«ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВЫХОДИ ИГРАТЬ ВО ДВОР» (ПОД РЕД. ВОЛОШИНОЙ Л.Н.), МОДУЛЬ №2 «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
статья (старшая группа) на тему

Беликова Ольга Владимировна

Реализация важнейших положений ФГОС ДО, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 «ВЫХОДИ ИГРАТЬ ВО ДВОР»

 (ПОД РЕД. ВОЛОШИНОЙ Л.Н.), МОДУЛЬ №2 «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Беликова О.В., воспитатель;

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

города Губкина Белгородской области

Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования, признанием дошкольного образования, как первой ступени образования в системе непрерывного образования. 

Реализация важнейших положений ФГОС ДО, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.Н.Волошина, В.Г. Алямовская, О.М.Дьяченко и др. [4].

Двигательная деятельность - естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием разностороннего развития и воспитания ребенка[1].

Непременной составляющей двигательной деятельности являются регулярные занятия физической культурой с использованием игр с элементами спорта.

Игра всегда являлась самым привлекательным для детей видом деятельности. Потребность ребенка в движении является одной из его базовых потребностей и вызывает необходимость его участия в подвижных и спортивных игах в организации двигательной деятельности, особенно в холодный период, когда по ряду причин активность значительно снижается.         В зимний период предоставляются прекрасные возможности для организации разнообразных форм двигательной деятельности с дошкольниками на свежем воздухе, которые невозможно использовать в другое время года:  можно играть в снежки, лепить снеговиков, съезжать с горки на санках, разгребать снег и строить. Зима дарит возможность кататься на лыжах, коньках, играть в хоккей. А это не только весело, но и полезно [3].      

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» активно реализует парциальную программу по физическому развитию «Выходи играть во двор» в рамках проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»)

    В основу программы заложены гуманистические идеи современного образования, личностно-ориентированный подход. Её содержание направлено на развитие личности ребенка, позитивную социализацию индивидуализацию, становление ценностей здорового образа жизни. Программа построена на принципе регионализации образования и создает условия учета этнических особенностей, как одного из факторов духовного и физического развития ребенка [5].

       Образовательный процесс в ДОО по апробации программы «Выходи играть во двор» (модуль №2 «Зимние забавы»)  построен с учетом индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья и проектировался на основе постепенно усложняющихся двигательных задач в обучении спортивным играм и деятельностном подходе.

  Программа реализуется в разнообразных формах организации двигательной деятельности  детей и взрослых на открытом воздухе. Педагоги ДОО  реализуют модуль «Зимние забавы» по трем темам:

  • «Мы хоккеисты»
  • «Для зимы привычны санки»
  • «Зима пришла, вставай на лыжи»

Организация игровой деятельности в парциальной программе «Выходи играть во двор» представляет собой комплекс различных двигательных действий. В данном случае это двигательные действия с использованием санок, лыж, клюшек, помогающие обогащать двигательный опыт детей, развивать их способности, укреплять здоровье. Вместе с тем для предложенных в программе подвижных игр характерна высокая интеллектуальная динамичность, связанная с решением внезапно возникающих задач. Она является важнейшим фактором развития координации движения, познавательных и двигательных способностей [5].

Педагоги ДОО включают в содержание регионального компонента основной образовательной программы зимние подвижные игры и игровые упражнения, не только соответствующие принципам развивающего обучения, но и отражающие национальные традиции. В зависимости от погодных условий и интересов детей педагоги используют их при планировании и реализации образовательной деятельности и активного отдыха (образовательная область «Физическое развитие»).

    Двигательная деятельность в соответствии с содержанием программы реализуется в ДОО в режиме дня в различных формах:

  • Третье физкультурное занятие, которое проводится на открытом воздухе.
  • Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя разминка, физкультминутки, динамические часы (часы подвижных игр на прогулках).
  • Активный отдых (спортивные праздники, развлечения, досуги, участие родителей в праздниках, развлечениях) .
  • Самостоятельная двигательная деятельность в течение дня [5].

     Формы проведения занятий различные: обучающие, занятия в форме подвижных игр и игровых упражнений, сюжетные тематические, обобщающие, занятие – соревнование, контрольные, занятия – зачеты. Схема построения игровых физкультурных занятий традиционна. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части занятия используются специальные приемы на развитие интереса и познавательной мотивации, например: педагог обращает внимание детей на сугробы, которые расположены на  спортивной площадке:  «Зимушка - зима, много снега принесла и засыпала санки, найдите  под каким сугробом санки. ( Дети подходят к санкам, которые накрыты белым покрывалом).

     Создание игровой мотивации способствует увлеченному выполнению детьми физических упражнений. Мотивация придает смысл двигательной деятельности. Интерес детей вызывает воображаемая ситуация, представленная в образной, яркой форме, связанная с необычными условиями [2].

     Оказывается, даже такая знакомая всем нам забава, как игра в снежки, - вовсе не бесполезное и бессмысленное занятие. Вылепливая снежок, ребенок развивает мелкую моторику, метая его в неподвижную или перемещающуюся цель – развивает глазомер и учится соотносить результат своего действия с приложенными усилиями. А какая ловкость нужна, чтобы увернуться от снежка! Таким образом, используя минимум средств, можно развить у ребенка важнейшие физические качества, такие как скорость, сила, гибкость, выносливость, координация движений, чувство равновесия, ловкость, сноровка и т.д. В процессе спортивной игры ребенок не только овладевает «азбукой движения», но и пополняет резервы своего здоровья.

     Если спросить, какое изобретение человека самое древнее, все, наверное, назовут колесо, а ведь сани древнее колеса! Издавна санки были любимейшим, зимним развлечением для детей. Как весело, волнительно мчаться вниз с большой раскатанной горы! Сердце замирает перед высоким прыжком, взлетают санки, поднимают на мгновенье своих седоков в воздух и мчатся дальше. А дети это делают  по-разному – сидя на санках верхом, лежа на животе, лёжа на спине, стоя на коленях. На спуске с горки задание  усложняется: построить ворота из прутиков или снежных «кирпичиков»,  при спуске на санках с горки собрать расставленные вдоль склона разные предметы (игрушки, кегли и т.п.). Если на прогулке – группа детей, то значительный интерес у них вызывают разнообразные игры-эстафеты с санками. Например, «гонки на санках»: дети с санками становятся на линию старта – одни садятся на санки, другие – возницы. Или игра «Быстрые санки»: на исходную линию ставятся санки в шеренгу, дети на них ложатся на живот и по сигналу начинают передвигаться вперёд как можно быстрее, отталкиваясь от снега обеими руками.

 Огромную радость доставляет дошкольникам ходьба на лыжах! Лыжи — прекрасное средство физического развития ребенка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц, средством закаливания. Навыки передвижения на лыжах закрепляются и совершенствуются в различных играх на площадке:  «Шире шаг», «Кто самый быстрый», «Встречная эстафета», «Не задень», «На одной лыже» и др.

     Использование игровых технологий способствует развитию двигательных способностей дошкольников, удовлетворению потребности самостоятельного выбора действия и партнеров, а также стимулирует инициативность и активность ребенка. А отсутствие жесткой регламентации действий и вариативность в программе создают условия для развития самостоятельности и, творчества дошкольника [4].

С целью развития творческой двигательной компетентности у старших дошкольников была выбрана система работы по карточкам и схемам, которые по своему функциональному назначению были разделены на следующие группы: «предметные картинки», «предметно-действенные схемы», «действенно-схематические модели», «схематичные модели», «конструктивно-расчлененные модели». Предоставление старшим дошкольникам свободы выбора упражнений и двигательных заданий стало предпосылкой проявления ими активности, инициативы, самостоятельности . 

     Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Много внимания в модуле отведено самостоятельной двигательной активности. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах), дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности [4].

Несомненно, что живое участие родителей в двигательной деятельности является хорошим примером для детей по формированию привычек здоровьеориентированного поведения и способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех.   

     Очень интересной была  встреча в ДОО с мастерами спорта по лыжным гонках, победителями Всероссийских и региональных соревнований, семьей воспитанника Вячеслава Фетисова - Екатериной и Владимиром Фетисовыми. Сначала они провели мастер класс, где упражняли детей в перекрестной координации рук и ног на специальном оборудовании и в умении стабилизировать темп движения при  катании на лыжах. Рассказали о лыжероллерах и продемонстрировали на них катание. Потом все вышли на лыжный стадион ДОО и с удовольствием катались!

     Благодаря совместным усилиям педагогов, сотрудников, воспитанников и их родителей, в ДОО  появились мини-стадионы на всех игровых и двух спортивных площадках детского сада, где дети с удовольствием играют в хоккей.

Клюшками дети стараются  загнать льдинку в лунку, круг или воротца. Играют в игры «Передай шайбу», «Кто быстрее догонит шайбу до круга», «Снайперы»,  «Гонки с шайбой», «Не выпусти шайбу из круга», «Ледяная карусель», «Загони в ворота», «Хоккеисты», «Веди, веди, да не подведи», свободные игры с клюшкой и шайбой  и т.п.

     В целях популяризации зимних видов спорта среди дошкольников и их родителей, развитие интереса и способностей к зимним видам спорта, укрепления здоровья детей через двигательную активность на свежем воздухе в зимний период, создания единого спортивно-оздоровительного пространства города,  на губкинской территории стало традицией проведение  территориальной зимней спартакиады «Хоккейный турнир!» и муниципальных спортивных соревнований «Санный турнир!»  с участием дошкольных образовательных учреждений. В соревнованиях  принимает  участие 25 команд из дошкольных учреждений Губкинского городского округа, 150 участников. Дошкольники состязаются в  эстафетах: «Ловкий хоккеист», «Обведи не подведи», «Забей гол», «Точный пас», «У нас спортивная пора – бежит по снегу детвора!», «Очень любим мы резвиться и по снегу прокатиться!», «Наши сани едут сами!».

Разработанная система активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации парциальной программы «Выходи играть во двор» в зимний период, позволила не только добиться значительных результатов в активизации двигательной деятельности, в физическом развитии дошкольников, но и учесть непохожесть детей друг на друга, ярко выраженные индивидуальные особенности, что особенно необходимо в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в современном детском саду.

Список литературы:

1.Волошина Л.В., Кудаланова Л.П. Игровые технологии формирования компетентности дошкольников в области укрепления здоровья: учебно- методическое пособие / Л.Н. Волошина, Л.П. Кудаланова. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. – 112 с.

2.Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников: моногр. [Текст] / Л. Н. Волошина. – Екатеринбург, 2004. – 160 с.

3. Волошина Л.Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: автореферат дисс. на соискание степени канд. пед. наук. [Текст]  / Л.Н. Волошина Л.Н. – Екатеринбург. – 2001. – 21 с.

 4.Волошина Л. Н., Золотых И. Н., Корнева Л. В., Куринских И. В., «Зимние игры и забавы».  Издательский центр «Вентана-Граф», 2016

5. Волошина Л.В., Гавришова Е.В. и др. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников/ Волгоград: Учитель, 2013. – 147 с.

 6. Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие / Л.Н. Волошина и др. – Воронеж: Издат-Черноземье  – 2017. – 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной активности воспитанников в режиме дня в условиях реализации ФГОС

    В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкол...

Консультация для педагогов "Организация двигательного режима дошкольников в летний период"

Одним из основных факторов оздоровления, является двигательная активность. Вот почему так важно правильно создать среду для развития всех физических качеств....

Организация проектной деятельности в ДОУ: опыт работы воспитателя условиях реализации ФГОС

ФГОС дошкольного образования определяет общение, игру и познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка. На современном этапе одной из актуальных пр...

Организация двигательного режима дошкольников в летний период

Организация двигательного режима дошкольниковв летний периодОдним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физическог...

Выступление "Организация двигательной деятельности в физкультурно – оздоровительном центре, как условие повышения качества коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ"

Выступление "Организация двигательной деятельности в физкультурно – оздоровительном центре, как условие повышения качества коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ"...

Консультация для педагогов на тему: «Организация двигательного режима дошкольников в летний период»

Консультация для педагогов на тему:    «Организация двигательного режима дошкольников в летний период»...