проект по «Формирование валеологических представлений у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Палочкина Елена Витальевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_zdorov_malysh.docx98.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад п. Ермаково


Методическая разработка

«Формирование валеологических представлений у детей младшего дошкольного возраста

«Будь здоров, малыш!»

Автор: Палочкина Елена Витальевна



Пояснительная записка

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – задача, которая определена в нормативно-правовых документах всех уровней, от программы образовательного учреждения до документов федерального уровня.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детей дошкольного возраста.

Реализуемая в нашем учебном учреждении программа нацеливает педагогов на формирование у детей дошкольного возраста валеологических знаний, однако не предусматривает создание целостной системы по воспитанию валеологической культуры  младших дошкольников, а ведь их активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, и подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных и простудным заболеваниям – с другой, становятся важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром.

Цикл занятий разработан в соответствии с Законом «Об образовании», СаНПиН и ФГОС дошкольного образования.

Рассчитан для детей 3-4 лет и направлен на формирование у дошкольников представлений о здоровье, на совершенствование всех видов движений, физического развития и психологических познавательных функций через элементарные кинезиологические упражнения, поддержание бодрого жизнерадостного настроения.

Цель: Формирование представлений у детей младшего дoшкольного возраста об элементарных приемах сoхранения и укреплении психoфизического здоровья.

Задачи:

  • Обогащение  представлений  детей о людях, особенностях их внешнего вида и анатомии, о различных эмоциях, развитие доброжелательного отношения к близкому человеку (любви к родственникам, доверии к воспитателям и симпатии к ровесникам).
  • Развитие самостоятельности и навыков самообслуживания.
  • Развитие основных навыков заботы о собственном здоровье.
  • Обучение различать бытовые предметы – источники опасности.
  • Формирование эмоциональной заинтересованности, желания участвовать в подвижной деятельности.
  • Обучение детей согласованию собственных действий с деятельностью других людей.
  • Обучение физическим упражнениям, которые способствуют укреплению интеллекта.

Перспективное планирование

Занятие 1

«Я и мое тело»

        

Оборудование

         Куклы Маша и медведь

Разрезные картинки на каждого ребенка с изображением медведя        

Методы и приемы        Дидактические игры: «Наше тело», «Что мы умеем?»

Кинезиологическое упражнение «Внимательный мишка».        

Занятие 2

«Наши помощники. Глаза и уши».

Оборудование

Куклы Маша и медведь

Музыкальные инструменты.

Картинки с изображением яблок и конфет        

Методы и приемы        Игровое упражнение «Здравствуйте ладошки»

Релаксационная гимнастика «Глазкам нужно отдохнуть»

Экспериментальная деятельность «Все предметы шумят по-разному»

 

Занятие 3

«Наши помощники. Нос и язык».

Оборудование

Куклы Маша и медведь

Игровые атрибуты: баночка с медом, муляжи конфет.

Кусочки яблока        

Методы и приемы.          Кинезиологическое  упражнение «Здравствуйте ладошки»

Дидактическая игра «Угадай по запаху»,  «Сдуй листочек с ладошки», «Где чей нос?»,  «Угадай на вкус».  Экспериментальная деятельность  «Солёное и сладкое».

        

Занятие 4

«Овощи – витамины с грядки»

Оборудование

         Куклы Маша и медведь

Разрезные картинки на каждого ребенка «Овощи»

Обруч, воротца

Аудиозапись «Звуки леса»

Муляжи овощей

Поролоновые палочки, лист А3        

Методы и приемы        Дидактическая игра «Сложи картинку»

Дыхательное упражнение «Остуди суп»

Игровая ситуация «Дорога к Мишке»        

Занятие 5

«Фрукты»

        

Оборудование

        Плоскостные макеты деревьев, муляжи яблок, груш

Гуашь трех цветов, половина альбомного листа на каждого ребенка        

Методы и приемы        Подвижная игра «Варим компот»

Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»

        

                

                

Занятие 6 «Одежда»

Оборудование

Картина «Осень», зонтик,  пластилин, бумажные силуэты курток

Методы и приемы:

П/и «Солнышко и дождик», Д/и «Оденем Машу на прогулку».         Кинезиологическое упражнение «Домик, ёжик и замок».        

                

Занятие 7.

«Движение – это жизнь»

Оборудование:

Куклы Маша и медведь,

 массажная дорожка,

Методы и приемы:

Дыхательная гимнастика «Лесной воздух». Психогимнастика  «Ласковые лапки».

П/и «Мишка».

Занятие 8.

«Надо, надо умываться»

Оборудование:

Куклы Маша и медведь,

 Мыло, полотенце, расческа, тазик с водой, оборудование для рисования

Методы и приемы:

Кинезиологическое упражнение  «Замок» Экспериментальная деятельность:  «Вода впитывается»

Динамическая пауза  «Кружатся снежинки»

Занятие 9.

«Соблюдай режим дня»

     Оборудование:

Куклы Маша и медведь,

 Серия сюжетных картинок «Режим дня»

Методы и приемы:

Беседа

Физкультминутка «Весёлая зарядка».

Психогимнастика  «Качели».

П/и «Карусели»

Занятие 10

«Дневной сон и пробуждение»

Оборудование:

Игрушка «Солнышко»,

 Массажная дорожка

Методы и приемы:

Психогимнастика «Мы просыпаемся»

Гимнастика для пробуждения «Весёлые котята»

Занятие 11

«Опрятность и внешний вид»

Оборудование:

Куклы Маша и медведь,

 Мыло, полотенце, тазик с водой, предметы разной тяжести, оборудование для рисования

Методы и приемы:

Беседа

Кинезиологическое упражнение «Фонарики»  

Экспериментальная деятельность «Тонет – не тонет».

Занятие 12

«Наше настроение»

Оборудование:

Куклы Маша и медведь,

Оборудование для пальчикового рисования, макеты шаров, игрушка «Сердце»

Методы и приемы:

Беседа

П/и «Лопни мыльный пузырь»

Психогимнастика «Подари улыбку»

Словесная игра «Весело, грустно»

Занятие 13

«Полезная и вредная еда».

Оборудование:

Куклы Маша и медведь,

Оборудование для пальчикового рисования, игровые муляжи продуктов

Методы и приемы:

Беседа

Кинезиологическое упражнение «Машина каша»

Гимнастика для глаз «Птичка»

Занятие 14

«Безопасное поведение на улице»

Оборудование:

Куклы Маша и медведь,

Картина «Город», серия картинок «Как избежать опасности»

Методы и приемы:

Беседа

Кинезиологическое упражнение «Фонари».

Гимнастика для глаз с варежками «Поймай солнышко»

Занятие 15

«Безопасное поведение дома»

Оборудование:

Презентация «Аркадий Паровозов

»Методы и приемы:

Беседа

Д/и «Собери пуговицы»

Занятие 16

«Врачи наши друзья»

Оборудование:

Куклы Маша и медведь,

Игрушечные медицинские инструменты, пластилин для лепки

»Методы и приемы:

Беседа

Д/и «Если хочешь быть здоров!».

Дыхательная гимнастика «Пузырики»

Самомассаж «Неболейка»

Занятие 17.

«Если хочешь быть здоров, закаляйся!».

Оборудование:

Куклы Маша и медведь,

Презентация

Методы и приемы:

Беседа

Кинезиологическое упражнение «Путешествие»
Физкультминутка «Солнышко».

Дыхательная гимнастика «Пчёлка».

Релаксация «Ручеёк»

Программное

содержание

Обогащать знания детей о своем теле, его частях, их предназначениях.

Уточнять с детьми названия и местоположение разных органов чувств и

частей тела вообще, у себя, у животных.

 Развивать интерес и познавательную активность  у детей.

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы педагога.

Обогащать словарь детей.

 Воспитывать бережное отношение к своему телу.        

Программное

содержание          Продолжать обогащать знания детей о своем теле, его частях, их предназначениях.

Уточнить с детьми названия и местоположение органов чувств, их функции

Развивать познавательный интерес.

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы педагога.

Обогащать словарь детей.

 Воспитывать бережное отношение к своему телу        

содержание  

Программное

            содержание  Продолжать обогащать знания детей о своем теле, его частях, их предназначениях.

Уточнить с детьми названия и местоположение органов чувств, их функции

Развивать познавательный интерес.

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы педагога.

Обогащать словарь детей.

Воспитывать бережное отношение к своему телу        

Программное

содержание

Закрепить знание детей об овощах, развивать умение узнавать и называть их.

 Закрепить умение различать цвета(красный, желтый, зеленый).

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы педагога.

Обогащать словарь детей.

Воспитывать бережное отношение к своему телу        

Программное

содержание

Закрепить знание детей о фруктах, развивать умение узнавать и называть их.

 Закрепить умение различать цвета (красный, желтый, зеленый).

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы педагога.

Обогащать словарь детей.

Воспитывать бережное отношение к своему телу

Программное содержание

 Показать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года. Формировать представления детей об одежде (шапка, пальто, куртка, сапоги, ботинки и др., ее связи с сезоном,

Способствовать развитию внимания и мышления.

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы педагога.

Обогащать словарь детей.

Программное содержание

Формировать осознанное отношения к здоровью как к ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни;

 показать пути приобретения умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

тела.

Развивать познавательный интерес детей.

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы педагога.

Обогащать словарь детей.

Программное содержание.

Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам. Усилить личностное отношение к культуре тела и души. Помочь организовать жизненный опыт детей.

Развивать познавательный интерес детей.

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы педагога.

Обогащать словарь детей.

Программное содержание

Познакомить детей с понятием «режим дня»,

Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, потребность в соблюдении режима дня.

Развивать познавательный интерес детей.

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы педагога.

Обогащать словарь детей.

Программное содержание

Повысить  уровень здоровья детей, снизить  заболеваемость, повысить двигательную активность.

Программное содержание

Прививать детям стремление аккуратно выглядеть.

Развивать познавательный интерес детей.

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы педагога.

Обогащать словарь детей.

Программное содержание

Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей;

формировать коммуникативные навыки;

расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Программное содержание

Закрепить знания детей о полезных продуктах питания и их значении для человека.

Развивать любознательность, знать продукты здорового питания.

 Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы педагога.

Обогащать словарь детей.

Программное содержание

Формировать представлений об опасных для ребенка ситуациях и способах поведения в них; осторожное и осмотрительное отношения к потенциально опасным для ребенка ситуациям

Приобщать детей к правилам безопасного поведения;

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы педагога.

Обогащать словарь детей.

Программное содержание

Познакомить детей с опасностями, которые могут подстерегать дома;

Формировать умения и навыки, которые помогут избежать опасных ситуаций во время отсутствия взрослых;

Воспитывать у детей осторожность, умение поступать благоразумно в различных жизненных ситуациях.

Программное содержание

Познакомить детей с профессиями врачей, помочь детям сделать вывод о пользе работы врачей для людей;

формировать доброжелательное отношение к людям этой профессии

Программное содержание

Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.

формировать здоровый образ жизни;

воспитывать общую культуру здоровья;

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Сентябрь.

Конспект занятия по валеологии

«Я и мое тело».

Ход ОД:

В группу заходит Мишка и плачет.

М: Я хотел собрать свой портрет, чтобы подарить его Маше, но у меня ничего не получается.

В: Мишка, не расстраивайся, наши ребятки тебе помогут.

(дети собирают пазлы).

М: Как же вы так быстро и ловко собрали.  

В: У наших ребят пальчики очень ловкие, они любят с ними играть. Кинезиологическое упражнение «Внимательный мишка».

По полянке мишка шел (пальцы одной руки шагают по ладони другой)
И в бочонке мед нашел.  ( царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой)
Лапкой мед он доставал,  ( надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки)
Язычком его лизал.    (круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки)
Нету меда!     (крепко зажать кулаки)
Где же мед?    (выпрямить напряженные пальцы)
Ищет мишка — не найдет.  
(ладони на щеках, качаем головой)
Hyжнo, обязательно, Мишке быть внимательным.   ( указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы)

М: У меня так не получится, Маша говорит, что я косолапый.

В: Не обижайся, Мишка, она так говорит, потому, что ты медведь, и у тебя не руки, а лапы. Вы с Машей совсем разные.

Давай посмотрим на твой портрет и на Машин (на доске портрет Маши и Миши).

У тебя есть большие и сильные лапы. Они помогают тебе валить деревья, строить берлогу, ловить рыбу. Твоё тело покрыто шерстью, тебе не страшен холод.

В: Мишка, давай ребята тебе расскажут, какие у людей есть части тела. Что мы умеем делать.

М: Расскажите.

Воспитатель начинает, а дети договаривают и показывают.

У медведя передние лапы - у нас….(дети показывают руки)

У медведя задние лапы – у нас…(показывают ноги)

У медведя морда – у нас ….(показывают лицо)

У медведя есть живот – у нас тоже (показывают живот)

У медведя есть хвост – у нас нет (показывают, что нет)

У медведя есть шерсть – у нас …(показывают кожу)

М: Теперь я понял, что медведи отличаются от человека.

Мишка приглашает ребят поиграть.

Физкультминутка "Бурый мишка "

Бурый мишка топотал, топотал, топотал.
Громко ножками стучал, он стучал. Вот так!   (Ходим и топаем ногами по комнате)
Мишка головой вертел, всё вертел, всё вертел.
Во все стороны смотрел, он смотрел. Вот так!   (Качаем головой вправо-влево)
Бурый мишка расшалился
И на месте закружился, закружился, закружился
И свалился — бах!   (Медленно кружимся и падаем)

М: Ребятки как вы хорошо умеете играть, а что вы ещё умеете делать?

В: Много чего умеют наши детки, мы сейчас тебе расскажем.

Игра «Что умеем делать» (дети договаривают)

Умеем мультики смотреть? (да) Нам помогают…(глазки)

Умеем музыку слушать? (да) Нам помогают…(ушки)

Умеем лепить и рисовать? (да) Нам помогают…(ручки)

Умеем прыгать и бегать? (да) Нам помогают…(ножки)

Можем цветочки нюхать? (да) Нам помогает…(носик)

М: Молодцы, ребятки, все умеете делать! Портрет мне помогли собрать. Я его возьму с собой, повешу в своей берлоге, буду вас вспоминать.

До свидания, можно я буду к вам в гости приходить?

В: Конечно, приходи и Машу с собой позови, мы вас будем ждать.

Мишка уходит.

Сентябрь.

Конспект занятия по валеологии в младшей группе  

«Наши помощники. Глаза и уши».

Ход ОД:

Воспитатель здоровается с детьми.

Здравствуйте, ладошки, 
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать) 
Здравствуйте, ножки, 
топ-топ-топ! (топать) 
Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки) 
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам) 
Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки) 
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам) 
Здравствуйте, губки, 
Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами) 
Здравствуйте, зубки, 
Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками) 
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа) 
Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик) 
Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд) 
Привет! (помахать рукой над головой)

В: К нам в гости Миша  и Маша пришли. (у Маши в руках коробочка с баночками, У Миши -  рисунок)

Дети здороваются.

М: Я нарисовал рисунок, посмотрите-ка, как в лесу яблочки растут (на картине яблоня с яблоками и конфеты).

В: Ребята, посмотрите на картину, кажется Мишка, ты что- то перепутал? (дети замечают конфету на дереве)

М: Я и не заметил, это, наверное, Маша конфеты дорисовала.

М: Ох, какие вы  глазастые, все заметили.

Видеть маму, видеть папу,

Видеть небо и леса

Помогают нам….(глаза).

В: Да, Мишка, у наших ребяток глазки здоровые, хорошо видят. Наши детки берегут свои глазки, делают гимнастику. Хочешь, мы и тебя научим.

Гимнастика для глаз.

«Глазкам нужно отдохнуть» (ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть»  (глубокий вдох. глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут»  (глаза открыты. движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо»  (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»  (глаза распахнуты. на лице широкая улыбка)

М: Молодцы, я тоже буду глазки тренировать.

Маша что- то  заскучала, хочет с вами поиграть.

 Экспериментальная деятельность «Все предметы шумят по-разному» (Маша достаёт три пластмассовые баночки, мелкие пуговки, монетки, и колечко ). Я очень люблю играть этими баночками. Если в баночку что- то положить и потрясти её, она будет шуметь, вы хотите попробовать? (да). Дети раскладывают предметы в баночки. И пробуют трясти. Воспитатель помогает сделать вывод, что все предметы шумят по- разному.

М: Что  вам помогает слышать разные звуки? Чем мы слушаем? (ушками)

Ушки-подружки
Всё слышать хотят.
Ушки-подружки
Просят ребят:
– Мой нас почаще,
С водою сдружись.
Ушки-подружки
Мыть не ленись!
Самоний

В: Ребята,  вы любите свои ушки? (да). Как вы заботитесь о них? (моем ,чистим).

Когда на улице холодно, что надо надевать?... (шапку)

Ребята дарят вам шапочки, береги свои ушки.

М: Спасибо, ребята. Нам с Машей пора в лес возвращаться. Надевают шапки и уходят.

Октябрь.

Конспект занятия по валеологии

в младшей группе «Наши помощники. Нос и язык».

ХОД ОД:

Воспитатель здоровается с детьми.

Здравствуйте, ладошки, 
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать) 
Здравствуйте, ножки, 
топ-топ-топ! (топать) 
Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки) 
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам) 
Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки) 
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам) 
Здравствуйте, губки, 
Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами) 
Здравствуйте, зубки, 
Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками) 
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа) 
Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик) 
Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд) 
Привет! (помахать рукой над головой)

В: Маша и Миша снова пришли к нам в гости. (Мишка заходит с баночкой мёда и конфетами ) дети здороваются.

М: Мы зашли в детский сад и у вас так вкусно пахнет, что же вы кушали на завтрак? (кашу)

В: А вы что ели на завтрак?

Маша: Я тоже ела кашу, я кашу люблю.

М: Я ел мед. Он тоже вкусно пахнет,  хотите понюхать? (да) Дети нюхают мёд.

Запах хлеба, запах мёда,

Запах лука, запах роз,

Различить поможет …(нос)

В:  Ребята, покажите нашим гостям,  где у вас носики? (показывают)  А что мы делаем носиками?  (дышим, нюхаем, узнаем запахи)

В: Нос нужен, чтобы дышать и узнавать запахи.

Маша: Давайте поиграем в игру «Угадай по запаху» (в киндер - баночках дети нюхают мандарин и лук). Воспитатель помогает сделать вывод, что вся еда пахнет по- разному.

В:   Наши детки ещё нюхают чеснок, чтобы не болеть.  (Мишка и Маша нюхает тоже).

В: Мы умеем правильно дышать носиком. Дыхательное упражнение «Сдуй листочек с ладошки» (сдувают с ладошки сухой листочек).

В: Ребята, посмотрите на Мишкин и на машин нос. У них одинаковые носы или нет? (нет, разные)  Да, у всех животных и людей носы разные. Давайте  поиграем  Д/и «Где чей нос?».

Мишка: Молодцы, все носики узнали. Ребята, я проголодался, я уже есть хочу.

В: Мишка, у  меня для гостей и ребят угощение есть, хотите попробовать?  Экспериментальная деятельность  «Солёное и сладкое».

(дети пробуют яблоко и солёный огурец) Ребята, какое по вкусу яблоко? (сладкое)  Какой по вкусу огурец? (солёный).  Как вы это узнали?  (в ротик положили) Мы положили яблоко и огурец на язычок и он нам помог.

Вывод:  язычок нам помогает различать вкус.

Маша: Ребята, что же ещё бывает сладким? (конфеты). Я их очень люблю.

Мишка и Маша угощают детей конфетами и прощаются.

Угощайтесь, на здоровье! Нам пора в лес.

Октябрь.

Конспект занятия по валеологии

в младшей группе  «Овощи».

ХОД ОД:

В гости приходит Маша, она сообщает детям, что Мишка не сможет к ним прийти, он работает на огороде. У него большой урожай овощей, он просит помочь убрать овощи.

Мы поможете Мишке?  (да).

В: Давайте вспомним, какие овощи вы знаете? Д/и «Сложи картинку» (дети собирают и называют овощи).

Воспитатель просит описать овощ.

Какая картошка? Какой Огурец? Какая морковь?  (дети отвечают)

В: Где растут овощи?  (на огороде) Где мы будем их искать, на грядках или на деревьях? (на грядках).

Ну, тогда в путь (дети берут корзинки ).  Дорога в лес дальняя. На пути лежит дерево, надо пролезть под ним (подлезают под воротцами). На болото пришли, будем по кочкам шагать  (из обруча в обруч перешагивают). Вышли на лесную  полянку, давайте отдохнем. Релаксация « Осенний лес» (занимают удобное место на ковре и закрывают глаза). Звучит музыка леса.

В: Пора в путь. Вот и пришли на Мишкин огород.

М: Здравствуйте, ребята, вы готовы собирать урожай? (да)

Дети находят грядку и собирают овощи в корзинки (на полу имитация грядки и муляжи овощей).

 Кинезиологическое упражнение «Урожай».

 Овощи растут на грядке (сжать по очереди два кулачка)

Посчитай их по порядку: (соединить по очереди пальцы на двух руках) Капуста, перец, огурец, (кулак, ребро, ладонь) 

Я сегодня молодец (гладим себя по груди) 

На грядке овощи растут  (сжимать кулачки по очереди)

Что же мы увидим тут? (соединить по очереди пальцы на двух руках) Картофель, помидор, морковь, (кулак, ребро, ладонь) 

Мы себя похвалим вновь. (гладим себя по груди)

Мишка: Молодцы, помогли мне овощи собрать. Подскажите, что же я могу сварить из овощей? (суп)

Дети рисуют поролоновыми палочками «Овощи в кастрюле» (коллективная работа).

В: Мишка, мы сварили тебе суп, но он горячий, надо его остудить.

Дыхательное упражнение «Горячий суп». (Вдыхаем носиком, выдыхаем через рот).

Мишка благодарит детей и угощает их морковкой.

Ноябрь.

Конспект занятия по валеологии  в младшей группе

 «Фрукты».

ХОД ОД:

На занятие приходит Мишка и сообщает что Маша заболела. Просит помочь её вылечить.

Что нужно Маше, чтобы скорее поправиться? (лекарство, витамины). Вы знаете, где живут витамины?  (в овощах и фруктах).

Если хочешь быть здоровым,

Обойтись без докторов,

На твоем столе всегда

Должны быть фрукты, да? ДА, ДА

Где же мы возьмём фрукты, где они растут?  (в саду) Тогда поспешим скорее в сад.

В: Чтобы фрукты собирать надо пальчики размять.

Кинезиологическое упражнение  «Наши пальчики».

Понемножку по ладошке, наши пальчики идут, (пальцы одной руки легко стучат по ладони другой)

Серединку на ладошке наши пальчики найдут. (то же другой рукой)

Чтоб внимательнее стать, нужно точку нажимать. (нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

 Помассировать по кругу, (круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки) 

А теперь расслабить руку. (легко пошевелить пальцами)

Давим, ( крепко сжать кулаки)

Тянем, (напряженно вытянуть пальцы)

Отдыхаем. (расслабить кисть)

Мы внимательными станем! (скрестить руки на груди)

На плоскостных макетах деревьев висят фрукты (яблоки и груши), дети их собирают. Называют, что собрали.

В: Молодцы, много фруктов собрали. Что можно сварить из фруктов для Маши?  (компот, варенье, морс).

Наши пальчики готовы, тогда давайте варить варенье.  Рисование пальчиками  «Варенье в банке».

Воспитатель предлагает поиграть П/и « Варим компот» (на головах детей шапочки фруктов, обручи на полу – это чашки). Под музыку дети кружатся, компот варится в кастрюле. Музыка останавливается «наливаю компот в чашки», дети разбегаются и встают в  обручи по несколько человек.

     

Ноябрь.

Конспект занятия по валеологии

в младшей группе «Одежда».

ХОД ОД:

На занятие приходит Мишка в шапке, шарфе и с зонтом, а Маша одета не по погоде.

В: Мишка, ты сегодня надел  шапку и шарф, ты молодец! Маша, почему же ты так легко оделась?

Маша: Не люблю я шапку, я в ней не красивая.

В: Ребята,  давайте объясним Маше, зачем надо шапку надевать. Какое сейчас время года? (осень)  Холодно, на дворе осень.

В: Наши ребята тоже тепло одеваются осенью, ведь если не одеваться можно заболеть

Кинезиологическое упражнение «Осень»

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи! (зажимаем кулаки по очеред)и

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди! (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее, (наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем (имитируем).

И ботинки обуваем топаем ногами

Давайте посмотрим на картинку. Какое время года на картине?  Как вы догадались, что на картинке осень? Что надето на мальчике? Во что одета девочка? Что мы часто надеваем на ноги? Зачем нужны резиновые сапоги? Что берём,  когда на улице дождик? (зонтик)

В: Мишка, у тебя такой красивый зонтик, давай с ним поиграем. П/и «Солнышко и дождик».

В: Пока мы с вами играли, выглянуло солнышко.  Нам пора  идти гулять, помогите Маше подобрать одежду. Д/и «Оденем Машу на прогулку». (На столе у воспитателя разная одежда, дети выбирают одежду).

  В: Маша готова на прогулку, да вот беда, у  её курточки оторвалась пуговка. Давайте ей поможем, но сначала поиграем с пальчиками.

Кинезиологическое упражнение «Домик, ёжик и замок».

Под кустом построил домик, ( прямые ладошки соединены кончиками пальцев – крыша)

Маленький колючий ёжик, (пальцы одной руки скрещены с пальцами другой руки)

И закрылся на замок, (пальцы сцеплены в замок)

Чтоб никто попасть не смог (погрозить пальчиком).

 Лепка «Пуговка для Машиной курточки» (силуэты курток, дети  катают  шарик и расплющивают его, приклеивают к куртке).

Декабрь.

Конспект занятия по валеологиив младшей группе

 «Движение – это жизнь».

Ход ОД:

Приходит Маша и сообщает детям о том, что Мишка к нам на занятие не пришел. Он ещё спит.

Маша: Помогите его разбудить, а то он останется без прогулки сегодня.

Дорога в лес дальняя, мы поедем на велосипеде.

Все на коврик улеглись,

Ноги все подняли ввысь,

Быстро на велосипеде

К Мишке мы сейчас поедем.

В: Ехали, ехали и приехали. Дальше идет лесная тропинка, слезаем с велосипеда. На тропинке лежат веточки, палочки, камушки (дети идут по массажной дорожке).

На пути встретился ручеёк, перешагиваем его.

Мы оказались на лесной полянке, вдруг в лесу закачались деревья, и подул ветер. Физкультминутка «Ветер тихо клён качает»

Ветер тихо клён качает, (Качают руками над головой)

Влево, вправо наклоняет,

Раз наклон, два наклон,

Зашумел листвою клён. (наклоны влево, вправо)

В: В лесу много деревьев и воздух чистый, давайте подышим лесным воздухом. Дыхательная гимнастика «Лесной воздух».

Вот мы и пришли, надо Мишку разбудить.

Мишка, Мишка хватит спать (топают),

Выйди с нами поиграть (топают),

Нас тут много, ты – один (хлопают),

Спать тебе мы не дадим (хлопают).

Мишка просыпается сердитый и рычит.

В: Мишка, ты так долго спал, не гулял, не бегал, свежим воздухом не дышал, поэтому ты такой сердитый. Наши детки гуляли по лесу, смотри, какие они веселые и бодрые. Они пришли с тобой поиграть. Садись с нами на лужайке, сейчас мы тебя успокоим.

Психогимнастика  «Ласковые лапки».

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Воспитатель берет кусочек меха, бусы, вату. Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными (после игры Мишка стал добрый,  спокойный).

Маша: Мишка, ты больше не сердишься? Давай поиграем.

 П/и "Мишка".

Мишка косолапый по лесу идет,   (Руки на пояс, идем - косолапим)
Шишки собирает, песенки поет.   (Наклоны вперед, влево - вправо, поем)
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб!   (Пальчиками трем лобик - «ушибленное место»)
Мишка рассердился и ногою — топ!   (руки на поясе, топаем ножкой)
— Больше я не буду шишки собирать,  
(отрицательно качаем головой)
Сяду я в машину,  
(садимся на стульчик)
Поеду я гулять!   (рулим воображаемым рулем)

Маша: Как хорошо, что мы все вместе поиграли!

В: Мишка, не спи больше так долго, это вредно для здоровья. Наши детки любят гулять и играть. Они всегда веселые. До свидания, нам пора в детский сад возвращаться.  

Декабрь.

Конспект занятия по валеологии

в младшей группе  «Надо, надо умываться».

Ход ОД:

Раздается стук в дверь и в группу заходит Мишка с большим мешком.

В: Мишка, что это  у тебя?

М: Маша наводила порядок дома и решила выбросить ненужные вещи, может они вам пригодятся?

В: Доставай, Мишка, сейчас посмотрим.

В:  Дети, что это?  (мыло)   Нам оно нужно?  (да)  Зачем нам мыло?  (руки мыть) Когда мы моем руки? (перед едой, после прогулки и т. д ).

Покажите Мишке, как вы умеете ручки мыть.

 (имитируют мытьё рук). Как  мы отжимает водичку с рук? (дети показывают Кинезиологическое упражнение  «Замок»).

Мишка: Я тоже хочу так научиться. Мишка подходит к тазику с водой и моет руки. Какой я неуклюжий – воду разлил, как же мне её убрать.

В: Не переживай, мы сейчас всё уберём. Экспериментальная деятельность:  «Вода впитывается» (воспитатель кладет губку на стол, и вода впитывается в неё)

В: Дети, куда спряталась водичка? (в губку) Вот она (воспитатель отжимает воду в тазик).

Динамическая пауза  «Кружатся снежинки»  (под веселую музыку дети кружатся и бегают врассыпную, музыка останавливается – дети приседают на корточки, повторяется 2 раза).

В: Мишка, что у тебя ещё есть? (достаёт полотенце)

Дети, это что? (полотенце)  Оно нам нужно? Зачем? (вытирать руки и лицо)

Покажем Мишке, как мы умеем вытираться полотенцем? (да)

(дети берут одноразовые бумажные салфеточки, раскладывают и  вытираются ими).

Полотенчико попросим

 С нами в прятки поиграть.

Прячьте глазки, прячьте носик!

Где ребятки? – Не видать.

Вот, нашла, а где же капли?

Может, сдуло ветерком?

Полотенце их слизало

Как котёнок языком.

В: Ребята, что же ещё нам Мишка достал? (расческу) Она нам нужна? Для чего?

Смотри, Мишка, все мальчики и девочки  у нас аккуратно причёсаны.

В: А это что такое, вы знаете?  (зубная щетка) Она нужна нам? Для чего? А вы чистите зубы?  Почему, надо чистить зубы?  (чтобы не болели)

Чтобы зубки не болели,

Как снежинки чтоб белели,

Чистить зубки часто

Надо вкусной …. пастой!

М: Последний предмет у меня остался (достает носовой платок)

В: Дети, это что? Он нам пригодится? Зачем?

Воспитатель подводит итог, все эти предметы нам нужны, чтобы быть чистыми, аккуратными и здоровыми. Такие вещи должны быть у каждого свои, их нельзя давать друг другу.

В: Мишка, неси все вещи обратно, отдай их Маше и объясни для чего они нужны (дети складывают все вещи в мешок).

У нас в группе много кукол, давайте подарим им по новой расческе.        

Рисование «Расческа для кукол».                                                                                                                                                                                        

                        

Январь.

Конспект занятия по валеологии

в младшей группе «Соблюдай режим дня».

Ход ОД:

На занятие приходят Мишка и Маша.  Маша капризничает, зевает.

В: Маша, почему ты такая капризная сегодня? Что с тобой случилось?

М: Я не выспалась, я вчера долго смотрела мультики.

В: Посмотри на наших ребяток, они улыбаются.

Дети вам хочется спать? (нет)  Ребята соблюдают режим дня и всё делают вовремя. Расскажем Маше, как мы живём в детском саду?  (да)

На доске висят картинки из серии «Режим дня».

Утром дети просыпаются и идут в детский сад. В детском саду они делают утреннюю гимнастику (находят нужную картинку).

В: Маша, а ты утром делала зарядку? (нет) Вставай вместе с ребятками.

(дети выполняют движения по тексту). Физкультминутка «Весёлая зарядка».

Все захлопали в ладоши дружно, веселее.
Застучали наши ножки, громче и быстрее.
По коленочкам ударим – тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше.
Закрутились наши ручки, снова опустились.
Покружились, покружились и остановились.

В: Маша, тебе понравилось заниматься?

М: Да, но у меня нет сил.

В: Маша, ты, наверное, не завтракала? (отвечает, что ела конфеты). А ребята завтракали. Дети, что мы едим на завтрак? (кашу) Она вкусная и полезная (находят нужную картинку) завтрак.

В: После завтрака ребята занимаются, и мы  куда идём? (на прогулку). Найдите нужную картинку.

В:  На прогулке ребята  очень любят качаться на качелях.

Психогимнастика  «Качели».

Ребёнок стоя качается на качелях.

 Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.  Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад).
Этюд сопровождается музыкой.

В: После прогулки мы приходим в детский сад. Нам повара приготовили вкусный…? (обед). Находят нужную картинку, воспитатель помогает.

После обеда, что мы делаем?  (спим) Верно, у нас тихий час. Найдите нужную картинку.

Если целый день играть,

Можем даже и устать,

И тогда, спасая нас,

К нам приходит …Тихий час.

В: Ребята, зачем нам тихий час? (чтобы отдохнуть).

В тихий час мы набираемся сил и отдыхаем.

В: После сна у ребят полдник. Мы едим и пьём молоко. Найдите нужную картинку (полдник).

После полдника опять

Мы отправимся гулять,

Сели мы на карусели

И по кругу полетели.

П/и «Карусели» (Маша в центре круга).

Воспитатель подводит итог. Наши ребята всегда бодрые, здоровые и весёлые, потому что соблюдают режим дня.

Маша: Теперь я поняла, как важно соблюдать режим и все делать вовремя, спасибо, ребята!

Январь.

Конспект занятия по валеологии

в младшей группе «Дневной сон и пробуждение».

Занятие проводится во второй половине дня.

Воспитатель потихоньку заходит в спальню (в руках игрушка солнышко) и говорит о том, что солнышко заглянуло к нам, чтобы своими ласковыми лучиками разбудить деток.

Психогимнастика  «Мы просыпаемся» .

В: Солнышко коснулось лучиками и разбудило ваши головки (дети гладят себя по голове), разбудило ушки ( гладят ушки), разбудило  ваши  носики (гладят себя по носикам)  и т. д.

Все ребятки проснулись? (да)

Вот детишки все проснулись,

С боку на бок повернулись,

Ой, не вижу я ребяток,

Превратились все в котяток.

Пробуждение «Весёлые котята».

Потянули задние лапки (вытягивают ножки лежа на спине)

Потянули  передние лапки (тянут ручки)

Показали коготки (Движения кистями рук)

Покатали клубочек (движения согнутыми ногами)

На животик повернулись и друг другу улыбнулись (повороты головой в стороны).

Встали как кошечки (на четвереньки) и пофыркали: Фыр – фыр.

А теперь помурлыкали: мур – мур..

В: А теперь кошечки встают с кроваток.

Мы покажем вам немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ, топ, топ.

Хвостик снизу: оп, оп, оп.

(Дети на носочках, изображая кошечек идут к массажной дорожке).

Ходьба по массажной дорожке.

Умывание.

Февраль.

Конспект занятия по валеологии

в младшей группе «Опрятность и внешний вид».

Ход ОД:

На занятие приходят Мишка и Маша. Маша не причесана, с грязным лицом и руками.

Мишка: Маша не слушает меня, не хочет мыться, объясните ей, что быть грязнулей нельзя

В: Кто такой грязнуля? Кого так называют? (ответы детей)

В: У нас в группе есть грязнули? Давайте посмотрим на ваши носики, ручки, ноготочки, кофточки (дети показывают).

Волосики у всех причёсаны?  Маша, нет у нас грязнуль. Молодцы!!! Как можно таких ребят назвать? (чистюли) Чистюли, потому что  они любят мыться.

Маша: Не хочу быть грянулей, хочу стать чистюлей (плачет).

В:  не плачь, Маша, скорее  мой руки с мылом. (Маша моет руки в тазике с водой).

Пока Маша моет руки, мы поиграем с нашими чистыми пальчиками.

Кинезиологическое упражнение «Фонарики»  (руки перед собой, пальцы расставлены в стороны, поочерёдно сжимать и разжимать пальцы).

В: Ой, что же это ты делаешь, Маша? Ты руки помыла?

Маша: Да, ручки я помыла (показывает). Так здорово мыть руки, можно с водой играть (Маша бросает разные предметы в тазик).

Опыт «Тонет – не тонет».

В: Ребята тоже любят играть с водой (дети подходят к тазику и бросают резиновые игрушки и железные машинки). Что же случилось с игрушками? Все плавают?  (ответы детей).  Воспитатель делает вывод: тяжёлые предметы тонут, лёгкие – нет.

В: Маша, смотри,  как ты подружилась с водой. Чтобы стать чистюлей, нужно завести себе помощников (воспитатель показывает на предметы гигиены). Воспитатель предлагает поиграть в игру «Наши друзья».

На столе лежат предметы гигиены: мыло, носовой платок, полотенце, расческа, зубная паста и щетка.

Чтобы руки выть чисто, что ребятам пригодится? (мыло)

Если насморк у тебя или ты чихнул, что нужно достать из кармашка? (носовой платок)

Чтобы волосы аккуратно заплести и причесать, что мы возьмём? (расчёску)

Чтобы зубки не болели, и как звездочки блестели, что надо делать? (чистить пастой и щеткой)

После бани и после душа нас вытрет пушистое и мягкое…? (полотенце).

Молодцы, все предметы узнали, подарим их Маше, чтобы она с ними подружился.  Давайте подарим Маше ещё и красивые полотенца .

Рисование «Укрась полотенце».

Февраль.

Конспект занятия по валеологии

в младшей группе «Наше настроение».

Ход ОД:

Мишка с Машей заходят в группу. Сегодня утром я шла в детский сад и несла много – много воздушных шариков для вас. Вдруг поднялся сильный ветер, они оторвались от верёвочки и улетели  и даже Мишка не смог их догнать(показывает одну верёвочку).

В: Ребята, вы загрустили? (да) Почему?  (ответы детей)

Какое у вас сейчас настроение?  (плохое) Плохое, потому что шарики улетели. Машу жалко, и вам стало грустно. Посмотрите друг на друга (смотрят). Вы сейчас похожи на тучку, из которой сейчас польёт дождик (показывает детям картинку хмурой тучки).

В: Маша, Мишка, ребята, не расстраивайтесь, у меня есть мыльные пузыри, может быть, они вам поднимут настроение?  Игра «Лопни мыльный пузырь»

В: Вам понравилась игра? (да).

Посмотрите друг на друга (смотрят), вы улыбаетесь, вы похожи на солнышко. Какое у вас стало настроение?  (хорошее) Вам весело? Вы стали весёлые (воспитатель показывает детям картинку улыбающегося солнышка).

Давайте улыбнёмся друг другу.

Психогимнастика «Подари улыбку» (дети передают по кругу мягкое сердечко и улыбаются друг другу).Здорово, молодцы!

Помните, как грустила тучка? Давайте погрустим (хмурятся).

Воспитатель подводит итог, у нас бывает разное настроение: грустное и веселое, иногда мы на тучку похожи, иногда на солнышко.

Словесная игра «Весело, грустно».

Вы будете грустить или веселиться, если?

Купили новую игрушку.

Упали в грязную лужу.

У вас болит зуб.

Едите вкусное мороженое.

Идёте гулять с мамой и папой.

В: Молодцы, ребята! Вам больше нравится грустить, как тучка,  или улыбаться, как солнышком?  (ответы детей). Появляется Мишка с шариками.

Мишка: Маша, пока  вы играли, я сбегал в магазин и купил новые шарики.

Давайте нарисуем своё настроение. Рисование на воздушных шариках «Моё настроение».

(пальчиком рисуют улыбку и глазки).

Март .

Конспект занятия по валеологии в младшей группе  «Полезная и вредная еда».

Ход ОД:

На занятие приходят Мишка и Маша  (входит в группу с сумкой) и говорит о том, что ему надо готовить обед, а продукты закончились. Нужно  сходить в магазин.  

В: Маша, оставайся с ребятами, Мишка скоро вернётся к нам. Дети, мы с вами можем прожить без еды?  (нет).

Для чего нам нужна еда?  (чтобы вырасти).

Чтобы стать сильным и здоровым надо хорошо есть.

Что нужно есть, чтобы вырасти здоровым и сильным? (кашу, суп, овощи…).

Верно, надо есть полезные продукты. В полезных продуктах живут витамины. Они нужны для всех: для взрослых и детей. Дети, вся ли еда полезная? (нет) Бывают и вредные продукты, их надо есть понемногу, по чуть – чуть. Конфеты, пирожные, лимонад, разные бутерброды. 

В жизни нам необходимо
Очень много витаминов,
Всех сейчас не перечесть.
Нужно нам по - больше есть.
Мясо, овощи и фрукты —

Все полезные продукты,
А вот чипсы, знай всегда,
Это вредная еда.

(Мишка возвращается из магазина с целой сумкой продуктов).

М: Купил продукты, буду готовить обед и Машу кормить.

В: Мишка, покажи ребятам, что ты купил.

Мишка достаёт творог, фрукты, рыбу, мясо.

В: Дети, Мишка купил полезную еду?  (ответы детей)

Маша:  А где конфеты, пирожные, чипсы (кричит). Я люблю только кашу и что - нибудь  вкусненькое!

В: Маша, не вся еда полезная. Нельзя есть только сладости и вкусности. Сладости едят только после еды и по чуть-чуть.

В: Маша, не расстраивайся, полезная еда тоже  вкусная! Маша, ты любишь кашу варить? Да, люблю варить и всех угощать.

Кинезиологическое упражнение «Машина каша»

Положила Маша кашу  (загибают по одному пальчику на левой руке)

Кошке – в чашку, (руки лодочкой, прижать друг к другу)

Жучке – в плошку, (правая рука ладонью вверх)

А коту – в большую ложку (левая рука ладонью вверх)

В миску – курицам, цыплятам (пощипывающие движения правой рукой, потом поменять руки)

И в корытце поросятам (гладят ладонями  колени вверх вниз).

Всю посуду заняла  (развести ладони в стороны).

Все до крошки раздала  (сдувают «крошку» с ладошки).

В: Нельзя есть только кашу,  дети, подскажите Маше, что можно есть на обед?  (суп)  Вы любите суп?  (ответы детей) Кто ест полезную еду, тот растет здоровым и сильным, как наши  ребята.

На  улице холодно, к нам прилетела погреться маленькая птичка. Гимнастика для глаз «Птичка»

Задачи: развивать двигательную систему глаз.

Летели птички,                        (прослеживание глазами за птичкой по  кругу)      

Собой невелички.                          

Как они летели,                        (Вправо – влево)

Все люди глядели.

Как они садились,                  (Вверх – вниз)

Все люди дивились.

Птичка погрелась и улетела, а нам пора обед варить.

В: Что нам нужно для щей? (картошка, свекла, морковка, лук) Рисование паролоновыми тычками «Щи для Маши».

Маша благодарит детей и Мишку за вкусный обед, Маша и Мишка уходят.

 

 

Март.

Конспект занятия по валеологии в младшей группе на тему

«Безопасное поведение на улице».

Ход ОД:

На занятие к детям приходят Мишка с Машей.

Маша: я хочу одна идти гулять,  а Мишка меня не отпускает, говорит, про какие-то опасности на   улице.

В: Правильно Мишка тебе говорит.

Воспитатель ставит картину «Улица города».

В: Ребята, это город. Что может быть опасным на улице? (дорога, машины).

Где ездят машины? (по дороге) Люди ходят по дороге? (нет) Они ходят по тротуарам, это дорожки только для людей. По дороге ходить нельзя!  (ставит картинку из серии «Безопасность на улице»).  Ребята, зачем нужны белые полосочки на дороге?  (ответы детей) Это зебра, по ней люди переходят дорогу. Когда переходишь дорогу, надо смотреть по сторонам, надо глазки тренировать.

Гимнастика для глаз с варежками «Поймай солнышко» (воспитатель держит руки перед собой, поочередно двигает руками влево и вправо, вверх и вниз).

В: Посмотри, Маша, сколько в городе людей (много). Можно потеряться. Чтобы не потеряться, надо держать взрослых за руку (ставит картинку). Можно на улице убегать или прятаться от мамы? (нет) Почему? (ответы детей). Когда наступает вечер, в городе зажигают фонари.  

Погляди, погляди, (обе руки вверху пальцы растопырены)

Заблестели фонари. (обе руки вверху пальцы растопырены)

Днём он спит, а как проснётся, (поочерёдно сгибать и разгибать пальцы)
Ярким пламенем зажжётся. (поочерёдно сгибать и разгибать пальцы)

В: Послушайте загадку.

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. Кто это?  (Собака).

На улице можно встретить собак или кошек? (да) Можно их гладить, дразнить? (нет) Почему нельзя? (укусят, могут быть больными)

Не надо трогать просто так

Бродячих кошек и собак.

Животных встретишь ты дорогой,

Ты обойди их и не трогай.

(ставит картинку)

У нас в группе живет добрая собачка.

Она не будет вас кусать,

Будет деток догонять.

П/и «Лохматый пёс»

Маша: Я так хочу на машине прокатиться, а в городе машин много, садись в любую, какая нравится.

В: Ребята, можно садиться в машину к незнакомым людям? Одним без мамы и папы? (нет)

 

Если люди незнакомцы:

Вас кататься позовут,

К ним в машину не садитесь-

Далеко вас увезут!

И не будет папы, мамы,

Ни подружек, ни друзей…

Не садитесь к незнакомцам,

А бегите прочь скорей.

(ставит картинку серии «Как избежать неприятностей»)

В: Маша, ты поняла, про какие опасности говорил Мишка. Воспитатель подводит итог, обращает внимание детей на картинки:

Люди ходят не по дороге, а по …..тротуару.

На улице нельзя прятаться и ….убегать от мамы.

Надо держать маму …..за руку.

На улице нельзя трогать…кошек и собак.

Нельзя садиться в машину к …..незнакомым людям.

Маша: прав был Мишка, нельзя детям одним гулять по городу.  Я обещаю, что все правила запомню и буду выполнять.

Апрель.

Конспект занятия по валеологии в младшей группе

«Безопасное поведение дома».

Ход ОД:

Воспитатель говорит детям о том, что сегодня на занятие Мишка с Машей пригласили своего друга Аркадия Паровозова. (слайд №1) Он  добрый спасатель, он помогает детям, которые попали в беду. Он расскажет вам, как вести себя дома, чтобы с вами никакой беды не случилось.

В: Ребята, как вы думаете, какие опасные предметы могут встретиться дома? (спички, иголки, ножницы).

(слайд №2) Можно спичками играть? Почему нельзя? Нельзя, потому что может случиться пожар.

Взяли спички как-то мышки,

Стали их считать малышки.

Спичка – раз и спичка – два!

Загорелась вся изба!

Тут огонь водой залили,

Домик быстро потушили.

Вы запомните, друзья,

Спички трогать вам нельзя!

В: (слайд №3) Чем играют дети? (бусинками)  Как вы думаете, бусинки могут быть опасными для детей? (ответы) Почему?

Бусы заинька нашёл,

С ними в гости он пришёл.

А потом на бусы дунул,

В носик бусинку засунул!

 И заплакал: - Ай-ай-ай!

Доктор, зайчика спасай!

Слышен был и плач, и стон -

Больше так не шутит он.

Нельзя засовывать мелкие предметы в нос и уши.

Д/и «Собери пуговицы» (игровая ситуация: у Мишки рассыпались пуговки, он своими лапами не может  их собрать, дети помогают Мишке).

В:  Посмотрите, какие предметы показывает нам Аркадий Паровозов (слайд №4) Почему они могут быть опасны? (ответы детей)  Играть острыми и колючими предметами нельзя!!! 

Если кнопки из коробки
Разлетелись – собери,
Если гвозди на дороге
Ты увидел – подбери!
Эти острые предметы
Не должны быть на полу.
Сам наступишь незаметно 
Иль на гвоздь, иль на иглу
. 

В: Опасное место в квартире – это окно. Почему?  (ответы) Можно сидеть и играть на окне?

Светит солнышко в окошко.

На окне мурлычет кошка.

Рядом куколка сидит

И на улицу глядит.

Скажем кукле, скажем кошке:

Не сидите на окошке!

Неужели вам не ясно?

На окне сидеть опасно!

В: Аркадий Паровозов верит, что вы будете соблюдать все правила и никогда не попадёте в беду!  Он дарит вам эти  карточки, чтобы вы всегда помнили правила поведения дома (картинки из серии «Безопасное поведение дома»).

Аркадию Паровозову пора улетать, спешит на помощь другим детям.

Апрель.  

Конспект занятия по валеологии в младшей группе

«Врачи – наши друзья».

Ход ОД:

Стук в дверь.

В: Кто там? (тишина) Почему нам никто не отвечает, ребята, давайте посмотрим (открывают дверь - заходит Маша с завязанным горлом). Почему ты не можешь говорить? Что с тобой  случилось? Как вы думаете, ребята?  (болит горло). Маша простудилась. Кто может ей помочь? (доктор). Надо звонить доктору (воспитатель говорит по телефону).

Входит доктор в белом халате (взрослый).

Д: Где у нас больной, давайте его осмотрим. Смотрит горло, трогает лоб. Да у тебя простуда. Надо измерить температуру.

В: Чем доктор измеряет температуру?  (градусником).

Д: Будем лечить Машу микстурой и чаем с малиной  (дает микстуру и чай).

Чтобы носик скорее вылечить, нужно делать массаж «Неболейка». Наши дети тебя научат.

Чтобы горло не болело

Мы погладим его смело

Чтобы не кашлять, не чихать

Надо носик растирать

Лоб мы тоже разотрем

Ладошку держим козырьком.

Вилку пальчиками сделай

Массируй ушки ты умело

Знаем, знаем, да-да-да

Нам простуда не страшна.

(дети выполняют движения по тексту)

Д: Молодцы, ребята! Я вижу, вы  не любите болеть!

Я хочу проверить, какие вы выполняете правила, чтобы не болеть.

Д/и «Если хочешь быть здоров!»  (доктор показывает карточку, а дети называют правило: делаем зарядку, моем руки перед едой, одеваемся по погоде, играем на свежем воздухе и т. д.). Воспитатель помогает детям.

В: Маша, наши ребята умеют правильно дышать носиком, чтобы горло не болело. Мы и тебя научим.

Дыхательная гимнастика «Пузырики».

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Д: Молодцы, все правила выполняете! А вот и наш больной, кажется, ему стало лучше.

М: Спасибо, доктор, спасибо, ребята, я простудился и боялся идти к врачу. Я думал, что лечиться страшно. Оказалось, совсем не страшно.  Я понял, что докторов нельзя бояться!!!

В: Вы, ребята, боитесь докторов? (нет).

Врачи помогают

И взрослым и детям

Как самые добрые

Люди на свете!

В: Чтобы Маша больше не болела, угостим её витаминами.  Лепка «Витамины для Маши»

Апрель.

Конспект занятия по валеологии в младшей группе

«Если хочешь быть здоров, закаляйся!».

Ход ОД:

Воспитатель сообщает детям о том, что Мишка с Машей приглашают нас отправиться в путешествие.

Маша: Вы хотите поехать в гости к  друзьям? (да) Каким вы сейчас узнаете. Поедем мы на поезде

Кинезиологическое упражнение «Путешествие»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук
 ( возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)
Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга)
Наши пальчики трещат (потирание кулачков друг о друга).
Теперь в ладоши громко бей,
(хлопки)
А теперь ты их согрей. (ладони на щеки)
К путешествию готовы?
(кулаки на коленях)
Да! руки вверх
(ладони раскрыть).
В путь отправимся мы снова:
(вращательные движения кистями)
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет
. (руки вытянуты в стороны, ладони напряжены)
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне
. ( ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)
Едет поезд
, (ребром ладони двигаем по коленям или по столу)
Колеса стучат. (кулачки стучат по коленям или по столу)
С поезда много веселых ребят. (подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол)
Перечислить имена детей .

В:  Мы ехали, ехали и приехали на лесную полянку, посмотрите, как ярко светит солнышко в лесу. (слайд №1).  Мы приехали в гости к солнышку. Вы любите, когда тепло и светит солнышко?  (да). Все любят солнышко. Оно полезно для детей, помогает деткам расти сильными и здоровыми. Солнышко хочет с вами поиграть.  

Физкультминутка «Солнышко».

Вот как солнышко встает (медленно поднимаем руки вверх) выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет (медленно опускаем руки) ниже, ниже, ниже.

Хорошо-хорошо солнышко смеётся, (делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши).

В: Солнышко любит играть с ребятами, солнце – наш друг.

Садимся на паровозик и едем дальше в гости к друзьям (дети едут на паровозике).

Делаем остановку в лесу. (слайд №2) Уже проснулись пчелки и радуются  теплу. Давайте пожужжим, как пчелки.

Дыхательная гимнастика «Пчёлка».

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 3 раза. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

В лесу много деревьев, воздух чистый. (слайд №3) Очень полезно гулять в лесу. Кто много гуляет на свежем воздухе, тот не болеет. Вы любите гулять?  Воздух, ребята, тоже наш друг.

Наш паровозик отправляется дальше (едут и имитируют звуки паровоза: чух – чух, чух – чух).

В: Мы приехали к лесному ручейку. (Слайд №4) Давайте послушаем, как журчит ручеёк. Релаксация «Ручеёк» (дети, сидя на ковре, слушают звуки ручейка). Как красиво поёт ручеёк.

Ребята, вы любите играть с водой?  (да). В лесном ручейке есть водопад.  Игра с водой «Водопад» (в большом тазу прохладная вода, воспитатель набирает в стакан воды, поднимает над тазиком, а дети подставляют руки под водопад).

В: Вам понравилось играть? Где вы ещё можете поиграть с водой?  (в ванне, в бане, на речке). Вода тоже помогает нам быть здоровыми и крепкими. Вода – наш друг.

Маша: Ребята, наше путешествие подошло к концу. С какими же друзьями вы сегодня встретились?   (солнце, воздух, вода).  Давайте с ними дружить и встречаться каждый день.  Будем здоровыми и сильными.

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!!!» (дети повторяют хором).

В: Нам пора в детский сад, занимайте места в паровозике (уезжают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Организация игровой среды для формирования гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста...

«Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста, как средство общего развития»

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познае...

Формирование элементарных валеологических представлений у детей младшего дошкольного возраста

В данной работе представлены разделы: Актуальность, основные термины, понятия и задачи валеологии, а так же этапы работы....

Познавательно – исследовательский проект «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Чтобы научить детей любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения и для этого целесообразно испо...

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...