Исследовательски-творческий проект «Питание и здоровье»
проект на тему

Хантимерова Ирина Александровна

                                                                                       «Человеку нужно есть,

                                                                                       Чтобы встать и чтобы сесть.

                                                                                       Чтобы прыгать кувыркаться,

                                                                                       Песни петь, дружить, смеяться,

                                                                                       Чтоб расти и развиваться

                                                                                       И при этом не болеть,

                                                                                       Нужно правильно питаться

                                                                                       С самых юных лет уметь».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pitanie_i_zdorove_gotovyy.docx86.35 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательски-творческий проект

«Питание  и здоровье»

                                                                                       «Человеку нужно есть,

                                                                                       Чтобы встать и чтобы сесть.

                                                                                       Чтобы прыгать кувыркаться,

                                                                                       Песни петь, дружить, смеяться,

                                                                                       Чтоб расти и развиваться

                                                                                       И при этом не болеть,

                                                                                       Нужно правильно питаться

                                                                                       С самых юных лет уметь».

Паспорт проекта

Автор проекта – Хантимерова Ирина Александровна

Вид проекта –  информационно-исследовательский, фронтальный, долгосрочный.

Срок реализации проекта – 01.10.2015 г. – 31.03.2016  г.

Участники проекта – воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников, медицинский работник.

Отчет по проекту – презентация.

Проблема

По данным ВОЗ 177 млн. детей во всем мире угрожают заболевания, связанные с неправильным питанием.

Результаты статистики в России по детям, которые игнорируют правильное питание показывают, что:  

  • у 58% - развивается ожирение
  • у 21% - гастрит
  • еще у 21%- синдром усталости

Наблюдения показывают, что если мы питаемся неправильно, то из-за недостаточности питательных веществ происходит:

  • Потеря внимания
  • Слабость и переутомляемость
  • Ухудшение памяти и работы мозга
  • Легкий доступ к вирусным и инфекционным заболеваниям

     А дети, которые регулярно и правильно питаются:

  • лучше воспринимают информацию,
  • проявляют большую энергию,
  • достигают лучших результатов.

В современной педиатрии имеется мнение, что одной из причин гиперактивности  детей является  неправильное питание ребенка. Достаточно проанализировать сегодняшний рост заболеваемости синдромом дефицита внимания с гиперактивностью  (СДВГ) и продукты, которые в наше время попадают на стол ребенку. В большинстве случаев преобладают разнообразные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые отрицательно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, патология внимания, беспокойство – все это проявления, в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка. Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. Мы стали замечать, что наши дети начали приносить утром в группу жвачки, сухарики, чупа-чупсы. Беседы с родителями и с детьми не всегда давали желаемый результат

 В связи с этим был разработан проект «Питанье и здоровье», целью которого стало формирование у детей и родителей ответственного отношения к организации правильного здорового питания.

Цель проекта: формирование осознанного понимания воспитанников о значении правильного питания для здоровья человека; повышение  качества сотрудничества  ДОУ и семьи в вопросах правильного питания детей.

Задачи проекта:

  1. Способствовать накоплению опыта детей  о здоровье как ценности, о которой необходимо заботиться.
  2. Способствовать накоплению знаний  о витаминах, их пользе для здоровья человека, содержания их в овощах и фруктах.
  3. Внедрить в практику применение оздоровительного питания.
  4. Воспитание интереса и бережного отношения к еде.
  5. Стимулировать развитие познавательных и творческих способностей.
  6. Формировать коммуникативную компетентность ребенка через игры, чтение художественной литературы, театрализацию.
  7. Расширить опыт воспитанников о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
  8. Просветить и приобщить родителей к проблеме организации здорового питания дошкольников в семье.

Актуальность проекта:

Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.  

В наше время перенасыщения рынка чипсами, кириешками, сникерсами, неконтролируемого потока агрессивной рекламы данных продуктов у детей формируются искажённые взгляды на питание с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни. Семейные традиции зачастую также не способствуют формированию его правильных стереотипов. Так как детские привычки нередко имеют свойства закрепляться, есть большая вероятность того, что в последующем характер питания детей не будет способствовать сохранению их здоровья.

С древних времен люди понимали огромное значение питания для здоровья. Мыслители древности Гиппократ, Цельс, Гален и другие посвящали целые трактаты лечебным свойствам различных видов пищи и разумному ее потреблению. Выдающийся ученый Авиценна считал пищу источником здоровья, силы, бодрости. А древнегреческий философ Сократ (еще до н.э.) писал: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того чтобы жить»                                                                                    

            В настоящее время сохранение и поддержание здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики. Не только дети, но и взрослые имеют очень низкий уровень культуры здоровья, под которой понимается общая способность и готовность личности к деятельности по его охране и укреплению. Готовность дошкольника к качественной продуктивной деятельности по сбережению собственного здоровья основывается только на знаниях и опыте, приобретенных в образовательном процессе ДОУ и семье.

Специальные исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показывают, что питание детей в семье, как правило, нерационально и не сбалансированно, нарушен режим питания. Во многих семьях, даже живущих в сельской местности, в питании мало овощей, фруктов, молочных продуктов, а предпочтение отдается колбасным и кондитерским изделиям и т.п. Следует понимать, что если взрослым такое питание набегу может сходить с рук довольно долго, то детский организм очень быстро начинает реагировать различными нарушениями, которые взрослые долгое время не замечают, списывая их на плохое поведение, капризы, лень, невнимательность и др.

          Национальная доктрина образования   указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». Задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам образовательного учреждения. В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада, охрана и укрепление здоровья воспитанников, находится на первом месте.

Из всего сказанного следует, что  число важных факторов, влияющих на улучшение здоровья детей, входит правильное питание, на котором базируется здоровье человека

Гипотеза.

При осуществлении систематической работы над проектом «Питания и здоровье» дети овладевают определенным опытом и будут применять их на практике. Ведь чем шире мировоззрение ребенка, чем богаче его опыт, тем наиболее полно формируется его активная творческая личность, способная получить знания об окружающем мире, его влияние на организм и здоровье, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети  

  • Сформированные  представления дошкольников  о правильном питании, о полезных и вредных для здоровья продуктах.
  • Широкий опыт воспитанников о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья (как возникают болезни и что надо делать, чтобы быть здоровым).
  • Активный интерес  и бережное отношение к еде как источнику жизни.
  • Проявление активности и заинтересованности к теме здорового питания способствует общему развитию познавательных и творческих способностей детей.
  • В процессе игр, бесед, практических занятий, у детей активизируется словарный запас, повысится уровень коммуникативной компетентности.

Родители

  • Здоровый интерес  родителей к проблеме организации правильного  питания детей в семье.
  • Родители примут активное участие в реализации проекта.
  • Родители обратят внимание на рацион своих детей, изменят их меню,

сделав его более витаминизированным и полезным, откажутся от вредных

продуктов питания сами и научат этому детей.

Педагоги

  • Повышение профессионального мастерства педагогов и качества образовательной услуги.
  • Регулярное обновление предметно-пространственной среды группы.

Принципы реализации проекта:

Научности: все сведения имеют научное обоснование, и соответствует

основным принципам и нормам рационального питания, поддерживаемым

отечественной наукой.

Преемственности: предполагает, что элементарные знания должны

поступать к ребенку с младшего возраста.

Доступности: предполагает соответствие учебного материала по возрасту.

Индивидуализации: предполагает такую организацию образовательного

процесса, при котором индивидуальный подход к дошкольнику и

индивидуальная форма его обучения играют главную роль.

Системности и последовательности: предполагает подачу информации систематически, дозировано и последовательно.

Комплексности и интегративности: решение оздоровительных задач в

системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов

деятельности.

Вовлечения семьи в реализацию проекта: предполагает участие родителей как в реализации проекта, так и включение их в воспитательно-образовательный  процесс  ДОУ.

Исследовательские методы

1.  Работа с информационными источниками

2.  Наблюдение

3. Беседы, опросы

4.  Анкетирование родителей, педагогов

5.  Мониторинг развития воспитанников

6.  Сравнение полученных результатов.

7.  Анализ проделанной работы, отбор нужной информации, оформление презентации

                                                 Этапы и содержание работы

Этапы / цель проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Поэтапные результаты

1-й этап:

подготовительный

октябрь 2015 г.

Цель: диагностика  родителей и воспитанников к реализации проекта, ознакомление с научно-методической литературой, исследование воспитанников, педагогической просвещенности родителей, культуры питания и ЗОЖ детей и родителей.

- Формулирует проблему

- Вводит в игровую ситуацию

- Формулирует цели и задачи

Вхождение в проблему

Вживание в игровую ситуацию

Принятие задач

Достижение готовности и желания детей, родителей и педагогов на участие в проекте, получение данных  о личностных качествах, уровне знаний, умений, навыков и состояния здоровья воспитанников, формирование у родителей положительного отношения к сотрудничеству.

2-й этап:

Основной (практический)

Ноябрь, декабрь 2015 г. -январь 2016 г.

Цель: организация активного творческого  поиска, формирование  у  детей и родителей практических навыков ЗОЖ через использование разнообразных модулей, формирование потребности в здоровом питании и ЗОЖ, повышение уровня ответственности родителей за здоровье своих детей.

- Направляет и контролирует осуществление проекта

Формирование и развитие опыта по теме проекта  

Повышение уровня профессионализма сотрудников ДОУ, повышение уровня знаний, умений и навыков у родителей, снижение уровня заболеваемости детей, формирование  интереса к здоровому питанию в семьях.

3-й этап:

Заключительный (оценочный)

февраль 2016 г.

Цель:  анализ результатов, анализ эффективности проекта путем оценки состояния здоровья детей, обобщение инновационного педагогического опыта  по проблеме

Анализирует результат работы над проектом

Создание инновационной модели работы в ДОУ, оценка результатов проекта, снижение заболеваемости, повышение мотивации у детей к здоровому питанию и ЗОЖ, издание методического пособия.

4-й этап:

Обобщающий

(презентационный)

март 2016 г.

Цель:  презентация проекта

Сравнивает результаты на начало и конец работы по проекту.

Презентация проекта

Представление  продуктов  деятельности

Обобщение и распространение опыта работы по проекту

Перспективный план работы над проектом

Содержание  работы

Формы работы

Формы организации

Сроки

Деятельность  педагога

Изучение нормативно-правовой базы

Отбор и изучение документации

Индивидуальная

Октябрь 2015 г.

Изучение условий эксперимента, постановка проблемы, цели и задач

Опрос, беседа, наблюдение

Индивидуальная

Октябрь 2015 г.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

Отбор и изучение методических источников

Индивидуальная

Октябрь 2015 г.

Подбор музыкальных и литературных произведений

Отбор и изучение методических источников

Индивидуальная

Октябрь 2015 г.

 «Какое место занимает здоровое питание и ЗОЖ в вашей семье».

Анкетирование

Фронтальная

Октябрь 2015 г.

 «Актуальность полноценного здорового питания»

Анкетирование

Фронтальная

Декабрь 2015 г.

«Роль здорового питания в ДОУ и семье»

Анкетирование

Фронтальная

Март 2016

Анализ проделанной работы, отбор нужной информации

Оформление  презентации

Индивидуальная

Март 2016

Работа с воспитанниками

«Как я забочусь о своём питании»

Интервьирование

Индивидуальная

Ноябрь 2015

 «Польза овощей и фруктов».

 «Что я люблю есть».

«Витамины и здоровье».

Беседы

Фронтальная

Ноябрь 2015

«Угадай продукт  на вкус».

«Угадай по запаху».

«Угадай на ощупь».

сенсорные игры

Групповая, индивидуальная

Ноябрь 2015

«Почему заболел Степашка?»

Просмотр  мультфильма

Фронтальная

Ноябрь 2015

«Вредные и полезные продукты».  

Показ презентации

Фронтальная

Ноябрь 2015

 «Уроки доктора Витаминкина»

Развлечение

Фронтальная совместно с родителями

Декабрь 2015

«Найди ошибку»,

«Волшебный мешочек»,

«Кушай в нужные часы».

Дидактические игры

Парная, подгрупповая, индивидуальная

Декабрь 2015 – январь 2016

«На кухне», «Магазин продуктов», «Приходите, гости дорогие, я вас чаем угощу!»

Сюжетно – ролевые игры

Самостоятельная

Ноябрь 2015 – март 2016

«Репка»

Театрализация

Фронтальная

Ноябрь 2015

«Строим дом здоровья».  

Игра — исследование

Групповая

Ноябрь 2015

  «Что внутри».

 «Самый сочный» (4-5 фрукта, овоща),

Опыты

Подгрупповая

Ноябрь 2015

«Моем овощи и фрукты»

Изготовление плакатов

Подгрупповая

Ноябрь 2015

«Здоровое питание – здоровая жизнь».

Комплексное занятие

Фронтальная

Декабрь 2015  

«О продуктах питания»

Конкурс частушек

Фронтальная

Декабрь 2015  

«Организм человека»

Рассматривание

Самостоятельная

Декабрь 2015  

«Сладкоежка  в гости к нам пришла».

Праздник

Фронтальная

Январь 2016  

«Полезные и вредные продукты»,

«Витаминки с грядки», «Фруктовые вкусняшки».

Изготовление книжек – малышек

Подгрупповая, парная

Январь 2016  

«Витамины и здоровый организм».

Комплексное занятие

Фронтальная

Январь 2016  

«Волшебные крупы»

Продуктивная деятельность (Аппликация из сыпучих продуктов)

Фронтальная

Январь 2016  

«Весеннее меню», «Салат для мамы».

Составление меню

Индивидуальная

Январь 2016  

«Азбука здорового питания».

Викторина

Фронтальная

Январь 2016  

«Продукты питания»

Реклама и антиреклама

Фронтальная

Февраль 2016  

«Как питаешься, так и улыбаешься».

«Доктор Айболит кушать не велит»

Беседа

Фронтальная

Февраль 2016  

 «На кухню детского сада».

Экскурсия

Подгрупповая

Февраль 2016  

 «Четвёртый лишний»

 «Подбери картинку»

 «Овощи и фрукты»

«Вершки-корешки»

Дидактические игры

Индивидуальная

Февраль 2016  

«Советы Айболита»

Спортивное развлечение

Фронтальная

Февраль 2016  

«Выбираем полезную пищу» «Витаминная семейка»

Презентации

Фронтальная

Февраль 2016  

 «Вини Пух в гостях у Кролика».

Просмотр  мультфильма

Фронтальная

Февраль 2016  

«Чем полезен лук и чеснок, и зачем осенью и зимой нужно добавлять их в пищу».

Беседа (с медсестрой)

Фронтальная

Февраль 2016  

«Уроки правильного питания».

Беседа

Фронтальная

Март 2016  

«Выращивание лука».

Наблюдение

Подгрупповая и индивидуальная

Март 2016  

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

Конкурс загадок

Фронтальная

Март 2016  

 «Здоровая пища»

Комплексное занятие

Фронтальная

Март 2016  

«Чем полезно молоко?»

«Какие продукты можно получить из молока»,

Беседа

Фронтальная

Март 2016  

«Где быстрее скиснет молоко?»

(в тепле или на холоде),

«Превращение молока».

Опыты

Подгрупповая

Март 2016  

«Витаминные семейки»

Развлечение

Фронтальная совместно с родителями

Март 2016  

«Правильное питание».

«Придумываем игры о продуктах питания и о еде»

Обсуждение правил и их оформление

Подгрупповая, индивидуальная

Март 2016  

«Чиполино»

Театрализация

Фронтальная

Март 2016  

«В стране правильного питания»

Развлечение

Фронтальная совместно с родителями

Март 2016  

Работа с родителями

 «Что нам мешает быть здоровыми»

Консультации

Фронтальная

Октябрь 2015

«Какое место занимает здоровое питание и ЗОЖ в вашей семье».

Анкетирование

Фронтальная

Октябрь 2015

«Загадки о продуктах», «Пословицы и поговорки о еде».

Изготовление книжек-малышек

Индивидуальная

Ноябрь 2015

 «Организация правильного питания детей в семье»

Родительское собрание

Фронтальная

Ноябрь 2015

«Умный завтрак»

Создание страничек для книги о полезных бутербродах

Коллективная

Декабрь 2015

«Пусть еда станет полезной»

Акция

Фронтальная

Октябрь 2015

 «Еда полезная, еда вредная» (совместно с воспитанниками)

Оформление папки

Групповая

Октябрь 2015

 «Еда без вреда»

Консультация

Фронтальная

Ноябрь 2015 –

«Актуальность полноценного здорового питания».

Анкетирование

Фронтальная

Январь 2016

«Здоровый ребёнок – успешная учёба»      

Родительское собрание

Фронтальная

Январь 2016

 «Наши друзья – витамины»

Консультации

Фронтальная

Февраль  2016

«Мое любимое блюдо».

Фотовыставки

Фронтальная

Февраль  2016

«Роль здорового питания в ДОУ и семье»

Анкетирование

Фронтальная

Март 2016

«В стране Кулинария» (из опыта родителей о правильном питании)

Конкурс  

Фронтальная

Март 2016

Формы реализация проекта

Беседы: «Витамины и здоровье», «О правильном питании и пользе витаминов», «Вредной и полезной пище», «Польза овощей и фруктов», «Витамины и здоровье», «Что я люблю есть», «Уроки правильного питания», «Чем полезно молоко?», «Какие продукты можно получить из молока», «Превращение молока».

Дидактические игры: «Овощи», «Вершки корешки», «Подбери картинку», «Что вредно, и что полезно в питании», «Угадай на ощупь», «Хорошо или плохо», «Вредные или полезные», «Это можно или нет», «Из частей целое», «Раньше – позже», «Выложи по порядку» и т.д.

Чтение художественной и научной литературы: 1. З. Александрова «Большая ложка»; 2. А. Кардашова «За ужином»; 3. С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; 4. Э. Успенский « Дети, которые плохо едят в детском саду»; 5. Е. Гуменюк, Н. Слисенко «Утренний концерт»; 6. К.Чуковский «Робин Бобин»; 7. С. Бременер «Витамины в домашнем питании»; 8. Н. Галицина, С. Юдина, Е. Бухарова «Что такое аппетит»; 9. Р. Ротенберг «Расти здоровым» (энциклопедия).

Театрализация: «Репка», «Спор овощей», «Чипполино» и другие.

Продуктивная деятельность: Изготовление плакатов о здоровом образе жизни; Создание книжек-малышек, альбомов; Рисование натюрмортов;

Лепка из соленого теста; Аппликация из сыпучих продуктов.

Работа в центре кулинарии: Приготовление витаминных салатов; Оформление блюд;

Готовим для мам угощение: Стряпаем и печем печенье, блины, делаем салаты.

Опыты и эксперименты: «Где быстрее скиснет молоко»; «Самый сочный фрукт»;  Почему темнеет яблоко»; «Лаборатория доктора Витаминкина», «Что же это за кока-колла» и др.

Наблюдения: Выращивание лука, Выращивание петрушки.

Организация сюжетно-ролевых игр: «Кафе», «Семья», «Магазин», «Больница», «Пекарня» и др.

Экскурсии: «На кухню детского сада».

Развлечения и викторины «Весна в гости к нам пришла»; «Уроки доктора Витаминкина», викторины о продуктах и еде, театрализованная деятельность детей.

Теоретическая значимость

  Теоретическая значимость проекта состоит:

- в создании методологического материала по данной проблеме.

- в использовании  эффективных форм и методов работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

 - в разработке модели развивающей среды в условиях перехода на ФГОС;

 - в обеспечение организационно-педагогических условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам питания и здоровья.

  - в  создании  условий для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.

Практическая значимость

Практическая значимость проекта:

- в разработке и реализации проекта «Питание и здоровье»  как одного из аспектов

социализации дошкольников в условиях перехода на ФГОС»

- в снижении уровня заболеваемости среди дошкольников;

- в формировании мотивации к сохранению здоровья, как главной ценности человека;

- в повышении качества образования и детского сада;

- в вовлечении детей, родителей и педагогов в  оздоровительную деятельность.

- в укреплении здоровья  дошкольников и повышении качества учебно-воспитательного процесса.

 Познавательная значимость проекта заключается:

  • в развитии познавательного потенциала детей
  • в формировании представлений о необходимости заботы о своем здоровье, бережном отношении к своему организму,  о вредной и полезной пище
  • в развитии у детей интереса  и бережного  отношения к еде как источнику жизни.
  • в развитии  умения добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Результативность

          По результатам проекта мы можем сделать вывод, что проблема здорового питания детей заинтересовала наших родителей, большинство из них стало придерживаться основных правил рационального и здорового питания. Родители перестали давать детям в детский сад сладости, жевательную резинку, сухарики и чипсы.  При полной реализации проекта мы получили следующий результат.

1. У детей сформировано представление о необходимости заботы о своем здоровье, бережном отношении к своему организму, представление о том, какая еда вредна, и какая полезна для здоровья, как витамины влияют на организм человека.

2. У родителей сформировано представление об основных принципах правильного  питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для дошкольников.

3. Родители обратили внимание на рацион своих детей, изменили их меню, сделав его более витаминизированным и полезным.

Результаты мониторинга.

На начало проекта

Критерии

низкий

средний

высокий

знаком с понятиями «здоровье», «болезнь»

69

26

5

представление о здоровом образе жизни

68

27

6

знание о ценности здоровья

79

18

3

представления  о зависимости здоровья от правильного питания

82

15

3

На заключительном этапе проекта.

Критерии

низкий

средний

высокий

знаком с понятиями «здоровье», «болезнь»

12

63

25

представление о здоровом образе жизни

10

61

29

знание о ценности здоровья

13

67

20

представления  о зависимости здоровья от правильного питания

8

60

32

Заключение.

Правильно организованное питание — необходимое условие долгой и  полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.         

По результатам проекта можно сделать следующий вывод – проблема здорового питания весьма актуальна. И только совместная деятельность педагога, родителей и детей может дать значительные результаты и обеспечить восхождение дошкольника к культуре здоровья, а проектная деятельность в детском саду способствует эффективному привитию навыков  правильного питания  у дошкольников. Хочется сказать, что родители воспитанников  убедились сами, что воспитывать культуру питания необходимо с самого раннего детства.

Перспективы развития проекта

Разработка и внедрение в образовательно-воспитательный процесс научно - обоснованной модели проекта  будет способствовать созданию благоприятных и оптимальных условий для формирования здоровой личности, способной в будущем самореализоваться.  По завершении проекта планируется передача опыта педагогам образовательных учреждений посредством разработки практических рекомендаций по организации правильного питания.

Список литературы

1. Азбука питания. Методические рекомендации по организации и контролю качества питания в дошкольных образовательных учреждениях. Составитель Н.А.Таргонская — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.-144 с.
2. Вахрушев А.А., и др. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006. – 304 с.
3. Голубев В.В. и др. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.– с.
4. К.Ю.Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.- 64 с.
5. Медицинское обслуживание и организация питания в детском саду №10/октябрь 2011. Издатель: ЗАО «МЦФЭР».
6. Справочник руководителя Дошкольного учреждения №7 июль 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в рамках проекта "Питание.Культура. Здоровье", для совместной деятельности педагога с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии (ЗПР)

Цель:Сформировать у детей представленияо правилах этикета и сервировки столаЗадачиКоррекционно-образовательные:-На основе прочитанной сказки «Чаепитие игрушек» дать понятие детям об этикете, сервировк...

Проект "Питание и здоровье"

Реализованный проект по теме "Питание и здоровье"...

Проект: "Питание и здоровье".

Содержание проекта:1. Как питаться, чтобы быть здоровым?2. Экскурсия на кухню детского сада.3. Информация для родителей.4. Сбор рецептов для кулинарной книги "Приятного аппетита".5. Фоторепортаж "Дома...

Проект "Питание и здоровье"

Проект создан при сотрудничестве педагога,родителей и детей. Ориентирован на развитие личности ребёнка дошкольного возраста, его познавательных и творческих способностей, а также на развитие профессио...

Детский тематический проект "Питание и здоровье"

Пейте дети молоко, будете здоровы!...

Проект "Питание и здоровье"

Проект "Питание и здоровье"Тип проекта: познавательный.Продолжительность: две недели.Возраст детей: разновозрастная группа (5-7 лет).Участники проекта: дети, воспитатели, родители....

Проект "Питание и здоровье"

Название проекта: «Здорово быть здоровым!»Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, руководитель по физической культуре, хореограф.Сроки реализации: с 07...