«Как работать с легковозбудимыми детьми и предупредить переутомление. Охрана нервной системы ребёнка»
консультация на тему

Фомина Наталия Владимировна

Для     охраны     нервной     системы     дошкольников       очень    важна  доброжелательная      спокойная    обстановка    в   группе, создание развивающей среды, соответствующей психологическим новообразованиям дошкольного возраста и гендерной специфики и др. Об этих моментах - разговор в данной консультации.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Сказка» г. Ртищево

Консультация для педагогов и родителей

«Как работать с легковозбудимыми детьми.

Как предупредить переутомление. Охрана нервной системы ребёнка»

Педагог-психолог Н.В. Фомина

    Для     охраны     нервной     системы     дошкольников       очень    важна  

доброжелательная      спокойная    обстановка    в   группе.   Если  воспитатель  недостаточно  внимателен  к  детям,  часто  делает  им  замечания,  не  умея  их  заинтересовать,       недостаточно        тактичен,       ребёнок       становится  раздражительным,      что   в  последующем       может    привести    к  развитию  неврологических заболеваний.  

       Самым  эффективным  способом  отдаления  наступления  утомления  и  

повышения      работоспособности      является   рациональный      режим    жизни,  деятельности   и   отдыха   ребёнка.   В   этих   условиях   центральная   нервная  система   работает   в   экономном   режиме,   меньше   тратится   раздражимого  вещества, работоспособность повышается, родителям важно сохранить дома  основные режимные правила детского сада в выходные дни.  

      При  любом  занятии  нельзя  непрерывными  замечаниями  и  запретами  

заставлять  ребёнка  сидеть  неподвижно.  Не  следует  надолго  обездвиживать  ребёнка,  необходимо  давать  периодически  ему  возможность  подвигаться,  побегать.  

      При появлении усталости следует  переключать ребёнка на другой вид  

деятельности.    Если    усталость   появилась    при   выполнении      мышечной  деятельности,    то  перейти    на   занятия,   связанные    с  интеллектуальной  деятельностью и наоборот. Для ребёнка это будет активным отдыхом.  

      Утомление  устранять  своевременным  отдыхом,   сменой  действий  и  

позы,   микропаузами,     придерживаться     гигиенических     и   педагогических  условий  к  организации  учебной,  игровой,  трудовой  деятельности  и  отдыха  дошкольников.  

      В течение дня вся деятельность не должна быть однотипна, исключать  

трафаретность и шаблон.  

      Ведение     занятий     должно     быть    эмоциональным,       с   хорошим  

настроением,   обращаться   к   примерам   из   окружающей   жизни,   в   работу  включать одновременно несколько физиологических анализаторов.  

      Речь  педагога  должна  быть  негромкой,  немногословной,  но  чёткой  и  

выразительной по интонации.  

      Важно   правильно   организовать   перерывы   между   занятиями        (8-10  минут),  которые  устраивают  для  отдыха  детей, переключения  их  на  другой  вид деятельности, смену позы.

     Во  время  каникул  больше  времени  проводить  на  свежем  воздухе,  

играть, двигаться для «снятия» утомления.  

      Не  перегружать  детей  с  отставанием,  задержкой  развития,  но  и  не  

сдерживать  развитие  детей,  у  которых  оно  происходит  более  быстрыми  

темпами.  

      Не  забывать  принцип  постепенного  вхождения  в  работу  –  от  более  

лёгкой   части   к   более   сложной.   Создавать  условия   для физиологически  полноценного  дневного и ночного сна. Дети дошкольного возраста должны  спать в сутки не меньше 12-14 часов.  

      Сократить  время  просмотра  телепередач  (2-3  раза  в  неделю  по  15-20  минут).  

     Не     следует     в   течение     года     перегружать     воспитанников  организованными      мероприятиями,     например    такими,   как  подготовка    к  праздникам,    которые    нередко   сокращают     время   для   игры,   прогулки.  

          Подготовка     к    праздникам     не   должна     нарушать     режим     дня    и  последовательность его процессов.  

      Поддерживать      в   помещении      благоприятный     воздушно-тепловой  режим.   Известно,   что   головной   мозг   человека   крайне   чувствителен   к  недостатку  кислорода.  При  недостатке  кислорода  утомление  развивается  значительно быстрее, чем при нормальном его содержании в воздухе. Более  резко снижается работоспособность, плохо усваивается учебный материал.  

      Обеспечить  достаточную  освещённость,  хорошее  качество  наглядных  

пособий,  демонстрационного  и  раздаточного  материала,  т.к.  напрягаются  

зрение, поза.  

      Детям,  имеющим  некоторое  отклонение  в  состоянии  здоровья  или  

отставание  в  развитии  психофизиологических  функций,  нужен   щадящий  здоровьесберегающий режим, дополнительный отдых.  

        Использовать в работе с детьми:  

  • релаксационные игры  и упражнения   для  снятия напряжения,  на  

расслабление,  

  • лечение музыкой,  

  • точечный, обычный массаж,  

  • дыхательную гимнастику,  

  • ароматотерапию  –  средство  профилактики  и  исцеления  многих  болезней,  незаменимо          при      стрессах,       нервном  перенапряжении,  возбудимости,  утомлении,  потому    что  запахи  непосредственно  воздействуют  на  нервные  окончания и обладают способностью гармонизировать наше состояние.  

                                               

                                              Литература  

1.   Р.В. Тонкова-Ямпольская,   Т.Я.     Чертог  «Ради  здоровья  детей», М.,  «Просвещение», 1985, стр.66.  

2.   А.О. Прохоров  «Профилактика  утомления».  В  журнале  «Детский  

психолог». № 10, 1995, стр.91.  

3. Е. Семёнова «Здоровье ребенка» Сб., «Невский проспект», 2004, стр. 260.  

       

 

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана нервной системы ребенка

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является охрана нервной системы ребенка от переутомления и перевозбуждения....

«Охрана нервной системы ребенка»

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является охрана нервной системы ребенка от переутомления и перевозбуждения.Однако, наблюдение за воспитанием детей в семье показывает, что н...

"Организация методической помощи педагогам в работе с одаренными детьми в рамках реализации научно методической системы Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости»

На развитие одаренности влияет много факторов, но основной из них - педагогический. Наибольший успех в развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его пот...

Охрана нервной системы ребенка.

Прислушайтесь к потребостям ребенка и будьте здоровы!...

Создание условий для охраны нервной системы ребенка.

У детей дошкольного возраста встречаются различные формы нарушения поведения и вредные привычки, которые могут самостоятельно исчезнуть, но нередко, являясь начальными формами проявления нервно-психич...