Методическая разработка
методическая разработка (средняя группа) на тему

Лейкина Оксана Николаевна

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии" в дошкольном учреждении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное

образовательное  учреждение  №190

«Детский сад общеразвивающего вида»

Методическая  разработка  по теме:

«Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ»

             

                                                                                               Автор: Лейкина О.Н.

                                                Кемерово

                                                     2015

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка. Традиция системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Н.К. Смирнов как родоначальник понятия «ЗОТ» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье ребёнка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристики любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.

Из определения следует, что компонентами педагогической технологии выступают:

  • Концептуальная основа (то есть научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент);
  • Содержательная часть (то есть цели и содержание обучения и воспитания);
  • Процессуальная часть ( то есть формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результат)

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.

Применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупность осознанного отношения ребёнка к здоровью жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Задачи здовьесберегающих технологий:

  1. Объединить усилия педагогов и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы.
  2. Формировать здоровьесбережение и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуаций.
  3. Создавать психологически комфортную среду в группе.
  4. Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – клссификация здоровьесберегающий технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: методико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; технологии валеологического просвещения родителей.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинским средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощи в обеспечении требований СанПиНов;  организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры  в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приёмы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребёнком и др.

Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому вижу технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитии умению оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здоровья образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Возможности использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Обоснование выбора использования здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ.

В настоящее время анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям (дальше речь пойдёт о педагогических здоровьесберегающих технологиях):

  1. Технология сохранения и стимулирования здоровья.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Коррекционные технологии.

Педагогические здоровьесберегающие технологии. Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии:

  • Стретчинг
  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
  • Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая – Физкультурные занятия
  • Проблемно-игровые: игротренинг, игро-терапия
  • Коммуникативные игры
  • Серия занятий «Уроки здоровья»
  • Точечный самомассаж – Технология музыкального воздействия
  • Арт-терапия
  • Сказкотерапия
  • Технологии воздействия цветом
  • Психогимнастика
  • Фонетическая ритмика

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от:

  • Типа дошкольного учреждения;
  • Конкретных условий дошкольного образовательного учреждения;
  • Организации здоровьесберегающей среды;
  • От программы, по которой работают педагоги;
  • Продолжительности пребывания детей в ДОУ;
  • От показателей здоровья детей;
  • Профессиональной компетентности педагогов;

Рекомендации по использованию здоровьесберегабщих педагогических технологий в ДОУ. Технологиисохранения и стимулирования здоровья.

Стретчинг – не раньше, чем через 30 минут после приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ответный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

Динамические паузы – во время занятий 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики других в зависимости от вида занятий. Ответственный исполнитель: воспитатели. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель, психолог.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.  Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель: все педагоги.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный исполнитель: воспитатели.

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю, в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.  Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 минут со старшего возраста. Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Занятия из серии «Уроки здоровья» - 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Точечный массаж – проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал ( специальные модули). Ответственные исполнители: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания.

Коррекционные технологи.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Ответственный исполнитель: воспитатель, психолог.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребёнка. Ответсвенный исполнитель: воспитатели, психолог.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценности ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивности технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребёнку, то будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Перспективный план здоровьесберегающих технологий в подготовительно        й группе.

Срок

Тема

Цели

Содержание

Практическая деятельность

 

 

Сентябрь

 

 

«На зарядку становись»

Закрепить знания детей о пользе утренней гимнастики.
Формировать потребность в ЗОЖ.

1.Рассказ воспитателя
2.Чтение рассказа «Зарядка и простуда»
3.Разгадывание загадок

Лепка фигуры человека

 в движении

 

 

Октябрь

«Чистота – залог здоровья»

Закрепить знания детей о том, что нужно знать и делать. Чтобы не заболеть. Рассказать как микробы попадают в организм человека.

1.Рассказ воспитателя
2.Рассматривание картинок
3.Чтение сказки «Как люди стали аккуратными»
4.Беседа с детьми

Изготовление открытки –

 предметы гигиены (зуб.щетка,

мыло, полотенце, мочалка)

Материал:
Лист картона, клей, манная крупа

 

Ноябрь

 

 

«Наш друг- светофор»

Закрепить знания детей о светофоре. Учить правильно переходить улицу. Познакомить с правилами поведения на островке безопасности.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Заучивание стихотворения «Светофор»

Изготовление открытки

– «светофор».
Материал: гофрокартон

 

 

Декабрь

«В мире опасных предметов»

 Расширить представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Помочь детям сделать выводы о последствиях  неосторожного обращения с такими предметами. Научить правилам поведения при возникновении опасной ситуации.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Разгадывание загадок
5.Составление рассказа на тему «Ваня остался дома один»

Решение ребусов
На предлагаемых рисунках 

 «Найти опасный предмет».

Поставить знак –

нельзя самому пользоваться

 

 

 

Январь

«Полезные свойства комнатных растений»

Познакомить детей с полезными свойствами комнатных растений. Научить детей различать комнатные растения. Прививать любовь и бережное отношение к природе .Развивать навыки коллективной работы.

1.Рассказ воспитателя
2.Знакомство с комнатными растениями
3. Чтение рассказа Б.С.Житкова «Цветок»
4.Беседа с детьми

Пересадка комнатного растения

(коллективное)

 

 

 

Февраль

«Не играй с огнем"

Продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Чтение рассказа «Бумажный самолетик»
5.Разгадыване загадок

Изготовление медали –

напоминания (номер 01)

 

 

Март

 

 

 

«Добро и зло в нашей жизни»

Воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение определять добрые и злые поступки. Развивать умение сопереживать другим людям. Убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Учить анализировать поступки, ситуации, определять их причину.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.рассматривание картинок
4.Чтение сказки «Сказка о добре и зле»
5.Работа с карточками по сюжетным картинкам

Изготовление коллажа

«Добрые дела» 
(вырезать картинки добрых дел и

 изготовить на заранее заготовленной

рамке коллаж)

 

 

Апрель

«Как избежать неприятностей"

Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций дома и на природе. Обучать правилам поведения в экстремальных ситуациях.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.рассматривание иллюстраций
4.Разгадывание загадок

Игра-путешествие

«По лесной тропинке»

Май

«Свежий воздух и вода»

Закрепить знания детей о закаливании. Учить увеличивать защитные свойства организма.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Разгадывние загадок

Изготовление картины

«Солнечный денек» (барельеф)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...