Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «В гостях у Знайки».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Программное содержание:

1.                  Развивать умение группировать и классифицировать понятия: «орган зрения», «орган слуха»,  «орган обоняния», «орган вкуса», «орган осязания».

2.                  Формировать представления детей об органах чувств и их значении.

3.                  Побуждать детей делать открытия на основе имеющихся знаний.

4.                  Воспитывать умение сохранять и укреплять своё здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_znayki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста

на тему «В гостях у Знайки».

Программное содержание:

  1. Развивать умение группировать и классифицировать понятия: «орган зрения», «орган слуха»,  «орган обоняния», «орган вкуса», «орган осязания».
  2. Формировать представления детей об органах чувств и их значении.
  3. Побуждать детей делать открытия на основе имеющихся знаний.
  4. Воспитывать умение сохранять и укреплять своё здоровье.

Словарная работа:

Орган обоняния, орган осязания, орган зрения, орган слуха, орган вкуса,  барабанная перепонка, слуховой проход, козелочек, сосочки на языке.

Материал:

Демонстрационные  картинки органов чувств, силуэт человека на мольберте; игрушка-пищалка, металлофон, листочек бумаги, опрыскиватель для растений;  тарелка с киндер-яичками (с чесноком, хлебом, апельсином, конфетой, лавровым листом, бананом);  тарелка с железными ложками; загадки об органах чувств, листочки бумаги и фломастеры на каждого ребёнка; на тарелках  шпажки с кусочками репчатого лука, солёных огурцов, свежей моркови.  

Предшествующая работа:

Рассматривание атласа «Я – человек», знакомство со строением органов чувств; загадывание загадок об органах чувств; беседа «Для чего нужна кожа», игра «Кому какой орган нужнее» (повару -  обоняние, парикмахеру - зрение и т.д.), дидактическая игры «Узнай на ощупь», «Угадай на вкус»; беседа «Из чего я состою».

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята,  послушайте, пожалуйста, загадку:

                            Утром на четырёх ногах,

                           В полдень на двух ногах,

                            А вечером на трёх ногах? (человек)

Воспитатель:

- Правильно. Посмотрите на картинки. А что мы можем рассказать о человеке? Что мы изучали? О чём беседовали? Давайте поиграем. Будем передавать мяч по кругу и рассказывать (ответы детей).

- Молодцы, вы правильно отвечали, много знаете о человеке. Хотите узнать ещё что-нибудь интересное? Тогда предлагаю отправиться в гости к самому умному мальчику - Знайке. Какой транспорт нас довезёт  быстро? (ответы детей). Мы отправимся на самолёте. Завели мотор и полетели.

- Внимание! Все на посадку! Вот и прилетели!  (на экране появляется Знайка и здоровается с детьми)

Знайка:

-Здравствуйте, дети. Я рад, что вы пришли в гости. Значит, хотите узнать много нового и стать умными. Сегодня я познакомлю вас с помощниками человека.

Воспитатель:

- Ребята, о каких помощниках человека говорит Знайка, как вы думаете? (ответы детей)

- Вот отгадаете загадки и сразу узнаете, какие это помощники и где они находятся.

1. Загадка:    На ночь два оконца   сами закрываются,

                      А с восходом солнца сами открываются? (Ответы детей)

(на экране появляется отгадка - глаза)

- Молодцы. Глаза – это орган зрения. Давайте повторим вместе.

-  Скажите, ребята, для чего нужны глаза? (ответы детей)

- Что мы  узнаём, посмотрев человеку в глаза? Какими они бывают? (ответы детей)

Воспитатель:

- Посмотрите, пожалуйста. Если рассмотреть глаз, в центре можно увидеть большой кружочек.  Как он называется? (радужка)

- Как называется маленький кружочек? (зрачок)

- У наших глаз есть защитники. Назовите их, пожалуйста (брови, ресницы, веки)

- Расскажите, для чего они нужны? (ответы детей)

- А теперь сядем  за стол, закроем честно глаза и нарисуем  фломастерами кошку.

- Скажите, легко ли рисовать без глаз?

- Как сохранить орган зрения надолго?

Дети:  - не смотреть долго телевизор,

             - не играть много на компьютере,

             - не смотреть долго на солнце без защитных очков,

              - не махаться острыми предметами перед глазами и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята.  Послушайте ещё загадку, а Знайка покажет отгадку на экране.

              Два брата  на голове живут,

              Друг друга никогда не видят,

              Хорошо слышат?  (уши)

- Правильно. Уши – это орган  слуха. Повторим вместе(хоровые ответы)

- Для чего нужны уши? (ответы детей)

- Давайте посмотрим как устроено наше ухо (рассматривают строение органа слуха на демонстрационной картинке).

Посмотрите на картинку  внимательно и повторяйте за мной (ушная раковина, козелочек, слуховой проход, мочка уха, барабанная перепонка).

- Когда звук доходит до уха, он проходит в слуховой проход и доходит до барабанной перепонки. Это очень тонкая плёнка, натянутая, как на барабане. Барабанная перепонка пропускает слабые звуки и задерживает громкие звуки - не даёт человеку оглохнуть.

Воспитатель:

- Сейчас мы проверим, хорошо ли слышат ваши уши. Послушаем и определим предмет, издающий звук (фольга, бумага, игрушка-пищалка, металлофон, опрыскиватель для растений). Молодцы, вы очень внимательные.

- Знаете – ли вы, ребята, как беречь орган зрения?

Дети:

- Не ковырять в ушах острыми предметами,  вредно шуметь и громко разговаривать, если в ухо попадёт острый предмет, то обращаться к врачу, не слушать долго громкую музыку.

Воспитатель:

- Слушаем следующую загадку.

                 Вот гора, а у горы две глубокие норы.

                 В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит?( нос)

- Правильно угадали. Нос – это орган обоняния. Обоняние – это умение чувствовать…..(запахи)

-  Давайте посмотрим, как устроен орган обоняния? Что у него есть?

 (носовая перегородка, крылышки носа, переносица, волосики)

Воспитатель:

- Сейчас проверим, как  работает ваш орган обоняния. Возьмите, пожалуйста , по одному киндер- яичку и почувствуйте, какой там запах( с чесноком, хлебом, апельсином, конфетой, лавровым листом, бананом и т. д.)  

- Молодцы, ребята. А как нужно беречь орган обоняния??

- Дети:

 - Пользоваться носовым платком, делать дыхательную гимнастику, гулять на свежем воздухе, промывать нос, не засовывать в нос мелкие предметы и т.д.

Воспитатель:

- А сейчас мы отдохнём и разминку проведём.

                                      Раз, два – все вставайте,

                                      Три, четыре – приседайте,

                                      Пять, шесть – покружитесь,

                                       Семь, восемь – улыбнитесь,

                                      Девять, десять – не зевайте,

                                      Загадки слушать продолжайте.

- Следующая загадка от Знайки:

                                      Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)

- Правильно. Язык – это орган вкуса. Скажите, ребята, какие вкусы вы знаете? (ответы детей)

- Для чего человеку язык? (ответы детей)

- Что ещё, кроме вкусов,  чувствует язык? Когда мы его кусаем – чувствуем………(боль)

Когда пьём чай – чувствуем ………(горячий он или холодный и т. д.)

- Ребята, что это за точки на языке? (сосочки). Давайте повторим вместе. Сосочков очень много. Сосочки на кончике языка чувствуют солёное или сладкое, сосочки по бокам чувствуют кислое, а находящиеся на задней части языка, чувствуют горькое.

 - А теперь закройте глаза и узнайте разные вкусы (лук репчатый, морковь, солёный огурец)

- Расскажите, пожалуйста, как беречь орган вкуса?

Дети:

- Не есть грязные овощи и фрукты, нужно его чистить каждый день, не бегать с высунутым языком, не пить слишком горячий чай.

Воспитатель:

- Приятно, что вы знаете, как ухаживать за органом вкуса.

-  Послушаем дальше Знайкины загадки.

                                   Ничего не видит, ничего не слышит,

                                   Но зато всё чувствует (кожа)

- Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Кожа – это орган осязания (хоровые и индивидуальные ответы) Осязать – это значит чувствовать прикосновение. У кожи два слоя: верхний слой защищает, а нижний слой питает нашу кожу.

- Для чего человеку кожа? (ответы детей)

- Как вы думаете, на какой части тела кожа самая чувствительная? (ответы детей)

- Дышит ли наша кожа? Чем? (ответы детей)

- Что нужно делать, чтобы кожа хорошо дышала? (ответы детей: чаще умываться)

Воспитатель:

- Приглашаю вас на эксперимент. Возьмите, пожалуйста, железные ложки и дотроньтесь до рук, до щёк, до животика, до спины. Какие части тела не боятся холода, более закалённые? Как вы думаете, почему? (ответы детей) Что нужно делать, чтобы кожа не боялась холода?

Дети:

- Нужно купаться в бассейне, гулять на свежем воздухе, мыть руки прохладной водой.

Воспитатель:

-  Молодцы, вы правильно отвечали.

-  Теперь догадались, о каких помощниках, говорил Знайка? Давайте снова назовём их правильно (все вместе перечисляют органы чувств)

- Скажите, ребята, на какой части тела человека они расположены? (ответы тетей)

- Давайте поблагодарим Знайку  за умные загадки, а теперь пора возвращаться в детский

сад, сели в самолёты и полетели.

Воспитатель:

-  Ребята, скажите, у кого мы были в гостях?

Что нового и интересного узнали?

Что понравилось?   (ответы детей)

Спасибо,  до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В гости к старичку Лесовичку». Образовательная область: «Познание».

Цель: Продолжать знакомить детей дошкольного возраста с дикими животными, их отличительными особенностями; закреплять правила поведения в лесу.Задачи:ОО «Познание»: - воспитывать бережное отноше...

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Приходи к нам на посиделки».

Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении, связи с фольклором (сочинялись небылицы, сказки, частушки). Расширить словарный запас детей....

"Познавательно - исследовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста". Тема открытого занятия: «Экспериментируем, познаём…» Воспитатель: Кузьмичёва Елена Фёдоровна, МБДОУ детский сад №2 "Сказка", п Некрасовское, Ярославской области

Разработка итогового занятия в старшей группе детского сада работы в детской лаборатории "Хочу всё знать".  Конспект, презентация, используемые мнемотаблицы. Использованная в разработке лите...

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Постройка жилища»

расширение знаний детей о профессии строитель, о жилищах разных народов, пополнение словарного запаса детей, воспитание у детей уважительного отношения к человеку труда, расширение знаний детей индиви...

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала".

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала"...

Экспериментально – познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Магнит - волшебник»

Цель: развитие познавательной деятельности детей в процессе изучения свойств магнита....