Игровой тренинг
материал на тему

Чубук Юлия Владимировна

«Народные игры Белгородчины в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_trening.docx22.12 КБ
Файл igrovoy_trening.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 п.Разумное

Белгородского района Белгородской области»

Чубук Юлия Владимировна

Тема игрового тренинга:

«Народные игры Белгородчины в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Цель: приобщать детей дошкольного возраста к традициям родного края через использование народных игр Белгородчины.

Задачи:

- содействовать укреплению здоровья дошкольников;

- приобщать к народным традициям родного края;

- способствовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями;

- воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;

- прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно играть в народные игры Белгородчины.

Ход:

- Добрый день, уважаемые коллеги. Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти всё, чем занимаются маленькие дети, в самостоятельной или совместной с педагогом деятельности, так или иначе связано с игрой. Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни.

Игра в народной культуре – это форма развлечения. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Народная игра выделена нами, как одна из форм реализации регионального компонента.

Считается, что использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность Белгородчины, колорит его обычаев, сформировать интерес к культуре родного края, ее традициям.

Поэтому в настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. На наш взгляд, народная игра способствует формированию гармонически развитой, активной личности, позволяет решать задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры родного края.

В народных играх выделяются следующие аспекты развития детей:

- речевое (словесное) общение;

- ритмическое или мелодическое выражение;

- совместные движения и действия.

Народные игры Белгородчины вобрали в себя лучшие региональные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт; в них много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

При огромном разнообразии видов игр и их классификаций расскажу об интеллектуальных народных играх, в которые можно играть с детьми в группе или на прогулке.

Игра «Глупый телефон»

Играющие садятся цепочкой. Ведущий шепчет какое-либо слово, желательно длинное, малораспространенное слово первому игроку. Он шепотом передает следующему игроку и так до последнего. Говорят один раз слово, не повторяют его; если один из играющих не понял – переспрашивать нельзя. Ведущий спрашивает последнего; если он верно сказал, то игра продолжается тем же ведущим. А если неверно дошло слово, то спрашивают всех по порядку и определяют, кто первый сказал неверно, тот и становится ведущим или выбывает из игры.

Игра “Золотые ворота”

Описание: Дети делятся на пары. Образуется некоторое число пар. Несколько пар встают лицом друг к другу и поднимают руки, образуя ворота. Остальные участники берутся за руки так, что получается цепочка. Игроки ворота говорят считалку, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Считалка:

Тра- та-та,
Тра-та-та,
Отворяем ворота,
Золотые ворота,
Поспешайте все сюда,
Пропускаем раз,
Пропускаем два,
А на третий раз – 
Не пропустим вас.

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те участники, которые оказались пойманными, становятся воротами. Игра продолжается некоторое время. Ворота побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра «Наоборот»

Дети стоят в кругу, водящий в центре движется по кругу и останавливается перед одним из участников. Дотрагивается до своего уха и говорит: «Это мой нос» (т. е. наоборот).

Тот, напротив кого остановился водящий, должен дотронуться до своего носа и сказать наоборот: «Это мое ухо». Игра повторяется.

Игра «Петушиный бой»

Правила:

1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.

2. Руками толкать друг друга нельзя.

Указания к проведению: участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Игра «Солнце»

В центре круга – «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «Солнце» догоняет детей.

Игра «Карусели»

Продолжаем мы веселье,

Все бегом на карусели.

К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Таким образом, использование народных игр Белгородчины, не только побуждает детей к двигательной активности и укрепляет здоровье, но и способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к народным традициям родного края. Они развивают у ребенка навыки социального поведения, позволяют проявлять творческие способности при придумывании детьми новых вариантов игр. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Звонница», «Краски», «Фанты», «Плетень».

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие народные традиции.



Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 п.Разумное

Белгородского района Белгородской области»

Чубук Юлия Владимировна

Тема игрового тренинга:

«Народные игры Белгородчины в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Цель: приобщать детей дошкольного возраста к традициям родного края через использование народных игр Белгородчины.

Задачи:

- содействовать укреплению здоровья дошкольников;

- приобщать к народным традициям родного края;

- способствовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями;

- воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;

- прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно играть в народные игры Белгородчины.

Ход:

- Добрый день, уважаемые коллеги. Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти всё, чем занимаются маленькие дети, в самостоятельной или совместной с педагогом деятельности, так или иначе связано с игрой. Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни.

Игра в народной культуре – это форма развлечения. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Народная игра выделена нами, как одна из форм реализации регионального компонента.

Считается, что использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность Белгородчины, колорит его обычаев, сформировать интерес к культуре родного края, ее традициям.

Поэтому в настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. На наш взгляд, народная игра способствует формированию гармонически развитой, активной личности, позволяет решать задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры родного края.

В народных играх выделяются следующие аспекты развития детей:

- речевое (словесное) общение;

- ритмическое или мелодическое выражение;

- совместные движения и действия.

Народные игры Белгородчины вобрали в себя лучшие региональные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт; в них много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

При огромном разнообразии видов игр и их классификаций расскажу об интеллектуальных народных играх, в которые можно играть с детьми в группе или на прогулке.

Игра «Глупый телефон»

Играющие садятся цепочкой. Ведущий шепчет какое-либо слово, желательно длинное, малораспространенное слово первому игроку. Он шепотом передает следующему игроку и так до последнего. Говорят один раз слово, не повторяют его; если один из играющих не понял – переспрашивать нельзя. Ведущий спрашивает последнего; если он верно сказал, то игра продолжается тем же ведущим. А если неверно дошло слово, то спрашивают всех по порядку и определяют, кто первый сказал неверно, тот и становится ведущим или выбывает из игры.

Игра “Золотые ворота”

Описание: Дети делятся на пары. Образуется некоторое число пар. Несколько пар встают лицом друг к другу и поднимают руки, образуя ворота. Остальные участники берутся за руки так, что получается цепочка. Игроки ворота говорят считалку, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Считалка:

Тра- та-та,
Тра-та-та,
Отворяем ворота,
Золотые ворота,
Поспешайте все сюда,
Пропускаем раз,
Пропускаем два,
А на третий раз – 
Не пропустим вас.

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те участники, которые оказались пойманными, становятся воротами. Игра продолжается некоторое время. Ворота побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра «Наоборот»

Дети стоят в кругу, водящий в центре движется по кругу и останавливается перед одним из участников. Дотрагивается до своего уха и говорит: «Это мой нос» (т. е. наоборот).

Тот, напротив кого остановился водящий, должен дотронуться до своего носа и сказать наоборот: «Это мое ухо». Игра повторяется.

Игра «Петушиный бой»

Правила:

1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.

2. Руками толкать друг друга нельзя.

Указания к проведению: участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Игра «Солнце»

В центре круга – «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «Солнце» догоняет детей.

Игра «Карусели»

Продолжаем мы веселье,

Все бегом на карусели.

К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Таким образом, использование народных игр Белгородчины, не только побуждает детей к двигательной активности и укрепляет здоровье, но и способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к народным традициям родного края. Они развивают у ребенка навыки социального поведения, позволяют проявлять творческие способности при придумывании детьми новых вариантов игр. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Звонница», «Краски», «Фанты», «Плетень».

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие народные традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ПЛАН-КОНСПЕКТИГРОВОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙНА ТЕМУ:«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»...

игровой тренинг "Необычное путешествие"

игровой тренинг для родителей и детей...

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.Задачи:-Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального конта...

Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.

Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.  В настоящее время родителям предлагается большое количе­ств...

Сценарий мероприятия с родителями, педагогами - Игровой тренинг "Эффективные игровые технологии по обучению детей безопасному поведению на дорогах"

Игровой тренинг для взрослых , участники знакомятся с эффективными играми - викторинами, тренингами, дидактическими играми по обучению детей ПДД. При этом сами играющие соревнуются, проявляя смекалку,...

Игровой тренинг с воспитателями «Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры»

теоретический доклад и практический тренинг с народными играми с педагогами ДОУ на тему "Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры"....