Исследовательский проект "Волшебный мир воды"
проект (младшая группа)
АННОТАЦИЯ.
В современном обществе в связи с ухудшением состояния здоровья населения и детей особенно, остро стоит проблема взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового подрастающего поколения. В ДОУ задача укрепления здоровья детей была всегда приоритетной. В современном воспитании словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в жизни, в беседах с родителями и детьми, в воспитательной работе, планах педагогов. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строится без учета этого факта.
Главное, на что направлена наша работа-это формировать у родителей и воспитанников представление о здоровом образе жизни, доказать родителям, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Дети дошкольного возраста имеют мало знаний о своем «здоровье», у них не сформированы представления о здоровом образе жизни. В настоящее время переход на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным.
Одной из ведущих задач основной общеобразовательной программы “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка. В МАДОУ «Гусельки» работа по оздоровлению ведется постоянно.
В ДОУ имеются дополнительные площади, которые педагоги используют для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный, физкультурный залы, спортивная площадка на территории детского сада, где дети могут расслабиться, снять психомоторное напряжение.
В группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.
Физкультурные уголки, оснащенные нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками воспитателей и родителей (кольца с лентами, тренажеры для дыхательной гимнастики, “набивные мешочки”, бросовый материал и т.д.) пользуются большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать различные игры.
Большая работа была проделана воспитателями детского сада: были подобраны и разработаны комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, релаксации и др. Теперь в каждой возрастной группе подобраны картотеки пальчиковых игр, динамических пауз, артикуляционной гимнастики, релаксации.
Введенные в воспитательно - образовательный процесс “Минутки тишины” и “Гимнастика маленьких волшебников” стали любимым времяпрепровождением наших детей.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе.
Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволило нам разработать модель оздоровления детей в ДОУ, представляющую фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.
Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям:
Профилактическое:
1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, педагога-психолога и воспитателя);
2. Выполнение санитарно-гигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду);
3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек с покрытием для укрепления свода стопы, и т.д.).
4. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей
Организационное:
1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики;
3. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника
4. Обеспечение психологического комфорта.
Кроме этого, разработан алгоритм проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:
- Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;
- Элементы оздоровительного самомассажа;
- Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожке здоровья);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_samoobrazovaniyu_2018.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
ПРОЕКТ
Здоровьесберегающие технологии
«Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
Автор: воспитатель Левчук О.О.
МАДОУ д/с «Гусельки»
г. Югорск 2018 г.
АННОТАЦИЯ.
В современном обществе в связи с ухудшением состояния здоровья населения и детей особенно, остро стоит проблема взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового подрастающего поколения. В ДОУ задача укрепления здоровья детей была всегда приоритетной. В современном воспитании словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в жизни, в беседах с родителями и детьми, в воспитательной работе, планах педагогов. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строится без учета этого факта.
Главное, на что направлена наша работа-это формировать у родителей и воспитанников представление о здоровом образе жизни, доказать родителям, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Дети дошкольного возраста имеют мало знаний о своем «здоровье», у них не сформированы представления о здоровом образе жизни. В настоящее время переход на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным.
Одной из ведущих задач основной общеобразовательной программы “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка. В МАДОУ «Гусельки» работа по оздоровлению ведется постоянно.
В ДОУ имеются дополнительные площади, которые педагоги используют для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный, физкультурный залы, спортивная площадка на территории детского сада, где дети могут расслабиться, снять психомоторное напряжение.
В группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.
Физкультурные уголки, оснащенные нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками воспитателей и родителей (кольца с лентами, тренажеры для дыхательной гимнастики, “набивные мешочки”, бросовый материал и т.д.) пользуются большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать различные игры.
Большая работа была проделана воспитателями детского сада: были подобраны и разработаны комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, релаксации и др. Теперь в каждой возрастной группе подобраны картотеки пальчиковых игр, динамических пауз, артикуляционной гимнастики, релаксации.
Введенные в воспитательно - образовательный процесс “Минутки тишины” и “Гимнастика маленьких волшебников” стали любимым времяпрепровождением наших детей.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе.
Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволило нам разработать модель оздоровления детей в ДОУ, представляющую фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.
Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям:
Профилактическое:
1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, педагога-психолога и воспитателя);
2. Выполнение санитарно-гигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду);
3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек с покрытием для укрепления свода стопы, и т.д.).
4. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей
Организационное:
1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики;
3. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника
4. Обеспечение психологического комфорта.
Кроме этого, разработан алгоритм проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:
- Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;
- Элементы оздоровительного самомассажа;
- Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожке здоровья);
ПРОБЛЕМА И АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблемный вопрос: Как и с помощью чего сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста?
В настоящее время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.
Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде. Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.
Забота о здоровье воспитанников, сохранение и укрепление которого составляет основное содержание физического воспитания, находится в центре внимания образовательного учреждения, семьи и государства в целом.
Выбор темы вызван тем, что к физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста стоит подходить со всей серьезностью. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов становления функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношения к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное учреждение и родители должны постоянно осваивать комплекс мер, направленных на состояние здоровья ребёнка на всех этапах его развития.
Поэтому педагог – дошкольник должен закладывать азы физической подготовки и формировать у детей стимул к занятиям физкультурой и спортом, да и просто к активному образу жизни.
Так и появилась необходимость введения в жизнь воспитанников ДОУ проекта «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни». Основным содержанием проекта является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к своему здоровью. Оно формируется через применение здоровьесберегающих технологий, с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
Цели проекта:
- Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.
- Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и
физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к
своему здоровью.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы просвещения родителей по данной проблеме.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач, которые решаю через интеграцию образовательных областей (ПР, С-К.Р, Ф.Р, Х-Э.Р,ЧХЛ) :
Задачи проекта:
Образовательные:
- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья.
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей
дошкольного возраста.
- Воспитывать желание у детей заботиться о своем здоровье.
- Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
Профилактические:
- Развивать у детей потребность в активной деятельности.
- Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья
дошкольников.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Игровые занятия.
- Работа с родителями.
- Работа с методической литературой.
- Рисование, лепка, аппликация.
- Организация фотовыставки.
- Книга совместного творчества воспитателей группы, детей и их
родителей "Здоровье - это просто".
- Мультимедийная презентация – как итог.
Свою работу я выстраиваю по следующему плану:
1. Изучить теоретические исследования по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
2. Создать предметно-развивающую среду по теме.
3. Создать необходимые условия для сохранения психического и физического здоровья детей.
4. Разработать перспективное планирование работы с детьми в средней, старшей и подготовительной группах.
5. Проследить динамику формирования основ здорового образа жизни
у дошкольников.
6. Организовать совместную деятельность с родителями, используя
различные формы работы.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
1. Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь)
2. Практический (октябрь – май)
3. Заключительный (апрель – май)
I ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
- Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
- Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».
- Беседы.
- Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.
- Создать мотивацию по работе проекта.
- Подготовка художественной литературы; подбор стихов, загадок, потешек.
- Подбор наглядного материала – иллюстраций, картинок о здоровом образе жизни.
- Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных и малоподвижных игр.
- Разработка тематических комплексов: утренней гимнастики; гимнастики после сна, гимнаcтики для глаз, артикуляционной гимнастики, физкультминуток и др.
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ:
- «Если хочешь быть здоров…» (психоэмоциональные игры; игры-
упражнения для выработки правильной осанки; упражнения для коррекции плоскостопия; различные игровые ситуации и упражнения по формированию КГН, оздоровительные игры, игровая терапия; закаливание).
- «Я такой» (беседы, игровые занятия по развитию представлений о мире и о
себе).
- «Творческая мастерская» (совместная продуктивная деятельность детей и
родителей).
- «На книжной полке» (чтение детской литературы, заучивание
стихотворений, потешек).
- «Веселись, детвора!» (оздоровительные развлечения, дни здоровья,
тематические прогулки, игровая деятельность).
- «Для мам и пап» (информация, фотовыставки, опросы, беседы,
родительские собрания, консультации.)
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
- Мониторинг уровня заболеваемости;
- Представление проекта на родительском собрании (май);
- Фотовыставка (май);
- Выставка детских рисунков;
- Книга совместного творчества воспитателей группы, детей и их родителей "Здоровье - это просто".
Продолжать развивать умение соблюдать элементарные правила здорового образа
жизни.
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
Прививать интерес к выполнению оздоровительных и закаливающих мероприятий
(зарядка, обливание рук до локтей, самомассаж, пальчиковая гимнастика, дорожка
здоровья, физкультурные занятия, прогулки и т.д.).
РАЗДЕЛ - «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…»
ЗАДАЧА: Использование различных методов оздоровления детей в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей и пожеланиями родителей.
1. Консультация для родителей «Закаливание детей в дошкольном возрасте»
2. Традиционные методы закаливания:
- Утренняя гимнастика.
- Одежда в группе и на улице по погоде.
- Прогулки по возможности каждый день с подвижными играми.
- Сон без маек (с учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей).
- Гимнастика и хождение по дорожке здоровья.
- Фитонциды – лук, чеснок.
- Умывание прохладной водой.
3. Опрос родителей «Методы закаливания»
4. Нетрадиционные средства оздоровления детей:
- Одним из распространенных методов закаливания является хождение босиком.
Существует прямая зависимость рецепторов стоп с организмом. Замечено, если постоянно ходить в теплой обуви, ноги привыкают к этой температуре и при охлаждении стоп начинается заболевание. Если заниматься закаливанием стоп, можно уменьшить их чувствительность, а значит, восприимчивость к перепадам температур.
- Полоскание горла прохладной водой с постепенным снижением ее температуры.
- Различные оздоровительные игры.
- Самомассаж.
РАЗДЕЛ «Я ТАКОЙ»
Планирование ООД по развитию представлений о мире и о себе.
- Где живет витаминка?
- Это я!
- Органы чувств (глаза, уши, нос).
- Для чего нужны глаза?
- Орган слуха – уши.
- Органы слуха, вкуса, обоняния (уши, рот – язык, нос).
- Для чего нужны зубы?
- Моя одежда (зима, весна, лето, осень).
- Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
- Как быть здоровым?
РАЗДЕЛ «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ЗАДАЧА: Проведение оздоровительной работы с детьми и обогащение развивающей среды в группе при взаимодействии воспитателей, детей и их родителей.
1. Пополнение Центра Здоровья в группе.
2. Коллективные и индивидуальные работы детей по теме: «Здоровье и нездоровье»
3. Создание развивающей среды для развития мелкой моторики рук.
4. Изготовление информационного центра здоровья для родителей.
5. Планирование занятий по продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
РАЗДЕЛ «НА КНИЖНОЙ ПОЛКЕ»
ЗАДАЧИ:
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы;
- Использовать русские народные потешки, приговорки, пестушки при умывании, расчесывании и заплетании волос девочкам;
- Заучивать стихотворения о здоровье.
РАЗДЕЛ «ВЕСЕЛИСЬ ДЕТВОРА»
ЗАДАЧИ:
- воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью;
- развивать двигательную активность детей;
- создавать психологический и эмоциональный комфорт в группе.
1. Дни здоровья.
2.Тематические прогулки.
3. Игровая деятельность:
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Подвижные игры
4.Оздоровительные минутки.
- Пальчиковые игры
- Физминутки
- Динамические паузы
- Самомассаж
РАЗДЕЛ «ДЛЯ МАМ И ПАП»
ЗАДАЧИ:
- знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома;
- привлекать родителей к работе по оздоровлению детей в детском саду.
- Консультации для родителей:
«Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»;
«Профилактика ОРЗ»;
«Прогулка и ее значение для укрепления здоровья и умственного развития»;
«Как оборудовать спортивный уголок дома»;
«Полезные привычки» и др.
- Информация:
«Утренняя зарядка для детей», «Советы по укреплению здоровья детей», «Как приучить ребенка чистить зубы», «Полезные советы по питанию», «Здоровье и питание детей дошкольного возраста», «Профилактика плоскостопия» и др.
3. Родительские собрания.
4. Творческая деятельность родителей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ :
- Повышение интереса детей и родителей к здоровому образу жизни, физическим упражнениям и спорту.
- Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении.
- Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
- Создание книги совместного творчества воспитателей группы, детей и их
родителей "Здоровье - это просто".
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА:
- Здоровьесберегающее пространство в ДОУ, Н.И. Крылова, издательство «Учитель», 2009г.
- Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. Е.Н.Крылова,М, «Просвещение», 1981г.
- Играем с малышами. Григорьева Г.Г., М.,2003г.
- Учимся быть здоровыми, Л.А.Теплякова, С.З.Шишова,М. 2001г.,
- Занимательная физкультура в детском саду К.К. Утробина.- М.: ГНОМ и Д.,2005г.,
- Оздоровительная гимнастика для детей(3-7лет), Л.И. Пензулаева.- М.: Владос,2002г.
- Прогулки в детском саду. И.В. Кравченко,Т.Л. Долгова,М.,2011г.,
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта "Вода-водичка"
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в первой младшей группе "Вода-водичка"(Знакомство с агрегатными состояниями воды, её пользой)....
Конспект исследовательски – экспериментальной деятельности «Вода. Свойства воды»
Конспект исследовательски – экспериментальной деятельности «Вода. Свойства воды» Составила: Воспитатель средней группы Мухаметова Н.Н.Дети средней группы (4-5лет) Цель...
Исследовательско-игровой проект «Вода-водичка»
план работы над проектом...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе "Капельки воды"
Цель: создание условий для формирования представления детей о свойствах и состояниях воды путем экспериментальной деятельности. Ход НОДВоспитатель рассказывает детям, что увидел утром на по...
Конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» 2 младшая группа
Конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» вторая младшая группа...
Исследовательские проекты в средней группе ДОО. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»...
Исследовательская работа Как водой заморозить воду
Как водой заморозить воду...