Статья "Формирование осознанного отношения к питанию у дошкольников".
статья по теме

Правильно организованное питание является необходимым условием для  гармоничного роста, физического и нервно-психического развития детей. Оно формирует  культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, закладывает основы культуры питания и рациональное пищевое поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_statya.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование осознанного отношения к питанию у дошкольников.

Здоровье и нормальное развитие ребенка во многом зависит от качественного и разнообразного питания. Оно является необходимым условием для их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития. Правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, закладывает основы культуры питания и рациональное пищевое поведение. К сожалению, в настоящее время в России от 15 до 20% детей и подростков излишне упитаны, а еще 5-10% страдают от ожирения. И эта печальная тенденция продолжает нарастать. Главной причиной возникновения избыточного веса является неправильное пищевое поведение, которое формируется в семье, т.к. потребности и интересы ребенка всегда связаны с окружающими его взрослыми. Образец отношения к приему пищи, вкусовым предпочтениям дает семья. Если родители часто употребляют готовую еду или полуфабрикаты, ребенок чаще ест ее дома, и, следовательно, больше к ней привык.

На первый взгляд, питание ребенка-простой феномен, сводящийся к удовлетворению жизненно важной потребности. Однако переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в ДОУ почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей нарушается сон, снижается сопротивляемость организма к заболеваниям, ухудшается аппетит. В первые дни пребывания в ДОУ нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и в питании. Поэтому еще до поступления ребенка в детский сад педагогам ДОУ необходимо проводить встречи с родителями, вовремя которых познакомить их с рационом питания в детском саду, порекомендовать методы и приемы формирования простейших навыков поведения вовремя еды и овладения культурно-гигиеническими навыками. Чем увереннее ребенок владеет ложкой, вилкой, тем быстрее и легче он справится с едой. От взрослого требуется терпение и понимание того, что для овладение этими навыками требуется время. Ловкость и аккуратность приходят не сразу. На третьем году жизни ребенок должен научиться правильно и аккуратно пользоваться ложкой, салфеткой. На четвертом – вилкой, на пятом - ножом. Если ребенка приучают к красивой и полной сервировке стола (удобной посуде, сменяемой после каждого блюда, красивой скатерти или салфеткам) то решается задача воспитания положительного отношения к еде. Чем старше дети, тем сложнее должен быть процесс еды. В нем должно быть большое количество столовых приборов, элементов сервировки, разнообразных ритуалов, связанных с приемом пищи. Ребенок должен знать, что из-за стола можно выйти только с разрешения взрослого. Он обязательно должен поблагодарить тех, кто сервировал стол.

Работу по формированию навыков рационального пищевого поведения в ДОУ необходимо проводить с учетом возрастных особенностей детей. Для всех возрастных групп составить перспективный план работы, который позволит  сформировать практические навыки здорового питания, воспитывать культуру поведения за столом и соблюдать гигиенические требования. Для этого используются различные формы работы: образовательная деятельность, игры, развлечения, посредствам которых дети учатся сервировать стол, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями.

На практике можно использовать кулинарные и сенсорные игры: “Приготовь овощной или фруктовый салат”, “Угадай по вкусу (запаху)”, “Сварим компот”.  

Современный образовательный процесс в ДОУ не мыслим без опытно-экспериментальной деятельности. В ходе этой деятельности дети вместе с педагогами могут приготовить соки из овощей и фруктов, творог из молока, провести опыты с чипсами, исследовать совместимость продуктов друг с другом и их влиянием на организм.

Не следует оставлять без внимания родителей воспитанников. С ними необходимо систематически проводить тематические родительские собрания   “Витамины в рационе питания вашего ребенка”,  “Здоровое питание больных аллергией”, “Красивый стол – хороший аппетит”, с просмотром фильмов, слайдов, размещением консультаций на информационных стендах. Так же провести анкетирование на тему: ” Культура здорового питания и ее значение для здоровья человека”. Все это дает возможность родителям размышлять о роли культуры здорового питания для нормальной работы и развития организма.

Особенности пищевого поведения у ребенка закладываются очень рано, поэтому очень важно сформировать у детей понятие того, к чему может привести нерациональное пищевое поведение. Именно поэтому при организации питания в ДОУ так важно не только накормить ребенка, чтобы он не остался голодным, но и приложить все усилия к тому, чтобы сформировать у него рациональное пищевое поведение как неотъемлемую и важнейшую часть здорового образа жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».

       Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...

Воспитание осознанного отношения дошкольников к собственной безопасности

Форма работы с детьмиПознавательное развитиеЭкскурсии по микрорайонуРабота в альбомах«Безопасность»«Правила дорожного движения»Занятия «Опасные ситуации на улице»Обсуждение «Что делать, если теб...

Статья на тему: «Технология воспитания у дошкольников осознанного отношения к слушанию и восприятию музыки».

Статья отражает значение слушания и восприятия музыки в ДОУ, в системе музыкально-образовательной деятельности....

Проект по формированию осознанного отношения к здоровью "Здоровый дошкольник".

Данный проект направлен на формирование у старших дошкольников представлений о здоровье,как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» "Формирование осознанного отношения к питанию"

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»  "Формирование осознанного отношения к питанию"...

Обобщение опыта работы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к питанию, как одной из составляющих культуры здорового образа жизни»

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для формирования основ культуры здорового образа жизни. Одной из задач современного стандарта дошкольного образования, является формирование общей к...

Формирование осознанного отношения к питанию

Осознанное отношение к питанию у детей формирует основу для их физического здоровья, эмоционального благополучия и когнитивного развития. В возрасте 4–5 лет дети начинают интересоваться окружающ...