Методическое пособие "Словесные дидактические игры"
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая группа) по теме

Бондаренко Ирина Александровна

КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ (СЛОВЕСНЫХ) ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovesnye_didakticheskie_igry.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ (СЛОВЕСНЫХ) ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ)

Калининград 2017

Словесные дидактические игры – один из самых старинных видов дидактических игр. Они хороши тем, что способствуют всестороннему развитию личности ребенка, так как темы словесных игр могут быть самыми разнообразными. Данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, словотворчеству, обогащают словарный запас игроков, помогают освоить грамматику родного языка. Словесные игры способствую формированию устойчивого интереса ребенка к родному языку, а также обеспечивают возникновение доброжелательной дружественной атмосферы в любом детском коллективе, снимают эмоциональное напряжение, приводят к психологической разгрузке. Немаловажным является и то, что большинство словесных игр не требует предварительной подготовки и специального оборудования, а следовательно, они могут быть использованы в любом виде детской деятельности: во время занятий, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей в группах, очень удобно использовать эти игры во время длительных поездок. Умелое применение педагогом словесных дидактических игр во время занятий по речевому и познавательному развитию позволит детям, смеясь и играя, освоить любой трудный материал.

Детям 5 - 7 лет свойственна большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам — вот далеко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.

Решать головоломки, соблюдать определенные правила игры детям этого возраста увлекательнее, чем играть и выигрывать без выдумки и без усилия. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое. Большее, чем раньше, место приобретают мотивы соревнования. У детей старшего дошкольного возраста появляются новые мотивы умственной деятельности, интенсивно развивается словесно-логическое мышление.

Что же представляет собой словесно-логическое мышление детей 5 - 7 лет?  Обобщение чувственного опыта, расширение кругозора в связи с образующимися представлениями создают возможность думать не только о непосредственно воспринимаемых предметах, но и об отсутствующих. В этом возрасте ребенок при рассматривании картин, слушании рассказов, сказок, в различных видах деятельности может выделить, абстрагировать более или менее существенные признаки объектов, синтезировать их, обобщать, относить предметы к определенным категориям, классифицировать.

В пределах имеющегося опыта,  дети высказывают правильные суждения об окружающих предметах и явлениях, объединяют их между собой, переходят от общего к частному и от частного к общему, делают умозаключения, в которых правильно раскрывают доступные для них причинно-следственные и другие связи явлений, учатся замечать противоречия в своих рассуждениях и устранять их в зависимости от глубины знаний о предметах. Способность ребенка к таким разнообразным умственным действиям свидетельствует о том, что в этом возрасте у него активно развивается словесно-логическое мышление.

При проведении словесных игр со старшими детьми меняется и роль воспитателя: он больше советует, помогает, поощряет находчивых, больше уделяет внимания индивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлительными, менее сообразительными.

Детям представляется большая самостоятельность не только в выборе самой игры, но и в творческом решении ее задач.

Игра «Отгадай-ка!»

Цель: научить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Воспитатель предлагает ребенку выбрать предмет и описать его. При описании предмета на него смотреть нельзя. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.

В процессе игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?».

Дети дают такие описания предметов: деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать (телевизор); железная, из прутиков, стоит па подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка); блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода (чайник).

Игра «Подбери слова»

Цель: научить детей подбирать синонимы, обогащение словарного запаса.

Предложите ребенку подобрать слова по теме. Заранее договоритесь с ним, на какую тему будете подбирать слова. Пусть, например, тема будет «домашнее животное – котенок». Сначала подберите слова о том, какой котенок. Возьмите в руки мяч и перебрасывайте его друг другу, называя слово. Итак, какой котенок? Начните первым: пушистый – озорной – усатый – полосатый – шаловливый – быстрый. Дайте сигнал «стоп!» Теперь подберите слова о том, что он делает: бегает – прыгает – мяукает – играет – мурлычет и т. п. Можно подобрать кличку придуманному котенку.

Игра «Магазин»

Цель: научить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам».

Короткой считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры. Воспитатель: «Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч!» — говорит воспитатель и с мячом садится на стул.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.
Роль продавца могут выполнять несколько ребят поочередно.
Дети, «купившие» игрушки, играют затем с ними в комнате или на прогулке.
Вариант: по такому же принципу проводится игра «Магазин цветов», где дети описывают комнатные растения, их листья, стебель, цветок. 

Игра «Предложения»

Цель: формирование навыка звукового анализа слов, отработка умения составлять распространенные предложения.

Составьте предложения, в которых все слова начинаются на один звук, например: мама мыла Машу мылом. Оля отошла от открытого окна. Лена лизала леденец.

Игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из нас, а мы по его рассказу узнаем, кто же из нас потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку? Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас», — говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалки.

Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: «Нет такой девочки (мальчика) у нас!».

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

В эту игру можно играть на прогулке и дома. Начертите на листе бумаги (на земле, на асфальте мелом) в три ряда пустые клетки: верхний ряд – одна, под ним – две, нижний ряд – три клетки. Объясните, что каждая клетка обозначает одну часть слова. В этих домиках-клетках будут жить насекомые (птицы, животные). В первом домике – те, названия которых имеют одну часть, во втором – те, в названии которых две части, в третьем – те, названия которых содержат три части. Задача ребенка – подобрать соответствующие названия насекомых, птиц и зверей.

Игра «Да — нет»

Цель: научить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.
Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет». «На стене?»— «Нет». «На потолке?» — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да». «Лампочка?» — «Да».
Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

Игра «Сорока – Белобока»

Цель: учить детей образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом.

У детей на столах картинки с изображением нескольких одинаковых животных.

Ведущий рассказывает сказку:

В волшебном лесу жила-была Сорока – Белобока. Она везде летала и собирала все новости, а потом рассказывала их жителям леса. Ведущий предлагает детям подумать и, посмотрев на свою картинку, ответить: к кому прилетала Сорока – Белобока (к лосям, к оленям, к волкам и пр.).

Игра «Вкусные слова»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Начиная игру, скажите, что сегодня вы будете отмечать день рождения любимой куклы (любой другой игрушки), и предложите выбрать угощение к чаю. Но, выбирая угощения, нужно отобрать только те, названия которых состоят из двух или трех частей. Предложите ребенку перечислить такие сладости. Двухсложные слова: тортик, вафли, халва, пирог, лимон, сахар. Трехсложные: конфеты, варенье, печенье, шоколад.

Пусть малыш объяснит, почему не выбрал слово пирожное или мороженое.

 Игра «Какой звук потерялся?»

Цель: формирование навыка звукового анализа слов.

Возьмите наглядный материал – предметные картинки с изображениями ромашки, ключа, книги, трактора, змеи и т. д.

Показывайте ребенку картинки, называя предметы, изображенные на них неправильно: «Это…омашка, это…люч» и т. п. Пусть ваш ребенок поправит вас, назвав недостающий звук.

Игра «Слово можно прошагать»

Цель: закрепление умения делить слово на слоги.

Скажите ребенку, что слово можно измерить шагами. Произнося слово жук, одновременно сделайте один шаг. При слове шар пусть ребенок сделает один шаг. Прокомментируйте ситуацию: «Это коротенькие слова, на один шаг. Попробуем другие!» и начните шагать, одновременно придумывая новые слова. На каждый слог – по шагу. Пусть ребенок поможет вам, придумает новые слова на два, три, четыре шага-слога.

Игра «Части слова»

Цель: закрепление умения делить слово на слоги, формирование навыка графического обозначения слога.

Пофантазируйте вместе с ребенком, как вы будете в лесу звать потерявшуюся подружку, приложите руки к губам рупором и нараспев произнесите: «Ма-ша! И-ра! Ма-ри-на!» Обратите внимание на то, что слова «распадаются» на части.

Произнесите слово лу-на. Повторите его нараспев вместе с ребенком. Пусть он определит, сколько частей в этом слове. Пусть назовет первую и последнюю части.

Познакомьте его таким же образом с односложными и трехсложными словами: «мак, сок, кот, дед», «ма-ши-на, со-ро-ка, ба-боч-ка».

Покажите, как обозначить слова графически.

Дом    До-мик    До-миш-ко.

Игра «Зоопарк»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Используйте для этой игры открытки с изображениями животных. Задача ребенка – угадать название животного. Вы выбираете из стопки открыток одну, не показывая ее ребенку, даете краткое описание животного, уточняя, какие звуки содержатся в названии животного и из скольких частей оно состоит. Например: «Это хищник, пышнохвостый, рыжего или черно-бурого цвета. Первый звук в названии [л], последний – [а]. Название состоит из двух частей (лиса)». Поменяйтесь ролями. Теперь пусть ребенок выбирает открытки и описывает животных и их названия, а вы угадываете их.

Игра «Магазин игрушек»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово; формировать у ребенка представление о соотношении количества предметов и их числового выражения (цифры).

Разложите перед ребенком следующие игрушки: куклу, машину, мишку, ослика, бегемота, собаку, лису, верблюда, танк, мяч, Чебурашку и т.д. В качестве денег используйте полоски бумаги с нарисованными на них одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками. Приобретая игрушку, ребенок должен четко произнести ее название, определить количество частей в данном слове, последовательное звучание каждой части слова. За каждую игрушку он должен отдать «денежку» с соответствующим количеством кружков.

Игра «Кто в домике живет?» (Переселение)

Цель: закреплять умение ребенка делить слово на части, продемонстрировать ребенку возможность образовывать другие слова при помощи частей слова.

Используя клетки предыдущей игры, предложите ребенку новый ее вариант. Пусть он подумает и скажет, как нужно изменить названия животных, чтобы переселить их на другие «этажи» – ряды клеток. Например: еж – ежик – ежиха, лиса – лисица и т. д.

Игра «Цепочка слов»

Цель: развитие фонематического слуха у детей; закрепление умения делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Предложите ребенку разложить предметные карточки-картинки по очереди так, чтобы название каждого нового предмета начиналось на последний слог предыдущего: лыжи – жирафа – фара – рама – машина.

Игра «Столяр»

Цель:  развивать фантазию и речевое творчество детей; закрепить знания детей о том, какими инструментами пользуется столяр при работе.

Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.

1. Кланяется, кланяется,

    Придет домой – растянется. (Топор)

   

2. Зубастый зверек

    Грызет со свистом дубок. (Пила)

3. Толстый тонкого побьет,

    Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

4. Деревянная река,

    Деревянный катерок,

    А над катером струится

    Деревянный дымок. (Рубанок)

5. Вострушка-вертушка

    Уперлась в винт ногой,

    Потерял болтун покой...(Отвёртка)

6. Не поможет глазомер,

    Нужен точный мне размер.

    Где надо, ставлю метки

    С помощью…(Рулетки)

Игра «Оденем куклу»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово. Отрабатывать понятие обобщающих слов у ребенка.

Оденьте вместе с ребенком куклу, предварительно отобрав и назвав сначала все вещи, названия которых двусложные: носки, трусы, майка, кофта, юбка; затем трехсложные: сарафан, кофточка, тапочки и т. д. Также можно рассортировать предметы ее одежды по цвету.

Игра «Имена»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Предложите вашему ребенку определить, сколько частей в его имени. Затем предложите ему выбрать ту форму имени, в которой больше или меньше частей (Лена – Елена – Леночка).

Пусть проделает то же с именами членов семьи, друзей, знакомых.

Игра «Сочинялки»

Цель: учить распространять предложения,  расширять словарный запас, развивать  воображение.                                                                         

Двое детей сочиняют историю о себе, об игрушках, обо «всём на свете», но говорят только по одному слову друг за другом.

Например.

1-й ребёнок. Однажды.

2-й ребёнок. Грузовик.

1-й ребёнок. Поехал.

2-й ребёнок. Покататься… и т.п.

Вариант: говорить по 2-3 слова.

             Игра «Веселая олимпиада»

Цель:  учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи: доказательства, и описания.

Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку,  доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.

1. Ростом мал, да удал,

   От меня ускакал.  (Мяч)

2. Плывет белый гусь –

    Брюхо деревянное,

    Крыло полотняное. (Яхта)

   

3. Льется речка – мы лежим,

    Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

   

4. Деревянные кони по снегу скачут,

    А в снег не проваливаются. (Лыжи)

5. Когда весна берет свое,

    И ручейки бегут звеня,

    Я прыгаю через нее,

    А она – через меня. (Скакалка)

 

6. По дороге едут ноги

    И бегут два колеса.

    У загадки есть ответ:

    Это мой …     (Велосипед)

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять детей отвечать на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Весна (какая?) – теплая, солнечная, ранняя, поздняя.

Солнце (какое?) – яркое, ласковое, блестящее.

Небо (какое?) –голубое, высокое

Облака (какие?) – кучевые, пушистые, белые.

Снег (какой?) – мягкий, пушистый, холодный.

Сосульки (какие?) – длинные, ледяные, холодные.

Листочки (какие?) – молодые, зеленые, весенние.

 

Игра «Подбери действия»

Цель: упражнять детей отвечать на вопросы: «что делает?», «что делают?».

Солнце (что делает?) – светит, греет, блестит.

Снег (что делает?) – падает, ложится, тает.

Сосульки (что делают?) – висят, капают, тают.

Листья (что делают?) – распускаются, растут, зеленеют, опадают.

Почки (что делают?) – набухают, распускаются, лопаются.

Птицы (что делают?) – щебечут, поют, летают.

Дети (что делают?) – играют, смеются, бегают, поют.

Игра «Что вокруг?»

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

На прогулке предложите ребенку осмотреться, отыскать вокруг себя и назвать то, что имеет в названии одну часть: двор, мяч, дом, парк; две части: забор, кусты, небо, цветы, песок; три части: качели, деревья и т. д.

Игра «Звуки перепутались»

Цель: подготовить детей к звуковому анализу; развивать слуховую и зрительную память.

Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я сливе … кофточку,

Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,

Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,

Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,

И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,

Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,

У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,

Лучше сяду я на … лень.

Игра «Театр»

            Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме.

Детям предлагается стать артистами и разыгрывать роли различных животных: лисы, медведя, волка и др. Ведущий говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы:

Какая лиса? - хитрая, проворная и т.д

Какой волк? - злой, голодный и т.д.

Какой медведь? - большой, мохнатый, неуклюжий и т.д.

Игра «Начало и конец»

Цель: развитие фонематического слуха у детей; закрепление умения делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Поочередно с ребенком произносите по частям разные слова с условием, что новое слово должно начинаться на последний слог предыдущего: ва-за – за-ря – ря-би-на – на-ход-ка.

Игра-сказка «Два брата Ик и Ищ»        

Цель: упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании.

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата - звали одного Ик, а другого - ИщИк был маленький и лас ковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище — котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвос тик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи.

(Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится ик, значит предмет маленький, а если в слове слышится ищ, то значит предмет большой.)

Игра «Игра в слова»

Цель: формирование навыка звукового анализа слов.

Называйте поочередно слова, выбирая каждое последующее так, чтобы оно начиналось на последний звук предшествующего слова (лиса – акула – автобус – сани – ирис – сыр – и т.д.).

Игра «Добавлялки»

Цель: развивать речевое творчество детей.

Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящие слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые … (снежинки)

Архитекторы – творцы

Строят чудные … (дворцы)

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил … (дом)

В этом доме, ты мне верь,

Заперта надежно … (дверь)

Затвердела снега корка,

Будет скользкой наша … (горка)

У малышки – погремушка

Очень шумная … (игрушка)

Знает наша детвора:

Прятки – лучшая … (игра)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - Дидактическая игра "Что лишнее?"

Учебно-методическое пособие.Дидактическая игра  "что лишнее?" на класссификацию понятий: цвет, форма, продукты, игрушки, из чего сделаны. используется в диагностике, закриплении знаний....

Учебно-методическое пособие: Дидактические игры математической направленности для детей среднего дошкольного возраста

Данные дидактические игры являются авторской разработкой. Предназначены для детей среднего дошкольного возраста...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка Дидактические игры из бросового материала по познавательному развитию для детей дошкольного возраста (игра для старших дошкольников)

Развиватие и закреплнение представления старших дошкольников о геометрических фигурах, цифрах, математических знаках (+,-, =, <,>.). Называть фигуры, знаки и цифры....

Методическая разработка дидактической игры "Игры с цифрами"

Ознакомление с понятием счета. Воспитание внимательности, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики...

Методическая разработка дидактической игры «Думаем, строим, играем», с использованием строительного материала конструкторов типа LEGO.

В данном материале говорится о знакомстве с возможностями леготехнологий в развитии коммуникативных навыков детей....

Методическая разработка дидактической игры на тему: «Разработка и проведение дидактической игры с использованием развивающих материалов «Палочки Кюизенера» для детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Закрепление умений моделировать разных животных из палочек Кюизенера.Дидактическая задача: Продолжать учить моделировать разных животных из палочек Кюизенера по схемы.Игровая задача:...