Семинар – практикум «Растим здоровых малышей».
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Ипатова Ольга Анатольевна
Музыка – источник особой детской радости и как следствие – здоровья. Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка и он чаще болеет. Многие ученые отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов оздоровления является музыкотерапия – «лечение музыкой». О положительном эффекте воздействия музыкотерапии на здоровье ребёнка пишут многие специалисты. Исследования выявили положительное влияние музыки на различные системы организма: сердечнососудистую; двигательную; дыхательную; ЦНС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_zdorove.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкотерапия для детей раннего возраста.

Сейчас я вам хочу рассказать о музыке, как музыка влияет на здоровье вашего ребенка.                                                                                             Уважаемые родители! Ваши дети находятся сейчас в таком возрасте , в котором они подвержены различным простудным заболеваниям. Одна из причин этих заболеваний – это стресс, который малыши испытывают в период адаптации с разлукой с близкими людьми.

Музыка – источник особой детской радости и как следствие – здоровья. Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка и он чаще болеет.                                              Многие ученые отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов оздоровления является музыкотерапия – «лечение музыкой». О положительном эффекте воздействия музыкотерапии на здоровье ребёнка пишут многие специалисты. Исследования выявили положительное влияние музыки на различные системы организма: сердечнососудистую; двигательную; дыхательную; ЦНС.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности

Раннее общение с музыкой способствует полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.В раннем возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии ребенка. Необходимым условием организации режимных процессов группе с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для всестороннего развития детей, НО И ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ. Вот поэтому, для улучшения эмоционального фона в группе, применяем музыкотерапию по методу Железновых «Музыка с мамой». Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает игры – занятия в весёлую игру.

Занятия веселой музыкально – ритмичной деятельностью в период адаптации малышей к условиям дет.сада:

- полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.

- улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.

- укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.

- вырабатывают навыки вербального и невербального общения.

В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии.

Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музыцирование и т.п.

В работе мы используем фонограммы.

Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.

Музыка должна быть яркой и образной.

Мы подобрали музыкальные диски для игр – занятий в группе:

- Музыкальные обучалочки – «Топ – топ, хлоп – хлоп», «Аэробика для малышей», «Гимнастика для малышей».

- Развивалочки – «Раз, два, три», «Гав и Мяу», «Весёлый поезд».

- Игрушечные песенки – малышам и малышкам от 1 года до 3 лет песни и танцы.

Музыку используем во всех режимных моментах и что очень важно используем музыку в адаптационный период. Благодаря такой музыкотерапии у многих детей адаптация проходит легко. Малыши хорошо идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Легко расстаются с родителями. Дети чувствуют себя в группе эмоционально – комфортно, они дольше играют и меньше устают.

Практика показывает, что подвижные игры с музыкой не только интересны детям. Но и способствуют развитию и укреплению их здоровья.

Дома, где родители уделяют внимание семейно – детской музыке, всегда царит домашняя уютная доброжелательная атмосфера. Дети в такой семье  растут здоровые, весёлые, доброжелательные ко всему окружающему миру. Это дает совместный успех в деле оздоровления и воспитания, развития и социализации детей раннего возраста.

Семинар – практикум «Растим здоровых малышей».

Цель: формировать у родителей устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению здоровья своих детей.

Задачи: - Повысить уровень знаний родителей в области формирования сохранения и укрепления здоровья детей; здорового образа жизни в семье, посредством педагогического просвещения. Формировать навыки сотрудничество детей и родителей, содействовать их эмоциональному сближению.

Участники: воспитатели и родители группы.

Место проведения: ясельная группа.

План проведения:

Воспит.(1)- Добрый день, уважаемые родители! Сегодня нашу встречу мы решили провести в форме семинара – практикума для вас родители. Тема нашего семинара «Растим здоровых малышей».

Воспит (2)- Приветствуем всех, кто время нашел и в сад к нам  на семинар о здоровье пришел! Зима пусть стучит снегопадом в окно, но в группе у нас и тепло и светло.

Родитель(1) – Мы здесь подрастаем, взрослеем мы здесь. И набираем естественный вес. Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны. Нам спорт и физкультура,  как воздух нужны.

Родитель (2) – А с ними порядок, уют, чистота, эстетика в общем, сама красота. Здоровье своё бережем с малых лет. Оно нас избавит от болей и бед.

Воспит (1) – Для поддержания здоровья нужны очень простые  известные всем условия, знакомые нам с детства «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Но для того чтобы эти  простые условия работали на наше здоровье, нужен волшебный ключик.

Можно назвать это ещё проще – образ жизни. Получается, что здоровье – это состояние организма при определенном образе жизни. Для того чтобы наш малыш был здоров, нам необходимо прививать  ему этот здоровый образ жизни. Сделать это можете только вы, дорогие родители, а мы педагоги и сотрудники дет.сада лишь немного поможем вам в этом.Сегодня мы поговорим о простых приемах массажа.

Раздаётся стук в дверь.

Входит Зайчик(взрослый), обмотанный в бинтах «плачет».

- Ой,ой! Здравствуйте!

-Здравствуйте, Зайчик! Что с тобой случилось? Почему ты весь в бинтах?

- У меня сильно болят зубы, потому что ел много сладкого и не  люблю чистить зубы, играя с зайчатами, я повредил себе лапку, а когда добирался к вам,упал и повредил себе вторую лапку. Теперь не знаю, что мне делать, у меня болит всё тело.

- Зайчик, как ты не знаешь, что делать? Надо быть аккуратным и беречь своё здоровье, но раз с тобой такое случилось, мы обратимся к доктору. («вызываем» доктора по телефону)

Появляется доктор.

-Здравствуйте, где больной, что случилось?

Зайчик рассказывает, что с ним случилось.

Доктор:- Надо чистить зубы по утрам, чтобы они не болели и заниматься физкультурой, чтобы лапки твои были сильные и ловкие. Поэтому у тебя всё и болит.

Воспит.:-  А наши детки ловкие и умелые. Они любят заниматься физкультурой, сейчас мы тебе Зайка покажем, что умеем делать.

Физминутка  «Дует ветер»

Дети стоят парами с родителями.

«Дует ветер нам в лицо,

Покачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише!

Деревцо всё выше, выше!»

Доктор: - Уважаемые родители, чтобы ваши дети как можно меньше болели, я вам покажу как делать общеукрепляющий точечный  массаж.

Зайчик: - Я тоже хочу как можно меньше болеть. Доктор, сделайте массаж и мне.

Воспит.: - Ув. Родители, внимательно смотрите за движениями доктора и повторяйте эти движения на своих детях.

Проводится показ массажа (приложение прилагается).

Зайчик: - Ой, как мне стало хорошо! Лапки не болят! Спасибо, доктор!

- Пожалуйста! Надеюсь Зайчик, теперь ты будешь всегда здоровый!

Телефонный звонок.

Доктор: - Алло, алло! Ладно бегу, бегу, чем смогу, помогу!

Воспит.: - Мы все рады Зайчик, что ты стал вновь здоровый, бодрый, весёлый. Уважаемые родители, сейчас я вам хочу рассказать о музыке, как музыка влияет на здоровье вашего ребенка…..(приложение прилагается)

Зайчик:- Детишки, а давайте я с вами поиграю в весёлые игры, а уважаемые взрослые нам помогут.

Музыкальный диск «Топ – топ, хлоп – хлоп…».

« Ну- ка все, встали вкруг» (5)

Встали в хоровод.

«Ну- ка все, встали в круг…» - идем по кругу.

«Начинаем заниматься…» - останавливаемся, качаем ручками в такт

На последний припев можно отпустить руки и похлопать.

Хлоп. (9)

Игра может проводиться индивидуально и в паре (с родителем или другим ребёнком)

В соответствии с текстом песенки, дотрагиваемсяуказательными пальцами до соответствующих частей тела у себя или партнёра по игре.

На слово «А вот и ладошка…» - выполняем круговые движения указательным пальцем до ладошки, на слово «Хлоп» - хлопаем по ладони.

Носик, где ты? (11)

В соответствии с текстом, поочерёдно « прячем» (закрывая ладонью) носик, ротик…

Игра может проводиться индивидуально и в паре, если игра проводится в паре – садимся на против друг друга так, чтобы без труда дотрагиваться до носика, лобика партнёра, «пряча» их.

Воспитатель:  Практика показывает, что подвижные игры с музыкой не только интересны детям, но и способствуют развитию и укреплению их здоровья.Дома, где родители уделяют внимание семейно – детской музыке, всегда царит домашняя уютная доброжелательная атмосфера. Дети в такой семье  растут здоровые, весёлые, доброжелательные ко всему окружающему миру. Это дает совместный успех в деле оздоровления и воспитания, развития и социализации детей раннего возраста.  Поэтому, ув. родители, нам с вами надо и дальше идти по этому пути, чтобы помочь ребенку вырасти жизнерадостным, успешным и  самое главное здоровым.

Спасибо за внимание.

Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.

Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, вилочковой железой и костным мозгом. Точка расположена на грудине, на четыре пальца ниже ямки вместе соединения ключиц. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2 расположена на передней поверхности шеи, над ямкой вместе соединения ключиц. Точка регулирует иммунные функции организма – повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3 контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани. Массажные зоны расположены с двух сторон на переднебоковых поверхностях шеи, по бокам от гортани, под выступающими углами нижней челюсти.

Точка 4 располагается на заднебоковых поверхностях шеи, под ушными раковинами. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи, туловища.

Точка 5 расположена в области наиболее выступающего седьмого шейного позвонка.

Точка 6 улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа и гайморовых полостей. Дыхание через нос становится свободным и насморк проходит. Точка расположена на верхней челюсти с двух сторон от крыльев носа.

Точка 7 улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. Она расположена с двух сторон в начальных точках надбровных дуг у корня носа.

Точка 8 располагается перед козелками ушных раковин ( у выступа перед ушным отверстием). Массаж этой области воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9 расположена на кисти руки, в треугольнике между первым (большим) и вторым (указательным) пальцами. При массаже этих точек рефлекторно нормализуется деятельность многих внутренних огранов.

 Массаж надо делать 3 раза в день по 3 сек (9 раз в одну сторону, 9 раз в противоположную). Делать массаж ежедневно, особенно в периоды повышенной простудной заболеваемости.  

Игры при частых заболевания горла и носа.

Предлагаю вашему вниманию игры в которые вы можете поиграть дома с детьми. Они помогут при частых заболевания горла и носа.

«Бульканье»

Перед ребёнком на столике ёмкость, наполненная на треть водой, куда вставлена коктейльная трубочка. Взрослый, у которого есть тоже самое, показывает, как нужно правильно дуть через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое «бульканье». Он глубоко вдыхает носом и делает глубокий длинный выдох в трубочку. Получается долгий булькающий звук. Повторить 3 раза.

«Шарик»

Взрослый и ребёнок «надувают шары» широко разводя руки в стороны и глубоко вздохнув носом, выдувают в «шарик» - «ффф». Вдруг «шарик лопается» - хлопок в ладоши. Из шарика выходит воздух. «Шипи» - произносите, делая губы хоботком и складываете руки на коленях. Повторите 2-3 раза.

«Отбойный молоток»

Все мы видели отбойные молотки которыми вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого надо долго произносить звук «ддддд».

Играйте 3-4 мин.

Игры при заболеваниях сердечно – сосудистой системы.

«Пальчик о пальчик»

Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения.

- Пальчик о пальчик тук да тук (повторить 2 раза).

- Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (хлопать в ладоши)

- Ножками топай, топай! (повторить 2 раза)

- Спрятались, спрятались! ( закрыть лицо руками)

- Пальчик о пальчик тук да тук (повторить 2 раза)

Игры после перенесённых инфекционных заболеваний.

«Заинька – паинька»

Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни:

- Заинька поклонись, серенький поклонись, (кланяется в разные стороны)

  Вот так, вот сяк поклонись.

Заинька повернись, серенький повернись,

  Вот так , вот сяк повернись. (поворачиваются руки на поясе)

Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.

  Вот так, вот сяк топни ножкой.( топает по очереди каждой ногой)

 Взрослый следи за правильным выполнением движений. Наблюдает, чтобы не было  переутомления и сверх возбуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка проекта "Расти здоровым, малыш!"

методическая разработка "Расти здоровым, малыш!". целью разработки является формирование у детей потребности в здоровом образе жизни...

Расти здоровый малыш.

Данная презентация поможет малышам усвоитьправила ЗОЖ....

Тема проекта: РАСТИ ЗДОРОВЫМ, МАЛЫШ!

Педагогическая идея проекта раскрывается в словах В.А.Сухомлинского - «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, - говорил В.А.Сухомлинский – от жиз...

Конспект семинара-практикума "Растим детей здоровыми"

Ппредлагаю вашему вниманию конспект семина-практикума для родителей "Растим детей здоровыми". Материал будет полезен для воспитателей детских садов. Данный семинар-практикум был проведён с целью: Повы...

семинар- практикум «Растим творческую личность».

семинар- практикум «Растим творческую личность»....

Проект недели здоровья для детей средней группы на тему: "Расти здоровым малыш"

Целью проекта является формирования у детей основы здорового образа жизни....

Журнал "Расти, здоровым, малыш!" Использование сенсорных пособий и нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий.

В проекте раскрывается содержание работы по использованию сенсорных пособий и нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесбе...