясь) назад, они растягивают круг, приговаривая:

                            Раздувайся, пузырь,

                            Раздувайся большой,

                            Оставайся такой,  

                            Не лопайся.

      Образуется большой круг. По сигналу педагога «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут на коленках к центру круга, произнося звук «Ф», подражая выходящему воздуху (ф-ф-ф).

Упражнение на дыхание: «Ветерок».

Помоги мне, ветерок,

Паруса надуй, дружок,

Пусть плывёт кораблик мой

К папе с мамочкой домой.

1. Вытянуть губы вперёд трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.

2. Дети после спокойного вдоха продолжи-тельно произносят на выдохе: «Ф-ф-ф…»

(по Б. Толкачёву)

Упражнение на дыхание: «Шарик».

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал:

     Подошёл и лапкой – топ!

 А у кошки шарик – лоп!

Ш-Ш-Ш…

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух вы-ходил равномерно.

(по Б. Толкачёву)

Тема: «Зима, зимние развлечения»

(Физкультминутка.)

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

(идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком)

Стоит наша баба у самых ворот.

(рисуют руками три круга, начиная с маленького)

Никто не проедет, никто не пройдёт.

(грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.)

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»

(идут по кругу, последние слова говорит один ребёнок – «Жучка».)

 

Тема: «Зима, зимние развлечения»

(Пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре, пять,

 (загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идти»по столу указательным

 и средним пальчиками)

Бабу снежную слепили,

(лепить комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(крошащие движения всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(вести указательным пальцем правой

руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(положить ладошки на стол то

одной,то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(потрясти ладошками)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой;

руки под щёку)

Тема: «Посуда: Чашка».

(Физкультминутка.)

Чашка синяя для Мити,

(Присели, правая рука на поясе,

 как ручка чашки.)

Чтобы чая мог попить он,

Соку, сливок, лимонаду.

(Встали, на каждое название загибают

пальчики левой руки правой рукой.)

Нам украсить чашку надо.

(Показывают как украшают чашку точками)

(Н. Нищева.)

Тема: «Посуда».

(Пальчиковая гимнастика.)

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Так мы маме помогали.

(Присесть, встать, лицо нагнуть к ладоням).

(Н. Нищева.)

Тема: «Посуда: Тарелка».

(Пальчиковая гимнастика.)

Вот тарелка для Валерки –

(«Рисуют» руками большой круг.)

Желтые колечки.

(«Рисуют» в воздухе маленькие колечки)

Для котлеты, для пюре,

Для блинов и гречки.

(Загибают на левой руке пальчики правой

рукой, начиная с большого пальца.)

(Н. Нищева.)

 

Тема: «Посуда».

(Физкультминутка.)

Вот большой стеклянный чайник,  

Очень важный, как начальник.                        

                    (Надули животик: одна рука на

 поясе, другая изогнута, как носик.)         

Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки.                      

(Присели, одна рука на поясе.)

Вот фарфоровые блюдца, только стукни – разобьются.                        

(Рисуют кругами круги.)

Вот серебряные ложки, голова на тонкой ножке.

(Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой.)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

(Легли на ковёр, вытянулись.)

(Н. Нищева.)

Тема: «Мебель: Стул».

(Физкультминутка.)

Это стул. Сиденье, спинка,

(К прямой правой ладони прислоняют

согнутую левую, чтобы получился стульчик.)

А на спинке две картинки,

(Показывают два пальчика на правой руке).

А ещё четыре ножки,

(Показывают по два пальчика на обеих руках.)

Чтоб сидеть под стулом кошке.

(Приседают, делают из ладошек ушки)

(Н. Нищева.)

Тема: «Мебель».

(Пальчиковая гимнастика.)

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого,

 на обеих руках .)

Много мебели в квартире.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

 (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(Попеременно хлопают в ладоши и

 стучат кулачками).

(Н. Нищева.)

Тема: «Мебель: Кроватка».

(Физкультминутка.)

Вот Кирюшкина кроватка,

(Разводят руки в стороны.)

Чтобы спал Кирюшка сладко,

(Приседают, кладут сложенные

 ладони под левую щёчку.)

Чтоб во сне он подрастал,

(Медленно поднимаются.)

Чтоб большим скорее стал.

(Встают на носочки, тянутся руками вверх.)

(Н. Нищева.)

 

Тема: «Дома».

(Массаж тела и лица.)

Спинка, спинка.

(Закинуть руки за шею и помассировать спину).

Потолок.

(Пальцами помассировать голову).

Электрический звонок.

(Нажать указательным пальцем на кончик носа).

- Хозяин дома?

(Указательными  пальцами потереть крылья носа).

-Дома!

-Гармонь готова?

(Ладонями растереть уши).

- Готова!

- Можно играть?

(Погладить шею).

- Да!

(Ладонями погладить грудь, живот, ноги).

(Детская потешка)

Тема: «Мебель: Стул».

(Пальчиковая гимнастика.)

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим паль-цем к себе). Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно счёт раз.

(Н. Нищева.)

Тема: «Мебель: Стол».

(Пальчиковая гимнастика.)

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счёт раз.

(Н. Нищева.)

Упражнение на дыхание: «Снежинки».

                  Как подул Дед Мороз-

                 В воздухе морозном

                 Полетели, закружились

                Ледяные звёзды.

-Ребята, а теперь давайте положим снежинку на ладошку и подуем на неё. (Дети берут снежинки, кладут на тыльную сторону ладони и долго дуют на снежинку). Посмотрите, какая метель у нас поднялась. (Пока педагог читает стихотворение, дети наблюдают за кружением снежинок.)

      Кружатся снежинки в воздухе морозном.

      Падают на землю ледяные звёзды.

      Вот одна упала на мою ладошку.

     Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

(Н. Нищева.)

 

Упражнение на дыхание: «Пузырь».

Дети стоят на коленках тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя (наклоняясь) назад, они растягивают круг, приговаривая:

                            Раздувайся, пузырь,

                            Раздувайся большой,

                            Оставайся такой,  

                            Не лопайся.

      Образуется большой круг. По сигналу педагога «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут на коленках к центру круга, произнося звук «Ф», подражая выходящему воздуху (ф-ф-ф).

Упражнение на дыхание: «Ветерок».

Помоги мне, ветерок,

Паруса надуй, дружок,

Пусть плывёт кораблик мой

К папе с мамочкой домой.

1. Вытянуть губы вперёд трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.

2. Дети после спокойного вдоха продолжи-тельно произносят на выдохе: «Ф-ф-ф…»

(по Б. Толкачёву)

Упражнение на дыхание: «Шарик».

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал:

     Подошёл и лапкой – топ!

 А у кошки шарик – лоп!

Ш-Ш-Ш…

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух вы-ходил равномерно.

(по Б. Толкачёву)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательные упражнения и игры

Жуки".Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.Оборудование: предметная картинка "жук".(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворач...

Дыхательные упражнения и игры.

Дыхательные упражнения и игры....

Дыхательные упражнения и игры

Представлены упражнения и игры на развитие речевого дыхания....

Дыхательные упражнения и игры.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Ре...

Дыхательные упражнения и игры

Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка.В ос...