Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
статья на тему

В данной публикации говорится об актуальности использования в ДОУ здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 3 станицы Старовеличковской

Из опыта работы

«Система физкультурно-оздоровительной работы в  ДОУ»

Карпусенко Ирина Ивановна

                                                              воспитатель МБДОУ-д/ № 3

                                                   ст. Старовеличковской

Из опыта работы

«Система физкультурно-оздоровительной работы в  ДОУ»

Карпусенко Ирина Ивановна воспитатель МБДОУ-д/ № 3

ст. Старовеличковской

«Забота о здоровье детей это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

В современных условиях функционирования и развития образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.

        В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является хорошая физическая подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека  нашего общества.

       Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

Работая над опытом работы я поставила перед собой следующие задачи:

      1. Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.

2. Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

3. Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.

Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников в образовательной деятельности, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности и группы здоровья. Как развивать интерес  к занятиям физкультуры и  потребности  в здоровом образе жизни.

Я  определила цель: разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование и сохранение здоровья детей  дошкольного возраста.

 1. Изучить проблему физкультурно-оздоровительной работы с  детьми  дошкольного возраста в педагогической литературе.

2.  Подобрать и апробировать комплекс мероприятий,  способствующих систематизировать физкультурно-оздоровительную работу с детьми  дошкольного возраста.

3.  Разработать систематизацию подвижных игр, направленных  на

физическое оздоровление и двигательную активность детей.

4. Разработать тематическое перспективное  планирование НОД по физическому развитию.

     

Для решения поставленных задач использую следующие принципы. Обратите внимание на слайд.

Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному

Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип наглядности  является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься.  для каждого задания, выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ ,словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

 Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой считаю, что необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.                                  

                                               

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

Я использую разнообразные формы работы по оздоровлению детей и  формирования представлений у дошкольников ЗОЖ.

Утренняя гимнастика  является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, я провожу на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Проводится  ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираю в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду использую  лишь элементы спортивных игр. Данный вид деятельности является наиболее распространённым и незаменимым.

Игры-забавы – это по существу физические упражнения в игровой форме с музыкальным сопровождением или без.

Самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий. Организация  правильного руководства самостоятельной деятельностью детей в значительной мере влияет на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Организация спортивных досугов, праздников.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья.

 Темы праздников самые разнообразные: «Мы – спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна» и т.д.

Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ.

В рамках образовательной области «Здоровье» для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно - образовательная работа в ДОУ и семье. 

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления. Положительный эффект даёт использование в работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления таких, как:

Оздоровительный бег (дозированный) – даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия;  тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы.

Нетрадиционные виды упражнений:

Самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребёнка.

Аутотренинг – помогает воздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться.

Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения у ребёнка. Обучая детей приёмам релаксации, я помогаю снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя.

Музыкотерапия – это лекарство, которое дети слушают. Мелодии доставляющие ребёнку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект.

Музыкально-подвижные игры - применяемые практически на всех НОД, и являются ведущим видом деятельности дошкольников.

Креативная гимнастика -способствует  внедрению в работу с детьми нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

На некоторых здоровьесберегающих технологиях, применяемых в моей педагогической деятельности, я хочу остановиться более подробно.

Пальчиковая  гимнастика - служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Гимнастика для глаз профилактика зрительных нарушений - актуальная тема, так как около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения.

Гимнастика дыхательная – используется мной в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Перед ее проведением необходимо обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа.

Гимнастика бодрящая -  форма проведения может быть  различна: например, упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по дорожкам «здоровья», лёгкий бег из группы в спортзал с разницей температуры в помещениях и другие.

Нетрадиционные виды упражнений:

Самомассаж  и массаж  провожу в зависимости от поставленных целей, отдельными сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, он помогает повысить защитные функции организма ребенка.

В утренние часы возможно проведение  точечного  самомассажа. Рекомендую в преддверии эпидемий, в любое время дня, строго по специальной методике через специальные модули. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Игры с песком и водой для этого можно использовать самые  разнообразные подручные материалы, обогащающие среду и дающих возможность ребёнку эмоционально развиваться. В качестве таких, не требующих больших материальных затрат, можно использовать контейнеры для киндер-сюрпризов (для игр с водой), крышки от пластиковых бутылок (для игр с песком).

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из предложенных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в моей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитанников и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, значительно снизил уровень заболеваемости детей.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Большое значение я придаю организации  работы взаимодействия с родителями.

 В работе  применяю  нетрадиционные формы работы.  

Информационно-аналитические: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. (Проведение социологических срезов, опросов.)

Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. (Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.)

 Познавательные: ознакомление родителей с возрастными и физическими особенностями детей дошкольного возраста.

( Семинары-практикумы, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы.)

 Наглядно-информационные: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.

( Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей.)

В работе с родителями  использую метод проектной деятельности.

Я разработала и реализовала педагогические проекты: «Овощи и  фрукты витаминные продукты», «Веселая физкультура», «Мы здоровью скажем, да!».

Проектная деятельность помогает мне объединить в едином творческом процессе педагогов, детей и родителей, что способствует формированию позитивных детско-родительских отношений. Я рекомендую родителям использовать различные виды гимнастик, игр и массажей направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать. Родители активно участвую в изготовлении атрибутов к подвижным  и сюжетно-ролевым играм. Их волнует и интересует здоровье и физическое развитие своих детей.

В результате проведенной работы я отметила, что к концу года большинство детей реже болеют, уверенно выполняют физические упражнения и с удовольствием включаются в спортивные игры.

Обобщенный мною опыт может быть использован воспитателями ДОУ, физинструкторами, а также всем кого интересует проблема физического развития детей дошкольного возраста.

Работа в данном направлении требует постоянного личностного и профессионального роста педагога, активной жизненной позиции, чуткого, бережного отношения к детям.

 

«Здоровый ребенок - успешный ребенок!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий....

Опыт работы "Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"

Данный опыт работы может быть полезен и интересен для педагогов, работающих с дошкольниками....

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГБДОУ № 25 КУРОРТНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «УМКА» В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС

  В данной статье описывается опыт использования здоровьесберегающих технологий в ГБДОУ №25 Курортного района Санкт-Петербурга "Умка" в условиях Новых ФГОС...

Практический опыт применения здоровьесберегающих технологий у дошкольников с ОВЗ

В статье описан практический опыт учителя-дефектолога ч дошкольниками с задержкой психического развития по применению здоровьесберегающих технологий....

Опыт: "Использование здоровьесберегающих технологий в ЛОП"

Опыт работы с детьми в летний оздоровительный период в ДОУ, с использованием здоровьесберегающих технологий....

Опыт работы: "Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре".

Одной из главных задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья детей. В данном опыте работы подробно описаны все здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в до...