Самоанализ педагогической деятельности
материал на тему

Оксана Юрьевна Омельченко

«Формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx74.04 КБ

Предварительный просмотр:

    «Формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью».

Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Во многом здоровье человека определяется качеством его питания в детском возрасте. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена рядом правительственных документов.

Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте.

Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, медиков, педагогов и психологов. Изучением особенностей питания дошкольников занимались В.А Квитковская, О.А. Маталыгина, Н.Ю Минина, Н.А Сташевская и др. Вопросы организации рационального и сбалансированного питания детей в ДОУ рассматривались в работах А.С. Алексеевой, В. Г Алямовской, И.Я Конь, М. В Лещенко и др. Под культурой питания мы, согласно А.И. Пальцеву, понимаем сознательно грамотно организованное удовлетворение пищевых потребностей.

Большинство дошкольников посещают детский сад. В данном учреждении дети должны не только получать четырехразовое питание, соответствующее возрасту, но и формировать представления о культуре питания, о его значимости для здоровья человека.

В РФ существует определенная нормативная база, регулирующая производство, ввод и оборот пищевой продукции в детских учреждениях. 5 мая 2013 года вступили в действие "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Министерством ОиН РФ 12.04.2012г. опубликованы методические рекомендации "Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников" и др.

В формировании  модели пищевого поведения дошкольном возрасте, важнейшую роль играет семья, где родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным - психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.

По результатам анкетирования и бесед с родителями я сделала вывод, что многие из взрослых недостаточно хорошо владеют знаниями в области культуры питания, не обсуждают в семье вопросы о правильном питании. Многие из родителей никогда не задумывались о ценности продуктов. При выборе продуктов они отдают своё предпочтенье полуфабрикатам, объясняя это тем, что на приготовление данной пищи затрачивается меньше времени. Взрослые не рассказывают своим детям о каких-либо продуктах, мотивируя тем, что дети еще маленькие и не интересуются этим вопросом. Многие родители не знакомятся с ежедневным меню в детском саду, не придерживаются рекомендаций правильного и рационального питания при составлении домашнего меню.  Некоторые не имеют ни малейшего представления о диетическом, детском питании, следовательно, что проблеме формирования культуры питания в практике семейного воспитания уделяется явно недостаточное внимание, в связи с чем, у дошкольников  отсутствуют базовые навыки культуры питания. (Приложение № 1)

В результате наблюдений и бесед с детьми, я пришла к выводу, что многие дети не видят различия между правильным (здоровым) и не здоровым питанием. У детей не сформировано понимание о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, о правилах столового этикета. Также, я заметила, что дети не употребляют  здоровую пищу в детском саду, мотивируя это тем, что родители не готовят такую еду, а кушают они полуфабрикаты, а именно пельмени, котлеты, чипсы и т.д.

Поэтому я поставила для себя следующую Цель: Формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью.

Задачи:

1. Способствовать формированию у детей интереса и готовности к соблюдению правил здорового питания;

2. Углублять знания и представления о продуктах питания, их влиянии на организм человека;

3. Формировать у дошкольников представления о правилах этикета, связанных с питанием;

4. Просвещать и приобщать родителей к проблеме организации рационального питания дошкольников;

5. Создавать благоприятную развивающую среду для формирования основ культуры питания.

При организации работы по формированию культуры питания у детей, я решила использовать проектный метод. Этот метод актуален и очень эффективен, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Данная форма работы поможет детям:

- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни

- применять знания и навыки, связанные с культурой питания.

Метод проектов интересен и полезен  как детям, так и мне, т.к. , он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным, естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс.

Мною был разработан проект «Здоровое питание» http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/09/20/poznavatelno-issledovatelskiy-proekt-zdorovoe-pitanie . При разработке проекта я использовала материалы программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой «Разговор о правильном питании».

Мой проект направлен на развитие основ здорового питания и включает в себя следующие блоки:

        В ходе реализации запланированных мероприятий проекта я использовала разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по проекту, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности:

- беседа;

- отгадывание кроссвордов, загадок, ребусов;

-рассматривание иллюстраций, картин, презентаций;

- продуктивная деятельность

- исследовательская деятельность;

- дидактические игры;

- чтение художественной литературы;

- творческие домашние задания;

-экскурсии (пищеблок, магазины);

Систематически провожу с детьми беседы о режиме питания. Даю для размышления проблемные  ситуации, в ходе которых дети самостоятельно пытаются найти правильное решение. Также провожу практическую образовательную деятельность на темы воспитания у детей культуры питания: дети учатся правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями. Закрепляю это с помощью дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр, созданных специальных ситуациях, а также на занятиях по развитию речи, изо деятельности и т. д.

При организации образовательной деятельности большое внимание уделяю игровым приёмам. В гости к детям приходят герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Хрюша, Степашка, Бармолей, Айболит и др. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают, не умеют. (Приложение № 2) Кроме того, использую игровые упражнения, связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания.

В процессе реализации образовательной деятельности широко использую  дидактические игры: «Приготовь овощной или фруктовый салат», «Варим компот», «Угадай по вкусу», «Узнай по запаху», «Приготовь бутерброд». Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Проводились дегустации овощных салатов, где дети оценили вкусовые качества продукта и выбирали самый вкусный. (Приложение № 3)

В сюжетно-ролевых играх предлагались различные ситуации, связанные с отработкой навыков и правил поведения за столом, в составлении своего дневного рациона: «Готовим вкусный обед для гостей», «Составим меню для сказочного героя»,  «Едем в магазин».
Организовывали игры соревновательного характера, где предполагалось взаимодействие всех участников: «Кто быстрее соберет овощи для салата!», «Сварим варенье», «Сварим компот», «Сварим суп» и другие игры.
В сюжетно-ролевых играх дети отражали свой жизненный опыт и представление  о правильном питании, о семейных традициях в области питания.

Незаменимым помощником в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, развивает кругозор.

Любимым занятием для детей является экспериментирование.  С помощью опытов мы узнаем о наличие крахмала в продуктах, растворение соли и сахара в воде, вредны ли для здоровья сильногазированные напитки, разрушает ли наши зубы сахар, и что может помочь их защитить. (Приложение № 4) Еще одной из интересных форм работы является экскурсия, во время которой дети могут познакомиться с работой повара и т.д.

 Предметно- развивающая среда, созданная в группе, включает в себя материалы, направленные на формирование у детей основ культуры питания. На демонстрационном стенде, родители вместе с детьми, оформили коллаж полезной и вредной пищи: “Полезно, вредно”. Вырезая различные наклейки от продуктов  питания, дети совместно с родителями, подбирали и классифицировали полезные и вредные продукты, какие  приносит их организму пользу, а какие могут принести вред. Также на стенд помещаем газеты с результатами наших экспериментов. (Приложение № 5) Там же оформляем выставку мнемотаблиц, по которым дети могут рассказать не только о строении органа чувств, но и какие продукты с большим содержанием витаминов полезны для того или иного органа. (Приложение № 6). В группе созданы альбомы для рассматривания: «Овощи и фрукты- полезные продукты», «Молочные продукты», «Из чего варят кашу?», «Где живут витамины». Кроме того, создана картотека дидактических игр, оформлен уголок атрибутики для сюжетно-ролевых игр (фартуки, колпаки для поваров и т. д.).

 Чтобы результаты проводимой работы были более эффективными, необходимо взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями. Я провела родительское собрание, где познакомила родителей с проектом «Здоровое питание» провела анкетирование родителей на темы: «Питание  в семье», «Ранжирование продуктов».

Были сформированы информационные материалы для родителей о полезных свойствах каши, методические рекомендации по правильному питанию; был проведен опрос среди родителей об умении воспитанников владеть столовыми приборами. В процессе реализации проекта, был организован конкурс однодневных меню, конкурс рецептов полезных блюд, результатом которого стало создание кулинарной книги. Рекомендованные мною к просмотру обучающие фильмы, презентации о правильном питании дошкольников, проводимые выставки, викторины, конкурсы дали возможность родителям задуматься о роли правильного питания для нормальной работы и развития детского организма, о полезности различных продуктов и блюд.

Проводимая работа по теме «Формирование основ здорового питания детей» заинтересовала наших родителей. Большинство   родителей стали обсуждать в семье вопросы правильного и рационального питания, начали задумываться о ценности продуктов, знают о предпочтеньях своих детей, объясняют своим деткам о полезности продуктов. Многие родители стали знакомиться с ежедневным меню в детском саду, а в составлении домашнего меню,  придерживаются рекомендаций о правильном и рациональном питании детей.

В результате целенаправленной работы с детьми по  проекту, я увидела, что у моих воспитанников расширились знания о разнообразии продуктов питания, о полезных свойствах овощей и фруктов, о витаминах, о полезных и вредных продуктах, о пользе молочных продуктов и злаков. Кроме того у детей сформировалось представление о важности соблюдения режима питания, желание стремиться к соблюдению правил этикета.  (Приложение № 7)

          В современных условиях внедрения ФГОС и модернизации образования, в первую очередь, необходимо перестроится педагогам: заниматься самообразованием, использовать современные технологии, делиться опытом.

Сегодня, можно сказать, педагоги являются первопроходцами.

Как педагог дошкольного образования  уделяю большое внимание развитию своей профессиональной компетенции. В сентябре 2016 года прошла курсы повышения квалификации по теме «Современные игровые технологии как средство реализации ФГОС ДО» (НИПКиПРО). Кроме того, повышаю своё педагогическое мастерство через посещение открытых занятий и воспитательных мероприятий моих коллег, участие в мастер-классах, педагогических и методических советах, вебинарах, семинарах (Приложение № 8)

      В начале 2016 года в группе был организован конкурс рецептов полезных блюд, результатом которого стало создание кулинарной книги, которая, в свою очередь, была представлена на областной конкурс «Разговор о правильном питании», в номинации «Пишем кулинарную книгу».

       Наша работа была отмечена на региональном уровне. Нас пригласили принять участие в научно- практическом семинаре «Формирование и развитие УУД средствами программы «Разговор о правильном питании», организованного кафедрой охраны здоровья и ОБЖ  НИПКиПРО, который проходил 7 апреля 2016 года, где наша работа получила медаль лауреатов конкурса, а я поделилась опытом работы с коллегами со всей области. В семинаре приняли участие более 50 педагогов г. Новосибирска и Новосибирской области (учителя начальных классов, технологии, завучи по начальной школе и учителя всех остальных специальностей). (Приложение №9)

Творческая работа наших воспитанников направлена  для участия в межрегиональном туре конкурса по программе «Разговор о правильном питании», который проходил  в городе Москва.  (Приложение № 10)

           Активно принимаю участие в областных, районных конкурсах, интернет- конкурсах, выставках и мероприятиях. Результаты моей деятельности подтверждены личными наградами различного уровня (Приложение № 11).

Воспитанники моей группы являются постоянными участниками конкурсов различного уровня (Приложение № 12).

Мною было проведено открытое занятие (http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/09/20/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-v-podgotovitelnoy-k),  я с большим удовольствием делюсь своим опытом с коллегами, а также с педагогами, которым интересна моя работа.

Кроме того, тесно и плодотворно сотрудничаю с Болотнинским педагогическим колледжем. Провожу педагогическую практику со студентами.

Большое внимание уделяю освоению компьютерных технологий. В своей работе использую следующие программы: Microsoft Office 2003-2007 (Word -текстовый редактор); Excel - редактор таблиц; Power Point - программа для создания мультимедийных презентаций; Office Publisher – для создания буклетов и информационных листов; Internet Explorer. Также, я создала свой мини-сайт http://nsportal.ru/oksana-yurevna-omelchenko  в «Социальной сети работников образования», где имею возможность делиться своим опытом и наработками, а также, черпаю опыт коллег.

             Работая воспитателем, я могу сказать – лучше моей профессии нет! Она заставляет меня забыть все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости и возможностью быть маленьким ребёнком! 
   Ну, а что же главное? А главное  в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца, и любить их как собственных, без компромиссов и условий.

Список литературы:

  • Алябьева В.А. «Тематические дни и недели в детском саду», ТЦ «Сфера», Москва 2005
  • Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-64с.
  • Киселёва Л.С., Т.А.Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М.: АКРИ, 2003- 96с.
  • Косарева В.Н. «Народная культура и традиции» занятия с детьми 3-7 лет. Волгоград: Учитель,2014.-166с.
  • Федотова А. А. «Путешествие в страну Правильного питания» ж. Воспитатель ДОУ 5\2009 стр113
  • Л.С.Киселева, Т.А.Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», АРКТИ, 2003
  • Формирование основ культуры здорового питания у детей старшего дошкольного возраста. Д/В 6 /2013 стр.18
  •  Журнал «Воспитатель ДОУ» Программа формирования ценностей здорового образа жизни «Путешествие в страну Правильного питания» (самообразование) с.114
  • «Формирование навыков пищевого поведения» ж. «Ребенок в детском саду» №5/2014
  • Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 1986. - 96 с.
  • Метенова Н.М. «Уроки вежливости» Ярославль, 2000

Интернет ресурс: www.zdr.ru\news\2011\08\04\kak nauchit-detei-pravilno- pitatsja\index.htm\ ; Maminklass.ru\zdorovjie-privyichki-pitaniya-u-detey\

http://nsportal.ru; http://www.maam.ru/; http://www.mon.gov.ru/; http://dohcolonoc.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности....

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Самоанализ педагогической деятельности

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от воспитателя  способно...

Самоанализ педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности: создание  благоприятных условий  для всестороннего развития личности дошкольника средствами художественно-эстетического воспитания.Задачи:Сохраня...

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ моей педагогической деятельности (2010 г.)...