Опытно-экспериментальная деятельность "Юные пожарные"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Куприянова Елена Владимировна

Занятие по пожарной безопасности с использованием опытно-эксперименталнойдеятельности.

Цель.  Уточнить знания детей о пользе и вреде огня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность

Занятие по пожарной безопасности в старшей группе

«Юные пожарные!»

                                                                                        Подготовила и провела

                                                                                                Воспитатель 1 кв. категории              

                                                                                                         Куприянова Е.В.

Цель.  Уточнить знания детей о пользе и вреде огня.

Задачи:

  • расширять знания детей о свойствах огня и средствах тушения;
  • закреплять знания о причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;
  • формировать умение детей набирать номер 01 и разговаривать с дежурным пожарной части;
  • активизировать словарный запас детей по теме пожарная безопасность; 
  • воспитывать уважение к труду пожарного;
  • развивать любознательность, память, логическое мышление; 
  • развивать физические качества, быстроту, ловкость.

Предварительная работа: беседа на тему «Спички детям не игрушки!», «Огонь – друг, огонь-враг!», «Пожарная безопасность», рассматривание иллюстраций о причинах возникновения пожара, по пожарной безопасности; заучивание правил пожарной безопасности.

Оборудование: презентация по теме, свеча,  4 фарфоровые пиалы, полоска бумаги, полоска ткани, вата, деревянная щепка, монета, стакан с водой, пинцет, сухое горючее бутылка  с водой, речной песок, плотная ткань, железная крышка, комнатное растение, телефон, огнетушитель, ведро с водой, 2 маленьких ведерка, , 2 пластиковые бутылки с прикреплёнными бумажными  огоньками ,ворота (2 шт.), кегли (10 шт.), детский набор «Пожарный», медали «Юные пожарные», аудиозапись «Марш пожарного».

Ход занятия.

- Ребята, отгадайте загадку:

Он красив и ярко-красен,

Но он жгуч, горяч, опасен! Слайд №1

- Правильно, это – огонь! Слайд №2


Воспитатель: Люди научились добывать огонь миллионы лет назад. Он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Слайд №3.4

Кто знает, как древние люди добывали огонь? (высекали ударяя камень о камень, а затем крутя палку между ладонями). Слайд №5

 Как добывают огонь современные люди? ( спичками, зажигалкой, газовой горелкой, свечой, электричеством). Слайд №6

Каким может быть огонь? (добрым и злым, большим и маленьким и др.)

В каких случаях он добрый? (готовим пищу, греемся у камина и костра, сжигаем мусор и др.) Слайд №7

Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращаются в зло. Пламя пожара не жалеет никого и ничего: рушатся стены домов, погибают люди, животные. Слайд №8

Отчего возникает пожар? (дети играют со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, телевизор, неправильно пользовались газом, сушили бельё над плитой и т.д.) .

 Пожары очень часто возникают там, где неосторожно и небрежно обращаются с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления, остаются без жилья.

«Экспериментальная лаборатория» 

Вот сейчас мы с вами отправимся в  
«Экспериментальную лабораторию» ,  где
проведем несколько экспериментов с огнем.  (Воспитатель знакомит детей с огнем, его свойствами). 


Эксперимент первый. Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечу. 

- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (огонек). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться. (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься.  Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная. 

Эксперимент второй. 

- Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов. А так как наши опыты опасны, рядом мы поставим огнетушитель и ведро с водой.

Опыт 1. Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит)

Вывод 1. Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься). Запомните это и никогда не подносите к огню никакие предметы!

Воспитатель: - Вы теперь знаете, что может загореться вата, бумага, ткань, дерево.

Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений.

Опыт 2. Воспитатель поджигает горючее в четырёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает окрашенной водой, , вторую засыпает песком, третью накрывает тканью, а четвёртую накрывает крышкой. Во всех чашечках огонь гаснет. Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

Вывод 2. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю, плотную ткань.)

Теперь я уверена, что вы сами сможете потушить маленький очаг возгорания.

 А вот если очаг возгорания большой, то  срочно нужно вызывать пожарных.

(звучит «марш Пожарных»,  выходит ребёнок в каске с огнетушителем в руке)

Ребёнок:

На машине ярко-красной

Мчимся мы вперёд.

Труд тяжёлый и опасный

Нас, пожарных, ждёт.

Вой пронзительной сирены

Может оглушить,

Будем и водой, и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

Ведь с огнём бороться будем

Смело день и ночь!

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой пожарный  к нам пришёл?  На голове каска,  в руках огнетушитель, рация. Давайте посмотрим как выглядит настоящий пожарный. Слайд № 9

Как вы думаете, каждый ли человек может стать пожарным? ( Специально обученный человек) Слайд №10 

Каким он должен быть? Правильно, он должен быть храбрым, смелым, сильным, бесстрашным. Ведь при пожаре нельзя медлить, нужно действовать быстро, чётко Слайд №11

Какие предметы используют пожарные? Слайд №12

В каждом здании, учреждении есть пожарный щит на котором находятся следующие предметы….. Слайд №13

Где находится щит в нашем ДОУ?

Какой номер телефона нужно набрать при пожаре? (01) Слайд №14

Что и как нужно сказать по телефону?

Какие ещё правила поведения при пожаре  нужно знать? Давайте вспомним их. Слайд № 15

1.Позвони «01», назови чётко адрес и фамилию!

2.Не прячься! Немедленно уходи от пожара!

3.Плотно закрой за собой двери, не открывай окна!

4.Выключи электроприбор, накрой его покрывалом. Не туши электроприборы водой!

5.Не пользуйся лифтом во время пожара!

6.Если задымление сильное, закрой нос мокрой тканью!

7.Выбирайся из задымлённого помещения ползком!

8.Обратись к соседям, позови на помощь!

Воспитатель: Ребята вы хотели бы попробовать себя в роли пожарных?

Я вам предлагаю поиграть в игру «Смелые пожарные» (участвуют 2 команды по 10-12 человек. Первый участник берёт « маленькие ведёрки –эстафетные палочки», бежит с ними по полосе препятствий: оббегает кегли, пролезает под ворота, добегает до очага возгорания, срывает один огонёк и бежит обратно по прямой. Когда на «очаге возгорания» не остаётся ни одного огонька, пожар потушен! (звучит «Марш пожарных»)

Воспитатель:

Все вы силы приложили

И пожар вы потушили.

Было трудно, тяжело,

Но умение и ловкость

Нас от бедствия спасло!

За отвагу и за смелость я вручаю вам медали, вы усвоили всё на «Отлично!»

(вручение медалей «Юный пожарный!»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста по пожарной безопасности.

Тема: «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».Тема: « Почему во время пожара часто происходит взрыв». Тема: «Чем можно потушить огонь?»Тема: «Огонь дышит».Тем...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

НОД по основам пожарной безопасности с элементами опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

В данной работе представлен материал по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности в лесу и основными знаками пожарной безопасности в лесу, правилами поведения во время возникновения пожара ...

Опытно-экспериментальная деятельность по теме "Пожарная безопасность"

Картотека опытов и экспериментов по теме "Пожарная безопасность"...

Конспект мастер-класса "Опытно - экспериментальная деятельность по пожарной безопасности"

В данной статье освещена актуальность проблемы обучения детей основам пожарной безопасности в процессе опытно – экспериментальной деятельности....