Логопедическая ритмика
консультация на тему

Афонина Валентина Петровна
это система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_ritmik_dlya_detey.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика - это система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической работы. Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебных дисциплин.

     Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношение указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

    Второе понимание логопедической ритмики обуславливает включение её в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения детей с различными аномалиями развития и нарушения речи.Отечественные учёные (В.А. Гиляровский, Ю.А. Флоренская, В.А. Гринер, Г.А. Волкова, В.И. Дресвянников, Н.А. Рычкова и др.) занимались проблемами использования логоритмики в дошкольных учреждениях, исследовали теоретические, методические и практические аспекты логоритмической ритмики.

     Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

     Предметом – многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

     Цель – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды.

     Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

     В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно - мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

     Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений.

     Решение воспитательных задач содействует:

1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т. е. умению перевоплощаться;

3) воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности. 

      Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и индивидуальные особенности больного ребёнка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

Задачи дополнительных методов к образовательной программе

1. Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Включает занятия по логопедической ритмике, комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи и трудностей в освоении процесса чтения.
Цель занятий по логоритмике - преодоление речевых нарушений у детей с 3 до 7 лет путем развития и коррекции двигательной сферы; в сочетании со словом и движением. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитие оптико-пространственных функций, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных творческих способностей, музыкально- ритмичеcкого чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы, что способствует более быстрому освоению слоговых таблиц, используемых в методике 7 ступеней по быстрому обучению чтения.

По форме организации занятия являются сюжетно-тематическими. Они включают в себя подвижные игры, песни, сопровождаемые движениями, пропеванием слоговых таблиц, используемых в методике (7 ступеней) для быстрого обучения чтению, а так же моторики и фонематические упражнения по методу В. В. Емельянова для развития артикуляционного аппарата и привития навыков речевого дыхания для быстрого развития речевых функций.

Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, двигательной сферы, артикуляционной моторики, памяти, внимания познавательных процессов, творческих и интеллектуальных способностей детей.

2. Сказкотерапия - метод психолого-педагогического воздействия на ум, творчество и духовное состояние ребенка. Особенно когда дети не просто представляют сказку, а сами непосредственно участвуют в ней.
Погружаясь в мир сказки, выбирая того или иного героя, он уходит в мир фантазии, копирует, проживает жизнь героев, легко воспринимает нормы и правила поведения, оценивает их. Ведь в сказках всегда побеждает добро и наказывается зло. Инсценируя сказку, ребенок тренирует память, воображение, развивает речь.
В школе этот метод широко используется во всех возрастных группах, имея для этого как настольные сказки, так и театральные реквизиты: (избушку, шапочки любого персонажа сказки, костюмы).

Фуреева Е.П., канд. пед. наук, доцент ВГПУ, г. Волгоград


Логопедическая ритмика является составной частью лечебно-педагогического комплексного метода преодоления различных речевых нарушений и задержки психического развития (ЗПР). Для коррекции моторных функций у дошкольников с ЗПР И ОНР требуется дифференцированная организация занятий логопедической ритмикой.
Музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с лечебной целью. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно уравновесить нервную систему ребенка.
Система музыкально-ритмических движений была разработана швейцарским композитором и педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Она получила во многих странах широкое применение, особенно в области дошкольного и младшего школьного образования. Применяя сочетание ритма, музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов), а затем, используя особые упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. В комплексе упражнений руководящим и формообразующим началом Жак-Далькроз считал музыку. По его словам, она нужна потому, что нотная система дает возможность совершенно точно и ясно обозначить на бумаге продолжительность движений, шагов и жестов. Кроме ритма как вспомогательного средства выражения, музыка имеет еще звук и гармонию, а тело должно все богатство оттенков выражения передавать лишь при помощи ритмических колебаний. Ритмика по системе Жака-Далькроза, основанная на принципе интереса и доступности, широко используется в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации.
Детей с ЗПР И ОНР 2 уровня характеризует слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и т.д.). Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у них мало сбалансированы. Л.С. Цветкова отмечает, что у детей с ЗРР нередко обнаруживается недостаточность развития различных видов движения и моторики: движения плохо скоординированы, носят неловкий и нечеткий характер, снижены четкость и скорость, отсутствуют ритмичность и плавность. Поэтому логопедическая ритмика для дошкольников с ЗРР совершенно необходима.
Курс данных занятий должен быть направлен, в первую очередь, на развитие психических процессов (внимания, восприятия различной модальности, памяти, мышления) и двигательной сферы дошкольников. Дети постепенно учатся управлять своими мышцами, движениями, обучаются напрягаться и расслабляться, вырабатывают правильную осанку, учатся преодолевать трудности и проявлять волевые усилия. Занятия проводятся с учетом индивидуальных возможностей и характерологических особенностей каждого ребенка группы.
Особую роль приобретает игровой компонент, поскольку он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия. Использование речевого материала в стихотворной форме облегчает овладение движением, так как ритм стихотворений помогает сохранить ритмичность движений.
Виды упражнений

  •  Вводные - ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т.д.
  •  Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм.
  •  Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.
  •  Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать).
  •  Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.
  •  Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.
  •  Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.

Оптимальные результаты занятия по логопедической ритмике дают при соблюдении следующих требований:
- данное занятие должно быть связано с целями и задачами логопедического занятия;
- психофизическая нагрузка должна распределяться в определенной последовательности;
- в основном должны использоваться игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их;
- обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребенка.
Систематическое проведение занятий логопедической ритмикой дает положительную динамику в коррекции психических процессов и речи у дошкольников с ЗПР и ОНР и рекомендуется как одно из эффективных средств воздействия.

 http://edu.baltinform.ru/data/mtpl/1/images/spacer.gif

http://edu.baltinform.ru/data/mtpl/1/images/spacer.gif

http://edu.baltinform.ru/data/mtpl/1/images/spacer.gif



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Логопедическая ритмика - занятие или игра?

При организации комплексного коррекционного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи мы придерживаемся принципа «разносторонности усилий», в котором особую роль отводим взаимодополня...

статья "Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики"

Наряду с нарушением речевого развития,у детей с ОНР имеются и отклонения в формировании различных аспектов музыкальных способностей, для преодоления которых необходимо специальное коррекционно-педагог...

логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....

логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией

Методика проведения музыкально-ритмических занятий с детьми,страдающими алалией....

Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ

 Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической рит...

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...