здоровьесберегающая среда в ДОУ и семье
консультация на тему

Копылова Евгения Николаевна

консультация для родителей по здоровьесбережению в условиях ДОУи семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_sreda_v_dou_i_seme.docx191.14 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена очень важной теме – здоровью наших детей.

Основу ЗОЖ составляют:

  • рациональное питание
  • оптимальный двигательный режим
  • закаливание
  • личная гигиена
  • отсутствие вредных привычек
  • положительные эмоции

При организации двигательного режима учитывается естественная потребность ребенка. У детей 3 – 4 лет она составляет 10 – 12 тысяч движений в сутки, у детей 5 – 7 лет – 15 – 17 тысяч движений в сутки.

В нашем детском саду в двигательный режим входят:

  • прием на воздухе с организацией двигательной деятельности;
  • различные виды гимнастики (утренняя, ритмическая, гимнастика после сна, дыхательная, зрительная, артикуляционная, пальчиковая);
  • физкультурные и музыкальные занятия;
  • динамические паузы между и во время занятий;
  • подвижные игры;
  • элементы спортивных игр;
  • катание на самокатах, велосипедах, машинах;
  • физкультурные досуги, спортивные праздники и многое другое.

Но ведь очень много времени ребенок проводит дома, в семье. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно – гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Сегодня нам хотелось бы поговорить о том, как правильно и достаточно незатратно организовать детям двигательный режим дома.

Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет):

Это период формирования двигательных умений и навыков детей на основе подражания действиям взрослых или сверстников. Особенностями двигательного поведения детей этого возраста является совершенствование навыков ходьбы, бега и лазания, а также освоение таких форм движения, как езда на трехколесном велосипеде, выполнение движений с предметами и упражнений на тренажере.

В этом возрасте необходимо формировать овладение различными формами прыжков, метания (бросания и ловля) и учить освоению упражнений с сохранением равновесия (ходьба по ограниченной поверхности: скамейке, бревну, снежному буму, бордюрному камню и т.д.).

Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений остается совместная подвижная игра со взрослым и другими детьми.

Развивающая среда дома:

 велосипед, качели, подвесная сетка – мешок для метания мячей, простейшие тренажеры (мини – велотренажер, мини – степпер — «ступеньки»), мяч, обруч.

Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием. Без тренажера и сетки для метания можно обойтись, но есть одна игрушка, без которой жизнь ребенка младшего дошкольного возраста была бы тусклой и бедной. И эта игрушка – мяч.

Мяч является ключевым предметом, способствующим развитию у детей координации движений, ловкости, быстроты реакции, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовывать свои действия с действиями других участников игры. Мяч одновременно и уникален, и универсален в силу свойств, которыми он обладает: он может катиться, подскакивать, подлетать вверх, отлетать от преграды и т. д.

Развивающие способности игр с мячом для детей дошкольного возраста очень разнообразны. Катящийся предмет заставляет их находиться в постоянном движении, а это тренирует сердце и улучшает кровообращение. Взаимодействие с мячом позволяет развивать моторику: чувство равновесия, координацию движений, реакцию и концентрацию.

С другой стороны, игры в мяч поддерживают и социальную адаптацию. Групповые игры всегда означают, что партнеры должны взаимодействовать, считаться друг с другом, делить с другими мяч. Кроме того, во время групповой игры обычно составляются правила, которых должны придерживаться все участники.

Кидать мячом в какую-то цель скучно, особенно если попасть в нее никак не получается. Оживить игру можно, выбрав необычные цели или оригинальные мячи.

Игра «Попади в цель»

Поставьте в вашей квартире, например, возле входной двери горшок, миску, ведро, мусорную корзину, корзину для белья или большой игрушечный грузовик с прицепом. У кого получится забросить мячик в корзину? Спустя некоторое время вы можете понемногу увеличивать дистанцию.

Игра «Мяч и полотенце»                                          

Для этой игры вам понадобится полотенце и как минимум два игрока. Оба игрока хватают полотенце за концы, на натянутое полотенце кладется мяч. Они должны подбрасывать мяч в воздух при помощи полотенца, а затем ловить его обратно.

Игра «Кто быстрее?»

Один или несколько детей становятся рядом друг с другом на стартовую линию. Цель в зависимости от пожеланий может находиться в нескольких метрах позади них. Перед детьми становится ведущий, который кидает им по очереди мяч. Тот, кто поймает мяч, и бросит его обратно ведущему, может сделать шаг назад. Тот, кто уронит мяч, остается стоять на прежнем месте. Ведущий не меняет свое положение, соответственно, расстояние между ним и детьми постоянно увеличивается. Тот, кто первый дойдет до цели, становится ведущим.

     Игра «Дальний бросок»

Ребенок становится прямо перед стеной дома. Он бросает мяч и ловит его. Затем отступает на шаг и снова бросает. Действие необходимо повторять до тех пор, пока мяч поймать не удастся. Неплохо будет усложнить игру и попросить ребенка, чтобы он перед тем, как поймать мяч, хлопал в ладоши.

Игра «Попади мячом в цель»

Перед стеной дома начертите мелком на земле круги. Они должны находиться на расстоянии примерно три метра от стены дома. Ребенок кидает мяч в стену так, чтобы он при приземлении попал в один из кругов.

Игра «Свободный мяч»

Дети становятся в круг, ноги на ширине плеч так, чтобы ступни соприкасались со ступнями соседа. Ведущий стоит в центре круга и пытается бросить мяч между широко расставленными ногами. Дети должны любыми способами, помогая себе и руками и ногами, не позволить мячу выкатиться из круга. Тот, кто упустит мячик, становится ведущим.

И, конечно, вы можете сами придумать игру или поиграть в игры своего детства.

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет):

В этом возрасте необходимо поддерживать интерес детей к занятиям спортом и одновременно уделять повышенное внимание к возможным физическим перегрузкам.

Многие родители приобретают для пятилетних детей двухколесный велосипед и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, скутер, коньки и скейтборд. У них возникает желание видеть своих детей умными, ловкими, грациозными и подтянутыми, но организовать систематические игры и занятия с использованием этого спортивного инвентаря большинству семей не удается.

Существуют универсальные игрушки, которые позволят взрослым организовать интересную ежедневную двигательную практику детей. К их числу относится мяч, а также скакалка и мишень с дротиками («Дартс»), обеспечивающие совершенствование двигательных навыков старших дошкольников

         Игры со скакалкой способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции.

Алгоритм овладения умением прыгать через скакалку происходит в несколько этапов:

- вначале прыжки выполняются медленно, движение рук и ног ребенка не синхронизированы,

- затем, по мере тренировок, дети овладевают следующими видами прыжков: ноги скрестно, ноги врозь, на одной и двух ногах, с промежуточными подскоками, прыжки парами и другие.

- при систематических занятиях длительность непрерывных прыжков со скакалкой может доходить до 2-3 минут.

Очень хочется обратить ваше внимание на игру «Дартс», которая является спортивным атрибутом, позволяющим привлечь к играм и занятиям в семье пап и дедушек.

На начальных этапах обучения можно использовать безопасный «Дартс» (с шариками на «липучках» или магнитными дротиками), а затем перейти к играм с настоящими дротиками и стрелами. Основное назначение игры «Дартс» — развитие глазомера и меткости ребенка, мелкой моторики кистей и пальцев рук, улучшение координации движений, тренировка выдержки, внимания и быстроты реакции.

Алгоритм овладения умения бросать дротики в цель:

- сначала перед ребенком ставится задача – просто попасть в мишень. Важно научить детей выполнять бросок от плеча и следить за дротиком глазами по направлению к цели. Когда ребенок повторит бросок много раз, он привыкает к правильному движению руки и туловища. Важно, чтобы в момент броска туловище резко подавалось вперед, но равновесие при этом не нарушалось.

- на следующем этапе можно предложить ребенку совершать броски в определенный сектор мишени, зарабатывая определенное количество очков.

Конечно, современным родителям очень трудно найти свободное время для игр и занятий спортом. Но если вам хочется видеть своего ребенка здоровым и счастливым, прислушайтесь к нашим советам. Как бы мы не убеждали детей, что занятия спортом – это здорово, дома он видит лежащего на диване папу, который ест совсем не полезные чипсы и вполне довольного собой. Безусловно, личный пример является важнейшим фактором. Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей по выявлению приоритетов использования здоровьесберегающей среды в семье и ДОУ

Самые дорогие и любимые люди в жизни ребёнка-это родители. Потребность в родительской любви не только самая сильная, но и самая длительная.Проходят увлечения, меняются привязанности, но любовь к родит...

Анкета для родителей по выявлению приоритетов использования здоровьесберегающей среды в семье и ДОУ

Анкета для родителей по выявлению приоритетов использования здоровьесберегающей среды в семье и ДОУАнкета для родителей по выявлению приоритетов использования здоровьесберегающей среды в семье и ДОУКа...

Задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ и семье

Задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ и семье...

Эссе на тему: «Влияние воспитателя на создание здоровьесберегающей среды в семьях воспитанников»

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....