"Пути и условия приобщения дошкольников к физкультурно - оздоровительным формам"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кукарина Лариса Николаевна

Исследование путей и условий приобщения детей к физкультурно - оздоровительным формам занятий, проводимых в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка»

«ПУТИ  И УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ФОРМАМ»

Выполнила воспитатель

Кукарина Лариса Николаевна

г п.Таежный, 2013 год

Оглавление

Введение        4

1. Формы  занятий  в  системе  физкультурно-оздоровительной  деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ        5

2. Пути приобщения детей дошкольного возраста к физкультурно-оздоровительным формам занятий         11

3. Условия приобщения детей дошкольного возраста к физкультурно-оздоровительным формам занятий        14

Заключение        17

Список литературы        19

Приложение        21

Введение

Актуальность темы исследования связано с тем, что в настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. По мнению академика Н.М. Амосова, «ребенок конца ХХ–ХХI веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией» [1, с. 12]. А между тем полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одной из важнейших проблем  педагогической деятельности в условиях ДОУ является определение путей и условий приобщения дошкольников к физкультурно-оздоровительным формам занятий.

Цель нашего исследования – выделить и охарактеризовать пути и условия приобщения детей дошкольного возраста к физкультурно-оздоровительным формам занятий, проводимых в ДОУ.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме.

2. Охарактеризовать различные формы занятий в физкультурно-оздоровительной деятельности работников ДОУ.

3. Проанализировать опыт работы ДОУ для выделения путей и условий приобщения детей дошкольного возраста к физкультурно-оздоровительным формам занятий.

1.Формы  занятий  в  системе  физкультурно-оздоровительной  

деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ

Физкультурно-оздоровительная деятельность ДОУ «направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка» [2, с. 5].

Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств и повышение уровня физической подготовленности;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности и потребности в здоровом образе жизни;

- оздоровление средствами закаливания [7, с. 11].

Физкультурно-оздоровительная деятельность «осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.» [14, с. 33].

Содержание физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольного образовательного учреждения – это «система мероприятий, которая включает двигательную активность детей и психологическую помощь детям, закаливание (в повседневной жизни и специально организованное), организацию рационального питания и диагностику уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния каждого ребенка» [14, с. 32].

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ представлена в приложении 1.

Физкультурно-оздоровительные формы занятий в режиме дня ДОУ:

- оздоровительная гимнастика (утренняя, бодрящая после дневного сна, глазодвигательная, ритмическая, пальчиковая, психогимнастика);

- занятия по физической культуре;

- физкультурная минутка на занятиях;

- закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями;

- подвижные и спортивные игры;

- тренировочно-коррекционные занятия; 

- занятия по лечебной физкультуре.

Кратко раскроем содержание каждой из выше названных  формы физкультурно-оздоровительных занятий.

Ежедневно в ДОУ с детьми всех групп проводятся утренняя, бодрящая (гимнастика после сна), дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Утренняя гимнастика «способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия» [3, с. 41]. Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без с обязательным введением дыхательных упражнений и коррекционная гимнастика (включает 3-4 специальных упражнения в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей).

Бодрящая гимнастика – это «разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода споты, на развитие мелкой моторики» [3, с. 42]. Ее цель – поднять настроение и мышечный тонус у ребенка. Проводит бодрящую гимнастику воспитатель. Дети просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции. Лежа в постели, поверх одеяла,  дети в течение 3-4 минут выполняют 4-5 простых упражнений. После этих упражнений по указанию воспитателя дети встают с постели быстро выполняют несколько движений в разном темпе (ходьба на месте постепенно переходящая в бег). Выбегают из спальни в групповую комнату хорошо проветренную (17-19 С). В групповой дети выполняют произвольные танцевальные, музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание и затем одеваются.

Гимнастика для глаз – офтальмотренаж – «используется для профилактики близорукости, дыхательная гимнастика эффективно укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, повышает выносливость при физических нагрузках на занятиях физической культуры» [6,с . 56].

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи: 1) повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы; 2) развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения [11, с. 104]. Комплекс стрельниковской (А.Н.Стрельникова) гимнастики по методу М.Н. Щетинина представлен в приложении 2.

Одним из типов физкультурно-оздоровительных занятий для дошкольников является ритмическая гимнастика (аэробика), которая «решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлечение детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений» [11, с. 106]. Основу ритмической гимнастики составляют «физические (обще развивающие, силовые, акробатические упражнения, бег, прыжки) и танцевальные упражнения различной направленности с элементами художественной гимнастики, выполняемые в согласованности и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений» [6, с. 62].

Пальчиковая гимнастика, направленная на развитие пальцевой моторики, повышает работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности, положительно сказывается на развитии речи детей [13, с. 14]. Некоторые упражнения пальчиковой гимнастики для детей 3-7 лет представлены в приложении 3.

Психогимнастика это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной и эмоционально личностной сферы). Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими  расстройствами, находящимися  на границе здоровья и болезни, а также в качестве профилактике с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. В ДОУ  наиболее часто применяется психогимнастика М.И. Частиковой. «В процессе психогимнастики дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Элементы психогимнастики могут использоваться на музыкальных, физкультурных занятиях, на других занятиях в качестве разгрузочной минуты, а также в качестве специальных занятий» [9, с. 15].

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ включает занятия по физической культуре (3 раза в неделю, одно из них – физкультура на улице). Занятия по физической культуре – это «основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям» [10, с. 46]. Характерной особенностью проведения всех занятий по физической культуре является исключение возможности перегрузки детей, их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма.

В работе ДОУ используются различные виды физкультурных занятий. В основном преобладают следующие виды занятий:

- занятия по традиционной схеме: вводно-подготовительная часть, основная часть (общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры), заключительная часть;

- сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;

- занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;

- занятия по типу круговой тренировки (тренировка основных видов движений) [10, с. 48].

Структура всех занятий по физкультуре заключается в последовательном выполнении детьми комплекса физических упражнений и игр. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности организма ребенка. На протяжении занятия в организме и психике ребенка происходят значительные положительные изменения: улучшается согласованность работающих органов и систем, появляется возможность нахождения определенного ритма работы и т.д.

Физкультурно-оздоровительный характер носят физкультурные минутки, цель которых – «повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить активный кратковременный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей руки» [8, с. 9]. Физкультминутки проводятся воспитателем  по мере  необходимости в течение 3-5 мин.,  в  зависимости от вида и содержания занятия. Физкультминутка составляет комплекс, включающий в себя 3-4 знакомых детям упражнения (обычно занимательного, игрового характера) для больших групп мышц.

В режиме ДОУ обязательно проводятся закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями. Это, как правило, хождение босиком, которое «позволяет проводить закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур пола, а также  является хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок» [2, с. 49]. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже + 18 С. В течение 4-5 дней дети ходят в носках, затем босиком по 3-4 мин., увеличивая время процедуры ежедневно на 1-2 мин., доводя до 15 – 20 мин. Хождение босиком начинают с 1 младшей группы. С детьми средних и старших групп можно проводить босиком утреннюю зарядку, физкультурные занятия, подвижные игры.

Подвижные и спортивные игры – это важное средство развития двигательных способностей старших дошкольников. В общепринятой классификации подвижных игр для детей дошкольного возраста выделяют простые (подвижные игры с правилами) и сложные (упрощенные спортивные игры ли игры с элементами спорта). К последним относятся городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей и другие. «Для игр с элементами спорта характерна определенная специфика и точность техники двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря). Эти действия требуют сохранения устойчивого положения в заданной позе после приседаний, поворотов, наклонов. Эти игры требуют от детей большей  самостоятельности,  быстроты,  ловкости  движений,  ориентировки в  пространстве.  Вот почему они  являются высшей формой обычных подвижных игр» [7, с.54].

Еще одной формой физкультурно-оздоровительных занятий являются тренировочно-коррекционные занятия, которые проводит руководитель физвоспитания совместно с инструктором ЛФК под наблюдением врача ЛФК в физкультурном зале. Занятия строятся с учетом психо-физиологических особенностей ребенка, уровня здоровья и подготовленности. Дети занимаются аэробикой, фитбол-гимнастикой, упражняются в беге, прыжках, лазании, метании и много играют. Особое внимание уделяется упражнениям для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Занятия по лечебной физкультуре проводятся в зале ЛФК инструктором ЛФК по назначению врача (по результатам осмотра и диагностики физического развития). Разнообразие упражнений в игровой форме и оборудования помогает  ребенку укрепить здоровье и успешно исправить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья.

Таким образом, в работе ДОУ используется большое количество разнообразных физкультурно-оздоровительных форм занятий с детьми. Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, то система физкультурно-оздоровительной работы ДОУ включает физкультурно-оздоровительные, закаливающие и коррекционные формы занятий, основная цель которых – сохранение и укрепление здоровья детей. Для эффективности этих занятий должны быть определены пути и созданы условия для приобщения детей к физкультурно-оздоровительной деятельности.

2. Пути приобщения детей дошкольного возраста к физкультурно-оздоровительным формам занятий

Приобщение детей к физкультурно-оздоровительным формам занятий в ДОУ осуществляется несколькими путями.

Первый путь – развитие двигательной активности детей через ее различные виды:

- движения во время бодрствования;

- подвижные игры;

- движения под музыку (музыкально-ритмические движения);

- зарядка (утренняя и бодрящая);

- гимнастика и массаж [10, с. 74].

Основные виды двигательной деятельности ребенка в ДОУ, их задачи, условия для осуществления и ответственные работники представлены в приложении 4.

Второй путь приобщения дошкольников к физкультурно-оздоровительным формам занятий – это оздоровление детей.

В оздоровительных мероприятиях одно из значимых мест отводится закаливающим процедурам и профилактическим мероприятиям. В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, в которой учитывается постепенность воздействия того или иного природного фактора. Так, с первой младшей группы начинают приучать ходить детей в облегченной одежде (воздушные ванны). Затем воздействие воздушных ванн на малышей расширяется (постепенное оголение конечностей, обучение элементам обширного умывания). Начиная со средней группы, детей обучают полосканию рта противовоспалительными травами, хождению босиком по массажным дорожкам. С воспитанниками старшего возраста проводят бодрящую гимнастику после сна в сочетании с воздушными ванными, влажное обтирание, оздоровительную гимнастику [9].

Профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний детей в ДОУ в осенне-зимний период представлены в приложении 5.

Обязательным оздоровительным моментом в работе ДОУ является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно.

Одним из важных путей приобщения дошкольников к физкультурно-оздоровительным формам занятий  является воспитание потребности детей в здоровом образе жизни.

Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:

- значение здорового образа жизни;

- осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;

- обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;

- взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;

- научиться приемам самомассажа;

- усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе [4].

Эти знания и представления детей средней, старшей и подготовительной к школе групп о здоровом образе жизни формируются на специально организованных занятиях, которые проводятся 1 раз месяц и тематика которых представлена в приложении 6.

Приобщению детей к занятиям физкультурно-оздоровительного характера способствует ежегодное проведения в ДОУ Дня (или Недели) Здоровья. В этот День (или Неделю) в детском саду проводятся такие оздоровительные и физкультурные занятия:

1. Занятия классического (традиционного) типа.

2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.

3. Прогулки-походы (это ходьба на определенные расстояния).

4. Сюжетно-игровые занятия, которые хорошо вписываются в прогулку.

5.Занятия на спортивных комплексах и тренажерах (если таковые имеются).

6. Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы.  

7. Самостоятельные физкультурные занятия. Модификация этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству воспитателей.

8. Занятия-тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы.  

Систематическое проведение Дней (Недели) здоровья в детском саду помогает вырастить детей здоровыми, выносливыми, физически подготовленными ко второй ступени в жизни ребенка, т.е. к поступлению в первый класс.

Проблемы приобщения дошкольников к физкультурно-оздоровительным формам занятий решаются в тесном контакте с семьей. Поэтому выделим еще один путь – работа с родителями. Здесь используются следующие методы взаимодействия семьи и ДОУ: анкетирование, проведение Дня открытых дверей (показ утренней гимнастики, физкультурного занятия, гимнастики после сна), индивидуальная беседа, консультирования (на родительских собраниях и в форме выпуска Валеологических газет, оформления стендов и консультаций по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни).

Спортивно-досуговая деятельность в условиях ДОУ предусматривает «ежемесячное проведение спортивных досугов и дважды в год – спортивных праздников для детей и их родителей» [5]. Эти формы способствуют «закреплению  полученных  детьми  на  физкультурных  занятиях  умений и навыков, активизации физиологических процессов в организме под воздействием активных движений и положительного эмоционального настроя детей и их родителей» [12, с. 121]. Детско-родительские игры и упражнения, которые организуются как спортивные праздники и досуги помогают решить проблемы эмоциональных отношений между ребенком и родителями, дарят радость от совместной деятельности. Знания и умения, полученные на совместных занятиях, помогают родителям в домашних условиях укреплять здоровье детей.  Консультационно-практические занятия для родителей воспитанников ДОУ, которые проводят руководитель физвоспитания, инструктор ЛФК и врач ЛФК, имеют цель – ознакомить  родителей с упражнениями и играми для профилактики различных заболеваний (простудных, опорно-двигательного аппарата и т.д.).

3. Условия приобщения детей дошкольного возраста к физкультурно-оздоровительным формам занятий

Для успешного приобщения детей дошкольного возраста к физкультурно-оздоровительным формам занятий с целью сохранения и укрепления их здоровья, полноценного физического развития, удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ должны быть созданы следующие условия:

- материально-техническое обеспечение этого процесса;

- режим дня в ДОУ;

- взаимодействие инструктора по физической культуре с другими работниками ДОУ;

- наличие квалифицированных специалистов по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста;

- взаимодействие с семьями детей [3, 4, 10].

Материально-техническое обеспечение приобщения детей к физкультурно-оздоровительным формам занятий включает:

- спортивный зал, оснащенный спортивными комплексами  и спортивным инвентарем;

- бассейн;

- музыкальный зал;

- кабинет медицинского работника;

- кабинет педагога-психолога;

- в группах обновляются и пополняются физкультурные уголки (фотоматериал);

- на территории ДОУ – спортивная площадка для подвижных и спортивных игр [4].

Приобщению детей к физкультурно-оздоровительным формам занятий способствуют режим дня в ДОУ, который основывается на сочетании деятельности статического и динамического характера и включает все разнообразие физкультурно-оздоровительных занятий. Так как большую часть времени в ДОУ ребенок проводит в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Инструктор по физической культуре должен оказать помощь воспитателям по различным вопросам физического совершенствования и оздоровления детей. Основными из них являются:

- подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики после сна, для организации игр между занятиями;

- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;

- организация подвижных игр на прогулке с учетом двигательной активности детей;

- обновление оборудования физкультурного уголка в группе;

- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности и оздоровлению детей в семье [14, с. 52].

Эффективность приобщения детей к физкультурно-оздоровительным формам занятий в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ во многом зависит от взаимодействия инструктора по физической культуры со старшим воспитателем, с медицинским персоналом, музыкальным руководителем, психологом, воспитателями. Для осуществления методической работы по проблеме приобщения дошкольников к разным формам физкультурно-оздоровительных занятий необходимо составить план совместной деятельности разных специалистов ДОУ, включающий консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и медико-педагогические совещания.

В ДОУ проводятся:

- педагогические советы по проблеме физкультурно-оздоровительной деятельности в соответствии с одной из задач «Годового плана» такие, например, как «Физическое развитие детей на занятиях и в повседневной жизни», «Совершенствование работы по оптимизации двигательного режима в условиях ДОУ», «Оздоровление детей – главная задача работников ДОУ» и др.;

- консультации для воспитателей на темы: «Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна», «Физическая готовность детей к школе», «Профилактика заболеваний в осенне-зимний период» и т.д.;

- планирование медико-педагогических совещаний на темы: «Эффективность физкультурно-оздоровительной работы», «Итоги оздоровительной работы ДОУ за год» и т.д..

Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:

1.Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.

2.Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.

3.Профилактика заболеваний.

3.Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

Важное условие успешного приобщения детей к физкультурно-оздоровительным занятиям – это наличие квалифицированных специалистов по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста и работа инструктора с воспитателями по поддержанию их физической форме и психологической устойчивости.

Работа с родителями – это еще одно условие приобщения детей к физкультурно-оздоровительным формам занятий, которая осуществляется на основе преемственности между детским садом и семьей по физическому воспитанию и оздоровлению детей. Здесь проводятся совместные спортивные праздники и физкультурно-досуговые мероприятия для детей и их родителей, осуществляется наглядная пропаганда по физическому воспитанию и оздоровлению детей (ознакомление родителей с результатами обследований, рекомендации, выставки, обучение оздоровительному массажу и гимнастики для детей, открытые занятия).

Заключение

В процессе анализа литературы по теме исследования и обобщения опыта работы детских садов  можно сделать следующие выводы.  

На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в любом детском саду. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные досуги, спортивные праздники) сюда входят и оздоровительно-профилактические занятия: лечебно-оздоровительная физкультура,  дыхательная, пальчиковая гимнастики, профилактические мероприятия и т.д..

Физкультурно-оздоровительные занятия в ДОУ направлены на всестороннее развитие личности в процессе индивидуального физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков. Основные задачи – научить каждого ребенка самостоятельно оздоравливаться, закаливать себя, используя выработанную двигательную потребность и любимые физические упражнения, виды спорта. Физкультурно-оздоровительные формы занятий позволяют улучшить состояние здоровья, опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, физическое развитие, физическую подготовленность и адаптационные возможности организма детей дошкольного возраста.

Эти задачи решаются при проведении разных форм физкультурно-оздоровительных занятий в ДОУ. Вот почему так важно приобщить каждого ребенка к физкультурно-оздоровительным формам занятий на базе глубокого всестороннего анализа индивидуальных физических и психологических особенностей каждого ребёнка с привлечением инструктора по физическому воспитанию, медицинского работника, психолога, родителей, воспитателя.

Основными путями приобщения дошкольников к физкультурно-оздоровительным формам занятий являются развитие двигательной активности детей через ее различные виды, оздоровление детей, воспитание потребности детей в здоровом образе жизни, ежегодное проведения в ДОУ Дня (или Недели) Здоровья, работа с родителями.

Условиями приобщения дошкольников к физкультурно-оздоровительным формам занятий в условиях ДОУ выступают материально-техническое обеспечение этого процесса, режим дня в ДОУ, взаимодействие инструктора по физической культуре с другими работниками ДОУ, наличие квалифицированных специалистов по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, взаимодействие с семьями детей.

Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в детском саду посредством всего многообразия физкультурно-оздоровительных занятий в детьми, удается воспитывать в каждом ребенке потребность к физической активности и здоровому образу жизни. Выпускники ДОУ, которые были вовлечены в различных физкультурно-оздоровительные формы занятий, как правило,  отличаются физическим и психологическим здоровьем, они активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях, т.е. обладают всеми качествами  гармонически развитой личности.

Список литературы

  1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье [Текст] / Н.М. Амосов. – М.: Здоровье и спорт, 1992. – 156 с.
  2. Асташина, М.П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие / М.П. Асташина. – Омск, 2002. – 64 с.
  3. Вареник, Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет [Текст] / Е.Н. Вареник. – М.: Сфера, 2009. - 128 с.
  4. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования [Текст] / Л.Д.Глазырина. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 144 с.
  5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 2008. – 235 с.
  6. Дик, Н.Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников [Текст] / Н.Ф. Дик, Е.В. Жердева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 251 с.
  7. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века [Текст] / Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 c.
  8. Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников [Текст] / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2008. – 143 с.
  9. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ [Текст] / М.Н. Кузнецова. – М.: АРКТИ, 2007. -  35 с.
  10. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст]: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д.Маханева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 108 с.
  11. Резанова, Т.С. Физическое воспитание в детском саду – важнейший фактор оздоровления детей [Текст]: материалы международной научно-практической конференции // Современные технологии и оздоровительные программы оздоровительного процесса по физической культуре и спорту в учебных заведениях / Т.С. Резанова, В.П. Зайцев, А.А. Титова. – Белгород: Издательство БелГТАСМ, 2005. – 217 с.
  12. Фараджева, Н.А. Обоснование эффективности физкультурно-оздоровительных занятий с детьми 5-7 лет [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.А.Фараджева. – Улан-Удэ, 2004. – 153 с.
  13. Хроленко, А. Н. Пальчиковая гимнастика для всех [Текст] / А.Н.Хроленко. – М.: НОРМА, 2001. – 226 с.
  14. Шарманова, С.Б. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Состояние, проблемы, технологические решения [Текст] / С.Б.Шарманова. – Челябинск, 2002. – 60 с.
  15. Ткачева, А.В. Всем всегда везде [Текст]: Игра – Королева Детства

Приложение 1

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Система двигательной активности +
+ система психологической помощи

 

  • Утренняя гимнастика;
  • прием детей на улице в теплое время года;
  • физкультурные занятия;
  • двигательная активность на прогулке;
  • физкультура на улице;
  • подвижные игры;
  • физкультминутки на занятиях;
  • гимнастика после дневного сна;
  • физкультурные досуги, забавы, игры;
  • спортивно-ритмическая гимнастика;
  • игры, хороводы, игровые упражнения;
  • тренировочно-коррекционные занятия;
  • занятия по лечебной физкультуре;
  • психогимнастика

Система закаливания

 

В повседнев-ной жизни

 

  • Утренний прием на свежем воздухе в теплое время года;
  • утренняя гимнастика (разные формы: оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры);
  • облегченная форма одежды;
  • ходьба босиком в спальне до и после сна;
  • сон с доступом воздуха (+19 °С ... +17 °С);
  • контрастные воздушные ванны (перебежки);
  • солнечные ванны (в летнее время);
  • обширное умывание

Специально организован-ная

 

  • Полоскание рта;
  • полоскание горла отварами трав;
  • занятие в бассейне;
  • контрастный душ (после бассейна) или полоскание в тазу;
  • общее УФО;
  • кислородные коктейли;
  • фиточай

Организация рациональ-ного питания

 

  • Организация второго завтрака (соки, фрукты);
  • введение овощей и фруктов в обед и полдник;
  • замена продуктов для детей-аллергиков;
  • питьевой режим

Диагностика уровня здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния

  • Диагностика уровня физического развития;
  • диагностика физической подготовленности;
  • обследование психоэмоционального состояния детей психологом;
  • оценка эмоционального состояния детей

Приложение 2

Комплекс стрельниковской (А.Н. Стрельникова) гимнастики по методу М.Н. Щетинина

1 упр. «Ладошки»

И.п. -  ноги врозь предплечья перпендикулярно полу, кисти разжаты, делать резкий вдох носом с шумом, одновременно сильно сжать ладони в кулаки.
2 упр. «Погончики»

И.п. - ноги врозь, руки согнуты в локтях, кулачки на уровне пояса, расстояние в один кулак. Сделать резкий вдох, одновременно опустить руки вниз пальцы разжать.

3 упр. «Насос»

И.п.- то же, пружинящие наклоны туловища вперед. В нижней точке движения делается мгновенный вдох. Слишком низко наклоняться необязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно.

4 упр. «Кошка»

И.п. - ноги врозь, руки согнуты в локтях на уровне пояса, выполнять пружинящие повороты корпуса, ноги не отрывать, руками делать хватательные движения с резким вдохом носом.

5 упр. «Обними плечи»

И.п. - ноги врозь, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Сведение рук перед грудью (сверху удобная вам рука). При встречном движении рук сжимается верхний отдел легких, в этот момент происходит быстрый, шумный вдох).

6 упр. «Большой маятник»

И.п. – ноги врозь, руки внизу, упр. «Насос» и упр. «Обними плечи» вместе, наклоны вперед и назад по принципу маятника. Вдох делается в крайней точке наклона. При наклоне назад руки сводятся перед грудью.

7 упр. «Повороты»

Повороты головы в стороны (направо и налево. В конечной точке каждого поворота – короткий, шумный, быстрый вдох носом, так, чтобы крылья носа слегка втягивались, сжимались, а не раздувались).

8 упр. «Ушки или Китайский болванчик»

Наклоны головы вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения.

9 упр. «Малый маятник»

Наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце движения.

10 упр. « Перекаты»

И.п. – одна нога впереди другая сзади на расстоянии 1 шага, руки внизу свободно, выполнять пружинящие приседания в полувыпаде попеременно на ногу впереди и на ногу сзади, ноги не отрывать от пола, ставить на носок, руки свободно. Вдох выполнять в момент выпада.

Приложение 3

Пальчиковая гимнастика для дошкольников 3-7 лет

1.Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.

У тебя есть две руки,

Есть и 10 пальчиков.

Будут пальчики трудиться,

Не пристало им лениться.

2. «Уточка». Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде.

Уточка, уточка

По реке плывет.

Плавает, ныряет,

Лапками гребет.

3. «Кошка»

Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

4.«Веер»

Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.

5.«Белочка»

Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстокожему,

Заиньке усатому.

6.«Встреча»

Поочередно прикасаться подушечками пальцев: мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д.

Пальчики проснулись,

Пальчики встречались.

Бегали, играли,

Дружно попрощались.

Приложение 4

Основные виды двигательной деятельности ребенка в ДОУ

Вид
двигательной деятельности

Физиологическая и воспитательная задача

Необходимые условия

Ответственный

Движения во время бодрствования

 

Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости и гибкости

Место. Одежда, не стесняющая движения. Игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движениям

Старшие воспитатели групп, воспитатели по физической культуре, инструктор по физической культуре

Подвижные игры

 

Воспитание умения ребенка двигаться в соответствии с окружающими, со словом взрослого и согласно правилам игры

Правила игры

 

Воспитатели групп

 

Движения под музыку

Отработка ритмических движений

Музыкальное сопровождение

Музыкальный руководитель

Гимнастика
и массаж

Воспитание точного двигательного навыка. Качественное созревание мышц

Обязательное наличие гимнастических пособий или непосредственное руководство взрослого

 

Старшая медицинская сестра, воспитатель по физической культуре,
инструктор
по физической культуре

Приложение 5

Профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний детей в ДОУ в осенне-зимний период

Профилактические мероприятия в помещениях д\с:

  1. Поддержание чистоты
  2. Кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ
  3. Проветривание спальни перед сном и проветривание групп

Профилактические мероприятия для детей:

  1. Вакцинирование детей по возрасту противогриппозной сывороткой и закладывания оксолиновой мази в нос
  2. Витаминизация детей (Ревит, Витамин  «С»)
  3. Полоскание рта и горла настоем трав (ромашка, шалфей, календула)
  4. Дыхательная гимнастика:

- 2 младшая группа – среда

- средняя группа     – пятница

- старшая группа     –  понедельник

5.Закаливающие процедуры:

- Утренняя гимнастика, физкультурные занятия

- Прогулки на свежем воздухе

- Хождение по группе босиком

Приложение 6

Тематическое планирование занятий по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни

Месяц

Тема занятий

Сентябрь

“Вот я какой”

Октябрь

“Чтобы быть здоровым”

Ноябрь

“Наши органы дыхания”

Декабрь

“Наши органы слуха”

Январь

“Как сохранить хорошее зрение”

Февраль

“Зачем человеку язык? Как сохранить зубы здоровыми?”

Март

“Мои защитники кожа, ногти, волосы”

Апрель

“Внутренние органы”

Май

“Правила на всю жизнь”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропаганда здорового образа жизни – необходимое условие приобщения дошкольников к физической культуре

Опыт работы  с родителями воспитанников по приобщению детей к физической культуре и здоровому образу жизни....

«Целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно – оздоровительных методик и технологий».

Основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния....

КОНКУРС. Консульация для родителей и воспитателей ДОУ. «Игра-драматизация, как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям»

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ СУРСКОГО РАЙОНА.

Мы считаем, что именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, любовь и преданность к родному дому и семье. Мы считаем, что без знания своих ...