Шахматы - 7 Вежливые слоны - «Фигуры быстрые и дальнобойные».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Джебраилова Севиль Ага кызы

 Шахматы - 7            

Вежливые слоны -  «Фигуры быстрые и дальнобойные».

Цель: Знакомство с фигурой «Слон» - «Офицер», значением названия, особенностями  и способами действия. Активизация аналитического мышления.

Материал: шахматная доска, шахматные фигуры.

                                        Методика проведения.

        Ребята, на прошлом занятие мы очень много узнали о Ладье. Сегодня мы познакомимся со Слонами. Именно о них, индийских слонах, будет наша сказка. Раньше их называли офицерами – говорит воспитатель и читает сказку о шахматных слонах.

Воспитатель ставит на шахматную доску  , совершенно одинаковых, двух белых  и двух черных  слонов. Слоны – близнецы начинают демонстрировать свои ходы.

 

Когда мы встанем в строй,

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой

У каждого путь свой.

 

        Воспитатель: Ходит слон на одну клеточку – поле и может проскочить до конца всей диагонали. Слон фигура быстрая, дальнобойная, однако у нее существенный недостаток. Если в начальной позиции слон стоит на белом поле, то в течение всей партии он никогда не сможет попасть на черное поле. Ходить слон, как вы можете видеть на шахматной доске - только по косым  цепочкам  полей одного цвета, или по так называемым диагоналям, вперёд или назад, никуда не сворачивая. Они ходят по разным дорожкам-диагоналям и за все время игры не могут встретиться. Обратите внимание, что посредине доски у слона большой выбор, чем в углу. В углу шахматной доски , слон не может свободно передвигаться – дорога слону здесь (показывает) ограничена, а в середине он сможет пойти в любую сторону. В шахматах существует понятие «хороший» и «плохой» слон. Слон считается «плохим», если собственные пешки занимают места на диагоналях, по которым он передвигается, мешают ему. Хороший, сильный слон, должен своевременно и часто помогать своим войскам, напасть сразу на несколько пешек и фигур соперника  и побить их.

 

Если слон на белом поле

Встал вначале (не забудь!),

Он другой не хочет доли –

Знает только белый путь.

Слон стоит, вступая бой,

Ходит, правилам покорный,

Черной тропкой слон такой.

До конца игры слоны

Цвету одному верны.

 

              Для закрепления полученных знаний с детьми проводиться эстафета с пешками, ладьями и слонами на правильную и быструю их расстановку на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся. В командах выбираются  капитаны. Дети сами избирают их перед каждым занятием или оставляют прежних, если они удачно справляются со всеми заданиями . В ходе эстафеты дети загадывают загадки:

 

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы.

По косой он ходит,

Хоботом не водит.

 

Я смел, силен, достаточно высок,

Предпочитаю, и ходить и бить

Всегда по – своему: наискосок!

 

  Воспитатель задает детям некоторые вопросы по теме:

 

-Где до начала игры располагаются слоны?

- Где стоят ладьи на доске до начало игры?

-Как ходит ладья, слон и чем отличается ее ход от хода пешки? Что у них общего?

 

Дети отвечают на вопросы.

Проводиться Пальчиковая игра: «Волк и лиса».

 

Серый волк бежит по лесу,

Аза ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою,

Два пушистеньких хвоста.

              Воспитатель оценивает их ответы и оглашает общие результаты. Вручает   призы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_-7.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

 Шахматы - 7            

Вежливые слоны. «Фигуры быстрые и дальнобойные».

Цель: Знакомство с фигурой «Слон» - «Офицер», значением названия, особенностями  и способами действия. Активизация аналитического мышления.

Материал: шахматная доска, шахматные фигуры.

                                        Методика проведения.

        Ребята, на прошлом занятие мы очень много узнали о Ладье. Сегодня мы познакомимся со Слонами. Именно о них, индийских слонах, будет наша сказка. Раньше их называли офицерами – говорит воспитатель и читает сказку о шахматных слонах.

Воспитатель ставит на шахматную доску  , совершенно одинаковых, двух белых  и двух черных  слонов. Слоны – близнецы начинают демонстрировать свои ходы.

Когда мы встанем в строй,

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой

У каждого путь свой.

        Воспитатель: Ходит слон на одну клеточку – поле и может проскочить до конца всей диагонали. Слон фигура быстрая, дальнобойная, однако у нее существенный недостаток. Если в начальной позиции слон стоит на белом поле, то в течение всей партии он никогда не сможет попасть на черное поле. Ходить слон, как вы можете видеть на шахматной доске - только по косым  цепочкам  полей одного цвета, или по так называемым диагоналям, вперёд или назад, никуда не сворачивая. Они ходят по разным дорожкам-диагоналям и за все время игры не могут встретиться. Обратите внимание, что посредине доски у слона большой выбор, чем в углу. В углу шахматной доски , слон не может свободно передвигаться – дорога слону здесь (показывает) ограничена, а в середине он сможет пойти в любую сторону. В шахматах существует понятие «хороший» и «плохой» слон. Слон считается «плохим», если собственные пешки занимают места на диагоналях, по которым он передвигается, мешают ему. Хороший, сильный слон, должен своевременно и часто помогать своим войскам, напасть сразу на несколько пешек и фигур соперника  и побить их.

Если слон на белом поле

Встал вначале (не забудь!),

Он другой не хочет доли –

Знает только белый путь.

Слон стоит, вступая бой,

Ходит, правилам покорный,

Черной тропкой слон такой.

До конца игры слоны

Цвету одному верны.

              Для закрепления полученных знаний с детьми проводиться эстафета с пешками, ладьями и слонами на правильную и быструю их расстановку на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся. В командах выбираются  капитаны. Дети сами избирают их перед каждым занятием или оставляют прежних, если они удачно справляются со всеми заданиями . В ходе эстафеты дети загадывают загадки: 

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы.

По косой он ходит,

Хоботом не водит.

Я смел, силен, достаточно высок,

Предпочитаю, и ходить и бить

Всегда по – своему: наискосок!

  Воспитатель задает детям некоторые вопросы по теме:

-Где до начала игры располагаются слоны?

- Где стоят ладьи на доске до начало игры?

-Как ходит ладья, слон и чем отличается ее ход от хода пешки? Что у них общего? 

Дети отвечают на вопросы.

Проводиться Пальчиковая игра: «Волк и лиса».

Серый волк бежит по лесу,

Аза ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою,

Два пушистеньких хвоста.

              Воспитатель оценивает их ответы и оглашает общие результаты. Вручает   призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»

План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»...

Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».

Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...

Презентация игрового занятия по шахматам "Белый слон"

Презентация по шахматам для дошкольников. Веселые человечки знакомят с шахматной фигурой-Слон...

Конспект по обучение шахматам. Слон-Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте слона в начальном положении; Ходом слона, взятием; Разноцветные и одноцветные слоны.

Конспект занятия по обучению шахматамПодготовила воспитатель Сидорова Диана АлександровнаДата проведения: 1.12.21Тема: СлонЦель: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте...

Конспект занятия по ФЭМП № 18 в средней группе Тема: «Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4 и 5. Соотне¬сение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, мед¬ленно»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4 и 5. Соотне­сение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, мед­ленно»...

Конспект занятия по ФЭМП № 18 в средней группе Тема: «Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4 и 5. Соотне¬сение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, мед¬ленно»

Конспект занятия в средней группе «Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4 и 5. Соотне­сение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, мед­ленно»...