Физкультурно-оздоровительный проект "Путешествие в страну здоровья"
проект на тему

Кальницкая Елена Николаевна

Физкультурно-оздоровительный проект «Путешествие в страну здоровья»  характеризуется тем, что  его содержание тесно переплетает между собой все сферы  жизни, деятельности и интересов детей и взрослых. Его основная идея заключается в том, что детям предлагается совершить длительное и увлекательное путешествие в разные темы и области здоровья. Проект объединяет в себе несколько подпроектов (интересных тем, станций, остановок), которые в свою очередь могут служить как основной темой для совместных исследований, познавательных инициатив детей. Новизна проекта заключается в предоставлении детям права выбора разных видов деятельности.  Детям  предоставляется выбор маршрутов, которые они могут сформировать совместно, учитывая, желания и интересы друг друга. В основу проекта положен деятельностный подход, осуществляемый в процессе ведущих видов детской деятельности: игровой, двигательной, познавателно-исследовательской. Ведущей формой организации детей являются практические пробы, которые представляют собой совокупность разных  видов детской деятельности по реализации определенного содержания. Важное значение в проекте принадлежит формированию мотивации в  становлении предпосылок здорового образа жизни. Этому способствует привлечение  в зависимости от возрастных особенностей детей игровых персонажей или решение реальных проблемных ситуаций, основанных на опыте детей. Проект реализуется в каждой возрастной группе. Особенностью реализации  его механизма состоит в тесном сотрудничестве всего педагогического коллектива и родительской общественности с привлечением внешних партнеров. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturnyy_proekt_microsoft_office_word.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО  РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД       КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА   «ТЕРЕМОК»

Физкультурно-оздоровительный проект

«Путешествие в страну здоровья»

Автор:

Кальницкая Е.Н.

п.г.т. Федоровский

 2013-2014 год

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Физкультурно-оздоровительный проект «Путешествие в страну здоровья»  характеризуется тем, что  его содержание тесно переплетает между собой все сферы  жизни, деятельности и интересов детей и взрослых. Его основная идея заключается в том, что детям предлагается совершить длительное и увлекательное путешествие в разные темы и области здоровья. Проект объединяет в себе несколько подпроектов (интересных тем, станций, остановок), которые в свою очередь могут служить как основной темой для совместных исследований, познавательных инициатив детей. Новизна проекта заключается в предоставлении детям права выбора разных видов деятельности.  Детям  предоставляется выбор маршрутов, которые они могут сформировать совместно, учитывая, желания и интересы друг друга. В основу проекта положен деятельностный подход, осуществляемый в процессе ведущих видов детской деятельности: игровой, двигательной, познавателно-исследовательской. Ведущей формой организации детей являются практические пробы, которые представляют собой совокупность разных  видов детской деятельности по реализации определенного содержания. Важное значение в проекте принадлежит формированию мотивации в  становлении предпосылок здорового образа жизни. Этому способствует привлечение  в зависимости от возрастных особенностей детей игровых персонажей или решение реальных проблемных ситуаций, основанных на опыте детей. Проект реализуется в каждой возрастной группе. Особенностью реализации  его механизма состоит в тесном сотрудничестве всего педагогического коллектива и родительской общественности с привлечением внешних партнеров.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Как показывает анализ, история культуры присутствует в традиционной  практике физического воспитания лишь номинально. Эталоном создателей традиционных методик физического воспитания был и остается спорт и нормативные способы организации двигательной активности.

Мы не хотим сказать, что сложившаяся практика физического воспитания в ДОУ, полностью воспроизводит дух спорта высоких достижений, по своему учитывая возрастные особенности дошкольников, однако традиционные методики избирают в качестве приоритетного направления работы “натаскивания” детей в сфере выполнения обыденных движений. Особое место в практике физического воспитания отводится работе по улучшению показателей основных видов движений бег, ходьба, прыжки. . . несмотря на то, что собственно в этом нет ничего плохого. Сомнение вызывает другое: то, как двигательные навыки оформляются в традиционном содержании, какой ценой достигается их прочное усвоение. Фактически развивающая педагогическая работа подменяется “тренерской”, которую осуществляет воспитатель по физической культуре. С учетом этого возникает необходимость фундаментального статуса физической культуры, имеющего значение в психофизическом развитии ребенка-дошкольника. Не снимая задачи формирования основных двигательных умений и навыков, мы включаем эту задачу в более широкий контекст детского развития.

Физическая культура - потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им (культурно не оформленного) двигательного опыта.

Сейчас у нас не мало дошкольных учреждений разного типа и различной специализации, которые работают по новым комплексным программам. К сожалению, в них не уделяется должного внимания физическому воспитанию, не  продумана взаимосвязь и взаимозависимость обучения ребенка с его психофизическим состоянием.

Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время более чем на половину – от его образа жизни.

Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Проанализировав все это, мы пришли к выводу, что общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы:

- Не учитывают конкретных условий детских учреждений в разных регионах;

- Не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;

- Не реализуют потребности детей в движении и др.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Данная проблема определила цель нашего проекта:

Создание условий для формирования предпосылок к здоровому образу жизни детей в конструктивном взаимодействии участников проекта.

Задачи: 

1.Совершенствование познавательного потенциала воспитанников по вопросам здорового образа жизни.

2.Развитие двигательных возможностей и потребностей детей.

3.Формирование устойчивого мотивационного компонента в  приобретении положительного опыта укрепления и сохранения здоровья.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Содержание проекта будет реализовываться через комплекс  мероприятий  в совместной деятельности воспитанников и взрослых. В каждой группе темы определенные маршрутом будут иметь свою специфику, в зависимости от возраста детей, их интересов. Последовательность  в актуализации тем также определяется совместно  детьми  и взрослыми.

Основные темы (станции, остановки) проекта:

1.Загадки нашего организма.

2.Знакомые и незнакомые движения

3.Продукты питания: друзья и враги

4.Закаляйся!

5.Папа, мама, я – здоровая семья!

РЕСУРСЫ

Для реализации проекта потребуется  заинтересованное участие всех педагогов ДОУ, родителей. Временные затраты составят 6 месяцев. Потребуются информационные ресурсы для  повышения педагогической компетентности ( современные технологии деятельностного подхода, знание проектных методов). Важен  «административный» ресурс, как связующее звено в организации, планировании, осуществлении взаимодействия между всеми участниками проекта. Дополнительных материально-технических ресурсов не потребуется. В каждой группе в достаточном количестве физкультурное оборудование, оборудование для экспериментирования, познавательный материал. Будет достаточно того финансирования, что выделяется на реализацию основной образовательной программы.

ПАРТНЕРЫ

ФСОЦ «Федоровский», МБУЗ ФГБ,  МОУ СОШ №5, библиотека.

ЦЕЛЕВАЯ  АУДИТОРИЯ

В проекте принимают участие воспитанники четырех возрастных групп с 3 до 7 лет, педагоги и специалисты ДОУ, родители. Предполагаемое количество участников 100 детей, 20 педагогов, 50 родителей.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Участники

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1 этап – организационный (2 недели)

дети

Совместно с родителями и педагогами принимают участие в обогащении развивающей среды по теме проекта

педагоги

Изучение информационных источников, подготовка развивающей среды, сообразно теме проекта, разработка вариативных планов

родители

Принимают участие в обогащении развивающей среды по теме проекта, оказывают информационную и практическую поддержку детям и педагогам

2 этап – практический (5 месяцев)

Станция – «Загадки нашего организма»

дети

Практические пробы: «Глаза, уши, нос – ответят на любой вопрос!»

« Да здравствует мыло душистое!»

«Веселая зарядка»

Практические пробы: «Где живут наши чувства?»

«Зачем нам нужны чистота и порядок?»

Эксперимент: «Нарушенный режим»

Практические пробы: «Зачем человеку скелет?»

«Путешествие вредных микробов»

Эксперимент:

«Праздник непослушания»

Практические пробы: «Что у нас внутри?»

«Почему мы болеем?

Эксперимент:

«Праздник непослушания»

педагоги

Организационно-направляющая деятельность, партнеры в практических пробах, источники информации

Организацион но-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации

Организацион но-направляющая деятельность, поддерживаю щие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации

Организацион но-направляющая деятельность, консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации

родители

Партнеры в практических пробах, источники информации

Поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации

Поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации

Консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации

Станция - «Знакомые и незнакомые движения»

дети

Спортивный праздник «Веселые зайчата»

Практические пробы: «Мы умеем танцевать!»

Спортивный праздник: «Хотим мы быть здоровыми»

Практические пробы: «Как двигаются предметы?»   « Танцуем вместе»

Спортивный праздник:  «Веселые старты», «Сильным, ловким вырастай» Практические пробы: «Танцы народов мира» «Движения разных спортсменов»

Спортивный праздник: «Праздник забытых игр», «Олимпиада»

Практические пробы: «Танцы народов мира»

«Движения разных профессий»

педагоги

Разработка,  сценария праздника, подготовка, организация его проведения организацион но-направляющая деятельность, партнеры в практических пробах, источники информации  

Разработка,  сценария праздника, подготовка, организация его проведения организацион но-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации

Разработка,  сценария праздника, подготовка, организация его проведения организацион но-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации

Разработка,  сценария праздника, подготовка, организация его проведения организацион но-направляющая деятельность, консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации

родители

Участники спортивного праздника, партнеры в практических пробах, источники информации

Участники спортивного праздника, поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации

Участники спортивного праздника, поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации

Участники спортивного праздника, консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации

 Станция – «Продукты питания: друзья и враги»

дети

Практические пробы: «Угощения для друзей»

«Витамины»

«Что мы купим в магазине?»

Практические пробы: «Готовим обед»,  «Составляем меню»

«Где живут витамины?»

Практические пробы: «Готовим салат витаминный»

 «Праздничное меню»

«Витамины – наши друзья»

Практические пробы: «Готовим салат»  

«Где живут вредные продукты?»

«Витамины – наши друзья»

педагоги

Организационно-направляющая деятельность, партнеры в практических пробах, источники информации

Организацион но-направляющая деятельность, поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации

Организацион но-направляющая деятельность, поддерживаю щие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации

Организацион но-направляющая деятельность, консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации

родители

Партнеры в практических пробах, источники информации

Поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации

Поддерживающие партнеры в практических пробах, источники и навигаторы информации

Консультанты в практических пробах, навигаторы и источники информации

Станция – «Закаляйся!»

дети

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры после дневного сна, прогулки, посещение бассейна (старшая и подготовительная группа)

педагоги

Подготовка и организация мероприятий по закаливанию

родители

Проведение закаливающих мероприятий в домашних условиях

Станция – «Папа, мама, я – здоровая семья!»

Дети

Участники Оздоровитель ный праздник    « Делай как я!»

Участники Оздоровитель ный праздник

«Веселая азбука здоровья»  

Участники Оздоровитель ный праздник

«Фестиваль семейных традиций»

Участники Оздоровитель ный праздник

«Праздник выходного дня»

Совместный праздник « Презентация портретов здоровья»

педагоги

Разработка,  сценария праздника, подготовка, организация его проведения

Разработка,  сценария праздника, подготовка, организация его проведения, разработка и проведение деловой игры для родителей «Основы здорового образа жизни»

Разработка,  сценария праздника, подготовка, организация его проведения

Разработка,  сценария праздника, подготовка, организация его проведения

родители

Участники оздоровительного праздника

Участники оздоровительного праздника и деловой игры

Участники оздоровительного праздника, подготовка презентаций своих семейных традиций

Участники оздоровительного праздника, подготовка презентаций семейных маршрутов здоровья

3 этап – обобщающий (1 месяц)

дети

Практические пробы: подготовка «Портретов здоровья»,

педагоги

Организационно-направляющая деятельность, поддержка детских инициатив, подведение итогов

родители

Подготовка презентаций, помощь и поддержка детей в подготовке «Портретов здоровья»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И  СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Результатами-продуктами проекта будут составленные в каждой группе «Портреты здоровья», которые формируются  на протяжении всего проекта и отражают последовательность выбранных маршрутов детьми. Форма его оформления у каждой группы может быть индивидуальной. Кроме этого результатами-продуктами станут методические разработки и сценарии праздников, практических проб, презентации родителей «Семейные традиции» и «Семейные маршруты здоровья», информация на сайте ДОУ. Итоговый праздник также будет результатом продуктом, по его итогам будет составлен фоторепортаж и размещен на сайте нашего образовательного учреждения.

Самым важным результатом-эффектом должен  стать новый уровень  взаимодействия образовательного учреждения и семьи, более тесные контакты, сближающие детей и родителей, создание предпосылок формирования основ здорового образа жизни у детей, укрепление положительных начал здорового образа жизни у взрослых участников проекта.  Обогащение познавательного потенциала  детей позволит создать прочную базу для формирования мотивационного компонента в  принятии  основ здорового образа жизни детьми. Проект позволит обогатить двигательный арсенал детей, его переосмысление и творческое использование.

        Конкретные показатели эффективности проекта – это возрастание физической подготовленности на 10%, скоростных качеств на 2%, показателей гибкости на 9%, скоростно-силовый качеств на 6%. Стабилизация таких показателей как заболеваемость, посещаемость, индекс здоровья.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

При положительный результатах реализации проекта он может быть возобновлен в другой временной отрезок, при условии инвентаризации его содержания, методов и форм работы с детьми и взрослыми, под углом познавательных запросов и инициатив детей. Кроме того данный проект может быть использован другими  образовательными учреждениями дошкольного образования, так как он прост в воспроизведении и предусматривает творческую интерпретацию наполнения содержания проекта, отдельных его тем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. // “Дошкольное воспитание” - 1993. № 9
  2. О. Гипса. Забота о здоровье детей. // “Дошкольное воспитание”-1990. №1.
  3. Коростелев И. Б. ”Воспитание здорового дошкольника” - М. :Просвещение, 1986.
  4. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М. : “Аркти”,2002
  5. Кудрявцев В. . Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития// “Дошкольное воспитание”-1999. №1,№3.
  6. Кудрявцев В. Т. , Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. -М. 1990.
  7. Развитие движений ребенка — дошкольника. Из опыта работы. Под редакцией М. И. Фонарева. М. : Просвещение, 1975.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно - оздоровительный досуг "Путешествие в страну Фантазий".

Оздоровительный досуг включает такие  мероприятия: игровой массаж, физминутки, подвижные игры, , ходьба по ребристым массажным дорожкам,  коммуникативные, речевые игры, ритмическая гимнастик...

Физкультурно - оздоровительный досуг "Навстречу к Радуге Здоровья".

Оздоровительный досуг включает в себя самомассаж, подвижные игры, ходьбу по массажным и корригирующим дорожкам, песни, образно - игровую композицию физкультурной направленности....

Физкультурно -оздоровительный проект "Наша традиция -быть здоровым"

Физкультурно-оздоровительный проект для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарно-режиссерская разработка физкультурно-оздоровительного (спортивного) мероприятия: «Веселая страна Мультипультия»

В настоящее время растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого дошкольного учреждения, в том числе и нашего. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Мы не можем представить...

Конспект НОД по физкультурно-оздоровительной работе "Поможем зайке быть здоровым"

В конспекте раскрываются задачи по физическому развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию, познавательному развитию...

Сценарий физкультурно-оздоровительного досуга "Путешествие в страну "Здоровейка"

Цель физкультурно - оздоровительного досуга:Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации игровой и двигательной деятельности....