Модель "Тропа здоровья"
проект на тему

Крупина Анастасия Алексеевна

Приоритетными направлениями в деятельности МБДОУ - детский  сад комбинированного вида № 562 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Для реализации поставленных целей и задач организовала работу с воспитателями по обновлению содержания спортивных уголков во всех  возрастных группах общеразвивающей и компенсирующей (логопедической) направленностей. Разработала и внедрила модель тропы здоровья, которая функционирует в течение всего года на территории МБДОУ. С целью предупреждения плоскостопия и нарушения осанки разработала  и активно использовала нетрадиционное физкультурное оборудование. Благодаря проведенной работе созданы условия для включения дошкольников в активную двигательную деятельность в течение всего времени пребывания в МБДОУ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropa_zdorovya_562.doc793 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Верх – Исетского района

Администрации г. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

– детский сад комбинированного вида № 562

ПРОЕКТ  ТРОПА ЗДОРОВЬЯ

«Наши ножки побежали по дорожке»

Составитель: Крупина Анастасия Алексеевна

Должность: инструктор по физической культуре

Екатеринбург, 2016

Тропа здоровья детском саду

       «Наши ножки побежали по дорожке»

Приоритетными направлениями в деятельности МБДОУ - детский  сад комбинированного вида № 562 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. 

Для реализации поставленных целей и задач организовала работу с воспитателями по обновлению содержания спортивных уголков во всех  возрастных группах общеразвивающей и компенсирующей (логопедической) направленностей. Разработала и внедрила модель тропы здоровья, которая функционирует в течение всего года на территории МБДОУ. С целью предупреждения плоскостопия и нарушения осанки разработала  и активно использовала нетрадиционное физкультурное оборудование. Благодаря проведенной работе созданы условия для включения дошкольников в активную двигательную деятельность в течение всего времени пребывания в МБДОУ.  

Немаловажное значение для её решения имеет создание в детском саду необходимых материально-технических условий. Именно поэтому на участке дошкольного учреждения функционирует “Тропа здоровья”, построенная совместными усилиями педагогов и родителей.

В МБДОУ создана необходимая материально техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья  в группах.

Деятельность МБДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2016–2017 гг. в МБДОУ была организована "Тропа здоровья".

 "Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния детей;

На “Тропе здоровья” размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

Проект «Тропа здоровья» разработана творческой группой. Взаимодействие специалистов МБДОУ. В состав группы вошли: заведующий МБДОУ, воспитатель (руководитель группы), инструктор по физкультуре, учителя-логопеды,  музыкальный руководитель.

Концепции построения “Тропы здоровья”

Тропа здоровья предназначена:

  • для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;
  • для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
  • для решения задачи закаливания дошкольников;
  • для развития их сенсорных способностей.

1. Требования, предъявляемые к снарядам для “Тропы здоровья”:

  • прочность;
  • устойчивость к переменам погоды;
  • большая пропускная способность.

Спортивные снаряды сделаны из оструганных бревен и металлических труб, окрашенных устойчивой к коррозии краской. Во избежание раскачивания, основания стоек шведских стенок, рукоходов, дугообразных металлических мостиков и преодоления препятствий углублены на 0,70 м и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлические конструкции соединены сваркой.

Все снаряды, установленные на “Тропе здоровья”, максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена и окрашена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т.

2. Маршрут "Тропы здоровья" проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 4 станции. (схема Приложение 1)

Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем.

3. Существующая структура (разделение на “станции”) позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей (одновременно на “Тропе здоровья” могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу).  (Приложение 2)

4. На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

Преимущество нашей концепции построения “Тропы здоровья” в том, что она позволила всем участникам здоровьесберегающего процесса и детям и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать на уже имеющееся на территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование. Устройство такой тропы малозатратно, что само по себе уже немаловажно.

Направления работы «Тропы здоровья»

  • методика оздоровления детей с помощью "Тропы здоровья";
  • охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте.

 "Тропа здоровья" на территории дошкольного учреждения длиной 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м делится на участки от 2 до 5 м, которые имеют разное покрытие:

  • травяной покров;
  • песчаную поверхность;
  • емкости  с керамзитом, с сухим бассейном, с песком, поверхность с деревянными спилами (находятся в стадии разработки и внедрения).

Большая часть поверхности "Тропы здоровья" представляет собой травяной или песочный  покров с разбросанными еловыми шишками.

"Тропа здоровья" расположена в разных частях территории МБДОУ, непосредственно на спортивной площадкой. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев дети могут играть в облегченной летней одежде, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

Для "Тропы здоровья" специально был разработан питьевой режим. Напитками обеспечиваются дети всех групп.

На "Тропе здоровья" используется различное оборудование: спортивное (скамейка, наклонная, ребристая доска,  веревочная лестница, тоннель для лазания). Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка со следами, массажный коврик. Кроме того, на тропе установлены персонажи сказок (Маша и медведь, Колобок, крокодил Гена и Чебурашка).

 Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения:

  • упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде); "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног);
  • упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, ребристой поверхности, "следам", канату, узкой скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба и бег по шишкам; ходьба с препятствиями; лазание по лестнице;  натянутую между деревьями веревку; захват предметов стопами ног;
  • подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "Мы идем в поход", "Зоопарк".

 "Тропа здоровья" используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми.

 Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников ;
  • положительной динамики ростовесовых показателей;
  • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  • улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Технология работы на “Тропе здоровья”

Для полноценного и эффективного использования всех объектов “Тропы здоровья” разработан режим её функционирования, составлено расписание организованной оздоровительной деятельности воспитателей и всех специалистов, обеспечено медицинское сопровождение и взаимодействие с родителями воспитанников, созданы простейшие программы работы на “станциях”.

Создание программ работы на “станциях” облегчает работу воспитателей. Программа работы на каждой “станции” включает в себя:

  • перечень упражнений с подробным описанием содержания;
  • комплексы (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.)

Включение в маршрут “Тропы здоровья” станций, на которых занятия с детьми проводят такие специалисты дошкольного учреждения, как психолог, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования (логопед), существенно повышает ее эффективность. В конечном счете, она действительно является “тропинкой” к обретению дошкольниками здоровья как физического, так и психического (см. Приложение 1).

Рассмотрим в качестве примера несколько станций.

У центрального входа расположилась станция “Поляна чудес”, на этой станции с детьми занимается учитель-логопед. Глубинная потребность общения с природой заложена в каждом, а Сказочная станция дошкольного учреждения – прекрасное место, где можно получить удивительную целительную энергию от растений, птиц, воды, солнца, воздух. Например, упражнения с использованием звукотерапии способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия дыхательных упражнений с оздоравливающим эффектом, приносящих успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию. Влияние звукопроизношения, через различные игровые формы и методы,  не ограничивается чисто химическим воздействием на человеческий организм, они обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека.

Упражнение “Исследователи  природы” помогает развивать чувство экологической эмпатии. Дети наблюдают и прислушиваются ко всему, что происходит в природе, чтобы рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особое внимание уделяется тем признакам, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

На дорожке вдоль учреждения, которая ведет к станции «Спортивная» , благодаря родителям и педагогам, появилась станция «Ножки по дорожке». На асфальте появились  красочные дорожки для двигательной деятельности и профилактики плоскостопия, а также игры на асфальте «Солнышко», «Улитка», «Гусеница».

Станция «Спортивная». В зимнее время на площадке прокладывается инструктором малая лыжня.

Летний оздоровительный период площадка превращается в станцию «Тропа здоровья». На этой станции дети закаляются с помощью природных факторов: солнце, воздух и вода. Проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия по профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшие емкости с водой. В них разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

Проводятся и другие здоровьесберегающие технологии направленные на укрепление иммунитета и профилактике заболеваний.

В перспективном планировании по развитию «Тропы здоровья» на территории ДОО, готовятся к созданию станции:

Станция “Зеленая аптека!”, которая позволит детям старшего возраста познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма. Занятия с детьми в форме совместной проектной деятельности проводит педагог дополнительного образования по экологии. В ходе реализации проекта дети узнают многое, например, если появилась ссадина, к ней надо приложить лист подорожника, заболела голова – приложи ко лбу лист мать-и-мачехи, устал – подыши ароматом мяты и настроение поднимется.

Станция “Музыкальная полянка”.  Здесь  с детьми могут реализовать инновационные формы и методы в области «Музыкальное развитие» музыкальные руководители дошкольного учреждения. Используя программу М. Л. Лазарева “Здравствуй” (раздел “Целебные звуки”: серия звуков “Тканевая вибрация” и “диафрагмальные толчки”), педагоги учат детей слушать свой организм и оказывать ему помощь, правильно пользоваться дыханием во время физических нагрузок, заниматься релаксацией, обучают умению жалеть свой организм.

Упражнения системы игрового стретчинга с использованием природных персонажей помогут детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений и музыкальный слух, развивать творческие способности ребёнка. Ухоженный газон позволит заниматься босиком.

Привлечение к реализации «Тропы здоровья» всех участников образовательного процесса.

Реализация проекта «Тропа здоровья» в Музыкально-спортивном  зале  и в режимных моментах и образовательной деятельности физическое развитие в дошкольном образовательном учреждении.

В образовательной области «Физическое развитие» а рамках проекта  "Тропе здоровья" используется различное оборудование: спортивное  (гимнастическая скамья, наклонная, ребристая доска,  веревочная лестница, канат, тоннель для лазания). Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов – дорожки со следами, массажные коврики, тренажеры для развития кисти рук, массажеры из крышек от йогуртов.

Организована работа с воспитателями по обновлению содержания спортивных уголков во всех  возрастных группах общеразвивающей и компенсирующей (логопедической) направленностей. Выступление с докладом  перед педагогами ДОО «Спортивные уголки в ДОО»,  помогло расширить представление о нетрадиционном оборудовании для использования «Тропы здоровья». При помощи мастер-класса «Коврик из крышек для профилактики плоскостопия», были обеспечены спортивные уголки во всех возрастных группах оздоровительными дорожками, которые дополнены с помощью родителей. В спортивных уголках появились материалы для развития мелкой моторики (массажеры из крышек, шишки, грецкие орехи, карандаши, бильбоке, моталки и др.)

Благодаря проделанной работе созданы условия для реализации оздоровительно-профилактического проекта «Тропа-здоровья» для включения дошкольников в активную моторную (двигательную) деятельность с использованием разных методов и форм в течение всего дня пребывания в МБДОУ.  

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования “Тропы здоровья”

Организация здоровьесберегающего режима на “Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада. Медицинская сестра систематически осуществляют контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья" в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяют санитарное состояние “Тропы здоровья”. Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “Тропе здоровья” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.  (Приложение 2)

Система оздоровительной работы и её результативность

В МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 562 сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на “Тропе здоровья” в летний период, включающая в себя следующие факторы:

  • эколого-гигиенические и закаливающие факторы
  • психологические факторы
  • средства физического и музыкального воспитания
  • лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:

  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительной динамики росто-весовых показателей;
  • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  • улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Нормативные документы

  • Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
  • Приказ Минобразования России от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ"
  • Приказ Минпроса РСФСР от 04.08.1982 № 29 "Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми"
  • "Методические рекомендации об организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях" от 20.06.1986 № 11-22/6-20
  • «Методические рекомендации "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5–7 лет в дошкольных учреждениях"» от 29.10.1984 № 11-14/26-6
  • "Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях" от 16.06.1980 № 11-49/6-29
  • "Методические рекомендации по закаливанию детей" от 07.06.1979 № 290-м

Литература

Из опыта работы:

1) ДОУ "Центр развития ребенка первой категории – детский сад № 85" г. Челябинска, руководитель высшей категории, лауреат премии губернатора Челябинской обл.

2) МОУ Центра-десткого сада № 381 Красноармейского района г.Волгограда.

1.  Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", №5 2009 год  10.12.2010  Раздел:  Оздоровительная работа 

1.Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.- С.644-653

2.Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - С.107-125

3.Клиническая биомеханика/ под ред. В.И. Филатова .- Л.: Медицина, 1980.- С.82-92

4.Кнейп С. Мое водолечение.: в кн. Энциклопедия здоровья, т.1.- Нальчик «ЭЛЬ-ФА», 1993.- С. 378-388

5.Справочник по детской лечебной физкультуре/ под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983.- С.319-321

6.Яременко Д.А., Корж А.А., Тлока В.А. Клиника, оперативное лечение и ортопедическое снабжение при поперечно-распластанной деформации стопы. Методические рекомендации. - Харьков, 1982. - С.4-14

 

Приложение 1

Схема "Тропы здоровья"

Приложение 2

Режим функционирования "Тропы здоровья"

Время

Мероприятие

Группа

Ответственный

8.00–8.40

Утренняя гимнастика

– " –

Инструктор по физическому воспитанию

Дыхательная гимнастика

– " –

Инструктор по ФИЗО

Корригирующая гимнастика

– " –

Инструктор по ФИЗО

Точечный массаж

– " –

Инструктор по ФИЗО

9.00–12.30

Физическое воспитание (физкультурные занятия, игры разной подвижности)

– " –

Инструктор по ФИЗО, медсестра,  музыкальный руководитель, учитель-логопед

Закаливающие процедуры
(хождение босиком, солнечные ванны)

– " –

Инструктор по ФИЗО, медсестра,  музыкальный руководитель, учитель-логопед

Музыкальное воспитание(театрализованные игры, драматизации сказок, музыкальные паузы)

– " –

Муз. Руководитель, воспитатель

Психологическое сопровождение(психогимнастика, игры и упражнения, этюды, психотренинги, игротерапия)

– " –

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, учитель-логопед, муз. руководитель

15.15–15.30

Гимнастика после сна

– " –

воспитатели

Дыхательная гимнастика

– " –

воспитатели

16.00–19.00

Самостоятельная деятельность

– " –

воспитатель,музыкальный руководитель

Индивидуальная работа с детьми

– " –

воспитатели

Развлечения, досуг

– " –

Воспитатели, инструктор по ФИЗО

Праздники (по плану)

– " –

Воспитатели, инструктор по ФИЗО

Встречи с родителями

– " –

Воспитатели, инструктор по ФИЗО

 

Ежедневный план 
закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

Мероприятие

Номер группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Гигиенические и закаливающие утренние процедуры

Утренний прием на воздухе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утренняя гимнастика на воздухе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнечные ванны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ходьба босиком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки

Обширное умывание прохладной водой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мытье ног

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сон без маек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Точечный массаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сухое растирание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влажное растирание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полоскание рта и горла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....