Главные вкладки

    Картотека на тему:
    упражнения для верхних дыхательных путей. дыхательная гимнастика.

    Бордак Елена Ивановна

    ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ.

    Цель: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

    1. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

    2. Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

    3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

    4. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».

    5. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5—6 раз).

    ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

     «Большой и маленький».

    И. п. — основная стойка. На вдохе подняться на носки, тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой»). На выдохе опуститься в и. п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Какой я маленький»)

     «Паровоз».

    Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза, и произносить «чух-чух»; двигаясь с разной скоростью, менять громкость и частоту произнесения.

     «Гуси летят».

    Медленная ходьба, имитирующая полет. На вдохе руки-крылья поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у» (8—10 раз).

     «Аист».

    И. п. — основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, гордо вынести вперед, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш» (6—7 раз).

    «Дровосек».

    И. п. — основная стойка. На выдохе руки складываются топориком и поднимаются вверх. Резко, словно под тяжестью, вытянутые руки быстро опускаются, туловище наклоняется, позволяя рукам прорезать пространство между ног. Дровосек произносит «б-а-х» (5—8 раз).

    «Гуси».

    И. п. — стоя, ноги врозь, стопы параллельно друг другу, руки слегка расставлены и отведены назад. На выдохе наклониться вперед; глядя вперед и вытягивая шею, произнести «ш-ш-ш» (3—4 раза).

    «Часы 1».

    И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со звуком «тик» наклон в левую сторону до предела, чтобы правый бок растянулся как резиновый. Со звуком «так» возвращение в и. п. Глубокий вдох. После этого наклон в правую сторону.

     «Часы 2».

    И. п. — сидя по-турецки. Положив руки на затылок, со звуком «тик» выдохнуть и наклониться в левую сторону. Выпрямиться, сделать вдох и произнести «так». Затем сделать наклон в правую сторону.

     «Погреемся».

    И. п. — стоя, ноги вместе, руки в стороны. Ребенок быстро скрещивает руки перед грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося «у-х-х! у-х-х!» Возвращается в и. п. (8—10 раз).

     «Мельница».

    И. п. — стоя, ноги вместе, руки вверху, чуть шире плеч. Медленно начинать вращать прямыми руками со звуком «ж-р-р». С увеличением темпа движения звук ускоряется. Возвращение в и. п. (6—7 раз).

    «Конькобежец».

    И. п. — стоя, ноги вместе, руки в замке за спиной, туловище слегка наклонено вперед.

    Подражая движениям конькобежца, сгибается то левая, то правая нога, при этом все тело поворачивается в сторону согнутой ноги. Произносится звук движущихся коньков «к-р-р» (5—6 раз).

    «Сердитый ежик».

    И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во время опасности сворачивается в клубочек.

    Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, произнеся звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф», затем «ф-ф-р» (3—5 раз).

     «Лягушонок».

    И. п. — стоя, ноги вместе. Представить, как лягушонок делает быстрые, резкие прыжки, в перерыве квакая.

    Слегка присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «к-в-а-а-к».

     «В лесу».

    И. п. — основная стойка. Представить, что заблудился в густом лесу и пытаешься докричаться до товарищей. Сделав вдох, на выдохе с различными интонациями прокричать «а-у-у».

     «Веселая пчелка».

    Вдох свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представить, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. (Учить детей направлять внимание на определенный участок тела.)

    «Великан и карлик».

    а) Встать прямо, поднять руки вверх, потянуться насколько возможно, сделать глубокий вдох. Опустить корпус вперед - вниз, согнув ноги в коленях, расслабленно опустить руки до самого пола, сделать глубокий выдох.

    б) Сесть, скрестив ноги по-турецки, положить руки на затылок, спину выпрямить. Откинув голову назад, сделать глубокий вдох, затем наклонить верхнюю часть тела вперед, сделать выдох.

    в) Сесть, сложив ноги ступня к ступне, руки на коленях. Раздвинутые колени прижаты к полу. На вдохе набрать полную грудь воздуха, гордо выпрямить плечи, высоко поднять голову. На выдохе опуститься вниз, головой касаясь ступней ног.

    «Часы 3».

    И. п. — основная стойка. Представить, что становишься часами с двумя маятниками. Размахивая прямыми руками вперед-назад, в одном темпе и с одной интонацией произносить: «тик-так» (10—12 раз).

     «Ловим комара».Представить состояние, которое испытываешь, когда вокруг летает комар. Направлять звук «з-з-з» в разные стороны, регулируя громкость, темп. Пытаясь поймать насекомое, хлопать руками в местах, где предполагается его местонахождение.

     «Косарь».Представить, что вышли на луг косить траву, почувствовать запах свежескошенной травы. Широкими размашистыми движениями имитировать работу косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком «ж-у-х» (5-8 раз).. «Трубач».Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши и произносить звуки «ту-ту-ту» (15—20 секунд).

     «Будильник».И. п. — сидя на полу, скрестить ноги, обхватить голову руками. Ритмично, с одним и тем же выражением лица раскачивать туловище из стороны в сторону со звуком «тик-так». Через 3—4 движения вытягиваем голову вперед, имитируя появление «кукушки», и произносим «ку-ку, ку-ку».

     «Петушок».И. п. — основная стойка. На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны и отвести назад.На выдохе, хлопая себя руками по бедрам, прокричать «ку-ка-ре-ку» (5—6 раз).

     «Насос».И. п. — основная стойка. Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге двумя руками, произносить звук «с-с-с» (по 6—8 раз в каждую сторону).

    «Покоритель космоса».Дети садятся на пол, расслабляются, готовятся к полету, «заправляются горючим» (делают глубокий вдох).

    «Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а-а-а», медленно поднимая левую руку вверх, «достигают Луны» и так же медленно возвращаются.

     «Полет на Солнце» — после «заправки горючим» на выдохе дети тянут звук «а-а-а» громче и длиннее, поднимая правую руку вверх. Достигнув воображаемого Солнца, возвращаются в и. п.

    «Полет в космос» — на выдохе громкий звук «а-а-а», словно всплеск, достигает предела по мощности выброса (2—3 раза), появляется ощущение радости и легкости.

    Длительная задержка дыхания во время выдоха укрепляет голосовые связки.

    КОМПЛЕКС II

    (старшая группа)

    1. «Погреемся».

    И. п. — стоя, ноги вместе, руки в стороны. Ребенок быстро скрещивает руки перед грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося «у-х-х! у-х-х!» Возвращается в и. п. (8—10 раз).

    2. «Мельница».

    И. п. — стоя, ноги вместе, руки вверху, чуть шире плеч. Медленно начинать вращать прямыми руками со звуком «ж-р-р». С увеличением темпа движения звук ускоряется. Возвращение в и. п. (6—7 раз).

    3. «Конькобежец».

    И. п. — стоя, ноги вместе, руки в замке за спиной, туловище слегка наклонено вперед.

    Подражая движениям конькобежца, сгибается то левая, то правая нога, при этом все тело поворачивается в сторону согнутой ноги. Произносится звук движущихся коньков «к-р-р» (5—6 раз).

    4. «Сердитый ежик».

    И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во время опасности сворачивается в клубочек.

    Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, произнеся звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф», затем «ф-ф-р» (3—5 раз).

    5. «Лягушонок».

    И. п. — стоя, ноги вместе. Представить, как лягушонок делает быстрые, резкие прыжки, в перерыве квакая.

    Слегка присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «к-в-а-а-к».

    6. «В лесу».

    И. п. — основная стойка. Представить, что заблудился в густом лесу и пытаешься докричаться до товарищей. Сделав вдох, на выдохе с различными интонациями прокричать «а-у-у».

    7. «Веселая пчелка».

    Вдох свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представить, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. (Учить детей направлять внимание на определенный участок тела.)

    8. «Великан и карлик».

    а) Встать прямо, поднять руки вверх, потянуться насколько возможно, сделать глубокий вдох. Опустить корпус вперед - вниз, согнув ноги в коленях, расслабленно опустить руки до самого пола, сделать глубокий выдох.

    б) Сесть, скрестив ноги по-турецки, положить руки на затылок, спину выпрямить. Откинув голову назад, сделать глубокий вдох, затем наклонить верхнюю часть тела вперед, сделать выдох.

    в) Сесть, сложив ноги ступня к ступне, руки на коленях. Раздвинутые колени прижаты к полу. На вдохе набрать полную грудь воздуха, гордо выпрямить плечи, высоко поднять голову. На выдохе опуститься вниз, головой касаясь ступней ног.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИИ.

    1. «Трактор». Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).

    2. «Стрельба». Представить, что мы на стрельбище, стреляем из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнести «к-г-к-г» (укрепляются мышцы полости глотки).

    3. «Фейерверк». Представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и фейерверк разноцветных огней рассыпается в добавление к праздничному салюту. Энергично произнести «п-б-п-б» (произнесение этих звуков укрепляет мышцы губ).. 4.Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовые состояния).

    5. «Гудок парохода». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1—2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).

    6. «Упрямый ослик». Выбираются «ослики» и «погонщики». Ослики весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти дальше. Погонщики уговаривают осликов, но те начинают кричать «й-а, й-а».

    «Что ты хочешь, мой милый Й-а? Сена, лепешек или молока?» — обращается погонщик к ослику. Ослик, получив желаемое, прекращает кричать. (Звук «и» укрепляет связки гортани, упражнение очень эффективно для взрослых людей, страдающих храпом.)

    7. «Плакса». Ребенок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы». Другой ребенок обращается к нему со словами:что ты плачешь — «ы» да «ы»? Слезы поскорей утри. Будем мы с тобой играть,песни петь и танцевать.После этого плакса перестает плакать, и дети пляшут (звук «ы» снимает усталость головного мозга).

    Дыхательная гимнастика.

    Средняя группа

    «Большой и маленький».

    Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком у-х-х присесть, обхватить голени и подтянуть голову к коленям.

    «Паровоз».

    Двигаясь по комнате, имитировать движения колес паровоза и произносить чух-чух, меняя громкость и скорость.

    «Гуси летят». Медленно ходить, имитируя полет. На вдохе поднять руки, на выдохе — опустить (8—10 раз), со звуком г-у-у.

    «Дровосек».

    Руки сложить топориком и поднять вверх, затем резко наклонить туловище и прорезать пространство между ног (5—8 раз), произнести б-а-х.

    «Часы».

    Со звуком «тик» наклониться в левую сторону, со звуком так — в правую (4—5 раз).

    Старшая группа

    «Погреемся».

    Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—10 раз).

    «Мельница».

    Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6—7 раз).

    «Сердитый ежик».

    Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3—5 раз).

    «Лягушонок».

    Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к.

    «Заблудился в лесу».

    Сделать вдох, на выдохе прокричать а-у-у.

    «Великан и карлик».Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув.

    Подготовительная к школе группа

    «Часы».

    Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10—12 раз).

    «Ловим комара».

    Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4—5 раз).

    «Косарь».

    Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х (5—8 раз).

    «Трубач».

    Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (15—20 с).

    «Будильник».

    Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3—4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку.

    «Насос».

    Резко наклониться 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по 6—8 раз в каждую сторону).

    Упражнения можно включить в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, во время прогулки (не менее 2 раз в день

    ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЛЮБИМЫЙ НОСИК»

    Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.

    А сейчас без промедления

    Мы разучим упражнения,

    Их, друзья, не забывайте

    И почаще повторяйте.

    1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз).

    Вдох — погладь свой нос

    От крыльев к переносице.

    Выдох — и обратно

    Пальцы наши просятся.

    2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).

    Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.

    Попеременно ноздри при этом закрывай.

    Сиди красиво, ровно, спинка — прямо.

    И насморк скоро убежит, ты так и знай!

    3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).

    Дай носу подышать,

    На выдохе мычи.

    Звук [м] мечтательно пропеть старайся,

    По крыльям носа пальцами стучи

    И радостно при этом улыбайся.

    ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ.

    «Часики».

    Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая вперед и назад прямыми руками, произносить тик-так (6—7 раз).

    «Дудочка».

    Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно вдох с произнесением звука п-ф-ф-ф (4 раза).

    «Петушок».

    Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны и вздохнуть, затем похлопать по бедрам со словами ку-ка-ре-ку — выдох (4 раза).

    «Паровозик».

    Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая чух-чух-чух (15—20 с).

    «Веселый мячик».

    Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком у-х-х-х — выдохнуть, затем догнать мяч (4— 5 раз).

    «Гуси».

    Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох — опускать вниз с произнесением длительного звука г-у-у-у (1 мин).

    «Каша кипит».

    Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь — вдохнуть, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпя - тить живот — выдохнуть. При вдохе громко произносить ф-ф-ф (4 раза)

    ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    (проводятся во всех группах)

    Артикуляционная гимнастика.

    «Трактор».

    Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка).

    «Стрельба».

    Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г (укрепляем мышцы полости глотки).

    «Фейерверк».

    В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).

    Несколько раз зевнуть и потянуться (упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).

    «Гудок парохода».

    Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.

    «Упрямый ослик».

    Выбираются «ослики» и «погонщики». Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричать й-а-й-а (укрепляем связки гортани).

    «Плакса».

    Имитируем плач, произнося ы.-ы-ы(звук [ы] снимает усталость головного мозга)

    .

    ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

    Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

    1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

    2. Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

    3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м — м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

    4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

    5. Энергично произносить «п — б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

    6. Энергично произносить «т — д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.

    7. Высунуть язык, энергично произносить «к — г», «н — г». Укрепляются мышцы полости глотки.

    8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

    1. «Покорители космоса». Дети сидят «по-турецки», расслабляются, готовятся к полету:

    1). «Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают.

    2). «Полет на Солнце» — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

    3). «Полет к инопланетянам» — на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.

    2. «Гудок парохода».

    Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3—6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

    3. «Полет самолета».

    Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет — звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

    4. «Упрямый ослик».

    Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «И-а».

    Что же ты хочешь, мой милый «И-а» ?

    Сена, лепешек иль молока?

    «Ослик» прекращает кричать, получив желаемое. Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки; люди, страдающие храпом, излечиваются.

    5. «Плакса».

    Ребенок плачет со звуком «ы».

    Что ты шачешь «ы» да «ы»? Будем мы с тобой играть,

    Слезы поскорей утри. Песни петь и танцевать.

    «Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга.

    6. «Кто знает больше добрых слов».

    Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: милый, добрый, хороший, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и т. д Цель упражнения — обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей (все возрастные группы)

    комплекс упражнений, направленный на профилактику заболевания дыхательных путей. Комплекс представлен в виде коротких стишков и черно-белых иллюстраций к ним. Материал может быть использован во всех в...

    Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

    упражнения для детей дошкольного возраста...

    КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ (ВСЕ ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ)

    КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ(ВСЕ ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ)...

    Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

    Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей...

    Массаж и профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

    Материал содержит практический опыт массажа и практических упражнений для верхних дыхательных путей....