Роль художественной литературы в формировании личной гигиены детей дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему

Головко Лариса Аполлинарьевна

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ № 100 «Берегиня» г. Иркутск, воспитатель Головко Лариса Аполлинарьевна      

Роль художественной литературы в формировании личной гигиены детей дошкольного возраста

          Проблему формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, которую можно эффективно решить с помощью использования в работе художественной литературы, т.к. в дошкольном возрасте художественное слово имеет значимое влияние на сознание ребёнка. Посредством художественного слова малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

         Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует  мировоззрение.

         Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому была обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

         В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа» - советовал А.С. Макаренко.

         «Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными»,- считают Р.С. Буре и А.Ф. Островская.

          В этой каждодневной деятельности совершаются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки. Но дети становятся старше, и мы постепенно предоставляет им всё больше самостоятельности. Воспитатель переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.  

  Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован.

         Особое внимание уделяется использованию художественной литературы, т.к. художественное слово позволяет лучше запоминать и устанавливать причинно-следственные связи в действиях ребёнка. Художественное слово позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

        Использование художественного слова, весьма эффективное средство в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Дети воспринимают художественную литературу, запоминают, полюбившие им потешки стихи, сказки, рассказы. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом и т.д.

       Использование художественного слова, создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков.

      Для формирования и закрепления навыков мытья рук и умывания, культуры еды и поведения за столом, самообслуживания, подобраны произведения детских писателей и поэтов:

     С. Капутикян «Хлюп-Хлюп», К.Чуковский «Мойдодыр », А.Барто «Девочка чумазая», «Мыло», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Н.Найденова «Наши полотенца», Э.Успенский «Удивительное дело».

     Сказка «Три медведя», К. Чуковский «Муха Цокотуха», «Федорино горе», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», 3. Александрова «Катя в яслях», «Вкусная каша», С Капутикян «Маша обедает». «Кто скорей допьет», С.Маршак «Где обедал воробей», Ю.Кушак «Приятного аппетита», фольклорные потешки, Е Благинина «Обедать», А.Кардашова «Завтрак», «Ужин», В.Берестов «Ложка», Э.Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».

     П.Воронько «Пора спать», В.Берестов «Новый бант», 3. Александрова «Что взяла, клади на место», И.Горюнова «Этикет для карапузов», А.Барто «Игрушки», И.Муравейка «Я сама».

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. В четыре года у детей начинаются складываться моральные понятия «хорошо», «плохо». Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!»

        На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.