ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» по организации здоровьесберегающей деятельности детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа) на тему

Осипова Галина Валериевна

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов.

Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами – это наследственность, неблагоприятная экологическая обстановка, температурные перепады (метеонестабильность), рост объема познавательной информации и умственной нагрузки, снижение двигательной активности.
        Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития.

 Сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе и эмоционального, является приоритетным направлением работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Для выработки грамотного, эффективного плана действий была составлена данная программа, которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий к будущим желаемым результатам, но уже не с позиции сегодняшнего дня, а с учетом перспективы.

Программа была разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно-оздоровительной работы:

- научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт);

-  материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);

- комплексная оценка здоровья  дошкольников (анализ заболеваемости);

- анализ результатов физической подготовленности детей.

Программа «Здоровье» - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, эмоционально устойчивого.

Программа предполагает возможность самостоятельного отбора педагогами содержания обучения и воспитания.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, формирование культурных эмоций, осознание сущности эмоциональных состояний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Титовская основная общеобразовательная школа»

Промышленновский район, с.Титово, ул.Советская, 58

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

по организации здоровьесберегающей деятельности детей младшего дошкольного возраста

Cоставитель:

Осипова Галина Валериевна, воспитатель

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………. 2
  2. Лечебно - оздоровительная и профилактическая работа…………….. 6
  3. Формы и методы оздоровления детей…………………………………. 7
  4. Здоровье и физическая культура…………………………………….. 9
  5. Система эффективного закаливания………………………………….. 17
  6. Формирование эмоционально-экспрессивных отношений……….. 18
  7. Работа с родителями…………………………………………………… 20
  8. Ожидаемые результаты реализации программы…………………….. 21

Список литературы…………………………………………………….. 22

Приложения

Приложение 1. Упражнения на релаксацию………………………………… 24

Приложение 2. Неделя здоровья (план мероприятий по подготовке к проведению дня здоровья)……………………………………………………. 30

  1. Пояснительная записка

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов.

Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами – это наследственность, неблагоприятная экологическая обстановка, температурные перепады (метеонестабильность), рост объема познавательной информации и умственной нагрузки, снижение двигательной активности.
        Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития.

 Сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе и эмоционального, является приоритетным направлением работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Для выработки грамотного, эффективного плана действий была составлена данная программа, которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий к будущим желаемым результатам, но уже не с позиции сегодняшнего дня, а с учетом перспективы.

Программа была разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно-оздоровительной работы:

- научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт);

-  материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);

- комплексная оценка здоровья  дошкольников (анализ заболеваемости);

- анализ результатов физической подготовленности детей.

Программа «Здоровье» - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, эмоционально устойчивого.

Программа предполагает возможность самостоятельного отбора педагогами содержания обучения и воспитания.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, формирование культурных эмоций, осознание сущности эмоциональных состояний.

Задачи программы:

  1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
  2. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта.
  3. Развивать основные физические способности и навыки (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.)
  4. Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие. Научить осознавать собственное эмоциональное состояние, причины его возникновения.

Законодательно – нормативное обеспечение программы

  1. Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Конвенция  ООН «О правах ребёнка».
  3. «Семейный кодекс РФ».
  4. Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
  5. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
  6. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13 
  7. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
  8. Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей  дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.

Основные принципы программы:

- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- активности (поиск эффективных методов оздоровления дошкольников);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

- единства диагностики и коррекции (правильная  интерпретация диагностики; планирование способов, методов и приёмов коррекции, развития и оздоровления  на основе полученных данных);

- систематичности;

- целенаправленности;

- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);

В программе запланировано:

1. Проведение учебно-организационных мероприятий в движении.

2. Введение в физкультурные упражнения и утреннюю гимнастику системы упражнений для укрепления мышечного каркаса спины, профилактики сколиозов.

 3. Охрана жизни и деятельности детей.

4. Санитарно-просветительская работа с родителями.

5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

6. Воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

  1. Лечебно - оздоровительная и профилактическая работа

Физическое воспитание  оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

- повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;

- совершенствование реакций терморегуляции и закаливания организма, обеспечивающих его устойчивость в простудном заболевании;

- повышение физической работоспособности;

- нормализация деятельности отельных органов и функциональных систем;

- повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.

Основные принципы организации физического воспитания:

- физическая нагрузка адекватная возрасту, полу ребенка, уровня его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

 - обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардиореспираторной системы.

Формы организации физического воспитания:

- физическая культура на спортивной площадке;

- дозированная ходьба;

- физкультминутки;

- спортивные игры;

- физкультурные досуги, праздники, дни здоровья;

- утренняя гимнастика;

- индивидуальная работа с детьми.

  1. Формы и методы оздоровления детей

Валеологическое образование детей.

Данная форма работы предполагает:

- развитие представлений о своем внешнем облике, знакомство со схематическим изображением тела;

- освоение проживания;

- развитие умения понимать эмоции других людей, ориентируясь на мимику и пантомимику;

- развитие способности к сопереживанию, умению проявлять сочувствие, жалость, другие - формы положительного отношения к людям;

- развитие положительного отношения к себе и к своему имени;

- развитие представлений детей о принадлежности к женскому или мужскому полу, особенностях поведения мальчиков и девочек;

- развитие представлений о себе и о своей семье.

Физкультурно-оздоровительная работа.

Проведение утренней гимнастики различными способами: традиционно; на основе подвижных игр;

Занятия по физической культуре: традиционные; нетрадиционные; соревнования; интегрированные с другими видами деятельности.

Культурно - досуговая  деятельность: спортивные праздники; спортивные развлечения.

Система закаливающих мероприятий: хождение по «дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия); максимальное пребывание на свежем воздухе, мытье рук прохладной водой.

Психогигиенические мероприятия: обеспечение благоприятного психологического климата; элементы музыкотерапии; элементы сказкотерапии.

Активизация двигательного режима: обеспечение двигательного режима детей атрибутами и пособиями; создание необходимой развивающей среды; проведение подвижных игр, проведение утренней гимнастики, физминуток, гимнастики после дневного сна.

Использование оздоравливающих технологий: пальчиковая и артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; игровой массаж.

Профилактическая работа: антропометрические измерения детей; контроль осанки; подбор мебели в соответствии с ростом детей; употребление свежего чеснока и лука.

Коррекционная работа.

Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движения.

Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушения осанки.

Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к плоскостопию или плоскостопие.

Коррекция режима дня.

Организация питания.

Выполнение режима питания, гигиена приёма пищи, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания, эстетика организации питания (сервировка), индивидуальный подход к детям во время питания, правильность расстановки и подбора мебели.

 Материально - техническое обеспечение.

Спортивная площадка на участке учреждения оборудована всем необходимым инвентарем. В группе имеются гимнастическая кубики, мягкие модули, обручи, скакалки, разноцветные флажки и ленты, погремушки, мячи резиновые разных размеров, кегли, шапочки-маски, игрушки для подвижных игр.

  1. Здоровье и физическая культура

Здоровье

Культурно-гигиенические навыки.

Формировать умение самостоятельно выполнять гигиенические процедуры: мыть и вытирать руки, чистить зубы, полоскать рот после приема пищи; умение пользоваться носовым платком, прикрывать рот во время чихания и кашля, отворачиваясь в сторону; пользоваться туалетом. Учить детей следить за своим внешним видом: причесываться своей расческой, следить за своей обувью и одеждой, уметь убирать за собой игрушки, пособия и постельные принадлежности; следить за своим внешним видом (одеждой, прической и др.).

Культура питания.

Формировать навыки правильного поведения за столом во время еды: пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой); пользоваться салфеткой в процессе еды; есть аккуратно, медленно пережевывая пищу, правильно и красиво сидеть за столом, не капризничать во время приема пищи. Давать детям представления о здоровом питании: о значении разнообразного питания, пользе овощей и фруктов, каши, соков, молочных, мясных и рыбных продуктов; необходимости своевременного приема пищи и соблюдения режима питания, ценности горячих блюд; о вреде чрезмерного употребления сладостей, тонизирующих и газированных напитков, жевательной резинки, чипсов и др.

Культуру деятельности и общения как основу психического здоровья ребенка.

Формировать умение найти себе занятие по интересам, привлечь сверстников и самому включиться в их деятельность. Поддерживать проявления активности и доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, эмоциональной отзывчивости, побуждать ребенка регулировать интенсивность своих эмоциональных реакций, учить выражать свое негативное отношение к чему-либо социально-приемлемыми способами.

Развивать интерес к разным формам двигательной активности (подвижные игры, элементы спортивных игр, прогулки, купание и плавание, утренняя гимнастика, физические упражнения)

Охрана здоровья детей.

Соблюдать оптимальный объем умственной и физической нагрузки, продолжительность занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Предупреждать психоэмоциональное напряжение, переутомление детей, психологический дискомфорт, связанный с авторитарным стилем воспитания, отсутствием обращенности взрослого к ребенку, включением детей в неинтересную для них деятельность.

Поддерживать положительные эмоции в разных видах детской деятельности, на занятиях и др. как основу сохранения и укрепления здоровья детей.

Обеспечить разнообразную двигательную активность (организованную и самостоятельную) в течение дня с учетом климатических, сезонных, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Следить за правильной осанкой детей.

Обеспечивать воздушный, температурный, световой и питьевой режимы, охрану сна детей, исключать скученность и избыточную шумовую нагрузку. Соблюдать гигиенические требования к организации рабочего места детей во время непосредственно образовательной деятельности, физкультурному оборудованию, дидактическим пособиям и игрушкам.

Обеспечение безопасности детей.

Создавать условия для предупреждения детского травматизма (в помещении, на прогулке, во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности).

Формировать у детей представления об опасных формах поведения: при встрече с незнакомыми людьми, бездомными животными. Объяснять опасность сбора неизвестных растений, грибов, самостоятельного употреблении лекарственных препаратов и биологически активных добавок.

Учить детей основам безопасного поведения на улице, в общественном транспорте, в помещениях (на лестницах, у открытых окон, балконов), во время купания в водоемах и бассейне. Обучать детей простейшим способам преодоления опасностей и получения помощи (знание своего имени, фамилии и домашнего адреса, имени родителей, умение набрать телефонный номер службы спасения). Формировать модели поведения в типичных ситуациях (ребенок дома, потерялся на улице или в общественном месте).

Разъяснять детям, что ребенок дошкольного возраста не может находиться один, без присмотра взрослых.

Разъяснять детям негативное влияние на здоровье длительного просмотра телепередач и видеофильмов, продолжительных компьютерных игр.

Познакомить с некоторыми правилами противопожарной безопасности. 

Создание представлений о здоровом образе жизни.

         Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

- привитие стойких культурно – гигиенических навыков; 

- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

- формирование элементарных представлений об окружающей среде;

- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.

Физическая культура

1. Обогащать двигательный опыт детей, создавая ситуации радости и удовольствия в движении.

Обогащать разнообразный двигательный опыт детей.

Играть с детьми в подвижные игры с правилами, народные игры (на развитие быстроты движений, силовых качеств, ловкости  и координации, ориентировки в пространстве).

Использовать в работе с детьми элементы спортивных игр, упражнения со спортивным инвентарем.

Приобщать к разным видам занятий физической культурой с учетом состояния здоровья, уровня физической и  двигательной активности, половозрастных различий, включая утреннюю гимнастику, занятия по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастику после дневного сна, динамические паузы между НОД, физкультминутки, недели здоровья, прогулки, праздники и досуги, самостоятельную деятельность.

Содействовать развитию вариативности в выполнении детьми различных видов движений, создавая для этого соответствующие условия (музыкальное или ритмическое сопровождение, использование различной атрибутики и пособий, образного описания).

Учить детей использованию различного физкультурного оборудования, пособий и спортивного инвентаря в организованной и самостоятельной деятельности.

2. Целенаправленно развивать у детей физические  и волевые качества.

Развивать физические качества, чувство равновесия и координационные способности. Формировать умение участвовать в совместной деятельности, подчинять свои желания и интересы общим требованиям и правилам в процессе различных подвижных игр и игровых упражнений.

Воспитывать у детей решительность, смелость, выдержку, самостоятельность, настойчивость для достижения определенной цели в процессе выполнения двигательных заданий.

Поощрять стремление детей выполнять движения как можно лучше.

3. Способствовать развитию произвольности и саморегуляции.

Создавать ситуации, в которых дети самостоятельно ставят двигательную задачу, находят способы ее решения и добиваются результата.

Учить детей соотносить свои действия с образцом. Выполнять задания по словесной инструкции, используя схемы, в играх с правилами, при выполнении двигательных заданий на полосе препятствий и т.д.

Учить детей управлять своим телом в процессе движений. Радоваться своим успехам, качественному выполнению движений.

4. Развивать двигательное творчество детей, их активность и  самостоятельность

Создавать условия для развития двигательного творчества детей, предоставляя им возможность выбора игр и  упражнений, игровых сюжетов, физкультурных пособий.

Способствовать эмоциональной включенности детей и их образному перевоплощению в процессе музыкально-ритмических движений, сюжетно – игровых композиций, игр имитационного характера.

Привлекать детей к придумыванию разных вариантов подвижных игр и упражнений и побуждать реализовывать их в самостоятельной деятельности.

Развивать у детей коммуникативную инициативу и навыки поведения в процессе игровой двигательной активности.

Развивать потребность участвовать  в коллективных подвижных и командных спортивных играх, формировать умение их организовывать.

5. Развивать интерес к спортивной жизни

Расширять представления детей о разнообразных возможностях каждодневных занятий физической культурой, их пользе для хорошего физического и психического самочувствия.

6. Реализовывать базовое содержание физической культуры

Обучать детей технике выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, упражнений с пособиями и спортивным инвентарем, способам коллективных движений на занятиях физической культурой, во время утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, динамических пауз между занятиями, физкультминуток, на прогулке, в ходе индивидуальной работы.

Основные движения.

Ходьба: различными способами в разных построениях (обычная, в полуприседе, на носках, перекатом с пятки на носок, на внешней стороне стопы; с закрытыми глазами, приставным шагом; с различным положением рук; с изменением направления и темпа движения, с переступанием через предмет, с поворотом вокруг себя на 360 градусов, в сочетании с другими заданиями; с сохранением равновесия на ограниченной и подвижной опоре).

Бег: в различном темпе с разнообразным характером выполнения движений (обычный, на носках, с высоким подниманием коленей, мелким и широким шагом; в колонне по одному, по кругу с остановками и поворотом вокруг себя, «змейкой» между предметами; с изменением направления движения; с преодолением препятствий; в сочетании с другими видами движений (прыжками, переходом на ходьбу и т.д.); с сохранением равновесия на ограниченной площади опоры; бег наперегонки, с ловлей и увертыванием, непрерывный бег 1,5-2мин.).

Прыжки: в длину с места, в высоту; подпрыгивание на одной и двух ногах на месте разнообразными способами с различным исходным положением рук (на поясе, к плечам, в стороны, вверху, с хлопками, вниз и т.д.); одна нога вперед — другая назад, ноги скрестно — ноги врозь; попеременно на правой и левой ноге; с поочередным выносом прямых ног вперед; с поворотами и смещением направо—налево; с поворотом вокруг себя; с продвижением вперед; через линии и небольшие препятствия; с опорой руками на предмет; боком; впрыгивание на возвышение; спрыгивание с предметов; вверх с места и с разбега с доставанием подвешенных предметов; прыжки; запрыгивание на мягкие препятствия (маты, поролоновые модули), прыжки с использованием короткой и длинной скакалки.

Метание: бросание и ловля мяча (предметов) из разных исходных положений; отбивание мяча о землю и бросание в верх с ловлей его двумя руками, одной рукой; с хлопками и отскоком от земли на месте и во время движения вперед; перебрасывание мяча (предметов) из одной руки в другую; друг другу из разных исходных положений различными способами; перебрасывание мяча через веревку и сетку; бросание его в баскетбольную корзину; метание в горизонтальную, вертикальную и движущуюся мишени; метание двумя руками на точность и на дальность.

Ползание, лазание: на четвереньках по полу (по прямой, «змейкой», с выполнением заданий) и на ограниченной площадке; чередование ползания с другими видами движений (перешагиванием, бегом, подлезанием); подлезание под расставленные барьеры (дуги, закрепленные гимнастические палки); переползание через несколько предметов, расположенных подряд; проползание под препятствиями; лазанье по гимнастической лестнице (разнообразными способами и в различном темпе); ползание по гимнастической скамейке (подтягиваться на руках, лежа на животе); лазанье по приставной лестнице.

Упражнения общеразвивающего воздействия.

Укрепление мышечного тонуса и развитие физических качеств (для рук и плечевого пояса,  туловища,  ног;  с предметами, пособиями  и без них).

Коллективные движения

Построения и перестроения (в парах,  колонне,  шеренге, круге), включая повороты, размыкания и смыкания.

Музыкально-ритмические и танцевальные движения:

Создание характерного двигательного образа под музыку, согласование ритма и темпа движений с музыкальным сопровождением.

Подвижные игры с правилами:

«Мяч навстречу мячу», «Мяч об пол», «Кто сильнее», «Кто больше перенесёт предметов?», «Не задень верёвочку», «Успей поймать», «Два мороза», «Совушка», «Хитрая лиса», «В чьей команде меньше мячей» и др.

На развитие скоростных качеств (быстроты движений): «Ловишка с мячом», «Ловишка, бери ленту», «Мы веселые ребята», «Караси и щука», «Перебежки», игры- эстафеты с использованием пособий.

На развитие скоростно-силовых качеств:  «Перелет птиц», «Удочка», «Не замочи ног», «Охотник и зайцы», «Волк во рву».

На развитие ловкости  и координационных способностей: «Раз, два, три, мяч скорей бери», «Медведь и пчелы», «Лягушки и цапля», «Тише едешь», «Море волнуется», «Не урони мяч».

На развитие  ориентировки в пространстве: «Ловля птиц на лету», «Найди свой обруч», «Желудь и шишка», «Ниточка и иголочка».

Народные игры. «Пустое место», «Уголки», «Прятки», «Жмурки», «Фанты», «Колечко», «Солнце и месяц»,  «Пятнашки»», «Ручеек», «Гуси-лебеди».

Игровые упражнения.

С мячом: «Обеги мяч», «С мячом под дугой», «Вперед с мячом», «Проведи мяч», «Не теряй мяч», «Найди мяч», «Поймай мяч в воздухе», «Мяч в кругу», «Прокати мяч с горки», «Догони мяч», «Веселей играй, но мяч не теряй», «Заведи мяч в ворота», «Прокати мяч»; «Быстро переложи мяч»; «Кто скорей с мячом»; «Перебрось мяч», «Кто дальше», «Ударь и догони», «Не урони мяч», «Оттолкни и поймай мяч», «Задержи мяч», «Не давай мяч».

 «Догони обруч», «Скорее в обруч», «Пролезь в обруч», «Мяч сквозь обруч»,  «Меняемся местами», «Не задень веревку», «Не урони мешочек», «Донеси мешочек», «Через болото», «Не опоздай», «Разойдись – не упади», «Спрыгни- развернись», «Гимнасты», «Положи – подними предмет», «Не урони шарик», «Кто внимательнее», «Делай так»; «Не задень»,  «Бегом по горке», «Скорей до середины.

Ежедневная самостоятельная двигательная деятельность детей.

  1. Система эффективного закаливания

          Закаливание

Основные факторы закаливания:

- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;

- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на  занятиях физической культурой, других режимных моментах;

- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

Комплекс закаливающих мероприятий:

- соблюдение температурного режима в течение дня;

- правильная организация прогулки и её длительности;

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;

- облегченная одежда для детей в детском саду;
        - дыхательная гимнастика после сна;

- мытьё прохладной водой рук по локоть (индивидуально);

- комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья».

Методы оздоровления:

- ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье).

- контрастное обливание ног (летом);

- дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий;

- хождение босиком по спортивной площадке (летом);
        - релаксационные упражнения с использованием музыкального фона.

  1. Формирование эмоционально-экспрессивных отношений

Задачи:

- формировать позитивного отношения к своему “Я”;

- развитие навыков социального поведения;

- осознание детьми собственного эмоционального состояния, причин его возникновения;

- формирование способности распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонации;

- подготовка детей к самоактуализации через познание себя и других.

Принципы отбора содержания и организации занятий.

1. Принцип единства аффекта и интеллекта. Отбор такого материала, который позволит ребенку входить в “мажорное” эмоциональное состояние, т.к. любое знание усваивается лучше, если оно эмоционально окрашено.

2. Принцип статности. Право ребенка вступать в деятельность, когда ему этого хочется, право выбрать, озвучит свою эмоциональную оценку.

3. Принцип постепенности и поэтапности. Каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, ребенок постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего “Я”.

4. Принцип творческой активности.

Организация занятия таким образом, чтобы дать возможность понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними.

5. Принцип работы в малых группах, партнерского общения.

Работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы.

Учатся все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей.

6. Принцип неотсроченности обратной связи. Универсальным средством, позволяющем осознать свое поведение, является обратная связь, которая позволяет каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение.

Формирование чувства принадлежности к группе. Развитие чувства единства, сплоченности. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Формирование позитивного отношения к своему “Я”, к сверстникам.

Эмоции в нашей жизни.

Знакомство с эмоциями. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.

Мое настроение: от чего оно зависит.

Знакомство с понятием “настроение”. Развитие умения управлять своим настроением. Развитие способности к рефлексии. Знакомство с “позитивным переформированием” как способом изменения отношения к ситуации.

Каким я буду и как я могу управлять эмоциями.

Развитие эмпатии, умения сопереживать другим. Знакомство детей с понятием “выбор”. Анализ своих поступков и поступков других людей. Формирование представления об индивидуальности, неповторимости каждого человека. Развитие положительной самооценки.

Практикум по формированию эмоциональной экспрессии.

Развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей. Развитие анализа и самоанализа. Знакомство с интонированием речи, мимическими выражениями, знакомство с понятием пантомимики и жеста. Снятие телесных барьеров.

  1. Работа с родителями

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему сообща, семья, детский сад, общественность.

задачи работы с родителями:

- повышать педагогическую культуру родителей;

- пропагандировать общественное дошкольное воспитание;

- изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

- познакомить родителей с основами педагогических знаний;

- просвещать родителей о создании положительной психологической среды в семье;

- организовать включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

формы работы с родителями:

- проведение родительских собраний, консультаций;

 - педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые);

 - дни открытых дверей;

- экскурсии по детскому саду для родителей вновь прибывших детей;

 - совместные мероприятия.

  1. Ожидаемые результаты реализации программы
  1. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
  2. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
  3. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
  4. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
  5. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
  6. Снижение уровня  неконструктивного эмоционального проявления  у детей.

Список литературы

  1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  2. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  3. Вераксы Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. «От  рождения  до  школы»  Примерная  основная  общеобразовательная программа  дошкольного  образования М: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. Воробьева  Т. В. «Программно-методическое руководство по организации занятий эмоционально-экспрессивного воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста» М., 2010.
  5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  7. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы во второй младшей группе детского сада: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  8. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  9. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста» М., Дрофа, ДиК, 2009.
  10.  Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012 .
  11.  Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет: Методическое пособие. – М: Мозаика – Синтез, 2012 .
  12.  Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. 2 младшая группа: Методическое пособие – М: Мозаика-Синтез. 2012.
  13.  Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа: Методическое пособие – М: Мозаика-Синтез, 2012.
  14.  Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду: Методическое пособие – М: Мозаика – Синтез, 2012.
  15.  Серия наглядно – дидактических пособий «Рассказы по картинкам» - М: Мозаика – Синтез, 2012. (Зимние виды спорта. Летние виды спорта).        

Приложение 1

Упражнения на релаксацию

Выполнение упражнений на релаксацию очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. 

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. 

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании

«Задуй свечу»

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

«Ленивая кошечка»

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

Упражнения на расслабление мышц лица

«Озорные щечки»

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

«Рот на замочке»

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:  

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). 
Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав. 
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

«Злюка успокоилась»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: 

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. 
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). 
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело, 
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, 
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть). 

Упражнения на расслабление мышц шеи

«Любопытная Варвара»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. 
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! 
Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! 
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук

«Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:  

Я возьму в ладонь лимон.  
 Чувствую, что круглый он. 
 Я его слегка сжимаю –  
 Сок лимонный выжимаю. 
 Все в порядке, сок готов.  
 Я лимон бросаю, руку расслабляю. 
 Выполнить это же упражнение левой рукой.

«Пара» (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). 

Стоя друг против друга, и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется. 

«Вибрация»

Какой сегодня чудный день!  
 Прогоним мы тоску и лень.  
 Руками потрясли. 

 Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног

«Палуба»

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох! 
 Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! 
 Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

«Лошадки» 

Замелькали наши ножки, 
Мы поскачем по дорожке. 
Но внимательнее будьте,  
Что вам делать, не забудьте!

«Слон»

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!».

Упражнения на расслабление всего организма

«Снежная баба»

Дети представляют, что каждый из них снежная баба, огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

«Птички»

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

«Бубенчик»

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.

«Летний денек»

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  

 Я на солнышке лежу, 
 Но на солнце не гляжу.  
 Глазки закрываем, глазки отдыхают.  
 Солнце гладит наши лица,  
 Пусть нам сон хороший снится.  
 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  
 Прогуляться вышел гром.  
 Гремит гром, как барабан.

«Замедленное движение»

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:  

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.  
 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.  
 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. 
 Замедляется движенье, исчезает напряженье.  
 И становится понятно – расслабление приятно!

«Тишина»

Тише, тише, тишина! 
Разговаривать нельзя! 
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать 
И тихонько будем спать. 

Приложение 2

Неделя здоровья

(план мероприятий по подготовке к проведению дня здоровья)

Неделя здоровья это форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе, но не отменяются различные виды трудовой (уборка территории дошкольного учреждения, уход за растениями), и творческой (конкурсы) деятельности! Подготовка к проведению недели здоровья осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы с детьми, которая включает: чтение книг, просмотр иллюстраций, видеофильмов о спорте и спортсменах.

В подготовке недели здоровья принимает участие весь педагогический коллектив.

Цель проекта: формирование представление о здоровом образе жизни, эмоционально-положительного отношения к спортивным играм, упражнениям, соревнованиям, к занятиям спортом.

Понедельник (день подвижных игр)

I Половина дня

8.30-9.00 «Встреча Девочки - чистюльки с детьми». (Она объявляет о начале недели здоровья во всех возрастных группах, рассказывает, что на этой недели им предстоит встретиться с Нептуном, Мишуткой, доктором Айболитом, которые помогут нам стать здоровыми, сильными, ловкими, выносливыми).

9.30-11.30 Утренняя прогулка на игровой площадке с подвижными играми: «Охотник и зайцы», «Перелёт птиц», «Бездомный заяц», «Совушка».

II Половина дня

15.30-16.00  Беседа  «Как следует заботиться о своём здоровье?».

17.00-18.00  Вечерняя прогулка. Подвижные игры разных народов «Угадай по голосу и догони» (татарская народная игра), «Ловишки-пятнашки» (якутская народная игра), «Иголка, нитка, узелок» (бурятская народная игра).

Вторник (день интеллектуальных игр)

I Половина дня

8.30-9.00  Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо».

9.30-10.00  Мультвикторина на закрепление знаний детей о гигиене, о правилах поведения. Мультфильмы: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Девочка чумазая», «Что такое хорошо, что такое плохо?».

10.30-11.30  Самостоятельная двигательная деятельность на свежем воздухе.

II Половина дня

15.30-16.00  Беседа о природных явлениях весеннего времени года. Вспоминают пословицы, загадки, стихи, рассказы, сказки о весне.

17.00-18.00  Вечерняя прогулка. Различные подвижные игры по желанию детей.

Среда (физкультурные досуги)

I Половина дня

8.30-9.00  Беседа о вкусной, здоровой и полезной еде. Закрепить знания детей о пользе витаминов, их значение для здоровья человека.

9.30-10.00  Инсценировка стихотворения «Как медведю зуб лечили»

10.30-11.30   Утренняя прогулка с элементами футбола, баскетбола.

II Половина дня

15.30-16.00  Игровой самомассаж: «Поиграем с ушками», «Дружные пальчики», «Солнышко и тучка».

17.00-18.00  Вечерняя прогулка. Игры с выносным, спортивным инвентарем.

Четверг (день открытых дверей)

I Половина дня

9.30-10.00  Занятие с педагогом-психологом  «Что я знаю о себе?»

10.30– 11.30  Утренняя прогулка. Спортивные эстафеты «Кто быстрее», «Извилистая тропинка», «Соберем мячи». Самостоятельная игровая деятельность.

II Половина дня

15.30-16.00 Рисование «Спортивный инвентарь»

16.30-17.00  «Выставка детских рисунков».

17.00-18.00  Вечерняя прогулка. Игры с выносным, спортивным инвентарем.

Пятница (День здоровья)

I Половина дня

9.30-10.00  Беседа о «Дне здоровья», чтение книг, стихов о спорте и спортсменах.

10.30-11.30  Утренняя прогулка. Спортивно-развлекательная программа «В гости к Айболиту»

II Половина дня

15.30-16.00  Музыкально-спортивная игра «Прыгаем и пляшем»

17.00-18.00  Вечерняя прогулка. Игры и упражнения с мячами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста из опыта работы...

Рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ:1.Введение.Что такое игра. Классификация игр.2. Основная частьСюжетно-ролевые игры младших дошкольников.·        Особенности сюжетных игр.·...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

презентация «Магнитный театр как средство организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст - это самый подходящий период для всестороннего развития человека. В 3-4 года у детей начинают активно развиваться все процессы психики: внимание, восприятие, мышл...

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Статья "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Организация экспериментальной деятельности детей  младшего дошкольного возраста....