Главные вкладки

    «Искусство релаксации». Тренинг для педагогов
    консультация на тему

    Цель: познакомиться с понятием релаксация, обучить педагогов школы навыкам психологической саморегуляции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл relaks_trening.docx31.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: познакомиться с понятием релаксация, обучить педагогов школы навыкам психологической саморегуляции.

    Задачи:

    • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; 
    • повысить групповую сплоченность; 
    • снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов; 
    • улучшить эмоциональное состояние педагогов. 

    Ход тренинга

    Педагог-психолог: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.

    Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев вы ответите: «Когда ничего не болит». И будете правы. Но не совсем. Потому что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое благополучие, психическое благополучие, социальное благополучие.

    «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» (Мишель Монтенью).

    Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим. Итак, начнем нашу паузу расслабления.

    Игра  «Дотронуться до …» Цель: создание благоприятной атмосферы.  
    Участники хаотично двигаются по комнате. Затем ведущий просит всех дотронуться до предмета, детали какого-либо предмета, определенного цвета в одежде и украшениях участников. Фраза, произносимая ведущим, звучит так:

    «Дотронуться до ….

    • Синего цвета в одежде у своего коллеги
    • Своего левого уха правой рукой
    • Левой коленкой до левого колена своего соседа справа

    Упражнение «Гусеница» Участники встают друг за другом. Каждый участник зажимает между собой мяч. Задача участников пройти определенный путь не уронив ни один мяч.

    Приемы релаксации, связанные с дыханием.

    Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т.е.релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

    Прием 1.

    Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании.

    На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счета проводится задержка дыхания, затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

    Прием 2.  Снять напряжение проще, если каждый раз вместе с выдохом вы произносите гласные звуки – длинные «а», «о» или «у». Они чем-то могут напоминать стон или вздох. Не стесняйтесь издавать звуки. Это отличный способ снять напряжение.

    «Джунгли»  

     - Все мы бываем очень эмоциональны, но при этом нам приходится сдерживать свои эмоции. Но эмоциям  необходим выплеск. Сейчас у вас будет такая возможность, воспользуйтесь ей на все 100 процентов.

     
    Участники игры делятся на
    четыре группы: «змеи», «львы», «обезьяны» и «охотники». Каждой из них соответствуют определенные жесты и звуки. 
    Ведущий просит:

    • «змей» пошипеть и одной рукой сделать волнообразные движения вперед;
    • «львов» зарычать и двумя руками имитировать пасть зверя;
    • «обезьян» издать вопли «о! о! о! о!» и почесать макушку головы;
    • «охотников» изобразить руками ружье и произнести звуки, похожие на выстрелы.


    Начинает игру любая группа (например, «змеи»), показывая свои жесты и произнося звуки (5 секунд). Затем ведущий называет другую группу.  Таким образом, все группы по очереди показывают свои жесты и издают звуки. В конце игры ведущий может попросить, чтобы все группы одновременно показали свои жесты и издали соответствующие звуки.

    Прием релаксации, связанный с управлением тонусом мышц, движением.

    Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Поскольку добиться полного расслабления всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

    Игра «Опустить яйцо»

    Вам необходимо разделится на пары. Каждой паре дается мяч.

    Пары встают спиной друг к другу, несколько наклонясь вперед. Между спинами (чуть пониже) зажат мяч.

    Задача - аккуратно опустить мяч в корзину. Выигрывает пара, у которой мяч остался в корзине целым. При этом конкурс выигрывает та пара, мяч у которой, коснувшись пола, не укатился в сторону.

    Упражнение «Бразильская бабушка»

    Исходное положение: участники и ведущий стоят в кругу. Вначале ведущий говорит определенные слова, затем показывает определенные движения и возвращается в исходное положение. Участники после ведущего повторяют слова и движения. После повторения игроки возвращаются в исходное положение.
    Слова и движения ведущего:

    • Ведущий говорит: «У меня в Бразилии есть бабушка».
    • Ведущий говорит: «У меня в Бразилии есть бабушка. У нее вот такая нога». Ведущий ставит правую ногу вперед, стараясь вывернуть ее носком вовнутрь.
    • Ведущий говорит: «У меня в Бразилии есть бабушка. У нее вот такая нога (ставит правую ногу) и вот такая рука». Ведущий поднимает правую руку перед грудью локтем вперед.
    • Ведущий говорит: «У меня в Бразилии есть бабушка. У нее вот такая нога (делает соответствующее движение), вот такая рука (соответствующее движение) и вот такая голова» Ведущий кладет голову на плечо согнутой руки.
    • Ведущий говорит: «У меня в Бразилии есть бабушка. У нее вот такая нога (движение), вот такая рука (движение), вот такая голова (движение) и вот такое лицо». Надувает щеки и округляет глаза.
    • Ведущий говорит: «У меня в Бразилии есть бабушка. У нее вот такая нога (движение), вот такая рука (движение), вот такая голова (движение), вот такое лицо (движение). И она вот так прыгает». Ведущий прыгает на месте.
    • Ведущий говорит: «У меня в Бразилии есть бабушка. У нее вот такая нога (движение), вот такая рука (движение), вот такая голова (движение), вот такое лицо (движение). Она вот так прыгает (движение) и говорит: «Какая я красивая!!!!»». Когда участники сказали последние слова и сделали последнее движение, ведущий произносит: «Какая бабушка, такие и внуки».

    - Для полного расслабления души и тела необходима медитация

     Упражнение-медитация «Сад моей души» (15 мин.)

    Медитативная и релаксационная визуализация.

    Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.

    Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации. Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст — медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу.

    После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.

    Текст к упражнению «Сад моей души»

    Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.

    Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.

    Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.

    А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.

    Упражнение "Накопительные комплименты" (ЗАПАС)

    Педагог-психолог: Все мы любим получать комплименты. Я хочу предложить вам игру, во время которой вы можете сказать друг другу много комплиментов. Встаньте в круг. Постарайтесь придумать комплимент для человека, стоящего справа от вас. Подумайте о каких-либо его чертах характера. Первым начнет тот, кто стоит в начале ряда. Он поворачивается к соседу справа и говорит ему комплимент. Второй участник, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавляет к нему еще и свой и т. д.

     - Такие методы релаксации для снятия напряжения помогут избежать хронического стресса, снять напряжение, что поможет исключить возникновение неврозов, депрессивных и тревожных состояний. А регулярное выполнение упражнений релаксации снизят умственное и физическое напряжение, которое человек испытывает в течение дня.

    - Примите на вооружение предложенные принципы, и вы ощутите, что к концу рабочего дня у вас остается на много больше сил и энергии. Да и выполнение поставленных задач будет происходить в несколько раз быстрее, если мы будем спокойнее и заряженнее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологический тренинг для педагогов " Искусство взаимопонимания"

    Психологический тренинг для педагогов "Искусство взаимопонимания" Педагог-психолог: Королева Н.П. Цель: развивать коммуникативные способности. Задачи: обучение выплескиванию гнева в приемлемо...

    Тренинг с педагогами ДОУ «Искусство взаимопонимания».

        Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры. Но, к сожалению, при...

    Тренинг для педагогов "Искусство общения"

    Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контак­тами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зави­сит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родит...

    СЕМИНАР – ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ВОЛШЕБНИЦА – РЕЛАКСАЦИЯ»

    ЦЕЛЬ: познакомить с понятием релаксация, обучить педагогов навыкам психологической саморегуляции....

    Консультация-тренинг для педагогов «Искусство быть счастливым»

    Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов. Задачи:·        Предупреждение и снятие психо­логической перегрузки педагогическо­го коллектива с ис...

    Семинар-тренинг для педагогоа "Искусство релаксации"

    Семинар–тренинг для педагогов"Искусство релаксации"Цель: познакомиться с понятием релаксация, обучить педагогов навыкам психологической саморегуляции.Задачи: Освоить приемы релаксации через дыха...

    Тренинг "Искусство релаксации"

    снятие эмоционального напряжения, обсуждение впечатлений от первой рабочей недели...