Подвижные игры на динамических переменах
статья на тему

Паш Ольга Николаевна

Использование подвижных игр на динамических переменах с детьми младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Файл dinamicheskaya_peremena.docx (21.65 КБ)21.65 КБ

Предварительный просмотр:


Использование подвижных игр

на динамических переменах.

 
Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах организуются как мероприятие активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности школьников. Они проводятся на большой перемене, дают хороший оздоровительный эффект, улучшают физическое развитие учащихся и повышают их работоспособность. Эмоциональные подвижные и спортивные игры и танцы помогают быстрее снять 
у учащихся статическое напряжение, служат прекрасным средством оздоровления и профилактики заболеваний.

Проведение этого достаточно сложного с точки зрения организации мероприятия требует тщательной подготовки учителей и инструкторов-общественников, наличия в школе простейшего инвентаря, спортивных площадок и помещений, позволяющих организовать занятия физическими упражнениями и играми одновременно со всеми учениками.

Общее руководство такими мероприятиями осуществляют директор школы и его заместители. Непосредственное проведение возлагается на учителей-предметников, классных руководителей и физкультурный актив общеобразовательного учреждения. Важная роль при этом отводится учащимся старших классов - общественным инструкторам. Непосредственных руководителей регулярно инструктирует учитель физкультуры. Он знакомит их с очередными играми и упражнениями и с методическими особенностями их проведения. Он же систематически проверяет, как они проводятся, и дает практические советы и рекомендации руководителям. 

Игры и физические упражнения лучше проводить на открытом воздухе. Очень важно заблаговременно определить места для занятий на открытых площадках или в здании школы (на случай ненастной погоды), подготовить инвентарь, гимнастическое и нестандартное оборудование. Места, выбранные для физкультурных мероприятий на открытом воздухе, должны соответствовать санитарным правилам: находиться в 
отдалении от сточных канав, ям и мусорных контейнеров. Поверхность площадок должна быть относительно ровной с плотным грунтом, на них не должно быть стекол, жестяных обрезков, кирпичей, камней и других посторонних предметов. В ветреные дни надо выбирать места для занятий, укрытые от ветра. В тех случаях, когда физкультурные мероприятия проводятся в помещении, их следует предварительно хорошо проветрить. Полы в залах, коридорах и на террасах до начала перемены необходимо подмести влажным способом. Учащиеся занимаются в повседневной одежде, в прохладную погоду они надевают куртки, пальто и головные уборы.

Подвижные перемены проводятся после третьего урока в течение 30 мин в односменных школах и 20 мин в двухсменных. Непосредственно на занятия физическими упражнениями и играми отводится соответственно 20 и 15 мин. Остальное время предназначено для пассивного отдыха и подготовки к уроку.

Для успешного проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Известно, что у детей 1-2 классов утомление наступает быстрее, что вызывает необходимость активного отдыха. Однако учащиеся начальных классов не имеют достаточного опыта и умения самостоятельно организовывать его. Им необходим руководитель – свой учитель. Помощниками могут быть  учащиеся 3-4 классов. Важно во время игр давать ребятам некоторые советы, подбадривать их, тогда подвижные занятия проходят более эмоционально.

При проведении перемены в 4 классе учитывается самостоятельность детей этого возраста. Ребята любят игры, где можно самим принять решения, проявить инициативу. В 9-10 лет двигательные возможности мальчиков и девочек начинают различаться, поэтому помимо совместных игр предусматриваются отдельные для мальчиков и девочек. Для мальчиков включаются элементы футбола, ручного мяча, баскетбола, хоккея, требующие проявления ловкости, силы, смелости; девочкам больше нравятся волейбол и баскетбол, а также плавные, выразительные движения художественной и ритмической гимнастики. Руководитель помогает учащимся организовать игры и осуществлять судейство.

Рекомендуется использовать спортивные или подводящие к спортивным играм, например бадминтон, настольный теннис, пионербол, соревнования на точность броска мяча в кольцо. Учащиеся  с большим интересом занимаются играми с элементами противоборства, футболом, хоккеем (мальчики), волейболом, баскетболом, требующими проявления характера, настойчивости, чувства коллективизма. Руководитель помогает правильно оценить игровые ситуации, регулирует физическую нагрузку, не допускает чрезмерного возбуждения учащихся. Соревновательные упражнения и игры проводятся в середине перемены и заканчиваются не менее чем за 5 минут до начала следующего урока.

Отдельные, наиболее активные ученики по их желанию и разрешению учителя физической культуры, классного руководителя могут заниматься индивидуально.

Отдельно могут заниматься сборные команды школы и учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Учащиеся специальной медицинской группы во время удлинённых перемен выполняют упражнения с небольшой нагрузкой или совершают прогулки на свежем воздухе. Во время перемен должны дежурить медработники школы.

Для проведения игр часто занимаются вместе параллельные и близкие классы (1-2, 3-4), отдельно - девочки и мальчики.

Каждое занятие должно строиться по такому плану, который обеспечил бы постепенное вхождение в работу (первая часть), удержание функций организма на уровне малой и средней интенсивности (вторая часть - основная) и постепенный выход из работы (третья часть - заключительная).

Используется материал учебной программы каждого класса. Преимущество отдается упражнениям и играм, которые вызывают наибольший интерес у учеников. 

При проведении игр и упражнений на перемене не следует копировать 
организационную форму построения урока физической культуры. Надо помнить, что перемена - это, прежде всего отдых для учащихся, поэтому не следует держать их в строю и подавать строевые команды. Школьники должны чувствовать себя свободно, непринуждённо, проявляя в то же время дисциплинированность и организованность. Надо при этом уберечь детей от чрезмерной нагрузки (особенно в подвижных играх) и не превращать подвижную перемену в обязательные, строго регламентированные занятия. За три-пять минут до окончания перемены необходимо сдать дежурным спортивный инвентарь и покинуть места занятий. Своевременный приход учеников в класс является важным организационным требованием подвижной перемены. 


Для учеников разных классов можно предложить подвижные игры. 

Начальные классы: «Два сигнала», «Совушка», «Отгадай, чей городок», «Шишки, желуди, орехи»  и др.

Зимой нужно организовать катанье на санках, коньках, лыжах, спуски со снежной горки. Однако дети не должны быть предоставлены самим себе. Контроль со стороны учителя за двигательной деятельностью школьников должен осуществляться в течение всей подвижной перемены.

Итак, основные требования к играм, используемым для проведения подвижной перемены:

1.Должны соответствовать анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детей данного возраста. 

2.Простые игры, доступные по содержанию, которые бы вызывали интерес у детей. 

3.Игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать чрезмерный азарт и нервозность. 

4.Предпочтение следует отдавать играм, в которых любой учащийся может войти в игру и выйти из нее по своему желанию

5.Дозировка нагрузки с учетом подготовленности детей осуществляется за счет изменения размеров площадки, длительности игры, количества играющих, числа повторений, интервалов отдыха между ними. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общей моторики: динамические паузы (подвижные игры)

Развитие общей моторики: динамические паузы (подвижные игры)...

Игры и упражнения для динамических перемен.

Одна из характерных особенностей современного образа жизни, состоит в сокращении объёмов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно – психическими...

Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР)подготовительной к школе группы. Динамические паузы, хороводные, подвижные игры, игровые упражнения.

Картотека динамических пауз, хороводных, подвижных игр, игровых упражнений по лекс. темам первого полугодия  для дошкольников 7 года жизни....

Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР) подготовительной к школе группы.Динамические паузы,хороводные, подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 2 полугодия

Картотека динамических пауз, хороводных, подвижных игр, игровых упражнений по лексическим темам 2 полугодия для дошкольников 7 года жизни....

Использование подвижных игр на прогулке и динамических переменах

Использование подвижных игр на прогулке и динамической перемене с детьми старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста...

Методическая разработка. Подвижные игры, физминутки, динамические паузы на тему: "Одежда"

Подвижные игры, физминутки, динамические паузы на тему: "Одежда"...