Организация прогулки в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
консультация (младшая группа) на тему

Иванова Светлана Владимировна

Материал предназначен для воспитателей младших групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_progulok_avtosohranennyy.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Иванова Светлана Владимировна

Организация прогулки в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий.

 «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья»                                                                                                                                               (Г.А.Сперанский)

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

- наблюдение;

- двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;

- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

- трудовые поручения;

- самостоятельная деятельность детей.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. В любом компоненте прогулки мы можем использовать здоровьесберегающие технологии.

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе – это важнейший труд педагога. Подходов к реализации здоровьесберегающих технологий множество. Мне хочется поделиться опытом  проведения прогулок в повседневной жизни детского сада в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий.  Наблюдение за дошкольниками, позволило сделать вывод, что прогулка дает положительный эффект, если воспитателем организованна увлекательная и последовательная смена видов деятельности.

  1. Начинать прогулку полезно с дорожки для повышения двигательной активности. 

Для этого используем и статичное оборудование: бум, лестницу, кольца, полукольца, ступеньки; так и выносной материал для поддержания интереса у детей: султанчики, флажки и т.д.

Для поддержания интереса так же хорошо использовать художественное слово. Например:

Раз – два – три - четыре – пять

Пошли солнышко искать.

На носочки дети встали,

По дорожкам побежали.

И на каблучках пойдем.

Через болото перейдем

По кочкам, по кочкам,

По пням и по пенечкам.

По дорожке по прямой

полетели мы стрелой.

Тут горка, там овраг

Покороче сделай шаг!

Устали! Нужно подышать.

Улыбнись и потянись,

По дорожке пошагай,

Выше ножки поднимай,

На носочки поднимись

И немного пробегись.

Стой бельчонок, раз, два, три!

И на нас ты посмотри:

Сделаем разминку,

Держим ровно спинку.

  1. Подвижные игры тоже являются одной из важных технологий по здоровьесбережению.

Подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, способствует приобретению ребёнком позитивного жизненного опыта и укреплению здоровья. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей, улучшая аппетит, сон и процесс засыпания.

Подбирая подвижные игры и упражнения для прогулок, необходимо соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулировать допустимую физическую и эмоциональную нагрузку, изменять игровую ситуацию, наблюдать за состоянием детей, увеличивать или уменьшать время игры. Учитывать индивидуальные особенности детей: менее активных детей чаще привлекать и поддерживать, помогая преодолеть неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Гиперактивным детям давать больше поручений, связанных с подготовкой к игре и уборкой после выполнения упражнений, подкрепляя хорошие поступки детей добрыми словами.

Детей 3-х – 4-х лет в подвижной игре привлекает главным образом сам процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать, искать; результат этих действий для них не имеет значения. Поэтому для малышей рекомендуются совсем простые игры, построенные в большинстве случаев на одном действии, причем это действие воспитатель тут же и подсказывает детям.

3.Гимнастика для глаз.

Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения должны включатся игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки и т. д. Кроме того, для каждого возраста на верандах для прогулок необходимо создать условия для проведения упражнений для глаз. Например упражнения с сигнальными метками: в различных участках веранды фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их следует в разноудаленных участках стены (например, в 4-х углах). Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые.

Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребёнка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз.

4.Гимнастика дыхательная.

Стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.

Например«рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи – «паровозик», медленные и размеренные – «океанский лай 

1. “Лошадка”. Вспомните, как звучит цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость движения лошадки показываем так же: то снижая, то увеличивая темп повтора звуков (20-30 с).

2.“Ворона”. Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно. Дети произносят протяжно звук “ка-а-а-а-ар” (5-6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно, с закрытым ртом (5—6 раз).

3. “Змеиный язычок” Представляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз).

4. “Зевота”. Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести “о-о-хо-хо-о-о-о”, позевать (5-6 раз).

5. “Веселые плакальщики”. Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30—40 с).

6.“Смешинка”. Попала смешинка в рот и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались “хохотальные” звуки “ха-ха-ха”, “хи-хи-хи”, “гы-гы-гы”, а, нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.

В комплексы дыхательной гимнастики можно включать элементы надувания резиновых мячей, игрушек (в заключительной части). При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос.

5.Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. 

“Грибной дождик”

Дождевые капли, 
Прыгайте в ладошки! 
Дождевые капли,

Дождевые капли! 
Вымойте мне ножки!
Дождевые капли, 
Бейте по спине! 
Дождь грибной, но нужно 
Подрасти и мне!

Проговаривая стихи, хлопают правой ладонью по левой.
Так же хлопают по правой ладони.
Шлепают ладошками по ножкам от лодыжки вверх.
Стучат правой рукой по левому плечу сзади.
Левой рукой стучат по правому плечу.
Тянутся обеими руками вверх, выпрямляя спину.

Самомассаж с использованием шишек:

Один, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Один, два, три, четыре, пять.

Сосновая шишка нам колет ладошки.

Мы покатаем шишку немножко.

(дети берут по шишке и начинают движением вперёд-назад двигать её между ладошками, затем вращать круговыми движениями и в последнюю очередь одной рукой берут шишку и начинают ритмичными движениями дотрагиваться до другой ладошки)

6. На прогулке мы проводим упражнения для развития крупной моторики.

Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.

• Игры с мячом (самые разные);

• Игры с резинкой;

• Зеркальное копирование поз и движений;

• Попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и пр.);

• Весь спектр спортивных игр и физических упражнений;

• Занятия танцами, аэробика.

Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений.

7. Упражнения на развитие мелкой моторики.

-Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Проводится в любой удобный отрезок времени, и прогулка не является исключением.

- Игры с мелкими предметами, природным материалом. 

Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Помимо ознакомления с окружающим миром, расширением кругозора происходит развитие мелкой моторики, активизируются рецепторы расположенные на кончиках пальцев.

8. В конце прогулки рекомендуется проводить упражнения, направленные на релаксацию.

Детям надо успокоиться и настроиться на завершение прогулки.

Рассмотрим несколько примеров:

«Задуй свечку»: глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

«Тишина»: попеременное движение с напряжением и расслаблением мышц тел

«Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать,

И тихонько будем спать».

(Дети садятся на корточки, руки кладут под голову и изображают процесс засыпания).

«Деревцо»: упражнение, направленное на расслабление напряжения после активной игры.

«Дует ветер нам в лицо. (помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз) Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх).»

Все перечисленные компоненты позволили сделать прогулку в нашем детском саду более результативной, насыщенной и интересной. А самое главное решать поставленные ФГОСом задачи - оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; - оптимизировать двигательную активность детей; - способствовать

познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей. Я рекомендую педагогам включать во все структурные компоненты прогулки здоровьесберегающие технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в страну здоровья"

В моем конспекте показана интегрированная образовательная деятельность и описаны здоровьесберегающие технологии....

Конспект образовательной деятельности на тему: «Зимняя прогулка» в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Образовательные задачи: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; познакомить с народными названиями зимних месяцев;формировать умение выполнять самомассаж;соверш...

План – конспект прогулки во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «На осеннюю прогулку за здоровьем мы пойдем».

План – конспект прогулки во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий«На осеннюю прогулку за здоровьем мы пойдем».Цель: Создание условий для укрепления зд...

Конспект нетрадиционной прогулки в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Секреты здоровья»

Цель: формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к  здоровому образу жизни....