Статьи
статья на тему

Денисова Ольга Борисовна

Предварительный просмотр:

Денисова О.Б.

инструктор по физической культуре

филиала МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Надежда»

детский сад комбинированного вида № 461, г.Екатеринбург

Малозёмова И.И.

кандидат педагогических наук, доцент

Уральского государственного педагогического университета

ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье освещены вопросы повышения уровня здоровья воспитанников через интеграцию известных технологий здоровьесбережения, адаптированных к возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста. Выявлена эффективность здоровьесберегающей деятельности в ДОО посредством использования физкультурно-оздоровительных технологии, способствующих повышению уровня здоровья и формированию основ культуры здоровьесбережения.

             

Ключевые слова: здоровьесберегающий процесс, интеграция, компетентность, программа.

Keywords: health, process, integration, competence, program.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является укрепление и сохранение здоровья. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что формирование здоровья не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в условиях современной природно-социальной и экологической ситуации в Российской Федерации становится первостепенной.  За последние годы сохраняется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.

Одним из главных условий успешности работы над повышением уровня здоровья дошкольников, является грамотная организация здоровьсберегающего процесса в ДОО в целом, и педагогической деятельности специалиста, в частности.

Педагогическая деятельность инструктора по физической культуре в ДОУ должна быть направлена в первую очередь на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, на формирование у ребенка-дошкольника основ здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Одним из путей решения обозначенных задач стал поиск новых средств, методик и технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.  

Проявляя заботу о здоровье детей средствами физической культуры, создана необходимая законодательная база, регламентирующая всю систему физического развития ребёнка, как в дошкольных организациях, так и в семье она обеспечивается нормативно-правовыми документами. Здоровьесберегающая деятельность детского сада осуществляется в конкретных условиях, которые определяются множеством факторов: социокультурной средой, уровнем культуры здоровья данного педагогического коллектива и семей воспитанников, характером взаимоотношений «дети-взрослые», «дети-дети», «педагоги-родители», медицинским обслуживанием, предметно-развивающей средой.

Анализ научной литературы показал, что вопросы здоровьесбережения глубоко изучены в сфере образования, активизирован поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.Н. Волошина, В.А. Деркунская, М.А. Рунова, В.Г. Алямовская, и многие другие. Благодаря их исследованиям, создано программно-методическое обеспечение для дошкольных организаций, реализующих оздоровительные программы.

Лечебно-профилактическая работа в МБДОО № 461 г. Екатеринбурга осуществляется по модели, разработанной на основе трудов В. Алямовской. В использовании игровых технологий в физкультурной работе ориентируемся на труды Л.Н. Волошиной, В.Т.Кудрявцева. Актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.

Анализ состояния здоровья воспитанников посредством медико-педагогических наблюдений позволил выделить следующие проблемы:

  • дети испытывают «двигательный дефицит»;
  • несоответствие биологическому возрасту детей (18%);
  • отклонение от нормы антропометрических показателей физического развития (14%);
  • низкие показатели развития психофизических качеств (16,4%).

        Анкетирование родителей воспитанников выявило следующую проблему: 38% семей воспитанников не ориентированы на ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей. А знания детей о гигиене, режиме, безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек ЗОЖ (31,3%).

Сделан вывод, многие воспитанники нуждаются в индивидуальных траекториях развития и укрепления здоровья ребенка, в особых средствах психофизического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти средства должны, в первую очередь, способствовать оптимизации физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

Работа по осуществлению повышения уровня здоровья и формирования культуры здоровья для всех субъектов образовательного процесса ведется в ДОО на протяжении многих лет.

На первом этапе были изучены и апробированы:

- программа В.Г. Алямовской «Здоровье», направлена на воспитание здорового физически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка;

- оздоровительно-развивающая программа Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике. Данная программа направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей;

- программа Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», принципиально отличается от всех существующих традиционных программ своей всесторонней фундаментальной научностью и естественной природосообразностью.

Мы считаем, что любые попытки воздействовать на организм ребенка в обход сознания никогда не дадут оздоровительного эффекта, необходимо формировать у ребенка осознанное отношение и к своему здоровью, и к здоровью окружающих людей. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания самого себя, а именно от знаний правил гигиены и ухода за своим телом; наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; о своем физическом развитии

Опираясь на изученный опыт, инструктором по физкультуре в соавторстве с педагогами были разработаны: базовая оздоровительная программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и пропаганды здорового образа жизни «Маячок-Здоровячок», которая стала основой  в здоровьесберегающей деятельности ДОО на период с 2011-2015 гг. В процессе реализации программы были разработаны: модель организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду; определены  алгоритмы здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса ДОУ; показатели компетентности здоровьесбережения воспитанников, выделены её компоненты в разных возрастных группах.  Под компетентностью здоровьесбережения понимаем общую способность и готовность ребенка к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, здоровый стиль поведения (знает-умеет-выполняет).

Реализация программы педагогами ДОУ позволила вывести работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников на достаточный  уровень, но, как показали результаты, была не полностью  удовлетворена потребность ребенка в двигательной активности. В связи с этим стал актуален поиск эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению. Наиболее успешной в этом отношении стала работа над разработкой программы «Детский фитнес».

На втором этапе были изучены, апробированы и адаптированы к состоянию здоровья воспитанников ДОУ различные физкультурно-оздоровительные технологии. Для изучения активно применялся проектный метод.

На третьем этапе были выделены самые эффективные и действенные, их объединили и скомбинировали в одну программу «Детский фитнес», направленную на формирование основ культуры здоровья через повышение устойчивого интереса воспитанников к занятиям физической культурой. Данная программа – социальный заказ родителей.

Все занятия проводятся под специально подобранную музыку с использованием разнообразного традиционного и нетрадиционного спортивного инвентаря. Каждое занятие объединяет в себе различные средства и методики развития и оздоровления, которые дополняют друг друга и помогают сделать занятия более эффективными и продуктивными. Занятия построены с учетом высокой моторной плотности, положительного эмоционального  настроя.  

Программа состоит из разделов, которые ориентированы на формирование самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье, а так же направлена на  сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств воспитанников.

Многие физкультурные занятия начинаются не только с разогрева мышц и суставов, но и «с эмоционального настроя». В этом помогает объединение элементов психогимнастики, креативной гимнастики, игрогимнастики. Выполняя «эмоциональную разминку», воспитанники учатся «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. На всех занятиях, проводимых под музыку, используются красочное нестандартное оборудование, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и вызывающие эмоциональный подъем. В данной ситуации объединены элементы цветотерапии, игропластики, музыкально-подвижные игры, танцевально-ритмическая гимнастика.

Для формирования двигательного воображения воспитанникам предлагаются игровые задания, основанные на элементах технологий: сказкотерапия, степ аэробика, гимнастика на фитболах, звероаэробика; выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения. В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, придумывают новые способы применения физкультурного инвентаря, формируется способность к творческому освоению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать.

Опираясь на педагогическую систему П.Ф. Лесгафта о единстве физического и духовного развития личности, нами разработан и апробирован цикл физкультурных занятий «Двигайся и познавай», в котором скомбинированы  различные средства: занятия на тренажерах, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, горизонтальный балет Н.Н. Ефименко, стретчинг. На таких занятиях перед воспитанниками ставятся познавательные или проблемные ситуации с различной степенью сложности, при этом дети учатся самостоятельно принимать решения, действуют активно и творчески. Данный цикл занятий направлен не только на освоение и совершенствование детьми физических навыков и умений, но и на приобретение и закрепление определенных знаний в познании своего тела и своих возможностей.

Вывод: по сравнению с 2011 г., к 2014 г. снизилась заболеваемость часто болеющих воспитанников на 20%, увеличился процент детей с легкой адаптацией на 30%, сняты ранее поставленные диагнозы у 5 % детей (дети переведены в другую группу здоровья), повысился уровень физической подготовленности у 18% воспитанников, индекс здоровья вырос на 9 %, двигательная активность детей соответствует возрастным нормам (100%), уровень компетентности в вопросах здоровьесбережения у воспитанников возрос на 40%, повысилась культура движения.

В результате внедрения в работу программы «Детский фитнес», используя системный подход к организации  физкультурно-оздоровительной деятельности, у воспитанников повышается интерес к двигательной деятельности и физкультурным занятиям, увеличивается уровень их физической подготовленности и физического развития. Важно, что при этом у детей формируется понимание в необходимости постоянно заниматься физическими упражнениями, желание расти здоровыми, формируется культура здоровьесбережения, имеющая судьбоносное значение.

Список использованной литературы

  1. Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребёнка.- М., 2010.
  2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста.- СПб, 2007.
  3. Волошин Л.Н. Играйте на здоровье: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет . – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы  (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)
  5. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М.: Айрис – пресс, 2013.
  6. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. – М.: Айрис – пресс, 2013.
  7. Казакевич Н.В. Сайкина Е.Г. , Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие. СПб , 2012.
  8. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. /«Развивающая педагогика оздоровления». Программно-методическое пособие. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  9. Кудрявцев В.Т, «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 -7 лет», 2000.
  10. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П. Ф. Избранные труды / Сост. И. Н.Решетень. - М.: ФиC, 1987. - 359 с.
  11. Рунова М. А.  Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2004.
  12.  Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально – игровая гимнастика для детей. Учебное пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.- СПб., «Детство-Пресс», 2011



Предварительный просмотр:

Денисова О.Б.,

Инструктор по физической культуре

МБДОУ № 461

Модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных организациях

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос развития физической культуры и спорта в дошкольных образовательных учреждениях, для обеспечения возможности воспитанникам вести здоровый образ жизни.

В последнее время на всех уровнях государственного управления растет необходимость решения проблем обеспечения массовости и доступности физической культуры и спорта, а также организации и пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, развитие физической культуры и спорта определено как фактор укрепления здоровья нации и развития человеческого потенциала. В ответ на эти вызовы последовало принятие Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, определившей показатели эффективности и основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Цель Стратегии заключается в создании условий, обеспечивающих возможность для всех категорий и групп населения вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом. К задачам Стратегии отнесены вопросы модернизации системы физического воспитания населения, реализации комплекса мер, направленных на пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта, совершенствования материально-технической базы, организационно-управленческого, кадрового, научно-методического и медицинского обеспечения.

Актуальность проблемы, связанна с повышением двигательной активности граждан, недостаточной эффективностью использования возможностей физической культуры для целей оздоровления нации, качеством и доступностью физкультурно-оздоровительных услуг, обеспеченностью объектами спорта, прежде всего в зоне шаговой доступности. Для решения поставленных задач в соответствии с приоритетами Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». В ее структуру включена подпрограмма № 1 «Развитие физической культуры и массового спорта». Целью данной подпрограммы является обеспечение возможностей гражданам, прежде всего детям и молодежи, систематически заниматься физической культурой и массовым спортом и вести здоровый образ жизни.

Модернизацию системы физического воспитания необходимо начинать с детского сада. Поэтому для коллектива детского сада № 461 актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья дошкольника, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.

 Основанием модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении считаем следующее:

  • необходимость становления у воспитанников позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  • необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

Благодаря применению интеграции физкультурно-оздоровительных технологий в образовательной деятельности, у воспитанников нашего ДОУ эффективно развиваются не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности и здоровому образу жизни.

В соавторстве с педагогами нами были разработаны: базовая оздоровительная программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и пропаганды здорового образа жизни «Маячок-Здоровячок», которая стала основой  в здоровьесберегающей деятельности ДОО на период с 2012-2016 гг. В процессе реализации программы были модернизированы:

  • модель организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду;
  • определены  алгоритмы здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса ДОУ;
  • показатели компетентности здоровьесбережения воспитанников, выделены её компоненты в разных возрастных группах.

При этом в качестве результата компетентности здоровьесбережения рассматриваем не сумму усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения (знает–умеет–выполняет). Поэтому под компетентностью здоровьесбережения понимаем общую способность и готовность ребенка к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья. Любые попытки воздействовать на организм ребенка в обход сознания, никогда не дадут оздоровительного эффекта. Поэтому необходимо формировать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. Это поможет ему быть внимательным к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания самого себя, а именно: знание правил гигиены и ухода за своим телом; знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; знание о своем физическом развитии.

Все эти методические разработки помогли вывести работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников на достаточный  уровень. Но как показали результаты, реализация программы не удовлетворяет потребность ребенка в двигательной активности. В связи с этим стал актуален поиск эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению. Наиболее успешной в этом отношении стала работа над разработкой программы «Детский фитнес».

Были изучены, апробированы и адаптированы к состоянию здоровья воспитанников ДОУ различные физкультурно-оздоровительные технологии.

Из них  были выделены самые эффективные и действенные, их объединили и скомбинировали в одну программу «Детский фитнес», направленную на формирование основ культуры здоровья через повышение устойчивого интереса воспитанников к занятиям физической культурой. Данная программа – социальный заказ родителей. Программа состоит из разделов, которые ориентированы на формирование самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье, а так же направлена на  сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств воспитанников.

В результате внедрения в работу программы «Детский фитнес», используя системный подход к организации  физкультурно-оздоровительной деятельности, у воспитанников повышается интерес к двигательной деятельности и физкультурным занятиям, увеличивается уровень их физической подготовленности и физического развития. Важно, что при этом у детей формируется понимание в необходимости постоянно заниматься физическими упражнениями, желание расти здоровыми, формируется культура здоровья, имеющая судьбоносное значение.

Литература

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Правительство Российской Федерации – 2008 г.

2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Текст]: поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2012 г. № вп-п12-5пр // Правительство Российской Федерации – 2012 г.

3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р // Правительство Российской Федерации – 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...