Статья "Роль семьи и общества в формировании у ребенка представлений о здоровом образе жизни"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Роль семьи и общества в формировании у ребенка представлений о здоровом образе жизни.
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Решающая роль в формировании здорового образа жизни ребенка принадлежит семье. Сегодня взрослым важно формировать и поддерживать интерес к оздоровлению себя и своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Внутренняя картина здоровья- система представлений человека о том, что такое здоровье, какова его ценность, а так же знание и понимание методов его поддержания и формирования (Ю.Б.Некрасова).
При исследовании оказалось, что дети, находящиеся, находящиеся на лечении от кардиологических заболеваний, в пять раз чаще, чем здоровые, говорили, что нужно заниматься спортом, дышать свежим воздухом, соблюдать режим дня и т.д. Оказалось, что именно врачи, а не родители формировали у детей внутреннюю картину здоровья. Такой результат можно объяснить тем, что родители, пока ребенок здоров, не разговаривают с ним на эту тему, не учат поддерживать здоровье.
Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности.
Важно правильно организовать режим дня, который будет оптимально сочетать периоды бодрствования и сна, удовлетворять потребности детей в пище, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Необходимо формировать интерес детей к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, там раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а так же соблюдать правила гигиены, он быстро теряет к этому интерес. Семья должна служить примером основ ЗОЖ.
При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только интеллектуальное, но и уровень его физического развития. Подготовка к школе в детском саду осуществляется как на занятиях по математике и развитию речи, так и на физкультурных. У детей формируются необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, моторика рук, координация движений. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.
Смысл закаливания: со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями, увеличением выработки тепла и уменьшением теплопередачи. При закаливании одновременно повышается иммунитет. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом.
Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребенка вел к укреплению его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи: если взрослые регулярно занимаются физкультурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и играть в спортивные игры. Так же родителям следует ознакомиться с комплексами упражнений, которые дети выполняют в детском саду.
Полезно вводить в режим дня «минутки здоровья». За одну минуту можно успеть:
- подышать, медленно выдыхая;
- потянуться, улучшить кровообращение;
- сесть или встать ровно, выпрямив голову и спину;
- выполнить пальчиковую гимнастику;
- облиться водой или обтереть тело мокрым полотенцем;
- выпить стакан воды;
- сделать 1-2 физических упражнения;
- улыбнуться.
Литература
Ананьев В.А. Основы психологии здоровья СПБ., 2006.
Иванова Т.Е. и др. Семейный и родительский клубы в детском саду. М., 2012
Латохина Л.И. Оздоровительные минутки. М., 2009
Николаева Е.И. Федорук В.И. Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. СПб., 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ...
Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни в средней группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка».
Налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества воспитателя с детьми, развитие активной речи детей и их познавательной деятельности, в процессе формирования начальных представлений о здо...
Консультация для родителей "Формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни"
Данный материал может быть полезен педагогам и специалистам ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников...
Формирование у дошкольников представления о здоровом образе жизни. Познавательно - оздоровительный проект "Лук от семи недуг"
Познавательно - оздоровительный проект в рамках рекламной недели "Бережем здоровье с детсва"Тема проека :"Лук от семи недуг"Вид проекта : Позновательно - оздоровительный....
Роль семьи и общества в формировании у ребенка представлений о здоровом образе жизни
Как заложить привычку к ЗОЖ в семье....
Консультация "Формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни"
Обеспечение здоровья подрастающего поколения - одна из актуальных задач современного общества....
Проектная деятельность в старшей дошкольной группе «Быть здоровым – здорово!» как метод формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.
В методической разработке представлен опыт работы по реализации проектной деятельности в старшей группе «Быть здоровым – здорово!». Цель проекта – формирование у дошкольников п...