Главные вкладки

    Брошюра "Территория здоровья"
    методическая разработка на тему

    Белослудцева Елена Валентиновна

    Материал посвящен здоровьесбережению детей. Содержит теоретический и практический аспект. доступен и понятен для родителей и воспитателей детского сада

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл broshyura_territoriya_zdorovya.pptx977.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    с . Новая Заимка, 2016г. Детский сад "Родничок«, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» «Территория здоровья»

    Слайд 2

    Белослудцева Е.В. Пособие для родителей и педагогов, посвященное здоровьесбережению детей дошкольного возраста Составитель: Белослудцева Елена Валентиновна, воспитатель Детский сад «Родничок», филиал МАОУ «Новозаимская СОШ» Данная брошюра содержит материал адресованный воспитателям и родителям.

    Слайд 3

    Здоровый образ жизни! Полезен он для всех. Здоровый образ жизни Несет удачу и успех! Здоровый образ жизни! Со мной ты навсегда. Здоровый образ жизни - Моя это судьба!

    Слайд 4

    Что такое здоровый образ жизни Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в семье с самого рождения ребенка и продолжаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в семье и дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

    Слайд 5

    Компоненты здорового образа жизни Личная гигиена

    Слайд 6

    Под режимом принято понимать распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При соблюдении режима детей дома необходимо придерживаться следующих правил: - Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования. - Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели. - Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах. - Формирование культурно-гигиенических навыков. - Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов. - Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. В детском возрасте особенно велика роль питания. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья. Основные принципы рационального питания: Обеспечение баланса Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах. Соблюдение режима питания. Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

    Слайд 7

    Двигательная активность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Средства двигательной активности –физические упражнения, зарядка, гимнастика после сна, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая. Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры двигательная активность учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций. Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.

    Слайд 8

    Психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь не только в детском саду, но и в семье. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды. Соблюдение личной гигиены должно стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма! Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации , дефекации и т.д.

    Слайд 9

    Игры по ЗОЖ, в помощь родителям и воспитателям « Правила гигиены» С помощью считалочки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов, мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание, обтирание. « Эстафета» Цель: формировать представления о предметах личной гигиены. Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены. На столах лежат разные предметы. Дети делятся на две команды. Каждый участник подбегает к столу, выбирает предмет, необходимый для умывания, кладёт его на поднос, возвращается к своей команде и передаёт эстафету следующему игроку. « Ровным кругом» Цели: уточнить знание детей о предметах личной гигиены; развивать творчество, воображение. Оборудование: шапочки – маски с изображением мыла, зубной щётки, шампуня, мочалки, полотенца ,зеркала, расчёски. Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребёнок, исполняющий роль мыла (у него шапочка – маска с изображением мыла), дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют. Ровным кругом друг за другом Будем весело шагать, Что нам мыло здесь покажет, То и будем выполнять. Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывают полотенце, расчёска, мочалка, шампунь.

    Слайд 10

    « Чтобы кожа была здоровой» Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены. Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей. Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек. Картинки ( Ребёнок облизывает ссадины, порезы, мальчик в грязном белье, девочка надевает чужую обувь). « Определения» Цель: научить ребёнка давать определения. О каких предметах идёт речь? Продолжить определения. Средство для мытья волос – это… Однородная масса для чистки зубов – это… Кусок ткани для вытирания лица и тела – это… Средства для мытья рук и тела – это… « Мой выбор» Детям предлагаются сюжетные картинки и соответствующие тексты к ним. Воспитатель зачитывает текст, а дети доказывают правильность или недопустимость данного поступка, объясняют, какие правила нарушены. Если ребёнок правильно объяснил поступок – получает фишку. « Наши помощники растения» Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым. Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений. Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.

    Слайд 11

    « Опасно – не опасно» Цели: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развитии ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи. Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т. д. Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки. Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками. « Как беречь зубы» Цель: рассказать, что полезно, что вредно для зубов. Оборудование: два плоскостных зуба – здоровый и больной; предметные картинки с продуктами питания. На игровом поле представлены картинки полезных и вредных для зубов продуктов питания. Дети по очереди кладут изображение больного или здорового зуба рядом с картинкой с изображением продуктов питания, объясняют свой выбор. «Как нужно ухаживать за собой» Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены. Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами. Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

    Слайд 12

    Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников 1. Начинайте день с улыбки. Помните, от того, как Вы разбудите ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. 2. Не забудьте про зарядку. Если день начать с зарядки, значит будет всё в порядке. 3. Личный пример взрослого по Здоровому образу жизни (правильное питание, соблюдение режима дня, закаливание, занятия спортом, отказ от вредных привычек). 4. Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и воду. 5. Лучший вид отдыха - прогулка с семьёй на свежем воздухе. 6. Старайтесь употреблять в пищу больше овощей и фруктов, не злоупотребляйте сладостями. 7. Не переедайте и помните, что переесть гораздо опаснее, чем не доесть. 8. Любите своего ребёнка. Чаще его обнимайте. 9. Не доверяйте воспитание вашего малыша телевизору и компьютеру. От того, как мы, родители, сегодня относимся к своим детям, зависит отношение детей завтра к нам -родителям, а так же отношение наших детей к своим будущим детям. Уважаемые родители, будьте примером для своих детей, укрепляйте своё здоровье, ведите здоровый образ жизни!

    Слайд 13

    1. Перед едой нужно помыть руки, чтобы не занести в рот инфекцию. 2. Завтрак должен быть более обильным, чем ужин: утром расходуется больше энергии, чем ночью. 3. Хорошо пережёвывать - значит ощущать вкус пищи, это помогает её перевариванию. 4. Жевать нужно с закрытым ртом, чтобы не заглатывать воздух, который вреден для желудка. 5. Желудок тоже должен отдыхать, поэтому лучше, чтобы между приемами пищи проходило несколько часов. 6. За столом нельзя ругаться. Если вести приятную беседу, пища будет лучше усваиваться. 7. После еды не стоит заниматься гимнастикой, так как кровь нужна желудку и не может помогать мышцам. 8. После еды нужно почистить зубы. 9. В сырых фруктах и овощах содержится много клетчатки, которая помогает кишечнику освобождаться от ненужных веществ. 10. Полезно выпивать в день 2 литра жидкости, но лучше пить ее в промежутках между приемами пищи . ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ХОРОШЕГО ПИТАНИЯ

    Слайд 14

    Сделайте игры по ЗОЖ своими руками Игра «Подарки Мойдодыра » Цель: Знакомство с предметами личной гигиены, их назначении. Привитие интереса и желания заботиться за собственным здоровьем и чистотой своего организма. Способ изготовления игры: Выбрать картинки, изображающие предметы личной гигиены, наклеить их на картон и разрезать на части. Задание ребенку: Собери из частей целую картинку.

    Слайд 15

    Игра «Что полезно, а что нет?» Цель: Дать детям понятие о полезных и не полезных продуктах питания. Способ изготовления: Сделать подбор картинок с изображением тех продуктов, которые полезны и которые вредны. На 2 листах А4 нарисовать квадраты красным маркером, в центре одного листа нарисовать больного мальчика, а в центре второго листа изобразить веселого мальчика. Задание ребенку: В беседе выяснить с ребенком, почему один мальчик счастливый, а другой грустный. После этого предложите ребенку: «Помести в каждый квадрат картинки с полезными продуктами и не полезными». Расскажи почему ты так сделал? Как можно помочь грустному мальчику?

    Слайд 16

    Игра – беседа «Правильно-неправильно» Цель: Знание о правильном и здоровом образе жизни. Задание ребенку: расскажи как нужно поступать правильно? Что может случится с одним из этих мальчиков?

    Слайд 17

    Игра «Наши помощники» Цель: Дать знания о органах чувств человека, их значении в жизни человека. Научить детей относится к здоровью своих органов чувств бережно. Способ изготовления: Сделать подбор картинок с изображением органов чувств, и соответствующие картинки, изображающие функции, за которые отвечают эти органы

    Слайд 18

    Игра «Азбука безопасности» Цель: Дать представление детям об основах безопасности в жизни ребенка. Задание ребенку: расскажи как нужно поступать правильно? Что может случится, если ты вдруг оказался в такой ситуации?

    Слайд 19

    1. Определение здорового образа жизни………………………..4 2. Основные компоненты здорового образа жизни…………..5 3. Содержание основных компонентов здорового образа жизни………………………………………………………………..6 4. Игры по здоровому образу жизни, в помощь родителям и воспитателям………………………………………………………9 5. Памятки для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников…………………………………………...12 6. Сделайте игры по здоровому образу жизни, своими руками………………………………………………………………14 Содержание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    " Жить здоровым - жить здорово!" Авторская театрализованная постановка в стихах к "Дню здоровья" Автор: Сага З.Р.

    авторская инсценировка  Сага Зульфии Равиловны  "История о двух микробах" посвященная Дню здоровья...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область "Здоровье") для детей среднего дошкольного возраста "Здоровому-все здорово!"

    Занятие способствует формированию сознательной установки на здоровый образ жизни, посредством здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных методов и художественного слова....

    Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

    Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

    Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

    Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

    Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

    В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

    Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

    Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

    Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

    Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...