Проект по валеологическому воспитанию детей средней группы «Если хочешь быть здоров!»
проект (средняя группа) на тему

Григоренко Татьяна Александровна

Разработка проекта по валеологическому воспитанию детей 4-5 лет. Актуальность данного вопроса, пояснительная записка, перспективный план работы кружка, НОД "Если хочешь быть здоров".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_valeologii.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по валеологическому воспитанию детей   средней группы «Если хочешь быть здоров!»

Актуальность темы:

 Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается

не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к

физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из

главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень

культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

 В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической

культуры актуально уже в дошкольном возрасте.

Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность

нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:

- формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и

мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;

- накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

И.И.Мечников считал, что самое главное – научить человека

правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного,

содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

 Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и

исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50-60% от его образа жизни.

 Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека

обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

 Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем

здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули  бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ

является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации.

 Для реализации валеологического воспитания стало необходимостью:

-определение оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы

эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;

-создание валеологически развивающей среды ДОУ:

 -формирование подходов к взаимодействию с семьей;

-целостный процесс воспитания валеологической культуры дошкольника;

-задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности;

-диагностика валеологической культуры дошкольника;

-повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах

валеологического воспитания.

Для решения этих вопросов, мной был разработан план по валеологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста, которая была реализована через кружковую работу.

 

Пояснительная записка.

 Программа кружка рассчитана для детей 4-5 лет, основной целью

которой является формирование у дошкольников представлений о здоровье,

умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем

здоровье.

 Задачи образовательного процесса:

1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной

культуры.

2. Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о

значении организма.

3. Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой

элементарной помощи.

4. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.

5. Формировать привычку ежедневных физических упражнений.

6. Приучать соблюдать элементарные меры безопасности

7. Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение

определить свое состояние и ощущение.

 Основными средствами обучения детей является игра, наблюдение,

беседы, экспериментирование, практическая деятельность.

 Занятия с детьми проходят с сентября месяца по май месяц, 1 раз в неделю,

продолжительность до 20 минут (вторая половина дня). Для определения уровня  усвоения материала проводиться диагностика. В начале учебного года, и в конце учебного года.

 Диагностика ребенка помогает выявить  отношение ребенка к здоровью

и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и

сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской,

помощи и самопомощи.

Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию

детей дошкольного возраста будет наличие у детей:

- знание правил гигиены и ухода за своим телом;

- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

-знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности

Уровень подготовки детей.

К концу года ребенок должен знать и иметь представление:

- о важности занятий гимнастикой и физкультурой;

- о пользе закаливания;

- о ценности своего здоровья;

- об основных функциях организма;

- об основных витаминах в продуктах питания;

- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи

инфекций;

- о правилах ухода за зубами;

Ребенок должен уметь:

 - выбирать полезные продукты, богатые витаминами;

- правильно пользоваться личными вещами;

- вовремя и правильно мыть руки;

Перспективный тематический план работы кружка по валеологии в средней группе

Месяц

Раздел

Тема

Цель занятия

Сентябрь

«Я в мире человек»

1.«Я-человек»

Диагностика.

Формировать представление детей о том, что люди проживают повсюду на земле; о частях лица. Расширять словарный запас: джунгли, пустыня, тундра. Развивать культурно-гигиенические навыки.

2.«Все люди разные»

Формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица, манере ходить, говорить.  Воспитывать доброе, уважительное отношение к людям с любой внешностью.

3.«Моя семья»

Формировать представление о «семье», о сходстве родственников, о различии полов. Расширять словарный запас: генеалогическое древо, близнецы, двоюродный брат-сестра. Воспитывать любовь к своей семье.

4.«Полезные и вредные привычки»

Формировать сознательный отказ от вредных привычек

Октябрь

«Я в мире человек»

1.«Что нам надо кушать»

Рассказать детям о продуктах питания и об их значении для человека, познакомит с понятиями «питательные вещества», «правильное» или «здоровое» питание. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

2. «Режим дня»

Сформировать представление о режиме дня; убедить соблюдать режим дня для сохранения и укрепления здоровья

3. «Очень нужен людям сон»

Сформировать представление о том, что сон является необходимым компонентом  для сохранения здоровья. Познакомить с правилами поведения перед сном.

4. «Мое настроение»

Сформировать представление о настроении и чувствах, их влиянии на  состояние здоровья.

Ноябрь

«Моё тело»

1. «Внешнее строение тела»

Ввести понятие «тело человека», познакомит детей с внешним строением тела человека, учить различать и называть отдельные части тела.

2. «Скелет-наша опора»

Обяснить детям для чего нужен скелет; как сохранить красивую осанку.

3. «Мои глаза. Как беречь  глаза?»

Формировать представление о своих глазах, об их строении и назначении, о  том, как беречь свои глаза и зрение. Учить выполнять упражнения для глаз, развивать зрительную память.

4. «Мой нос. Как беречь нос?»

Формировать представление о том, что нос, это орган обоняния.  Рассказать о функциях   и значении в нашей жизни. Приучать детей беречь свой нос и правильно ухаживать за ним. Продолжать учить пользоваться носовым платком.

Декабрь

«Моё тело»

1. «Для чего мне нужен язычок»»

Формировать представление об органе вскуса-языке. Познакомить с его функцией и значении в жизни человека. Учить различать вкус продуктов.

2. «Мои зубки»

Формировать представление детей о зубах человека, об  их значении в нашей жизни. Учить правильно за ними ухаживать. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

3. «Мои руки. Как ухаживать за руками?»

Формировать представление детей о своих руках, о значении рук, об опасных для рук предметов. Учить жестикулировать.

4. «Мои ноги. Как беречь ноги?»

Формировать представление детей о своих ногах, о строении ног, их назначении. Расширять словарный запас: коленка, стопа.

Январь

Моё тело

1. «Мои уши. Как беречь уши?»

Формировать представление об органе слуха-ушах, о том как беречь и ухаживать за своими ушами. Рассказать о строении ушей и  их  назначении в нашей жизни. Развивать слуховое внимание.

2.«Моя кожа. Зачем человеку кожа, как за ней ухаживать»

Дать первоначальные представления о коже, ее свойствах, назначению. За тем как ухаживать за своей кожей.

3.«Волшебный моторчик»

Познакомить детей с работой сердца. Вырабатывать у детей умение прислушиваться к работе своего сердца в различном моторном состоянии: при нагрузке, в расслабленном состоянии.

4. Занятие на закрепление знаний по разделу «Моё тело»

Систематизировать и уточнить знания по разделу «Моё тело»

Февраль

«Откуда берутся болезни»

1.«Микробы и вирусы»

Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. (микробах, вирусах).

2.«Признаки заболевания»

Дать первоначальные представления о первых симптомах, признаках заболевания: температура, сыпь, различные боли.

3. «Как вести себя во время болезни

Сформировать представление о том, как вести себя во время болезни: не делать того, что может ухудшить самочувствие:  находится на холоде;  заниматься спортом; есть и пить холодное; слушать громкую музыку…

Вызвать врача. Постараться облегчить своё самочувствие :

 полоскать горло;

 лечь в постель;

чаще проветривать комнату;

чаще пить тёплое питьё.

4.«Профилактика заболеваний»

Рассказать о том, как защититься от болезней: заниматься  физической культурой и спортом.

 Соблюдать режим дня.

 Соблюдать правила безопасного поведения.

Пить витамины, есть правильную пищу, делать прививки.

Март

«Кто нам поможет»

1. «Врачи наши помощники"

Дать элементарные представления о работе врачей.

2. «Очень срочно прямо к дому…»

Познакомить с работой скорой помощи.

3. «У меня разболелся зуб».

Познакомить с работой стоматолога. Сюжетно-ролевая игра «У стоматолога»

4. Итоговое занятие по разделу «Кто нам поможет»

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Апрель

«Человек и природа»

1.«Съедобные и несъедобные грибы»

Познакомить детей с некоторыми видами грибов, научить  различать съедобный гриб от несъедобного по внешнему виду.

2.« Ядовитые растения»

Познакомить детей со съедобными и ядовитыми растениями, научить различать и называть

3. «Сбор грибов и ягод». Настольная игра.

Закрепить знания о съедобных и несъедобных  грибах и ягодах.

4. «Контакты с животными»

Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасными.

Май

«Мы любим физкультуру»

1. «У каждого своя зарядка»

Закрепить представления о пользе физически упражнений; формировать привычку к здоровому образу жизни.

2. « Мы дружим с физкультурой»

Продолжать формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье.

3.«Путешествие в страну здоровья»

Закрепить полученные в течение года знания.

4. «Лето красное-время для здоровья прекрасное».

Диагностика.

Формировать положительную мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет с использованием компьютерных технологий.

Тема: «Если хочешь быть здоров»

Форма: беседа

Цель: расширение представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Задачи: 1.Дать представления о витаминосодержащих продуктах.

2. Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека, познакомить с их обозначением.

3. Приучать детей  следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы

самооздоровления (правильное питание, закаливание).

4. Воспитывать желание укреплять здоровье витаминами, вести здоровый образ жизни

5. Ввести в активный словарь детей слова: витамины, здоровье, закаливание.

Интеграция образовательных областей:Здоровье. Познание. Социализация. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Безопасность.

Предварительная работа:Рассматривание картин на тему «Здоровый образ жизни».

Ход деятельности:

Структурные компоненты деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Мотивация на деятельность

-Ребята, кто  из вас хочет быть здоровым?

-А как вы понимаете, что значит быть здоровым?(Слайд 2)

- Вы знаете, что каждый человек сам может укрепить себе здоровье?

-Есть такая поговорка: « Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Так как же можно укрепить свое здоровье? Как вы думаете?

-А что мы с вами делаем в детском саду, для того, чтобы быть здоровыми и не болеть?

(Слайд 3-4)

-Это когда не болеешь,  когда хорошее настроение, когда можно гулять на улице, чувствуешь у себя силы и многое можешь сделать.

-Закаляться, делать зарядку, купаться в море, правильно  питаться, гулять на свежем воздухе.  

-Мы каждое утро делаем зарядку, гуляем на свежем воздухе, играем в подвижные игры, повара на кухне готовят нам вкусную здоровую пищу и полезный чай с лимоном, когда мы выходим на прогулку, Оксана Вениаминовна  открывает окно, проветривает  помещение, чтобы воздух был чистым. А еще  едим лук и чеснок.

2. Планирование деятельности

- Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в необычную страну «Здоровейка», где никто никогда не болеет.

-Как вы думаете, почему в этой стране никто не болеет?

-Правильно ребята! Витамины как солдаты охраняют наш организм от злых вредных  микробов и разных болезней. У витаминов есть имена, их зовут А, В, С, Д, Е. Сегодня мы с вами поближе с ними познакомимся.

-В стране «Здоровейка» никто не болеет, потому что они едят витамины

3.Действия

-Вы знаете, где живут  витамины?

- Чтобы у вас были всегда зоркие здоровые глазки нужно кушать витаминА.Узнать в каких овощах и фруктах содержится Витамин А вы сможете, сыграв в игру «Угадай, чья тень»

-Правильно, живет он в оранжевых и красных овощах и фруктах.(Слайд 5)

А еще витамин есть в яйцах и рыбе.

Помни истину простую-

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

-Чтобы  сохранить здоровыми свои глазки, мы с вами делаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

-Хочу познакомить вас с витамином В

-Витамин В, помогает сердцу, чтобы оно хорошо работало.

-В каких продуктах содержится витамин В, вы узнаете собрав картинки.

-Есть он в черном хлебе, в мясе, геркулесе.(Слайд 6)

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку,

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

-Продолжим знакомство с витаминами.  Для того, чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал         злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями очень нужен витамин С.

-Он ребята живет во всем кислом. В каких продуктах питания мы можем найти витамин С вы узнаете  сыграв в игру «Угадай по вкусу». (Слайд 7)

 А еще витаминС есть в капусте, редисе, луке.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он

-А теперь познакомимся с витамином D.

-Он делает ваши ноги и руки крепкими и укрепляет кости.

Чтобы узнать в каком продукте есть витамин D, нужно отгадать загадки:

Может и разбиться, 
Может и свариться; 
Если хочешь, в птицу 
Может превратиться. 

Белое, да не снег,
Вкусное, да не мед.
От рогатого берут
И ребятам дают.

-ВитаминDесть в рыбьем жире, яйцах, молоке.(Слайд 8)

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный - надо пить.

Он спасает от болезней.

А без болезней   лучше жить.

-Хочу познакомить вас еще с одним витамином. Его зовут витамин Е.

-Он необходим для здоровья нашей кожи. А живет он в зеленых овощах, фруктах, зелени. Назовите их. (Слайд 9)

- Ребята, а как вы считаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего?

(Слайд 10)

-А почему?

-В другое время года, чтобы люди не страдали из-за того что им не хватает витаминов, есть витаминки – таблетки. Где мы их можем приобрести?

-Ребята, сейчас мы с вами сыграем в игру « Полезно или вредно». Посмотрим, какие продукты полезно есть, а какие нет.

Дидактическая игра «Полезно вредно»:

-Перед вами будут картинки с различными продуктами.(Слайды 11-17) Если вы считаете, что  продукт полезный хлопаем в ладоши, если считаете, что продукт вредный грозите пальчиком.

-Витамины живут в овощах, фруктах, ягодах, и других продуктах

Дид. игра «Угадай чья тень»

-Это морковь, тыква, яблоко, болгарский перец.

Круговые движения глазами.

Закрыть и открыть глаза.

Закрыть газа руками.

Дети собирают разрезные картинки. (На картинках получаются: хлеб, тарелка с кашей).

Дид. игра «Собери картинку»

Дид.игра «Угадай по вкусу».

 Дети по вкусу определяют продукт. (Апельсин, лимон)

-Яйцо

-Молоко

-Это киви, капуста, зеленый лук

-Летом и осенью

-Больше всего витаминов есть в овощах и фруктах. Осенью и летом овощи, и фрукты поспевают на огородах,  идет сбор урожая.

- В аптеке.

Дети если видят полезный продукт- хлопают, если вредный- грозят пальчиком.

4.Результат деятельности рефлексия.

-Ну что ребята, нам пришло время возвращаться из волшебной страны «Здоровейка». Надеюсь, ребята вы запомнили, почему в этой стране никто не болеет?

Человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, бывает хорошее, бодрое настроение. А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, очень вредны для здоровья. Конечно же, не стоит полностью перестать есть сладкое. Но все же, надоесть разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.

-А сейчас ребята я хочу угостить вас витаминами, желаю вам никогда не болеть. Быть всегда здоровыми, бодрыми и веселыми.(Слайд 18)

-Да, потому что они едят полезные продукты, и витамины.