Технологическая карта физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет) компенсирующей направленности с нарушениями речи (ОНР)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Игошина Ирина Викторовна
Технологическая карта физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет) компенсирующей направленности с нарушениями речи (ОНР)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_na_tematicheskuyu_nedelyu_po_zdor.sberezh.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Новочеркасска                                                                                    

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9                                            

                                                       Тематическая неделя для педагогов города Новочеркасска

Технологическая карта

физкультурного занятия

для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет)

компенсирующей направленности с нарушениями речи (ОНР)

Разработала: Л.В. Чемерова

инструктор по физической культуре,

И.В. Игошина, воспитатель

г. Новочеркасск

2017-2018 учебный год

Дата: 20 марта 2018 г.

 Время:  10.15

Место проведения: физкультурный зал.

Форма деятельности: НОД. 

Тип НОД: физкультурное

Продолжительность НОД: 30-35 минут

Количество воспитанников: подгруппа -12 человек (из них 6-девочек, 6-мальчиков).

Характеристика контингента воспитанников: На основании заключения медицинского обследования (источник - медицинская карта ребенка) и информации полученной в результате педагогической диагностики (источник - аналитические справки педагога-психолога и инструктора по физической культуре) разработан экран здоровья для данной возрастной группы (согласно диагнозам детей). Ниже представлена информация о подгруппе детей, которые примут участие в данном физкультурном занятии.

Особенности физического развития детей с нарушением речи (ОРН):

  • движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью;
  • неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности;
  • двигательная активность детей с ОНР на 20-30% ниже, чем у здоровых сверстников. Но высокий уровень двигательной активности доступен только небольшому числу детей с ОНР. Для дошкольников с низким и ниже среднего уровнем физического состояния режим двигательной активности включает целенаправленные физические упражнения преимущественно средней интенсивности;
  • наибольшую пользу для целей комплексной коррекционной работы приносят спортивные игры, направленные на развитие двигательных функций кисти. К ним можно отнести всевозможные игры с мячом
  • и.т.д.

            (источник информации: http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/198-fiz-razvitie.html):

№/код ребенка

Ф.И. ребенка

Возраст

Группа

здоровья

Физкультурная

группа

Дополнительные сведения

Примечание

1

6

II

Основная

 Меланхолик - отличается низкой работоспособностью, быстро утомляется, процесс активного торможения сильно затруднен; двигательная активность снижена; предпочитает спокойные игры подвижным; охотнее выполняют движения в медленном темпе. Слабость процессов возбуждения и торможения, недостаточный уровень развития силы и быстроты являются причиной низкой работоспособности при выполнении нагрузок скоростного характера. Наиболее успешно они справляются с непродолжительными нагрузками умеренной интенсивности.

2

6

II

Основная

Сангвиник -  умеренно подвижен; одинаково охотно участвует в подвижных и спокойных играх; быстро овладевает сложными движениями; охотнее выполняет движения в умеренном темпе; развитие силовых и скоростно-силовых качеств происходит в соответствии с возрастными нормативами. Благодаря силе и уравновешенности нервных процессов, хорошей координации движений и развитым силовым качествам, демонстрирует высокую способность к длительной работе умеренной интенсивности.

ЧБД (выполнение физической нагрузке – 50%- частичное замена бега на ходьбу)

3

6,5

I

Основная

Сангвиник.

4

6

I

Основная

Флегматик - умеренно подвижен; одинаково охотно участвует в подвижных и спокойных играх; быстро овладевает сложными движениями; охотнее выполняет движения в умеренном темпе; развитие силовых и скоростно-силовых качеств происходит в соответствии с возрастными нормативами. Благодаря силе и уравновешенности нервных процессов, хорошей координации движений и развитым силовым качествам, демонстрирует высокую способность к длительной работе умеренной интенсивности.

5

6,6

II

Основная

Флегматик

ЧБД (выполнение физической нагрузке – 50% -частичное замена бега на ходьбу)

6

6,7

II

Основная

Сангвиник.

Ребенок после болезни

7

6,6

I

Основная

Холерик - отличается высоким уровнем физической работоспособности, охотнее принимает участие в подвижных играх, занимая в них командные роли; быстро овладевает сложными движениями; успешнее и охотнее выполняет упражнения скоростного характера; хуже справляется с заданиями, требующими выносливости.

8

6,5

II

Основная

Сангвиник.

Плоскостопие (замена прыжков на массаж стопы – массажным мячом)

9

Ишин Захар

6,4

II

Основная

Холерик.

ЧБД (выполнение физической нагрузке – 50% -частичное замена бега на ходьбу)

10

Гузев Даниил

6,5

I

Подготовительная

Меланхолик.

Плосковальгусные стопы (замена прыжков на массаж стопы – массажным мячом)

11

Симонов Владислав

6,6

II

Основная

Холерик.

12

Кармиргордиев Давид

6,5

II

Основная

Флегматик.

Индивидуализация выражается:

  • в дифференцировании физических нагрузок (уменьшение физической нагрузки):
  • для детей ЧБД и после болезни – частичная замена бега на быструю ходьбу; уменьшение количества прыжков, их замена на быструю ходьбу;
  • для детей с плоскостопием – частичная замена бега и прыжков на упражнения с массажным мячом.
  • в выборе состава средств педагогических воздействий для создания «ситуации успеха» (игра; одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения);
  • в учете интересов детей данной группы т.е. выполнение ОРУ с предметами (мячами);

Предполагаемый результат:

Дети:

  • выполнять упражнения в ходьбе и беге между предметами не задевая их; ходьбу на повышенной опоре с дополнительным заданием (ходьба по скамье в противоположном направлении); прыжки на двух ногах с продвижением вперед;
  • используя опорные картинки, напоминающие о диагнозе ребенка и о физических нагрузках при выполнении различных физических упражнений выберут по договоренности инструктора по физической культуре с детьми цветную резинку соответствующую определенному диагнозу;
  • самостоятельно будут следить за состоянием свое самочувствия на протяжении всего занятия (самооценка своего самочувствия);
  • проявят творчество при выполнении физических упражнений с мячом в самостоятельной деятельности (традиционной минутка «Поиграй как хочешь»);
  • с интересом будут заниматься физической культурой выполняя все задания поставленные перед ними взрослым;
  • во время занятия продемонстрируют морально-волевые качества (смелость, сообразительность, взаимовыручку, поддержку); стремление участия в играх с элементами соревнования.

Цель: «Создание условий для развития интереса к занятиям физической культурой с использованием мяча через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов».

Задачи: 

Образовательные:

  • продолжать упражнять детей в ходьбе и беге между предметами не задевая их; ходьбе на повышенной опоре с дополнительным заданием (ходьба по скамье в противоположном направлении);
  • способствовать овладению детьми основным видом движений - прыжкам на двух ногах с продвижением вперед;
  • продолжать формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью используя опорные картинки, напоминающие о диагнозе ребенка и о физических нагрузках при выполнении различных физических упражнений;
  • продолжать формировать учить самостоятельно следить за состоянием свое самочувствия на протяжении всего занятия (самооценка своего самочувствия); 

Развивающие:

  • развивать самостоятельность и творчество детей при выполнении физических упражнений с мячом в самостоятельной деятельности (традиционной минутка «Поиграй как хочешь»);
  • развивать интереса к занятиям физической культурой используя спортивный атрибут мяч;
  • развивать равновесие, ловкость, координацию;

Воспитательные:

  • формировать морально-волевые качества (смелость, сообразительность, взаимовыручку, поддержку);
  • воспитытвать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования.

Приоритетная ОО: «Физическое развитие», раздел «Физическая культура».

Взаимодополняющие ОО: 

  • «Физическое развитие», раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» (опорные картинки, напоминающие о диагнозе ребенка и о физических нагрузках при выполнении различных физических упражнений);
  • «Социально-коммуникативное развитие» (раздел «Ребенок в семье и сообществе» - формирование гендерной принадлежности (я-мальчик, я-девочка; девочки двигаются за мальчиками, мальчики раскладывают спортивный атрибуты); раздел «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» - взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками на основе взаимовыручки, оказания помощи друг другу при необходимости, доброжелательного отношения к сверстникам); раздел «Развитие игровой деятельности» (подвижная игра «Ключи»);
  • «Речевое развитие» (раздел «Развитие речи» - аргументированный развернутый ответ на поставленный вопрос инструктором по физической культуре);
  • «Художественно-эстетическое развитие» (выполнение физических упражнений под музыку).

Используемые виды здоровьесберегающих технологий:

  1. Технология сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, дыхательная гимнастика, ортопедическая гимнастика.
  2. Технология обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, беседы из серии «Здоровья» с целью приобщения детей к здоровому образу жизни.
  3. Коррекционные технологии: технология музыкального воздействия.

Классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субьектов педагогического процесса в детском саду:

  1. Медико-профилактическая технология:
  • закаливание;
  • организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, полоскание горла противовоспалительными травами).
  1. Физкультурно-оздоровительная технология:
  • развитие физических качеств;
  • контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
  • формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • воспитание привычки повседневной физической активности;
  • осуществление физкультурно-оздоровительной деятельности инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию в виде различных гимнастик, физминуток, динамических пауз и т.д.
  1. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:
  • обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми;
  • обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, так как эмоциональный настрой, психологическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

 

Методическое обеспечение:

  • От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. -368 с.
  • Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.
  • Сборник подвижных игр. Э.Я. Степаненкова – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 109 с.

Материалы и оборудование:

  • физкультурная форма, физкультурный инвентарь (мячи разного диаметра) для выполнения общеразвивающих упражнений - по количеству по участников;
  • кубики (12 шт.), конусы (8 шт.) для ориентира;
  • 2 гимнастические скамейки;
  • магнитофон;
  • магнитно-маркерная доска (мнемотаблицы по диагнозам детей);
  • 12 обручей (подвижная игра «Ключи»);
  • музыкальный ряд: https://ipleer.fm/q/детские+для+физкультуры/

                                      http://mp3-pesnja.com/mp3-music/физра

Ход занятия в физкультурном зале

2. Вводная часть

 (5-6 мин.)

Воспитатель: Подойдем к доске и оденем резиночку согласно своему диагнозу и самочувствию.

Дети: одевают резинки определенных цветов (зеленые – ЧБД, желтые – после болезни, красные – плоскостопие).

Инструктор: Ребята не забывайте, что на протяжении всего занятия - вы сами прислушивайтесь к своему организму (самооценка своего самочувствия). Не забудьте, если чувствуете, что организм устал то:

Дети: мы тогда заменим:

- прыжки – на ходьбу;

- бег – на быструю ходьбу.

Инструктор: тогда вперед.

1.Ходьба в колонне по одному.

Инструктор:

А теперь ходьба другая, веселая и озорная, а спина у нас прямая!

2.Ходьба между конусами и кубиками

(по одной стороне зала расставлены конусы, по другой – кубики; расстояние между предметами 40 см).

3.Бег змейкой между предметами (конусы, кубики).

Дети ЧБД и после болезни бегают 1 круг, затем ходьба змейкой.

Инструктор:

А сейчас, после бега, ходьба с восстановлением дыхания.

4.Ходьба в рассыпную по всему физкультурному залу.

Инструктор:

А теперь мои ребятки побежали за мной.

5.Бег, бег змейкой.

                                                                                                                                                               

6.Ходьба на восстановление дыхания.

Инструктор: А теперь за мной ребята (мальчики), а девочки за воспитателем

 Перестроение в две колонны (дети по ходу движения берут мячи среднего размера, становятся в две шеренги напротив друг друга).

30сек.

30сек.

30сек.

10 сек.

30сек.

20сек.

30сек.

Инструктор и воспитатель следит за правильной осанкой детей.

Инструктор обращает внимание на осанку и положение рук.

Воспитатель, поощряя детей, предлагает обратить внимание, что спина должна быть прямая, руки сжаты в локтях. Дети сохраняют дистанцию друг от друга, не задевая предметы.

Воспитатель стимулирует двигательную активность, бег «змейкой», развивает способность к быстроте движений.

Инструктор готовит организм ребят к более интенсивной нагрузке.

Поощряет детей.

Инструктор напоминает, как правильно делать упражнения.

Инструктор напоминает про соблюдения дистанции, между друг другом.

Дети самостоятельно берут резиночки цвета согласно своего диагноза.

Дети самостоятельно следят за своим дыханием.

Выполняют упражнения.

Формируется правильная осанка, укрепляются мышцы спины.

Дети сами контролируют свою осанку.

Развивается выносливость и быстрота, внимание. 

Развивается скоростная сила.

Дети идут быстрой ходьбой, выполняя   дыхательные упражнения.

Дети самостоятельно следят за своим дыханием.

Дети восстанавливают дыхание.

Перестраиваясь в две колонны, ребята по ходу движения берут мячи.

3. Основная часть

(20-25 мин.)

ОРУ:

Инструктор:

Встанем свободно, возьмем мяч в правую руку.

1. «Наши руки – это сила».

И. п. - дети и взрослые становятся в две колонны, ноги на ширине плеч.                          1- руки вперед, переложить мяч в левую руку; 2- переложить в правую руку за спиной;

3-  руки вперед; 4 -   исходное положение, мяч в правой руке.

Инструктор: 

«А сейчас мы–поиграем, все за мной Вы повторяйте!».

2. «Настоящие гимнасты».

И. п. – ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1.наклон вперед; 2-3 – прокатить мяч вокруг

левой ноги; 4 – выпрямиться, вернуться в исходное положение, мяч в левой руке. Тоже вокруг правой ноги.  

Инструктор:

А теперь покажем свою гибкость. Следим за осанкой.

3. «Не упади, спину ты держи!».

И. п. – стойка на коленях, сидя на пятках, мяч в правой руке. 1-2 – встать на колени наклониться в право как можно сильнее. 3-4 – исходное положение. То же влево.

Инструктор:

Ляжем на спину друзья!

4. «Мы ребята – акробаты!».

И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч в правой руке. 1 – поднять левую ногу вперед-вверх, коснуться мячом левого носка; 2 – исходное положение, мяч в левой руке. То же к правой ноге.

Инструктор:

Какие вы ребята молодцы! А с хорошим настроением занятия физкультурой полезны в двойне! Но сейчас не забывайте за свое самочувствие, контролируя свою силу (прыжки).

5. «Попрыгунчики».

И. п. – основная стойка, мяч в обеих руках перед грудью. Прыжки на двух ногах ноги вместе, ноги врозь руки прямые.

Инструктор: после прыжков восстанавливаем дыхание.

Основные виды движений:

Инструктор:

А сейчас упражнения для настоящих спортсменов! Мальчики за мной, а девочки за воспитателем необходимо пройти по гимнастической скамейке навстречу друг другу не сойдя с дистанции.

1. «Равновесие».

Ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг другу – на середине разойтись таким образом, чтобы сохранить равновесие и не упасть со скамейки. Страховка инструктором (воспитателем) обязательна. Одна подгруппа детей выполняет упражнение в равновесии с инструктором, другая с воспитателем.

 

Инструктор:

 А теперь мы поиграем, но за свое здоровье мы не забываем! Станем шеренгами. Мальчики впереди, за ними девочки на расстоянии.

2. «Прыжки».

И. п. - выполняется шеренгами. На исходную линию выходит первая группа детей (мальчики). Задание: передвигаться прыжками на двух ногах вперед способом ноги врозь, ноги вместе (дистанция 10 м). Поворот кругом и за направляющим на исходную позицию.

Инструктор: А теперь возьмем мячи большого размера и станем в две шеренге.

3. Эстафета с мячом «Передача мяча в шеренге». Играющие становятся в две шеренги вместе с педагогами. У первого игрока в шеренге, мяч большого диаметра. По сигналу игрок ударяет мячом о пол, ловит его двумя руками, передает следующему игроку и так далее. Игрок, стоящий в шеренге последним, также ударяет мячом о пол и передает его направо. Когда мяч снова окажется у первого игрока, он поднимает его над головой и произносит: «Готово!» Определяется команда победитель.

Инструктор: Спортивные атрибуты в корзину кладем. И в подвижную игру играть пойдем! Считалочкой выбираем водящего и вспоминаем правила игры.

Подвижная игра «Ключи»

Инструктор: Ребята не забываем восстанавливать дыхание. Ходьба по кругу. Мальчики раскладывают атрибуты (обручи) для подвижной игры.

6-8 раз

6 раз

3 раза (в каждую сторону)

6-8 раз

3-6 раз

2-3 раза

2 раза

1 раз

2-4 раза

Вовлекает детей в двигательную деятельность.

Инструктор показывает упражнения на укрепление мышц плечевого пояса.

Инструктор показывает упражнение на укрепление мышц спины и плечевого пояса. Следит за правильной осанкой детей.

Инструктор показывает упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота и ног: развитие гибкости.

После показа инструктор следит за правильным выполнением упражнения. Развитие мышц спины и косых мышц живота и ног: развитие гибкости.

Инструктор показывает детям в каком направлении надо двигаться, следит за координацией движений ног и рук. Поощряет детей во время прыжков.

Инструктор и воспитатель наблюдают  за координацией движений, развивают ловкость, следят за равновесием, страхуют детей.

Инструктор показывает детям в каком направлении надо двигаться, следит за координацией движений ног и рук. Поощряет детей во время прыжков.

Педагоги следят за правильным выполнением задания.

Педагоги просят ребят напомнить правила игры.

Педагоги наблюдают за детьми.

Дети становятся напротив друг друга в две колонны.

Дети выполняют упражнения на укрепление мышц плечевого пояса с мячами.

Дети выполняют упражнения.

Формируется правильная осанка, укрепляются мышцы спины.

Дети выполняют упражнения на   развитие гибкости.

Дети выполняют упражнения на   развитие гибкости самостоятельно и с помощью взрослого.

Дети выполняют прыжки на двух ногах с мячом в руках.

Дети с плоскостопием заменяют прыжки на ходьбу.

Дети во время ходьбы восстанавливают дыхание и кладут мячи

Дети действуют совместно, тренируются в ловкости, равновесии.

Дети действуют совместно, тренируются в ловкости и действуют по сигналу, знают, соблюдают правила, ребенок с плоскостопием прыгает один раз и делает массажным мячом гимнастику для стоп.

Дети действуют совместно, стараются правильно выполнить задание, тренируются в ловкости.

Дети напоминают правила игры совместно.

Ребята восстанавливают дыхание после подвижной игры.

4. Заключительная часть

(4-5 мин.)

Инструктор:   

Ребята, а сейчас каждый из вас может выбрать любой мяч. Ведь наступила традиционная минутка – Поиграй в свое удовольствие!

Сегодня мы с вами потрудились на славу. Физкультура и спорт нам здоровье и радость несет! Мы с вами знаем, что ежедневные занятия физкультурой и спортом нам помогут поддержать и сохранить свое здоровье.

Воспитатель:

Предлагаем вам подойти к магнитной доске и выразить  свое настроение и самочувствие  после физкультурного занятия.

2 мин.

Педагоги наблюдают за детьми.

По свистку игра прекращается.

Педагоги: Мы только будем этому рады!

Педагоги после детей тоже выполняют это задание.

 

Дети по своему желанию берут мячи любого диаметра – самостоятельно.

Дети: Ежедневный спорт и труд, нас к медалям приведут! А кто-то может из нас и станем олимпийским чемпионом!

Дети выражают собственные чувства и эмоции.

Позанимался спортом я, ждет меня в группе чистая вода! Без гигиены нам нельзя!

Подвижная игра «Ключи»

Играющие встают по одному в кружки, начерченные на площадке в любом порядке (в физкультурном зале кладутся обручи), но не ближе 2-3 метров один от другого. Выбирается водящий. Он подходит к кому-либо из игроков и спрашивает: «Где ключи?». Тот отвечает: «Пойди к Сереже (называет имя одного из детей), постучи!». Во время этого разговора другие игроки стараются меняться местами. Водящий должен быстро занять кружок, освободившийся во время перебежки. Если водящий долго не сумеет занять кружок, он может крикнуть: «Нашел ключи!» – тогда все игроки должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей-то кружок, а ребенок, оставшийся без места, становится водящим.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное физкультурное занятие для детей подготовительных к школе групп «Я и мое тело»

Задачи: закреплять знания о теле человека; совершенствовать навыки перемещения предметов, использования дыхательной гимнастики; активировать фантазию детей посредством создания «человека»; продолжать ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "Скоро в школу мы пойдём"

Непрерывная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "Скоро в школу мы пойдём" с использованием игровых и здоровьесберегающих технологийОбразовательная область "Ре...

Технологическая карта мероприятия НОД для детей подготовительной к школе группы по обучению грамоте.

Тема: «Удивительное путешествие» Образовательная область «Речевое развитие»....

Технологическая карта речевого занятия. "Одежда. Обувь". Подготовительная к школе группа

Образовательная область: Речевое развитиеТема занятия: «Одежда. Обувь» Возрастная группа: Подготовительная группаЦель занятия:Педагогическая цель (для педагога)Образова...