Организация и планирование работы на прогулках в зимний период
статья на тему

Дорошенко Ольга Викторовна

Организация и планирование работы на прогулках в зимний период

                   Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_progulki.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и планирование работы на прогулках в зимний период

                   Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырёх часов в день.

Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведённое на прогулки, должно строго соблюдаться.

Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание).

Оформление зимних участков – работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием.

Снежные постройки:

фигуры для закрепления навыков равновесия.

фигуры для перешагивания

фигуры для упражнений в метании.

фигуры для подлезания.

горки для скатывания.

Большое значение необходимо придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок выполняются следующие требования:

В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.

Во 2 мл. группе – высота 80-90см.

В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.

В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.

При планировании воспитателями прогулок в планах воспитательно-образовательной работы важно соблюдать все 5 этапов.

Наблюдение;

Трудовая деятельность;

Игровая деятельность;

Индивидуальная работа;

Самостоятельная деятельность детей.

Наблюдения:

в планах ВОР указывается объект, тема, цель наблюдения, цель проведения и с кем оно проводится;

наблюдения за живыми и неживыми объектами;

наблюдения за явлениями окружающей действительности.

Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), указывается форма труда – индивидуальные групповые поручения,   коллективный труд

Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. В план  включать игры

Малоподвижные (“Сделай фигуру”, “Змея”, “Узнай кто позвал”); игры средней активности (“Зима”, “Заморожу”, Кто самый внимательный”); игры с высокой двигательной активностью (“Мышеловка”, “Ловишка с ленточками”, “Гуси-лебеди”).

В обязательном порядке в планах отражается разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Виды игр на прогулке:

спортивные упражнения (“Катание на санках”, “Скольжение”, “Ходьба на лыжах”);

игры-эстафеты;

игры с элементами спорта;

сюжетные подвижные игры;

забавы;

аттракционы;

сюжетные подвижные игры;

бессюжетные подвижные игры;

народные игры;

хороводные.

Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

Примерное планирование прогулки:

Деятельность        

Содержание        

Задачи (развивать, закреплять и т.д.)

Наблюдение (за птицами, воробей)        

Напомнить детям, что наступила зима. Вместе повторить признаки зимы. Назвать народные приметы зимы (смотри ниже), спросить, как дети их понимают.

Обратить внимание детей на прилетевших на участок птиц. Покормить их. Вспомнить, какие птицы называются зимующими. Назвать, какие зимуют у нас. Напомнить, какие птицы называются оседлые, вместе с детьми перечислить их. Загадать загадку про воробья (смотри ниже). Вместе с детьми обратить внимание на характерные признаки воробья: маленький с короткими и округлыми крыльями, спинка коричневая, на щеках черные пятна, на крыльях – полоски, ножки короткие и крепкие. Клюв тонкий, твердый, к концу заостренный. Обратить внимание детей на то, как ходит воробей. В холодную погоду воробьи сидят, прижавшись друг к другу, распустив крылышки, нахохлившись. Зимой воробьям холодно и голодно, нет насекомых, нет зерен, семян, все заметено снегом.        

Закреплять знания детей о признаках зимы.

Закрепить знания детей о зимующих птицах;

Повторить характерные признаки воробья

Стихи, загадки, пословицы.        

Приметы зимы:

- Декабрь год кончает, зиму начинает.

- Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ходу даст.

Загадка:        

Развивать наблюдательность, память,

– умение отгадывать загадки.

“Я весь день ловлю жуков,

 Ем букашек, червяков.

 Зимовать не улетаю,

 Под карнизом обитаю.        

Ножки я имею,

 А ходить не умею,

 Хочу сделать шажок –

 Получается прыжок”.

Подвижные игры с бегом, на ориентир. в пространстве         

Новая игра “Кот, на чем стоишь?” (смотри в картотеке игр).

– “Ловишки”

– “Снежная карусель”        

– бег с увертыванием,

– ориентировка в пространстве.

Игры с выносным материалом        

Сюжетно-ролевая игра “Магазин”        

– умение делать “печатки” из снега, играть по правилам.

Индивидуальная работа        

Игры: – “Птичка на дерево”

– “Покажи, где птица”        

– ориентировку в пространстве.

Труд        Убрать ветки с участка.

Навести порядок на веранде.        

Закреплять навыки трудолюбия.

Особое внимание обращаем на наличие выносного материала:

Лопатки для снега и для творческой деятельности.

Ледянки.

Печатки.

Султанчики.

Вертушки.

“Карандаши”.

Клюшки.

Мешочки, мячи для метания.

Бросовый материал для игр со снегом.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:

 – кукла, одетая по сезону, саночки;

 – руль…;

 – материал для игры “Магазин”;

 – др.

Атрибуты для спортивных игр:

 – маски;

 – ленточки;

 – др.

Материал для разметки.

Набор для исследовательской деятельности:

 – емкости для снега и воды;

 – формочки для заморозки;

 – палочки для измерения глубины снега;

 – лупа;

 – др.

В группах на информационных стендах рекомендуется разместить  консультации следующего содержания: “Прогулки зимой”, “Роль прогулки в закаливании детского организма”. “Подвижные игры всей семьёй”. Так же родители принимают активное участие в зимних соревнованиях “Вперед к Олимпиаде”, “Снежная крепость”, праздниках “Новогодняя сказка”, “Масленица”, и развлечениях “Зимние забавы”, “В гостях у Мороза”.

_____________________________________________________________________________

Мною проводится оперативный контроль по организации прогулок в каждой возрастной группе. На основе оперативного контроля я получаю информацию об организации прогулок, выявляю необходимость методической помощи воспитателю, корректировки образовательного процесса. В нашем детском саду введена бальная система контроля: 3 балла – “отлично”, 2балла – “хорошо” (с незначительными замечаниями, 1 балл – “плохо” (грубые замечания).

Вопросы стоящие на контроле:

– создание условий на участке и проведение прогулки;

 – порядок одевания и раздевания детей;

 – содержание и состояние выносного материала;

 – организация наблюдений и опытнической деятельности;

 – труд детей на участке;

 – самостоятельные игры детей;

 – индивидуальная работа по развитию основных видов движений;

 – состояние оборудования участка;

 – организация разнообразной деятельности на прогулке.

В своей работе я использую специально разработанные карты контроля. В которых подробно проводится анализ прогулки. Например:

АНАЛИЗ ПРОГУЛКИ

Дата

 Время        

№ группы, возраст        

ФИО воспитателя        

Анализ прогулки        

Баллы        

Примечание

1.Все ли части прогулки запланированы.                  

2.Одевание на прогулку:

 – постепенность,

 – самостоятельность,

 – помощь помощн.воспит.

 – наличие бесед с детьми.                  

3.Методическое проведение наблюдения:

 – выбор объекта

 – качество вопросов

 – решение умственных задач

 – словарная работа

 – художественное слово.                  

4.Проведение подвижных игр:

 – знание правил

 – наличие атрибутов

 – вариантность

 – способы организации детей

 – длительность                  

                           

5.Труд детей:

 – оборудование/Соответствие возрастным требованиям

 – самостоятельность

 – длительность                  

6.Индивидуальная работа с детьми:

 – по ФИЗО и др.разделам программы.                  

7.Смена деятельности детей.

8.Наличие сюжетно-ролевых игр:

 – атрибутика.

 – длительность                  

9.Охрана жизни и здоровья детей.                  

Вывод:

Предложения:

Ознакомлена: Старший воспитатель:

Вопросы организации и проведения прогулок включены и в план тематических проверок. Например, “Двигательная активность детей на прогулке”. Выводы и рекомендации оперативного и тематического контроля способствуют профессиональному росту педагогов, качественному проведению прогулок.

В заключении проводится итоговый анализа работы ДОУ в зимний период. Цель данного анализа – подведение итогов деятельности и оценка результатов работы за истекший период. Разрабатываются рекомендации педагогам по организации, регулированию, планированию работы в зимний период, намечаются задачи на следующий учебный год. Воспитатели составляют отчёты, организуют фотовыставки для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и планирование работы на прогулках в зимний период

Выступление на методическом объединении воспитателей...

Модель «Материалы и оборудование для организации и проведения прогулки» в зимний период

Модель «Материалы и оборудование для организации и проведения прогулки»  в подготовительной группе в зимний период...

Организация игровой деятельности на прогулках в зимний период

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышени...

Опыт работы "Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимней период".

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Для  решения этой проблемы необходимо  активнее вовлекать ребенка в мир движений, тем б...

Планирование работы с родителями в зимний период

Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни воспитанников. (зимний период)...

Рекомендации для воспитателей ДОУ по организации и планированию работы на прогулках в зимний период

В данном материале даются методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по организации и планировании работы на прогулках в зимний период. Имеется образец планирован...

Организация и планирование работы на прогулках в зимний период

Организация прогулки для детей старшего дошкольного возраста...