Статья "К вопросу о практической составляющей формирования основ ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста".
статья (старшая группа) на тему

Литвинова Наталья Евгеньевна

В современном мире к ребенку предъявляются очень высокие требования: он много должен знать, многое уметь, справляться с нагрузками в детском саду, затем в школе, посещая различные секции, кружки и объединения. Но соответствовать всем этим требованиям могут только здоровые дети. Рост числа детей с проблемами здоровья, наличием хронических заболеваний и «недетских» болезней, с каждым годом возрастает.

Перед родителями, врачами, педагогами стоит вопрос: как укрепить и сохранить здоровье детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

В этой связи вопросы формирования основ здорового образа жизни старших дошкольников приобретают особую актуальность.

А.Л.Венгер, В.Д. Давыдов, М.И. Лисина, В.А. Сластенин, Е.О. Смирнова подчеркивали важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

В настоящее время подходы к формированию основ ЗОЖ детей дошкольного возраста претерпевают серьезные изменения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены приоритеты воспитания дошкольников, направленные на формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности, среди которых выделяются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Однако в настоящее время внимание к формированию здорового образа жизни дошкольников уделяется не в полной мере, поскольку мероприятий, направленных на формирование основ здорового образа жизни, проводятся в ДОУ недостаточно, имеют несистемный характер.

Экспериментальная работа проводилась нами на базе дошкольного образовательного учреждения МБДОУ детского сада общеразвивающего вида №24 г. Новошахтинск. Ростовской области. Общее количество детей, задействованных в исследовании, составило 20 детей (по 10 человек в контрольной и экспериментальной группах).

Цель нашей экспериментальной работы заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном апробировании процесса формирования основ ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи.

Для выявления показателей сформированности основ ЗОЖ у старших дошкольников, мы использовали методики С.Е. Шукшиной, И.М. Новиковой «Что я знаю о своем организме», «Неоконченные предложения», создание проблемной ситуации «Место для отдыха». По результату диагностик экспериментальная и контрольная группы были практически на одном уровне, различались несущественно только по отдельным показателям.

На формирующем этапе эксперимента была разработана модель приобщения детей к ЗОЖ, также нами был разработан и апробировали Проект «Растим здоровое поколение» в котором были определены формы и методы формирования основ ЗОЖ старших дошкольников в МБДОУ д/с №24.

При проведении работ мы использовали специальные приемы, активизирующие восприятие детей: проблемные ситуации, художественное слово, сравнения и анализ, исследование собственного тела, дидактические и развивающие игры.

Вся работа по реализации Проекта была четко спланирована и тщательно подготовлена. В ходе эксперимента на протяжении пяти месяцев со старшими дошкольниками, воспитателя и родителями, была организована педагогическая работа. В систему работы с детьми входило активное использование технологии формированию основ здорового образа жизни. Для наибольшей эффективности тесно взаимодействовали с семьями воспитанников, работу вели систематически, этому способствовала воспитательно-образовательная среда, которая несет в себе здоровьесберегающий характер.

По результатам контрольного эксперимента все показатели сформированности основ здорового образа жизни в экспериментальной группе детей улучшились. В котрольной группе, произшли не значительные изменения. В результате работы у детей значительно повысился уровень знаний основ ЗОЖ, дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья, а родители стали больше проявляют интерес к изучению законодательных материалов и формированию вале логической и физической культуры в своей семье

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...

ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОБЖ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРОГРАММА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА С УЧЕТОМ ВСЕХ ПРИНЦИПОВ.РАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ И СОСТАВЛЕН ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ.В КА...

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет

Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...